|
Введение в языкознание. Методические рекомендации для студентов факультета лингвистики Челябинск Издательство юургу 2003 ббк я7
Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра общей лингвистики
Ш.я7
Т865
«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
Учебная программа и методические рекомендации
для студентов факультета лингвистики
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
2003
ББК Ш1.я7
Турбина О.А. Введение в языкознание: Учебная программа и методические рекомендации для студентов факультета лингвистики. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. – 22 с.
Методическая разработка содержит программу курса «Введение в языкознание» и рекомендации к ней, включающие пояснительную записку и список литературы. Материал тематически сгруппирован в 19 разделов, где приводятся темы лекций, планы семинарских занятий и вопросы для самостоятельной подготовки студентов. Программа предназначена для студентов лингвистических специальностей 021800 – «Теоретическая и прикладная лингвистика», 022600 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 022900 – «Перевод и переводоведение».
Список литературы – 42 назв.
Одобрено учебно-методическим советом факультета лингвистики
Рецензенты:
д.фило.н., профессор Л.А. Нефедова.
к.филол.н., доцент А.Ф. Присяжная.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Введение в языкознание» предназначен для студентов факультета лингвистики, читается в 1 семестре, и включает 76 аудиторных часа, из которых 36 часов – лекции, 40 – часов семинарские занятия. Кроме аудиторных занятий учебным планом предусмотрена также самостоятельная работа в объеме 72-х либо 154-х часов для студентов разных специальностей.
Дисциплина «Введение в языкознание» является вводной теоретической дисциплиной в программе специальностей 021800 – «Теоретическая и прикладная лингвистика», 022600 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 022900 – «Перевод и переводоведение». Она открывает сквозной курс общей лингвистики (теоретической и прикладной) в специальности 021800, содержащий «Историю лингвистических учений», «Основы общего языкознания», «Сравнительно-историческое языкознание», «Общую фонетику», «Лексикографию», «Общую грамматику» (морфологию и синтаксис), «Семантику», «Дискурс», ряд спецкурсов и дисциплин по прикладной лингвистике. В программе специальностей 022600 и 022900 «Введение в языкознание» предваряет сокращенный курс общего языкознания (история лингвистических учений и основы общего языкознания) и серию теоретических дисциплин частных лингвистик (теория основного и второго иностранного языков). Этим определяются основные задачи данного курса:
-
познакомить студентов с языкознанием как с отраслью науки и учебной дисциплиной;
подготовить студентов к изучению теоретических дисциплин общей и частной лингвистики;
сформировать у студентов первое представление об основных общих проблемах, которые занимают лингвистику с древнейших времен и до наших дней;
в общих чертах познакомить с понятийно-терминологическим аппаратом (с метаязыком) лингвистики;
дать общее представление об объекте лингвистики (языке), о его единицах, структурах и ярусах;
познакомить с основными методами лингвистического анализа и направлениями развития современной лингвистики.
Предлагаемая программа курса «Введение в языкознание» строится с учетом определенных начальных знаний студентов: основательной подготовки по русскому языку, владения иностранным языком (максимум в рамках программы средней школы), начальных знаний одного древнего языка (латинского), преподавание которого ведется параллельно данному курсу.
Курс панируется следующим образом: вначале вычитываются лекции, затем проводятся семинарские занятия.
Количество часов, отводимых на самостоятельную работу, различно для студентов разных специальностей. Это объясняется тем, что программа специальности 021800 включает более расширенное знакомство с прикладной лингвистикой. Участие преподавателя (лектора или ассистента) в самостоятельной работе студентов осуществляется в форме еженедельных индивидуальных консультаций и на семинарских занятиях в процессе проверки знаний, полученных студентами самостоятельно.
Контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена.
Предлагаемый комплект «Методических рекомендаций» содержит:
-
Полный учебный план с указанием тем и количества часов, отводимых на лекционные и практические занятия по каждой теме.
Планы семинарских занятий с перечнем вопросов для подготовки к ним.
Перечень вопросов для самостоятельного изучения. Вопросы, отмеченные астериском, предназначены только для студентов специальности 021800.
Списки литературы к каждой теме.
Список экзаменационных вопросов.
Общий список литературы.
Тема 1.ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ И КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
Лекция 1(2 часа)
Семинар 1(2 часа)
Объект и задачи общего языкознания.
«Поля» членения лингвистики.
Понятие о языке вообще и языковых универсалиях.
Языкознание в системе наук.
Самостоятельная работа (4 часа)*
Проблема языковых универсалий в лингвистике.*
Номенклатура и развитие языковых универсалий.*
Литература
Зарубежная лингвистика. Языковые универсалии. – М.:Прогресс, 1999. – с.118-208.*
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.:Высшая школа, 1974.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.
Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.
Общее языкознание. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1987.
Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.*
Хроленко А.Т. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1989.
Широков О.С. Введение в языкознание – М.: МГУ, 1985.
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА
Лекция 2 (2 часа)
Семинар 2 (2 часа)
Антропогенез и происхождение языка.
Логосическая теория происхождения языка.
Гипотеза общественного договора.
Теория “звукоподражания”.
Социальная теория происхождения языка.
Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.
Самостоятельная работа (2 часа)*
Нетрадиционные и фантастические гипотезы происхождения языка и степень их достоверности.*
Литература
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». –М.: Высшая школа, 1985.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание – М.: Просвещение, 1991.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.
Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.
-
Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М: Наука, 1976.
Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.*
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975.
Тема 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Лекция 3 (4 часа)
Семинар 3(2 часа)
Понятие о генеалогической классификации; праязык как историческое понятие.
Языки мира и теория моногенеза: «за» и «против».
Модели генеалогических классификаций.
Распад праязыка; эволюция и смешение языков.
Понятие о типологической классификации.
Морфологическая классификация языков.
Синтаксическая классификация языков.
Прочие типологические классификации.
Самостоятельная работа (8 часов*; 2 часа)
Фонетическая типология.*
Современные языковые семьи на территории Европы.
Типология европейских языков.*
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Лосев А.Ф. Знак.Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.*
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., ВШ, 1987.
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.
Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999*.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА
Самостоятельная работа(12 часов*; 6 часов)
Семинарское занятие 4(2 часа)
Акты общения и языки.
-
Номенклатура языков: а) родные и неродные языки; б) понятие билингвизма; в) понятие языковой непрерывности*; г) койне, языки-пиджины и креольские языки.
Язык в свете истории культуры: а) бесписьменные языки; б) письменные языки; в) литературные языки и национальные литературные языки; г) языки межнационального общения*; искусственные языки*.
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Маслов Ю.С. Введение языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.
Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Амалфея, 2000.
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.
Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 5. РАЗВИТИЕ ПИСЬМА
Лекция 4 (2 часа)
Семинар 5 (2 часа)
Пиктографическое письмо.
Идеографическое письмо.
Виды фонетического письма.
Развитие письма.
История алфавита.
Принципы орфографии.
Самостоятельная работа(8 часов*)
Проблемы реформы орфографии*.
Стенография*.
Транскрипция*.
Литература
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Кочергина В.А. Введение в языкознание. – М.: Наука, 1976
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.
Тема 6. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА: ЯЗЫК И РЕЧЬ
Лекция 5(2 часа)
Семинар 6(2 часа)
Формы существования языка.
Язык в своем противопоставлении речи.
Единство языка и речи.
Единицы языка и единицы речи.
Самостоятельная работа(8 часов)*
Речевая деятельность.*
Понятие об актах вербализации и концептуализации.*
Литература
Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.*
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. – М.: Наука, 1976
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985
Общее языкознание. формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Тема 7. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА
Лекция 6(2 часа)
Семинар 7 (2 часа)
Различие между понятиями «система» и «структура» языка».
Знаковая природа языка.
Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.
Язык как открытая система. Место системы языка среди других систем.
Самостоятельная работа(8 часов*; 4 часа)
Язык – мир.
Язык – общество (культура).
Язык – человек (личность).
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.
Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М.: Наука, 1990.*
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.
Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Алфея, 2000.
Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука, 1978.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.
Тема 8. ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ
Самостоятельная работа(16 часов*; 8 часов)
Семинарское занятие 8(2 часа)
Языковой знак в системе знаков.
Структура языкового знака: а) понятие об означаемом и означающем; б) структура означаемого: понятие о денотате, референте, сигнификате языкового знака; в) понятие о коннотате (коннотации).
Свойства языкового знака: понятие об асимметрии языкового знака.
Типы знаков (индексы, символы, иконические знаки).*
Типы знаковых систем и их отношение к естественному языку.*
Естественные и искусственные языки.*
Проблемы моделирования языков.*
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа., 1974.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Семиотика: Антология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001.*
Соссюр Ф.де. Заметки по общей лингвистике. – М.: Прогресс, 2000.*
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.
Тема 9. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Лекция 7 (2 часа)
Семинар 9 (2 часа)
Понятие функции языка. Представление проблемы функций языка в концепциях различных ученых.
Коммуникативный, когнитивный и эмотивный аспекты языка и связанные с ними функции языка.
-
Различия между функциональными аспектами языка, функциями языка и функциональными целями и задачами языка.
Функции речи и отличие их от функций языка.
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.
Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Тема 10. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА
Лекция 8 (2 часа)
Семинар 10 (2 часа)
Функционирование, развитие и история языка.
Понятие о синхронии и диахронии.
Внутренние законы развития (традиции и тенденции).
Внешние законы развития языка.
Внешняя и внутренняя история языка. Методы ее изучения (понятие о синхронных срезах и диахронических исследованиях).
Самостоятельная работа(6 часов*; 2 часа)
Источники языковых изменений.*
Мертвые языки.
Литература
-
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
-
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
-
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.
-
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
-
Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.
-
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
-
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
-
Скрелина Л.М. Некоторые вопросы развития языка. – Минск: БГУ, 1073.
Тема 11. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
Лекция 9 (2 часа)
Семинар 11(2 часа)
Биологическая основа языка и сознания.
Языковое и неязыковое (вербальное и невербальное) мышление.
Единицы языка и единицы мысли.
Язык и языковое сознание.
Языковое сознание и картина мира.
Самостоятельная работа(8 часов*; 4 часа)
Что было раньше: язык или мысль?
Факторы сознательного в языке: языковое знание, языковая политика (процессы нормализации, кодификации и др.).*
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.
Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и в языке. – М.: Наука, 1990.*
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.
Михайлов В.А. Смысл и значение в системе речемыслительной деятельности. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1992.*
Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988.*
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М.: Наука, 1988.*
Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.
Турбина О.А. Формирование французского классического предложения: системный и структурный аспекты. – Челябинск: Издательство ЧелГУ, 1994.
Тема 12. ФОНЕМАТИКА И ФОНОЛОГИЯ
Лекция 10 (2 часа)
Семинар 12 (2 часа)
Существование фонетики и фонологии.
Акустический аспект изучения звуков.
Анатомо-физиологический аспект изучения фонетики.
Фонетическая классификация звуков речи.
Учение о фонеме: Московская и Ленинградская (Петербургская) фонетические школы.
Слог и фонетическое ударение.
Интонация и просодия.
Самостоятельная работа(8 часов)*
Основные виды фонетических процессов.*
Понятие о прикладной фонетике.*
Методы и приемы экспериментальной фонетики.*
Литература
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики-фонологии. Грамматика. – М: МГУ, 1991.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.
Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999.*
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 13. ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Лекция 11 (2 часа)
Семинар 13 (2 часа)
Лексика, лексикология и семасиология.
Определение слова; признаки свойства слова.
Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова.
Слово и понятие.
Многозначность.
Этимология.
Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.
Самостоятельная работа (8 часов*; 6 часов)
Фразеологизмы: признаки и свойства; классификация фразеологизмов.*
Терминология.
Лексикография.
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.
Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., Наука 1978.
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Уфимцева А.А. Лексическое значение. – М.: Наука, 1986.*
Тема 14. ГРАММАТИКА. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА
Лекция 12 (2 часа)
Семинар 14 (2 часа)
Лексическое и грамматическое значение.
Понятийные и грамматические категории.
Понятийная субстанция и грамматическая форма языковой единицы и системы языка в целом.
Уровни грамматики языка и их единицы.
Самостоятельная работа (10 часов*; 6 часов)
Понятие морфемы.
Морфема и морф.*
Морфема и словоформа.*
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука 1978.
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.,:Просвещение, 1985.
Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 15. ЧАСТИ РЕЧИ
Лекция 13 (2 часа)
Семинарское занятие 15 (2 часа)
Традиционная классификация частей речи (история вопроса).
Преимущества и недостатки лексико-семантического морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.
Универсальные свойства частей речи.
Система имени (понятийная субстанция и грамматическая форма).
Система глагола (понятийная субстанция и грамматическая форма).
Генезис частей речи.
Функции частей речи (части речи и члены предложения).
Самостоятельная работа: (8 часов*; 6 часов)
Основные грамматические и понятийные категории имени в языках мира.
Основные грамматические и понятийные категории глагола в языках мира.
Литература
-
Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.*
-
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
-
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Тема 16. СЛОВО И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Лекция 14 (2 часа)
Семинар 16 (2 часа)
Проблемы границы слова.
Слово как единица морфологии и синтаксиса.
Синтаксическое и аналитическое слово (слово и синтагма).
Словосочетание.
Этапы морфологизации синтаксической конструкции.
Самостоятельная работа (8 часов*; 6 часов)
Синтетические и аналитические словоформы.
Морфология и синтаксис.
Место синтаксиса в теории описания языка.*
Литература
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Тема 17. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Лекция 15 (2 часа)
Семинар 17(2 часа)
Виды словосочетаний. Семантическая и синтаксическая структура словосочетания.
Предикация и номинация.
Семантическая и синтаксическая структура предложения.
Основные категории предложения.
Простое, осложненное и сложное предложение.
Самостоятельная работа (12 часов*; 6 часов)
Основные синтаксические единицы.
Синтаксические отношения и их типы.
Синтаксическое членение предложения.*
Предложение и высказывание.*
Сверхфразовое единство и текст.*
Литература
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М.: Наука, 1985.*
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Турбина О.А. Формирование французского классического предложения: Системный и структурный аспекты. – Челябинск, Издательство ЧелГУ, 1994.
Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 18. МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Лекция 16 (2 часа)
Семинарское занятие 18(2 часа)
Метод и методика в языкознании.
Описательный и структурный методы.
Сравнительно-исторический и исторический методы.
Сопоставительный и типологический методы.
Точные методы в лингвистике.
Самостоятельная работа (6 часов*; 2 часа)
Психологические методы в лингвистике.*
Стилистический метод в лингвистике (лингвистическая и литературоведческая стилистика).
Литература
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: Издательство БГУ, 1978.
Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петразаводск: Издательство государственного университета, 1995.
Тема 19. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ
Лекция 17 (2 часа)
Семинарское занятие 19 (4 часа)
Понятие о лингвистической школе, лингвистических направлениях и лингвистической дисциплине.
Логическое направление в языкознании.
Психологическое направление в языкознании.
Сравнительно-иторическое языкознание.
Младограмматическое направление.
Ф. де Соссюр как основатель современной лингвистики.
Основные направления структурализма.
Русские лингвистические школы.
Когнитивная лингвистика.
Самостоятельная работа(14 часов)
Развитие идей языкового универсализма в разные эпохи.
Современное представление о языковом универсализме.
Лингвистические направления, развивающиеся на стыке с другими науками.
Литература
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии: Учебное пособие. – М., РУДН, 2003.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.
Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: Издательство БГУ, 1978.
Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петразаводск: Издательство государственного университета, 1995.
Теория языка. Методы его исследования и преподавания. – Ленинград, Наука, 1981.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Наиболее распространенные теории, объясняющие происхождение языка.
Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.
Генеалогическая классификация; праязык как историческое понятие.
Виды типологической классификации.
Доалфавитный период в истории письменности.
Разновидности фонетического письма. История алфавита.
Язык и речь. Единицы языка и единицы речи.
Знаковая природа языка. Структура языкового знака.
Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.
Понятие функции языка и функции речи.
Функционирование, развитие и история языка.
Внутренние и внешние законы развития языка.
Биологическая основа языка и сознания.
Языковое сознание и картина мира.
Акустический аспект изучения и классификации звуков речи.
Учение о фонеме.
Методы и приемы экспериментальной фонетики.
Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова; полисемия; омонимия.
Слово и понятие.
Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.
Понятийные и грамматические категории.
Уровни грамматики языка и их единицы. Грамматическое значение и грамматическая форма.
Традиционная классификация частей речи (история вопроса).
Преимущества и недостатки лексико-семантического морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.
Универсальные свойства частей речи.
Генезис и функции частей речи.
Проблема границ слова в лингвистике (грамматический аспект).
Словосочетание. Процесс морфологизации синтаксической конструкции.
Предикация и номинация.
Семантическая и синтаксическая структура словосочетания и предложения.
Полупредикативные (потенциально предикативные) и полипредикативные единицы.
Логическое и психологическое направления в лингвистике.
Сравнительно-историческое языкознание и младограмматизм.
Основные направления современной лингвистики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
Зарубежная лингвистика I-III. – М.: Прогресс,1999.
Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.
Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии: Учебное пособие. – М., РУДН, 2003.
Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1974.
Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М.: Наука, 1990.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
Кочергина В.А. Введение в языковедение. – М.: МГУ, 1991.
Ломтев Т.П. Обще и русское языкознание. – М.: Наука, 1976.
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.
Мамудян М. Лингвистика. – М., Прогресс, 1985.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., Высшая школа, 1987.
Михайлов В.А. Смысл и значение в системе речемыслительной деятельности. – Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ, 1992.
Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Амалфея, 2000.
Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.
Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука, 1972.
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.
Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – М.: Наука, 1976.
Общее языкознание. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1987.
Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью – М.: Наука, 1985.
Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999.
Ревзин И.И. Модели языка. – М.: Наука, 1962.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: – Высшая школа, 1990.
Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988.
Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
Семиотика: Антология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
Скрелина Л.М. Некоторые вопросы развития языка. – Минск: БГУ, 1073.
Соссюр Ф.де. Заметки по общей лингвистике. – М.: Прогресс, 2000.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1975.
Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975.
Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.
Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск: Издательство государственного университета, 1995.
Теория языка. Методы его исследования и преподавания. – Ленинград: Наука, 1981.
Турбина О.А. Формирование французского классического предложения: Системный и структурный аспекты. – Челябинск, 1994.
Уфимцева А.А.Лексическое значение. – М.: Наука, 1986.
Хроленко А.Т. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1989.
Широков О.С.Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
|
|
|