Навигация по странице:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины управление качеством для студентов
|
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волжский государственный инженерно-педагогический университет
|
Социально-экономический институт
Кафедра менеджмента
Методические рекомендации
по изучению дисциплины
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
для студентов
Нижний Новгород
2009
ББК 65.290-80я73
В – 19
Васильева Л.И., Прохорова И.В. Управление качеством: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов. – ВГИПУ, 2009.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены для четкой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материалы дисциплины (задания для практической работы, методические рекомендации по самостоятельной работе, рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине, контрольный тест, вопросы для подготовки к экзамену и зачету) и пояснения по их выполнению, а также список литературных и других источников информации, необходимых при изучении дисциплины.
© ВГИПУ
© Васильева Л.И.
© Прохорова И.В.
1. Задания для практической работы студентов
Дисциплина «Управление качеством» носит прикладной характер, что вызывает необходимость практического освоения применения современных научных методов анализа и оценки систем управления качеством, принятия и реализации управленческих решений в области качества.
Практические занятия проводятся с одной группой студентов. Предлагаемые для рассмотрения на практических занятиях задания имеют разный уровень сложности, некоторые из них содержат варианты решения, которые позволят студентам сориентироваться в том, как выполняются подобные задачи в профессиональной сфере управленческой деятельности.
Основной метод работы – организация деловой игры или групповой дискуссии. Для этого студентам необходимо разделиться на несколько подгрупп по 3-6 человек, каждая из которых после обсуждения предлагает свой вариант рассмотрения проблемы. Предложенные решения заслушиваются всей группой, после чего совместно с другими подгруппами определяются их достоинства и недостатки.
Эти же задания могут предоставляться студентам для контроля, в качестве самостоятельной работы. Тогда они должны выполняться индивидуально.
В некоторых случаях выполнение заданий возможно на примере какой-либо конкретной организации, о которой студенты обладают достаточной информацией. Это позволяет сделать работу более конкретной, облегчить ее выполнение.
Занятие 1.
Семинар: Качество как объект управления. (2 час)
Сущность многообразия определений качества.
Факторы, влияющие на качество продукции.
Отличие понятия «свойства» от понятия «характеристика».
Качество – один из основных показателей конкурентоспособности организации.
Взаимосвязь качества продукции, качества работы и качества труда.
Социальный, технический, экономический и правовой аспекты качества.
Современные подходы и методы управления качеством.
Жизненный цикл продукции («Петля качества»).
Цикл Деминга (PDCA).
Концепции менеджмента качества.
Всеобщее управление качеством (TQM).
Занятие 2.
Семинар: Основные этапы развития систем качества. (2 часа)
Система управления качеством Форда-Тейлора.
Система тотального (всеобщего) контроля качества ТQC.
Значение открытия статистического контроля качества У. Шухартом.
Вклад А. Фейгенбаума в развитие менеджмента качества.
Управление качеством в работах Э. Деминга.
Японский менеджмент качества.
Управление качеством в США.
Европейский опыт управления качеством.
Российский опыт управления качеством.
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
Программа «ноль – дефектов».
Национальные премии по качеству
Занятие 3.
Семинар: Аспекты качества продукции. (2 часа)
Этапы управления качеством.
Процесс и общие функции управления качеством.
Принципы управления качеством.
Этапы разработки системы качества.
Формирование уровня качества продукции на стадиях жизненного цикла продукции.
Квалиметрия, ее место среди основных направлений науки о качестве продукции.
Классификация показателей качества.
Классификация показателей качества по содержанию и количеству характеризуемых свойств.
Задание для индивидуальной работы студентов:
Индекс качества рассчитывается по формуле
И = aB+0,5aI
где aB – доля продукции, отнесенная к высшей категории качества;
aI – доля продукции, отнесенная к первой категории качества;
Например, необходимо определить уровень качества продукции выпускаемой заводом. Продукция изготовлена на 10 млн. руб. и оценена по трем категориям качества: к высшей категории отнесена продукция на 2,5 млн.руб; к первой категории – на 5 млн.руб; ко второй категории – на 2,5 млн.руб.
Решение.
И = 0,25+0,5*0,5=0,5.
Ответ: 0,5.
|
|
|