Навигация по странице:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины управление качеством для студентов
Задача 1.
Определить:
индекс качества продукции по каждому заводу объединения
индекс качества продукции по объединению в целом.
Завод
|
Всего
|
Категория
|
В
|
1
|
2
|
1
|
2000
|
700
|
1300
|
|
2
|
1000
|
200
|
700
|
|
3
|
2000
|
500
|
1300
|
|
4
|
1000
|
600
|
200
|
|
5
|
1000
|
200
|
500
|
|
Итого
|
7000
|
2200
|
4000
|
|
Занятие 4.
Семинар: Контроль качества (1 час)
Общие задачи контроля качества.
Области применения статистических методов.
Инструменты контроля качества.
Прогрессивные методы управления качеством.
Задания для индивидуальной работы студентов и работы в группах (1 час)
Задание 1.
Пример.
Из общего количества деталей, изготовленных производственным участком в текущем месяце, 200 деталей имеют дефекты. После проведенной классификации по группам дефектов получили следующие данные:
-
-
отклонение в размерах
|
90 деталей
|
раковины
|
36 деталей
|
царапины
|
30 деталей
|
трещины
|
16 деталей
|
изгиб
|
12 деталей
|
прочие
|
16 деталей
|
Исследование причин появления бракованных деталей по каждой группе дало следующие результаты:
-
-
Определить, применяя диаграмму Парето:
а) снижение дефектов по отклонению в размерах;
б) общее снижение дефектов, а также сокращение материальных затрат в результате снижения процента брака, если себестоимость изготовления одной детали составляет 350 руб.
Решение.
В результате классификации по группам дефектов оказалось, что наибольшую группу составляют дефекты отклонения от установленных размеров – 45 % (рисунок 1).
Рис. 1. Диаграмма Парето по группам дефектов:
1 – отклонение в размерах; 2 – раковины; 3 – царапины; 4 – трещины; 5 – изгиб
На основании проведенных исследований причин бракованной продукции построим диаграмму Парето по причинам дефектов (рисунок 2).
Рис. 2. Диаграмма Парето по причинам дефектов:
1 – способ установки деталей на станке; 2 – несоблюдение режимов обработки; 3 – состояние оснастки; 4 – форма заготовки; 5- состояние оборудования
Из диаграммы Парето видно, что появление дефектов в значительной степени зависит от способа установки детали на станке. Необходимо разработать способ установки, который исключит появление большого количества дефектных деталей. После внедрения усовершенствованной процедуры установки детали и других организационно-технических мероприятий получили следующие данные:
-
-
отклонение в размерах
|
16 деталей
|
раковины
|
18 деталей
|
царапины
|
20 деталей
|
трещины
|
8 деталей
|
изгиб
|
6 деталей
|
прочие
|
16 деталей
|
Для сравнения результатов строим диаграмму Парето. Две диаграммы (рисунок 3) показывают явное уменьшение числа дефектов.
Рис. 3. Сравнение диаграмм Парето, построенных до и после улучшения процесса
Снижение дефектов по отклонению в размерах составляет: 90 -16 = 74дет.
Общее снижение дефектов: 200 – 84 = 116.
Сокращение материальных затрат в результате снижения процента брака: 350 ·116 = 40600 руб.
Задача 1.
На контроль предъявлено 2000 деталей. Бракованная продукция составила 15 %. Установлены следующие дефекты:
-
-
отклонения в линейных размерах
|
33 %
|
отклонения от формы
|
22 %
|
несоосность
|
15 %
|
неперпендикулярность
|
13 %
|
царапины
|
10 %
|
прочие
|
7 %
|
Устраненные причины брака:
-
Причины
|
Число дефектных деталей
|
Установка и базирование деталей в спец. оснастке
|
80
|
Несоблюдение режимов обработки
|
64
|
Форма заготовки
|
52
|
Установка спец. оснастки на станке
|
45
|
Состояние оборудования
|
38
|
Прочие
|
21
|
Используя диаграмму Парето, провести анализ причин появления брака. Определить затраты для изготовления деталей взамен бракованных, если стоимость заготовки и изготовление одной детали составляют 280 руб.
Задание 2. Построить диаграмму Ишикава на тему: «Хорошее обслуживание в салонах продаж мобильных телефонов», «Качество обучения в ВГИПУ» и «Качество обслуживания в парикмахерской».
Работа в группах. Методом «мозгового штурма» определить, что мешает Вам сделать работу (учебу) более эффективной.
Занятие 5.
Семинар: 1.Стандартизация. Организационно-правовые основы стандартизации (1 час)
2. Сертификация продукции в системе качества (1 час)
Задачи стандартизации в управлении качеством.
Функции стандартизации.
Принципы стандартизации.
Формы стандартизации.
Роль международной организации по стандартизации (ISO) в развитии сертификации.
Плюсы и минусы внедрения стандартов ISO.
-
Основные понятия сертификации: нормативный документ, орган сертификации, сертификат соответствия, знак соответствия, аккредитация, инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Цели сертификации. Сертификация и конкурентоспособность.
Сертификация систем качества.
Последовательность процедур сертификации продукции.
Перечислите и охарактеризуйте этапы сертификации продукции.
Закон РФ «О защите прав потребителя» и «О сертификации продукции и услуг».
Занятие 6.
Методы анализа затрат на качество продукции (2 часа)
Задача 1.
Определить процент потерь от брака по цеху за месяц.
Показатели
|
Значение
|
Себестоимость валовой продукции, млн.руб.
|
83
|
Потери на окончательном браке, млн.руб.
|
2
|
Затраты на исправление брака, млн.руб.
|
0,8
|
Удержано с виновников брака, млн.руб.
|
0,5
|
Задача 2.
Определить:
убытки от брака на заводе по каждому кварталу в рублях;
убытки от брака на заводе по каждому кварталу в процентах;
построить график убытков от брака на заводе по кварталам (в процентах);
суммарные убытки от брака на заводе за год в рублях;
суммарные убытки от брака на заводе за год в процентах.
Показатели
|
Кварталы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Программа выпуска, тыс.шт.
|
15
|
15,6
|
16
|
16,4
|
Цена за изделие, тыс.руб.
|
16
|
16,2
|
16,5
|
17,3
|
Количество забракованных изделий, шт.
|
118
|
103
|
94
|
112
|
Производственная себестоимость, тыс.р.
|
14
|
14,1
|
14,6
|
14,8
|
Средняя выручка от реализации одного забракованного изделия, тыс.руб.
|
3
|
3,4
|
3,6
|
4,3
|
Штраф с виновников за одно забракованное изделие, тыс.руб.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|