Министерство образования и науки Удмуртской Республики
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Удмуртской Республики
«Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
в рамках дисциплины «Русский язык»
Сарапул, 2013
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями примерной программы учебной дисциплины «Русский язык»
Председатель ПЦК______________/_____________
Протокол №________________от_______________
Составитель: Конькова А.Н. преподаватель
БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Рецензент: ., методист
БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Аннотация
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Русский язык». Рекомендации содержат указания к выполнению самостоятельных работ, а также тексты к лингвистическим задачам.
Методические рекомендации могут быть использованы для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Русский язык», а также являются средством рейтингового оценивания студентов в рамках ведения предметного портфолио.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………...……………………………………………………...………………………….5
Особенности курса и основные требования
примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» ...........................................6
Требования к организации самостоятельной работы студентов
и правила пользования методическими рекомендациями…………………….…………...7
Задания для самостоятельной работы студентов ………………………………..….....10
Занятие №1. Тема: Основные сведения о языке и речи …...……………………………………......…..10
Занятие №2. Тема: Текст как произведение речи………………………...…...………………..……....12
Занятие №3. Тема: Определение особенностей функциональных стилей современного
русского языка…............................................................................................................................…13
Занятие №4. Тема: Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение…………………...……..14
Занятие №5. Тема: Публицистический стиль речи, его назначение ……………………….…….........…15
Занятие №7. Тема: Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) ……….......18
Занятие №8. Тема: Слово в лексической системе языка ………………………………….......………..19
Занятие №9. Тема: Систематизация русской лексики с точки зрения ее происхождения
(исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы) ……………………………...…20
Занятие №10. Тема: Систематизация лексики с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика,
книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы) ……………………...….21
Занятие №11. Тема: Знакомство с типами словарей, одноязычными и двуязычными словарями,
видами одноязычных словарей ………………………………………………………….….………...23
Занятие №12. Тема: Классификация фразеологизмов ………………………………………………….24
Занятие №13. Тема: Классификация фонетических единиц ……………………………………………27
Занятие №14. Тема: Классификация орфоэпических норм: произносительные и нормы ударения ………..28
Занятие №15. Тема: Знакомство с благозвучием речи, звукописью как изобразительным средством …..….31
Занятие №16. Тема: Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных …………………..32
Занятие №17. Тема: Понятие морфемы как значимой части слова …………………………………...…33
Занятие №18. Тема: Способы словообразования, словообразование знаменательных частей речи, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов…….………………….……….34
Занятие №19. Тема: Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция) …………………………………………………………………..………..35
Занятие №20. Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных ………………………......35
Занятие №21. Тема: Лексико-грамматические разряды имен числительных …………………………….36
Занятие №20. Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных …………………………..36
Занятие №23. Тема: Определение грамматических признаков глагола .....................................................37
Занятие №24. Тема: Определение грамматических признаков наречия …………………………………37
Занятие №25. Тема: Правописание союзов …………………………………………………………...38
Занятие №26. Тема: Правописание частиц ……………………………………………………………39
Занятие №27. Тема: Правописание предлогов ………………………………………………………...40
Занятие №28. Тема: Правописание междометий и звукоподражаний …………………………………...41
Занятие №29. Тема: Выделение словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого ………43
Занятие №30. Тема: Строение словосочетания ………………………………………………………..44
Занятие №31. Тема: Классификация видов предложений по цели высказывания; восклицательные предложения …………………………………..……………………………………………………46
Занятие №32. Тема: Выделение предложений с однородными членами и знаков препинания в них ………47
Занятие №33. Тема: Классификация односоставных и неполных предложений …………………………49
Занятие №34. Тема: Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении ………………..49
Занятие №35. Тема: Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении ……………….50
Занятие №36. Тема: Постановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи …...51
Занятие №37. Тема: Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении ………………51
Занятие №38. Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста ……………………………..52
Занятие №39. Тема: Раскрытие роли пунктуации в письменном общении ...…………………………….53
Заключение………………………………………………………………………...................................55
Литература ………………………………………………………………..…….………..……………..56
Приложение ……………………………………………………………………..……............................57
Рецензия …………………………………………………………………………………………………60
Введение
Процесс модернизации современного образования воплощает тенденцию к самообразованию молодого поколения. Созданные федеральные стандарты по разным дисциплинам позволили педагогам организовать процесс самостоятельного поиска и освоения предметных курсов студентами, тем самым, повышая качество получения знаний.
Современные учебные программы, основанные на постулатах нового Федерального стандарта СПО, включают в себя не только совместную аудиторную деятельность студентов и преподавателя, но и внеаудиторную – самостоятельную работу учащихся. Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» не является исключением. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование данного курса также предполагает самостоятельную деятельность студентов.
Организовать процесс самостоятельной работы учащихся сложно, так как существующая на сегодняшний день учебно-методическая литература, к сожалению, пока не ориентирована на новые требования образования, поэтому возникла необходимость в создании методических рекомендаций, адаптированных не только на новые требования учебной программы, но и учитывающих уровень знания учащихся.
Следовательно, данные методические рекомендации отражают цель – оказание методической помощи студентам и преподавателям русского языка в организации самостоятельной деятельности в рамках курса «Русский язык». Для реализации цели были поставлены задачи:
– раскрыть сущность и особенность курса «Русский язык»;
– включить в методическую работу задания, взятые из рабочей программы дисциплины «Русский язык»;
– дать поэтапный инструктаж выполнения заданий.
1. Особенности курса и основные требования
примерной программы учебной дисциплины «Русский язык»
Курс учебной дисциплины «Русский язык» рассчитан на 117 академических часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов и самостоятельной работы обучающегося – 39 часов.
Самостоятельная работа занимает практически четвёртую часть учебной деятельности студентов. Внеаудиторная работа учащихся ориентирована на реализацию некоторых требований примерной программы учебной дисциплины «Русский язык». В результате выполнения самостоятельной работы студентам даётся возможность получить определённые знания, умения и навыки:
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
– связи языка и истории, культуры русского и других народов;
– основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязей;
–орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения.
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
– совершенствования коммуникативных способностей;
– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
2. Требования к организации самостоятельной работы студентов
и правила пользования методическими рекомендациями
Самостоятельная деятельность учащихся – внеаудиторная работа, предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработка (анализ и синтез), решение лингвистических задач.
Следовательно, требования к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях предметных знаний, умений, навыков:
Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.
Умение создавать электронный ресурс – в основном презентации с помощью программы Microsoft Power Point.
Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.
Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать, конспектировать.
Учащиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.
Учащиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных методических рекомендаций.
Учащиеся выполняют задания либо на отдельных листах формата А4 (сообщения, рефераты, доклады, рецензии и т.п.), либо в специальных тетрадях для самостоятельных работ (задания, как правило, содержат указание, где следует выполнить решение упражнений: на отдельных листах или в тетради для самостоятельных работ).
Учащиеся оформляют и ведут тетради для самостоятельных работ согласно следующим требованиям:
тетрадь для самостоятельных работ должна состоять из 18 листов в линию
титульный лист оформляется следующим образом:
ТЕТРАДЬ
для самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык»
студента группы МК-119 БОУ СПО «СТПП»____________
Иванова Александра Петровича________________________
2013-2014 учебный год
|
последующие задания, которые необходимо выполнить в данной тетради, оформляются с указанием числа и месяца, а также темы занятия;
тетрадь должна содержать «красные» поля, ширина которых должна составлять не менее 2 см.
обязательным требованием ведения тетради для самостоятельных работ является соблюдение норм оформления учебных задач:
запрещено выходить за поля,
запрещается писать красной, чёрной и зелёной пастами, пользоваться разрешается всеми оттенками синего (но не голубого),
оформлять решение лингвистической задачи необходимо аккуратно, используя, если необходимо провести чертёжные действия, линейку и грифельный карандаш,
в тетради для самостоятельных работ не должны быть записи, не касающиеся дисциплины «Русский язык», также не должны быть записи, не относящиеся к самостоятельной работе студентов.
Структура методических рекомендаций создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу студентам и педагогам. Пользоваться данными указаниями несложно: необходимо внимательно прочесть требования к выполнению
заданий, просмотреть списки рекомендуемой литературы.
8
Задания для самостоятельной работы студентов
Занятие №1
Тема: Основные сведения о языке и речи
Задание*:
1. Написать сообщение о языке и речи
2. Подобрать пословицы и поговорки
* данное задание является разноуровневым. Необходимо выбрать лишь один вариант задания и решить его.
Требования к оформлению сообщения:
А) графические требования:
Сообщение оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля 1 см.
Разрешается двустороннее оформление сообщения на листе, объём сообщения не менее двух страниц.
Оформление сообщения должно иметь ниже указанный вид
Сообщение на тему: «Язык и речь»
студента группы ТПП-119
БОУ СПО «СТПП»
Сидорова Максима Петровича
(Текст сообщения)
Список использованной литературы:
1.
2.
3.
Проверил: Конькова А.Н., преподаватель русского языка и литературы
Оценка:
Роспись оценщика:
|
Б) требования к содержанию сообщения:
Сообщение должно соответствовать заявленной теме
Сообщение должно содержать в себе три части: вводная часть, основная и заключение; данные части должны иметь логические переходы или связки.
сообщение должно включать в себя следующие аспекты:
язык как средство общения и форма существования национальной культуры
язык как система, основные уровни языка
русский язык в современном мире
речь и виды речевой деятельности
Рекомендуемая литература:
1. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для ун-тов. – М., 1996
2. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин; Ред. колл.: Р. И. Аванесов, В. И. Борковский, Т. А. Ганиева и др. Институт русского языка АН СССР. – М., 1979
3. Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI—XVII вв). – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
9
Требования к подбору пословиц и поговорок:
пословицы и поговорки нужно записывать в тетрадь для самостоятельных работ
пословицы и поговорки записываются в столбик друг под другом пословицы и поговорки должны соответствовать теме «Язык и речь» количество пословиц и поговорок – не менее 10
Рекомендуемая литература:
1. Подобин В.М., Зимина И.П. Русские пословицы и поговорки. – Л.,1956 г.
2. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. – М, 2009.
10
Занятие №2
Тема: Текст как произведение речи
Задание: провести анализ текста
Требования к анализу текста:
Данное задание выполняется в тетрадях для самостоятельных работ
Определите основную тему и идею текста
Укажите количество микротем текста, перечислите их. Укажите, из скольких абзацев должен состоять данный текст
Учитывая проведенный структурно-смысловой анализ, составьте план текста
Текст для анализа
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела, поведении ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов, определяет степень защитной функции организма. Пищевые добавки (ПД) – одно из древнейших изобретений человечества. Они явились одним из первых достижений Homo sapiens, который вместе с даром осмысления получил от природы потребность в пищевом разнообразии. Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с продуктами питания хотя бы одну из самых популярных ПД – соль, сахар, перец, лимонную кислоту. История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в 19-20 веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители, консерванты и т. п. Жизнь современного человека характеризуется заметным влиянием техногенно-антропогенных факторов, приводящих к нарастанию загрязнения пищи, воды и воздуха чужеродными веществами. Смело можно утверждать, что каждый из нас с пищей, водой и воздухом получает несколько граммов чужеродных веществ, которые не относятся к пищевым. Но определенный вклад вносят и пищевые добавки. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Потребность в них особенно возросла в последнее время в связи с увеличением спроса на более питательные и более удобные для использования пищевые продукты. Но нельзя забывать о том, что, некоторые виды добавок как естественных, так и искусственных противопоказаны определённым группам людей страдающих теми или иными заболеваниями, многие из которых могут вызывать аллергическую реакцию разной степени тяжести. По данным отечественных и зарубежных исследователей, распространенность пищевой аллергии во всём мире возрастает и колеблется по странам в широких пределах: от 0,01 до 50%. Пищевая аллергия, как правило, впервые развивается в детском возрасте. Почему число заболеваний связанных с потреблением современных продуктов питания неуклонно растёт? Во-первых, это связано заменой традиционного питания на систему быстрого питания и приготовления пищи, где в максимальной степени используются достижения современной химии и биотехнологии. Во-вторых, это связано с повышением проницаемости слизистой кишечника, которое отмечается при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, спровоцированных нетрадиционной пищей и теми химическими добавками, которые присутствуют в ней. Надо понять, что без пищевых добавок сегодня уже не обойтись. Но для того, чтобы остановить распространение этих заболеваний связанных с приёмом пищи, в настоящее время необходимо широкое информирование населения с целью обучения граждан и их близких избегать употребления продуктов, содержащих потенциально опасные продукты и пищевые
11
Занятие №3
Тема: Определение особенностей функциональных стилей современного русского языка
Задание: стилистический анализ текста
Требования к стилистическому анализу текста:
Данное задание выполняется в тетрадях для самостоятельных работ
Анализ текста выполняется по следующему плану:
определите стиль и жанр текста
определите сферу общения и ситуацию, на которую текст ориентирован
определите основные функции текста: общение, сообщение или воздействие, установите характер адресата с учетом стилистических особенностей текста
определите форму (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог); определите стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической принадлежности:
– выпишите языковые приметы стиля, отраженные в тексте;
– выиндивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.
Текст для анализа
|