Главная страница
Навигация по странице:

Контрольная работа по Международному праву. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по курсу Международное право



Скачать 53.5 Kb.
Название Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по курсу Международное право
Анкор Контрольная работа по Международному праву.doc
Дата 24.04.2017
Размер 53.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Контрольная работа по Международному праву.doc
Тип Методические рекомендации
#2333

Задачник для студентов з/о

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

по курсу «Международное право»

Курс включает серию семинаров, которые позволяют студентам более подробно ознакомиться с текстами источников международного права и углубить понимание основных методов. В течение семинарских занятий предполагается выполнение следующих видов работ:

Основываясь на лекционном материале и самостоятельной проработке соответствующей темы с помощью рекомендованной основной и дополнительной литературы, студентам

предоставляется возможность выступить с краткими (обычно десятиминутными) сообщениями на предписанные темы. Способ проведения занятий может варьироваться в зависимости от темы. Семинар может проводиться по докладной системе, в виде “круглых столов”, диспутов или в иной форме по усмотрению преподавателя.

По окончании каждого выступления докладчику и группе предлагается ответить на ряд вопросов по данной теме.

Анализ заданий по теме, проведенный на семинаре, каждый студент должен продолжить дома, с привлечением соответствующих источников и учебных пособий. Все ответы на вопросы и решенные задания выполняются в отдельной тетради и сдаются преподавателю на проверку.

Наконец, студенты пишут контрольную работу, успешное выполнение которой (при условии активного участия в работе семинара) является основным критерием итоговой оценки.

Для того, чтобы успешно справиться с данным курсом, студенту сначала необходимо проработать элементарный учебник международного права, например:

Международное публичное право/отв.редактор К.А. Бекяшев/.М., 2007

Освоив основные понятия, идеи и институты международного права, студенту следует обратиться к заданиям, большая часть которых, при условии общего хорошего знакомства с курсом, несомненно не составит для него особой трудности. Более тонкие вопросы и задачи успешно разрешаются при помощи хрестоматий:

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

Дополнительная литература к каждой теме указана в Учебной программе по международному.

Контрольная работа – самостоятельная письменная работа студентов, проводимая под непосредственным руководством преподавателя курса. Она преследует цель привить им навыки изучения источников и соответствующей литературы. Выбрав одну из рекомендуемых тем, необходимо изучить указанную в списке литературу, познакомиться с конспектом лекций, данными учебных пособий и материалами специальной литературы по данному вопросу.

Контрольные работы лучше всего отвечают специфике заочной формы обучения. При правильной постановке они являются эффективной формой контроля и руководства самостоятельной работой студента, способствуют более прочному усвоению знаний. Контрольные работы позволяют преподавателю определять степень усвоения студентом учебного материала.

Контрольные задания помогают студентам усвоить материал курса, а преподавателю дают возможность активно руководить их самостоятельной работой. Не только содержание выполненной контрольной работы, подводящей итоги самостоятельному изучению того или иного раздела дисциплины, но даже оформление работы может дать преподавателю основу для суждения о подготовке студента, о его умении работать над учебным материалом, о пробелах в знании и т.д.

В целом, контрольная работа – это не что иное, как своеобразный письменный экзамен. Она должна состоять из ответов на целый ряд вопросов по избранной теме. По отдельным предметам выставляют оценку в зачетку.

Решение задач поможет студентам научиться применению изученных норм права к жизненным ситуациям и лучше увидеть смысл того или иного древнего закона. Теоретические вопросы, предложенные для совместного обсуждения, призваны прояснить отдельные сложные и неочевидные разделы римского права

Решение каждой задачи представляется в форме судебного решения, формула которого обычно состоит из трех частей: описательной, мотивировочной и резолютивной. Решая задачу студент должен:

дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса, подобрать норму

международного права, в соответствии с которой решается задача, и сослаться на источник, сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).

Критерии оценки следующие:

ответ должен быть точным (то есть отвечать на вопрос именно так, как он сформулирован в задании), ясным (то есть логичным и стилистически грамотным), кратким, но достаточно полным, обязательно содержать точную ссылку на используемый источник (учебник, монографию, статью или произведение римского юриста, с правильным указанием выходных данных издания и страниц), написанным или разборчиво и грамотно. Особое внимание следует уделить точному воспроизведению терминов. Все термины следует объяснять, не стоит ими злоупотреблять.

Неумение кратко и ясно излагать свои мысли расценивается как недостаток, вызванный

скорее всего недостаточным усвоением материала или несамостоятельным характером

работы. Незачем также копировать большие цитаты из Устава ООН и других источников.

Особо отметим важное обстоятельство: студентам всячески рекомендуется использовать в обучении новые компьютерные технологии и сеть Internet, однако не следует злоупотреблять ими. Файлы, скопированные из сети, легко распознаваемы, носят слишком общий характер и, к сожалению, зачастую очень неточны и содержат множество фактических и грамматических ошибок.

Потому контрольные работы должны выполняться исключительно в письменной форме на тетрадях. Напечатанные работы приниматься к рассмотрению на будут.

Особо рекомендую посетить следующие авторитетные международные сайты, посвященные международному праву, страницы международных организаций. Здесь можно найти различные исследования по международному праву, источники в переводах и на языке оригинала, а также библиографию, карты, и многое другое.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выбор варианта контрольной работы производится в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента (к примеру зачетная книжка № 062347 – вариант №7)

Вариант 0

Вопрос 1. Международные стандарты прав и свобод человека.

Задание: Приведите 2-3 положения из международно-правовых актов, предусматривающих возможность или свидетельствующих о невозможности ограничения

прав и свобод человека.

Задание: В международно-правовых актах о правах человека предусматривается, что ограничения прав должны быть основаны на законе. Приведите 1-2 примера таких законов РФ и 1-2 положения из них об ограничении.

Задание: Приведите пример из практики рассмотрения дел о нарушении прав человека в Конституционном суде РФ, по которым при вынесении решения суд применял нормы международного права.

Вопрос 2. Могут ли субъекты РФ заключать международные договоры и открывать дипломатические представительства и консульские учреждения?

Задача Гражданин Венгрии был задержан на территории России по подозрению в убийстве. Консул Венгерской республики ходатайствовал о незамедлительной встрече с данным гражданином и передаче ему письма от его родителей. Но следователь, который вел это дело, отказал на том основании, что встречаться с подозреваемым и передавать ему корреспонденцию может только адвокат.

Прокомментируйте ситуацию.

Вариант 1

Вопрос 1. Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Вопрос 2. Демилитаризованные и нейтральные территории

Задача Патрульный наряд милиции, осуществляя рейд в парке «Зеленая роща», обнаружил гражданина, который нарушал общественный порядок. Милиционер сделал ему замечание и попросил предъявить документы, удостоверяющие личность. Выяснилось, что нарушителем общественного порядка является консульское должностное лицо одного из консульских учреждений, находящихся в г. Екатеринбурге. Тем не менее милиционер его попросил прекратить противоправные действия. Иностранный гражданин не изменил своего поведения, кроме того, стал весьма агрессивно вести себя по отношению к сотрудникам милиции. Могут ли в данном случае сотрудники милиции предпринять какие-либо действия в отношении консульского должностного лица, в частности доставить его в милицию для составления протокола об административном правонарушении? При ответе используйте законодательство РФ и любую двустороннюю

консульскую конвенцию.

Вариант 2

Вопрос 1. Государственная граница: понятие, прохождение, порядок установления, режим.

Задание: Назовите 2-3 законодательных акта РФ и 1-2 международно-правовых, которые посвящены (в целом или в части) режиму государственной территории РФ.

Вопрос 2. На основе федерального законодательства ответьте на вопрос, могут ли субъекты Российской Федерации заключать международные соглашения с международными организациями?

Задача. Гражданин США обратился в Европейский Суд по правам человека с жалобой на Российскую Федерацию. Заявитель сообщил о себе, что он имеет вид на жительство в России и занимается преподавательской деятельностью. Он утверждает, что Россия нарушила его право, закрепленное в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Мотивировал он это тем, что он и еще несколько иностранных граждан были задержаны органами милиции при проведении митинга на главной площади г. Новосибирска. Внутренние средства правовой защиты им исчерпаны. 4 месяца назад получено решение кассационной инстанции. Будет ли признана приемлемой данная жалоба в Европейском Суде по правам человека? Может ли иностранный гражданин обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека против Российской Федерации?

Вариант 3

Вопрос 1. Понятие, источники и принципы международного космического права

Вопрос 2. Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа

Задача. Гражданин Венгрии был задержан на территории России по подозрению в убийстве. Консул Венгерской республики ходатайствовал о незамедлительной встрече с данным гражданином и передаче ему письма от его родителей. Но следователь, который вел это дело, отказал на том основании, что встречаться с подозреваемым и передавать ему корреспонденцию может только адвокат. Прокомментируйте ситуацию.

Вариант 4

Вопрос 1. Понятие и состав населения по международному праву

Вопрос 2. Понятие, история развития и особенности современного международного права

Задача. К адвокату обратилась Л. Ф. Мартимова (гражданка РФ) с просьбой помочь ей составить жалобу в Европейский Суд по правам человека. Она рассказала, что три месяца назад в Конституционном Суде Российской Федерации было проведено открытое слушание по ее жалобе. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации было официально опубликовано. Разбирательство в судах общей юрисдикции по жалобе Мартимовой, в которой она оспаривала некоторые законы Российской Федерации, не проводилось. По ее утверждению, в данном случае нарушен п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., поскольку она не была проинформирована Конституционным Судом Российской Федерации о дате проведения слушания по делу. Адвокат отказал в ее просьбе, объяснив, что она не исчерпала все внутригосударственные средства правовой защиты. Прокомментируйте ответ адвоката. Предложите свой.

Вариант 5

Вопрос 1. Понятие и основания международно-правовой ответственности

Вопрос 2. Понятие и правовая природа общепризнанных принципов международного права

Задача. Соединенные Штаты Америки при ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. сделали оговорку о том, что оставляют за собой право применять смертную казнь к любому, даже к лицу, не достигшему 18-летнего возраста (кроме беременных женщин). Что такое оговорка? Является ли оговорка США правомерной? Или: Может ли государство сделать оговорку к международному договору, если в нем отсутствуют положения об оговорках?

Вариант 6

Вопрос 1. Понятие и виды источников международного права

Вопрос 2. Понятие и виды субъектов международного права

Задача. На борту иностранного морского судна, находящегося в порту Российской Федерации, совершено убийство членом экипажа. После проведения расследования прокуратура предъявила обвинение и направила материалы уголовного дела в суд. Однако

консульское должностное лицо государства флага категорически возражало против рассмотрения данного дела в суде РФ, мотивировав это тем, что между государством флага иностранного морского судна и Россией заключен международный договор, в котором предусмотрено, что Российская Федерация не может осуществлять свою уголовную юрисдикцию, т. е. проводить расследование и судебное рассмотрение данного дела. Прокурор не соглашался с такой аргументацией, ссылаясь на Уголовный кодекс РФ. Разрешите спор на основе любого международного договора о морском торговом судоходстве.

Вариант 7

Вопрос 1. Международная уголовная ответственность физических лиц: основания и формы реализации

Вопрос 2. Организация и деятельность Международного Суда ООН. Обязательная юрисдикция Международного Суда

Задача. Открытое акционерное общество «Мирарис» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Воронежской таможне о признании незаконным требования от 15 февраля 2001 г. об уплате ввозной таможенной пошлины. Таможня свои действия основывала на Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 10 октября 2000 г., поскольку данное соглашение было ратифицировано Россией 27 декабря 2000 г. Истец утверждал, что данный международный договор был опубликован 2 июля 2001 г., следовательно, он не может применяться до этой даты на территории Российской Федерации. Разрешите спор. С какого момента могут применяться международные договоры в РФ? Где публикуются международные договоры в РФ?

Вариант 8

Вопрос 1. Коммерческое право и международные воздушные сообщения

Вопрос 2. Международно-правовое регулирование вопросов множественного гражданства и отсутствия гражданства

Задача. Иностранное морское судно, находясь в исключительной экономической зоне Российской Федерации, занималось ловлей рыбы. На требование пограничного корабля РФ остановиться и представить документы, разрешающие заниматься данным видом деятельности, капитан судна ответил отказом. В результате пограничный корабль РФ начал преследование. Должно ли иностранное морское судно получать разрешение на ловлю рыбы в данном морском пространстве? Вправе ли пограничный корабль РФ осуществлять преследование такого судна в исключительной экономической зоне?

Вариант 9

Вопрос 1. Дипломатические представительства: порядок назначения глав, состав, функции, основания прекращения деятельности

Вопрос 2. История создания, цели и принципы Организации Объединенных Наций

Задача. В юридическую консультацию поступило письмо от С. И. Папанешвили (гражданина РФ). Он пишет, что он и двое других лиц (оба русской национальности) были осуждены к лишению свободы за убийство. Однако его приговорили к семи годам, а двое других получили по три с половиной. Папанешвили не согласен с приговором, поскольку, по его мнению, суд не учел его эмоциональное состояние и ряд других смягчающих обстоятельств. Кроме того, он убежден, что такой суровый приговор связан с тем, что в России суд более снисходителен к русским, чем к лицам грузинской национальности. Папанешвили также сообщил, что пять месяцев назад Верховный Суд РФ оставил его кассационную жалобу без удовлетворения и в настоящее время он подал надзорную жалобу. В связи с этим С. И. Папанешвили спрашивает, может ли его жалоба быть рассмотрена в Европейском Суде по правам человека или в Комитете по ликвидации расовой дискриминации? Вы – адвокат. Дайте ответ
написать администратору сайта