Навигация по странице:
|
3 - Лексическая стилистика. Лексическая стилистика в процессе формирования навыков грамотной речи
-
Лексическая стилистика в процессе формирования навыков грамотной речи.
Лексическая стилистика – это раздел науки о языке; лексический означает словарный (этот термин в переводе с греческого означает «относящийся к слову»). Лексическая стилистика дает оценку использованию слова в различных ситуациях, определяет, насколько оправдано его применение в каждом конкретном случае, выявляет ошибки в словоупотреблении и учит их исправлять.
Перечень наиболее распространенных в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приведен в таблицах 1 и 2.
Таблица №1
№
|
Вид ошибки
|
Примеры
|
1.
|
Употребление слова в несвойственном ему значении.
|
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
|
2.
|
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.
|
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
|
3.
|
Неразличение синонимичных слов.
|
В конечном предложении автор применяет градацию.
|
4.
|
Употребление слов иной стилевой окраски.
|
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
|
5.
|
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов.
|
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
|
6.
|
Неоправданное употребление просторечных слов.
|
Таким людям всегда удается объегорить других.
|
7.
|
Нарушение лексической сочетаемости.
|
Автор увеличивает впечатление…
Автор использует художественные особенности.
|
8.
|
Употребление лишних слов, в том числе и плеоназм.
|
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный.
|
Таблица №2
№
|
Вид ошибки
|
Примеры
|
1.
|
Ошибочное словообразование.
|
Трудолюбимый
Надсмехаться
|
2.
|
Ошибочное образование формы существительного.
|
Многие чуда техники
Не хватает время
|
3.
|
Ошибочное образование формы прилагательного.
|
Более интереснее, красивше
|
4.
|
Ошибочное образование формы числительного.
|
С пятистами рублями
|
5.
|
Ошибочное образование формы местоимения.
|
Ихнего пафоса, ихи дети
|
6.
|
Ошибочное образование формы глагола.
|
Они ездиют, хочут
Пиша о жизни природы
|
7.
|
Нарушение согласования.
|
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
|
8.
|
Нарушение управления.
|
Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей
|
9.
|
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
|
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
|
10.
|
Нарушение способа выражения сказуемого.
|
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
|
11.
|
Ошибки в построении предложения с однородными членами.
|
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
|
12.
|
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
|
Читая текст, возникает такое чувство…
|
13.
|
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
|
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
|
14.
|
Ошибки в построении простого и сложного предложения.
|
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
|
15.
|
Смешение прямой и косвенной речи.
|
Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.
|
16.
|
Нарушение границ предложения.
|
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
|
1.1Лексическая сочетаемость.
Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи мы употребляем слова не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость.
При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь смотрим на их лексическое значение.
Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки? Нет, конечно. Такого не бывает и не может быть: мы специально для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. Такое явление называют семантической несочетаемостью слов. Определение семантический образовано от слова семантика – так называют смысловую сторону языковых единиц. Например, семантика слова апельсин указывает на то, что это сочный плод с оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозеленом дереве; так называют и само это дерево. Но ни плоды, ни деревья цитрусовых не бывают фиолетовыми, поэтому наше определение не подходит к этим существительным.
Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими. Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными (глубокое молчание), но «запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).
Лексическая сочетаемость нередко вступает во взаимодействие с грамматической. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным (встретил друга), у вторых – с именительным (встретил поезд). При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).
Все слова с точки зрения сочетаемости можно разделить на две группы: для одних сочетаемость с другими словами, уточняющими их значение, обязательна (вдохнуть что? – воздух, кислород, запах; впадать куда? – в озеро, в Волгу; гордиться кем? чем? – другом, успехами; одержать что? – победу), для других – необязательна (ночь, победа, дышать, жить). Слова, имеющие необязательную сочетаемость, могут употребляться как с другими словами, так и отдельно: ночь, темная ночь, настала ночь; победа, блестящая победа, победа завоевана.
Нарушение лексической и грамматической сочетаемости является речевой ошибкой.
Тренировочные упражнения.
№1.Подчеркните сочетание слов, содержащих стилистическую ошибку. Дайте правильный вариант.
1.Вода у нас всегда несчитана была.
2.Именно при нем расцвела финансовая пирамида.
3.Композиторский зал едва смог вместить необъятное количество гостей.
4.Как сообщили в милиции, мальчик обвязал лицо тряпками и ворвался в магазин с ножом наперевес.
№2.Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.Новый фильм обречен на успех у самых широких кругов публики.
2.Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить.
3.Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.
4.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.
5.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.
6.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.
|
|
|