Навигация по странице:
|
Вопросы к билетам по дисциплине. Вопросы к билетам по дисциплине Рисунок
Вопросы к билетам по дисциплине «Рисунок».
Рисунок. Определение и характеристика.
Рисунок как предмет, рисунок как произведение.
Материалы и инструменты графики. Материалы и инструменты применяемые в графике. Применение и особенности различных графических средств в зависимости от целей и задач, определяемых автором,
Линия. Штрих. Пятно. Понятия, свойства, характеристика. Качества данных выразительных средств.
Композиция. Компоновка в листе. Определение. Физиологическое обоснование правильного размещения элементов композиции в листе. Золотое сечение.
Композиция. Компоновка портрета. Определение. Особенности компоновки портрета. Масштаб, формат, размещение в зависимости от вида изображения (поплечный портрет, погрудный, в о весь рост, групповой, персональный, анфас, профиль, три четверти).
Композиция. Компоновка натюрморта. Масштабность, формат, композиционный и геометрический центр. размещение элементов композиции в листе, плановость.
Перспектива. Определение. Виды перспективы. Краткая характеристика прямой, обратной, сферической, перцептивной перспективы. Область применения различных видов перспективы.
Перспектива с одной точкой схода. Определение. Особенности изображения с одной точкой схода: элементов интерьера, экстерьера зданий, пейзажа.
Перспектива с двумя точками схода. Определение. Особенности изображения с двумя точками схода: элементов интерьера, экстерьера зданий, пейзажа.
Особенности перспективы в изображении человека. Особенности перспективы в изображении человека с разных точек зрения: выше линии горизонта, ниже линии горизонта; стоящего, сидящего, лежащего.
Набросок, зарисовка, эскиз. Определение, характеристика, сходство и различия между данными понятиями.
Логотип. Виды логотипов. Определение, характеристика. Требования к логотипу.
Пропорции головы человека. История развития представлений о правильном изображении человека. Золотое сечение. Современная система обучения рисованию человека.
Приемы передачи объема. Приемы передачи объема в рисунке натюрморта, человека, пейзажа, формальной композиции, декоративной композиции. Сравнительная характеристика используемых приемов.
Рисование лица человека. Пропорции. Возрастные изменения пропорций лица.
Изображение фигуры человека. Пропорции. Возрастные изменения пропорций фигуры человека. Приемы изображения фигуры человека.
Проектирование интерьера. Определение. Приемы и методы проектирования интерьера.
Выразительные средства графики. Материалы и инструменты. Изобразительные приемы.
Виды графики.
Шрифт. Определение. История возникновения шрифтов. Основные шрифты применяемые в рекламе.
Портрет. Виды портрета. Деление на виды в зависимости от количества изображенных, части фигуры. Жанры портрета.
Анималистический жанр. Определение и характеристика. Изображение животных. Способы и приемы рисования.
Шрифт. Определение. Основные требования к шрифтам. Шрифтовая композиция в рекламе.
Анализ произведения графики. Изобразительные и выразительные средства. Композиционный строй. Особенности реализации принципов композиции.
Особенности изображения гипсовых моделей. Особенности рисования гипсовых геометрических тел. Гипсовая голова. Слепки руки, ноги, носа, уха, губ, глаз. Компоновка в листе, последовательность рисования, способы и приемы.
Изображения натюрморта из предметов быта. Виды натюрморта. Плановость в натюрморте.
Моделирования и макетирования объектов дизайна. Способы моделирования.
Академический рисунок. Определение. Последовательность работы над академическим рисунком.
Стилизация в графике. Виды стилизации. Приемы и методы стилизации в графике.
Шарж.
терминология
изобразительное искусство
графика
рисунок
живопись
портрет
пейзаж
натюрморт
анималистический жанр
исторический жанр
батальный жанр
мифологический жанр
бытовой жанр
декоративное искусство
дизайн
композиция
контраст
нюанс
рисунок
академический рисунок
зарисовка
набросок.
эскиз
творчество
художественный образ
гармония
художник
изобразительные средства
средства художественной выразительности рисунка;
точка
линия
штрих
пятно
контур
тон
тоновая растяжка.
абрис
фактура
пропорции
Перспектива
Ритм
Силуэт
Светотень
эстамп
линогравюра
ксилография
Оптические иллюзии
Конструкция предмета
Графические материалы
Типичность
§ 1. ВИД ГРАФИКИ
Самые разные по своему характеру и назначению изображения, выполненные различными художественными материалами, называют рисунками. Не
только в произведениях искусства, но и в самых разных видов деятельности
рисунок играет важную роль. Например, надо зарисовать какие-либо детали,
графически ясно выразить свою мысль и Т.П.
Архитектурные и дизайнерские проекты, иллюстрации в художественных
книгах и учебниках, различные элементы оформления научных трудов, карикатуры в журналах и газетах, эскизы моделей костюмов, наброски и разработанные композиции, зарисовки и схемы орнаментов, а также многие другие изображения можно объединить словом рисунок.
Рисовать можно графитным карандашом на бумаге и картоне, углем на
стене, фломастером на стекле, тушью и пером на ткани, краской на холсте,
золотом на металлическом подносе, палочкой на песке, карандашом на лице
и другими материалами.
Рисунок можно процарапать на глиняной посуде, вырезать по дереву, вы-
шить на одежде, выложить металлической проволочкой в ювелирном украшении, выковать- в чугунном кружеве решеток, сплести из ниток или прутьев. Все это возможно потому, что в основе этих декоративных изображений - Совокупность линейных элементов.
Рисунок помогает художнику в изучении натуры и постижении секретов ее
изображения на плоскости или на объемном предмете, в декоративной пере-
работке натурных объектов, при воспроизведении жизненных наблюдений и
фантастических идей, сюжетов.
Рассматривая наскальные рисунки первобытных людей, фрески и рельефы
древнеегипетских храмов, древнегреческую вазопись, портреты древних римлян, средневековые витражи и книжные миниатюры, живописные полотна
эпохи Возрождения, изделия прикладного искусства различных эпох, авангардную графику хх столетия, можно говорить о рисунке как основе всех этих
изображений. Ведущая роль в них принадлежит линии. В чем же состоит неповторимая привлекательность рисунка? Какова его роль в развитии пластических искусств?
В этом параграфе рисунок рассматривается как вид графики и как самостоятельное явление искусства.
Графика - вид изобразительного искусства, который включает рисунок, и
печатные художественные изображения: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и
другие, основанные на искусстве рисунка, но имеющие собственные выразительные средства.
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде.' Про изведения печатной трафики могут
воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах -
штампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок - основной вид графики. Как правило, графическое изображение
выполняется 'на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы сделать графический рисунок. В других случаях он может использовать такие сложные приспособления, как печатный станок, литографские камни, резцы(штихели)
линолеума или дерева и многое другое. .'. . . .
Изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формой -доски из металла, дерева или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисунком, называется гравюрой. В этом случае рисунок выиояняется специальными резцами (штихелями) или вытравливается кислотой (в офорте).
Различают гравюру для высокой печати и для глубокой. . ".". "
При высокой печати (гравюра на" дереве - ксилография, линогравюра)
Краску накатывают на поверхность доски, ее выступающие части, с которых и
печатают черным (или каким-нибудь другим) цветом, в углубления краска не
падает. К этому виду печати относится и гравюра на картоне: изображение
склеивается из кусочков картона и становится выпуклым ..
В процессе глубокой печати (гравюра на металле - офорт) краску затирают в глубь штриха, выступающие. части дают светлый тон, а углубленные
штрихи - темный.
К гравюре относят и литографию, которая -является оттиском рисунка,
нанесенного на специально обработанный литографский камень (используется в плоской печати). • .,.
Как правило, цветные гравюры печатают с нескольких досок, каждая из
которых служит для одной краски. Один лист бумаги последовательно прокатывают через эти доски, чтобы получить необходимые чистые и смешанные цвета. литографии при цветной печати для каждой краски подготавливают свой камень. Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками.
Рассматривая гравюру или рисунок, чаще всего мы видим небольшой по
размеру лист бумаги, на который нанесены какие-либо точки, штрихи, линии или пятна. Поверхность, как правило, не бывает закрыта полностью. Рисунок И гравюра воспринимаются одновременно и как условное отображение
мира, и как реальный предмет - лист 'бумаги с нанесенным на него изображением. При этом само изображение также воспринимается и как конкретное изображение, и как сочетание линий и пятен на поверхности бумаги.
Термин «графика» первоначально употребляли применительно только к
письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с
графикой, Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале
XX в., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих,
контур, пятно, тон. Активно участвует в создании общею впечатления и белый
лист бумаги. Добиться выразительности рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применения в графике цвета.
Графическое произведение в отличие от живописного, где цвет играет
главенствующую роль, также может быть цветным, но характер применения
цвета здесь совершенно иной. Цвет подчиняется особенностям изображения,
присущим рисунку. Художник именно рисует художественными материала-
ми, поэтому не имеет значения - акварель это или гуашь, цветные карандаши или пастель. Формы и пространство строятся преимущественно с помощью линий, штрихов и пятен, открытые участки фона могут разрушать
непрерывность изображения.
Однако даже традиционными графическими материалами, например, такими, как сангина и уголь, соус и сепия, чернила и тушь, можно достигнуть
интересных живописных эффектов, особенно на цветном или тонированном
фоне. Мир рисунка бывает очень богатым по цвету.
Любое изображение в достаточной мере условно, однако в графике условность цвета особенно велика. Использование цвета не меняет отношение изображения к поверхности бумаги. Обычно при меняют ограниченное количество цветов, которые образуют сближенную цветовую гамму и сохраняют условность изображения. В рисунке цвет не имеет того организующего значения, как в живописи, .его роль скорее вспомогательная.
Кроме этого, очень многим произведениям графики и живописи свойственен переходный характер, то есть их можно отнести как к одному, так и
к другому виду изобразительного искусства.
Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то к одному, то к другому
виду искусства, в зависимости от того, каково назначение произведения, в
какой степени используется цвет, что художник предпочитает использовать -
линию или пятно.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение
изображаемого предмета к' пространству. Чистый белый фон листа, проступающий под красочным слоем или не занятый изображениями, условно воспринимается как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение на чистой странице воспринимается в
пространстве интерьера, улицы, пейзажа - в соответствии с текстом, а не на
снежном поле.
Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую значимость графического изображения, рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и
беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность. Быстрые штрихи могут запечатлеть неповторимость уходящего мгновения.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт,
исторический жанр и др.), ее возможности изображения и образного истолкования мира практически неограниченны.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, плакат (афиша), прикладная графика (графический дизайн), компьютерная графика.
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как
правило, рисунки, не имеющие прикладного назначения, а также печатная
графика (эстамп, лубок). Графические листы можно легко переносить с места
на место, они могут быть· предназначены не только для выставки, но и для
Украшения интерьеров жилых и общественных зданий.
Специфическими видами в станковой графике является лубок, а в газетно-журнальной - карикатура. Художественное оформление газет и журна-
лов связано с текстом, так же как в книжной графике, и выдерживается в
едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная и газетно-журнальная графика.
В древних рукописных книгах рисунки выполняли и раскрашивали вручную.
Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.
Все элементы книжного оформления - и расположенные внутри книги, и
внешние - создают целостное произведение искусства. Художник определяет
размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста),
разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль худож-
ников-иллюстраторов, работающих над элементами внешнего оформления
книги (суперобложка, переплет или обложка), над форзацем и другими эле-
ментами внутреннего оформления книги (авантитул, титульный лист, шмуц-
титул, иллюстрации).
Плакат, или афиша, - это, как правило, живой отклик на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.).
Выделяют плакаты политические; спортивные, экологические, рекламные,
сатирические, просветительские, театрально-зрелищные и др. Плакат - ла-
коничное броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как
правило, сопровождается текстом. Нередко плакаты выполняются не только
графическими, но и живописными средствами. Многие плакаты делают в
единственном экземпляре для выставки или для оформления улиц. Совре-
менный плакат обычно полиграфическое воспроизведение созданного ху-
дожником оригинала. Специфика художественного языка плаката определя-
ется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь
среди разнообразных средств информации. Плакат воздействует ярким,
условным, лаконичным графическим и цветовым строем, декоративной вы-
разительностью.
Цветовое решение плаката имеет принципиальное значение. Как прави-
ло, используется ограниченное количество цветов. Художник создает осо-
бый колорит, уравновешивая цвета не только изображения, но и шрифта.
В плакатном искусстве огромная роль принадлежит символике цвета, силе
его эмоционального воздействия.
Специфические средства плаката: плоскостное изображение, общепонят-
ные Символы, изобразительные метафоры, эффектное сопоставление обра-
зов, масштабов, точек зрения, степеней условности, обобщенные, а подчас и
саТирические образы.
Плакат широко использует силуэты, экспрессивные формы, контуры и
фотографический материал. Плакаты выполняются в агитационных, полити-
ческих, рекламных, учебных целях. В последнее время широкое распространение
получили экологический, кинорекламный, театральный, спортивный плакаты.
К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные
календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое
Другое. Этикетки на различных упаковках - это тоже прикладная или про-
мЫшленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение,
Помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров,
украшает наш быт.
В настоящее время промышленную графику относят к графическому дизай-
ну. Кроме этого, разнообразные оформительские работы, особенно в области рекламы, разработку графического стиля учреждения также причисляют
к графическому дизайну. Графический стиль какой-либо фирмы Включает
создание знаков, шрифтов и прочего оформления для буклетов, бланков,
этикеток, визиток и других документов. Здесь важно то, как шрифт сочета-
ется с изображением и как все это вместе создает имидж фирмы.
Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся Линий, объемных элементов, узоров,
цветовых пятен на экране дисплея, а затем полученные изображения выводят
на принтере. Способность графики быстро откликаться на актуальные собы-
тия, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия
для возникновения все новых видов графики.
Рисунок как вид графики занимает особое положение в мире изобрази-
тельного искусства, так как рисунок - структурная основа любого изображе-
ния: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок _ средство познания и изучения действительности.
Многочисленные виды рисунка различаются по технике, методам и харак-
теру, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может Служить учебным, вспомогательным целям, участвовать в создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.
Самостоятельное значение имеет станковый рисунок - выполненное на
мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработан-
ное художественное произведение. Это могут быть рисунки различных жанров:
портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др. Темы
для рисунков подсказывают сама жизнь, история или фантазия.
Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро вы-
полненных разнообразными художественнымв материалами набросках и за-
рисовках.
Подготовительный рисунок необходим при создании живописных поло-
тен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначаль-
ный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору
необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать про-
порции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптур-
ного рельефа начинается с рисунка.
Академический рисунок - многочасовую работу с подробной передачей кон-
струкции и светотени объектов - выполняют слушатели Академии художеств
и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения
сложилась с конца XVI в. и, как правило, включает копирование «оригина-
лов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем с
живой натуры.
Учебный рисунок включает рисование с натуры, рисование по памяти и
воображению. Он составляет основу художественного образования. Например, для рисования с натуры предлагаются разнообразные геометрические тела,
Гипсовые орнаменты, натюрморты, объекты мира техники и природы. Не
только с натуры, но и по памяти рекомендуется рисовать фигуру человека,
пейзаж, архитектурные постройки и др. Воображение помогает запечатлеть
невиданные края и фантастические образы. Как правило, учебные задания по
Рисунку соответствуют программным задачам, их выполняют по мере нарас-
тания сложности под контролем педагога.
Искусство рисунка, как и любое другое искусство, создается с помощью
особого языка. Им необходимо овладеть, чтобы наилучшим образом пони-
мать рисунок и научиться рисовать. В воплощении замысла художника, как
правило, участвуют все элементы рисунка.
Реалистический рисунок обладает свойством наглядности, так как легко узнаются нарисованные цветы, деревья, животные и люди. Тем. не менее изображение это не сам реальный объект, а созданный художником образ,
условный знак щи символ. Давайте рассмотрим, С.помощью каких выразительных средств он создается. ., ..
Художественно-выразительные средства рисунка: линия, пятно, ,ритм, контраст, симметрия или асимметрия, пропорции, 'юн, свето-тень. Кроме этого, художнику необходимо заботиться о выразительности штрихов, конту-
ров; силуэтов. Не следует принижатъ значение цвета в рисунке. для создания образа графического произведения также важны различные способы передачи пространства на плоскости.
Все эти средства могут использоваться в рисунке одновременно; но художник волен 'Отдавать предпочтение одному-двум из них.
В творчестве художника всегда проглядывает некая' постоянная величина. -Мы неизменно догадьrваемся, что эта величина есть личность художника, которая разнообразно проявляется в его творчестве.' .
Благодаря рисунку, мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому, Почерк художника' отражает его .душевное состояние.
Личность художника; его отношение к миру, темперамецт,:вкус, движение руки всегда отражаются в его творчестве, создают неповторимый стиль, 'творческий почерк, по которому псоиэведенав легко узнаются.
С помощью. одних и тех же средств: линии, штриха, пятна, тона художники передают свое восприятие мира. Все зависит от того, как
художник использует эти средства художественной выразительности, как 'он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции берет светлое и темное, как передает пространство и др.
Главное выразительное 'средство рисунка линия. Она запечатлевает неуловимые мгновения жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и барха-
тистой. Благодаря большинству графических материалов линия может быть предельно разнообразной. Линия передает не только характер изображаемого предмета, 'но и эмоциональное состояние самого художника, поэтому она
может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой и т. п. Сколь разнообразна эмоциональная «палитра-линии, можно увидеть на рисунках известных мастеров.
Например, А.Матисс широкими спокойными линиями рисует абрис женского лица.
Плавная и спокойная, гармоничная линия, проведенная уверенной рукой, говорит о творческом благополучии автора. Рисунки Ван Гога, П.Филонова, М.Врубеля отличает нервное восприятие мира, но сколь различна линия у этих мастеров: взволнованно-яркая У Ван Гога, жесткая и яростная у Филонова, трепетно-прерывистая у Врубеля.
Тонкий артистический рисунок В. Серова благодаря изысканной линии передает божественную красоту женских образов.
П. Пикассо умел создать выразительные и запоминающиеся 'Образы минимальными средствами. Он использовал не только разнообразную линию, но и пятно.
Давайте подробнее. рассмотрим богатство выразительных средств рисунка на при мере творчества замечательного русского художника-графика Д.И.Митрохина. Контур, линия, штрих, цветовое пятно - вот оружие худож-
ника. Он владеет им виртуозно. Основой изображения он считал внешние и внутренние контуры предметов, потому что контур ограничивает форму, выделяет силуэт из пространства, объединяет группу предметов, закругляет края или подчеркивает структуру объекта и т. д. '
Через линию художник проявляет свой темперамент и свои переменчивые настроения. Гибкими, мягкими изогнутыми или волнистыми линиями выражено дыхание природы. Предметы реального мира художник изобра-
жает просветленными, прозрачными, легкими, хрупкими, как истинные драгоценности. Штрих, разнообразно направленный, уве-
ренный, определенный, образует сложные переплетения, уплотняя этим поверхность рельефа. Это едва ли не главный элемент поэтики Митрохина. Цвет обычно точно положен, Контрастен или тонко сгармонирован, что
ТОлько усиливает выразительность рисунков. Почти всегда в натюрмортах Митрохина отдельные объекты образуют узел, клубок форм, имеющий один силуэт. Соединяясь, они создают новую форму, оставаясь при этом простыми предметами.
Художник видит мир как часть пространства, но может и сознательно подчеркнуть плоскость листа. Образуется сложная взаимосвязь предмета и фона, последний часто остается белым. Предметы рельефными сделать
легче, чем пустоту, фон делать тяжелыми, насыщенными, осязаемыми. Особое мастерство художника проявляется в том, что он очень хорошо «задвигает» предмет за предмет и «вкладывает» предмет в предмет.
Рисунки Митрохина отличаются безукоризненной точностью. В его работах мы всегда узнаем зоркий глаз и твердую руку, ни одна деталь не ускользает от внимания художника. Знакомые предметы поражают нас новизной и необычностью. Мы заново открываем для себя мир. Все очень характерно, и нет иллюзорного подражания натуре.
Вот рисунок «Рыба» (1972 г.). Это рыба, но это еще и какая-то фантастическая форма, это как бы рельефный материк с заливами и бухтами, горами и плоскогорьями, вот явная выпуклость, а здесь впадина.
Поражает материальность предметов и та легкость, тот минимум средств, которыми это достигается! Вы чувствуете тяжесть граненого стекла, шероховатость сухой рыбы, нежность весенних цветов, твердость грецкого ореха, сочность плодов земли. Мертвая натура на рисунках мастера становится живой! Предметы одухотворены, даже очеловечены, кажется, что
они шевелятся, переплетаются, разговаривают друг с другом. Митрохин стремился создавать рисунки законченные, как кристаллы, а
главное - живые. Процесс рисования Митрохин сравнивал с процессом путешествия в глубь кристаллов.
Митрохин владел многими графическими материалами и техниками, использовал гравюру, литографию, резец, тушь и перо, цветные карандаши, акварель. Он любил работать графитным карандашом, подкрашивать рисунки акварелью.
Внимательно рассмотрите работы мастера, откройте для себя их выразительные средства, и тогда вы сможете стать «участником увлекательного путешествия в глубь митрохинских кристаллов» 1.
Ответьте на вопросы u выполните задания
Дайте определение понятию «рисунок».
Назовите виды графики. Коротко расскажите о каждом из них.
Какие виды плакатов и афиш вы знаете?
Что входит в промышленную графику?
Какие виды рисунка вы знаете в зависимости от их назначения?
Как различают рисунки по продолжительности их выполнения?
Каково назначение учебного рисунка?
Назовите выразительные средства рисунка, охарактеризуйте их.
|
|
|