Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
Кафедра североведения
Кафедра философии и социологии
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Методическое пособие
Апатиты
2012
ББК 74.48
К 64
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры североведения
«01» ноября 2012 года, протокол № 3
Концепции современного естествознания. Методическое
К 64 пособие / Сост. В.В. Ртвеладзе, О.А. Калач. – Апатиты: Изд-во
КФ ПетрГУ, 2012. – 54 с.
© Ртвеладзе В.В., Калач О.А. 2012
© КФ ПетрГУ, 2012
Оглавление
1.Компетенции бакалавра, формируемые дисциплиной КСЕ 6
1.1.Общекультурные компетенции (ОК) 6
1.2.Профессиональные компетенции (ПК) 7
2.Программа учебного курса «Концепции современного естествознания» 20
3.Содержание дисциплины, разделы и виды занятий 27
4.Формы контроля, балльно-рейтинговая система оценки 29
5.Литература 32
5.1.Основная литература 32
5.2.Дополнительная литература 33
5.3.Периодические издания 34
5.4.Интернет-ресурсы 34
6.Темы рефератов (контрольных работ) 36
7.Вопросы для подготовки к зачету 38
8.Методические указания для студентов 38
9.Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация 40
10.Требования и условия сдачи зачета 40
11.Задания для самостоятельной работы 42
12.Задания, выносимые на самостоятельную работу 42
13.Контрольно-измерительные материалы для проверки знаний студентов 43
14.Примеры тестовых заданий 43
15.Рекомендации по выполнению и требования к оформлению реферата (контрольной работы) 48
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 52
Введение
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с типовой (примерной) программой дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов очной и заочной форм обучения нетехнических направлений и специальностей и на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения высшего профессионального образования.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» (КСЕ) входит в базовый или вариативный блок «Математического и естественно-научного цикла» (Б2) для гуманитарных, социально-экономических и других направлений подготовки бакалавриата. В Вариативном блоке Б2 КСЕ может включаться в учебный план основной образовательной программы (ООП) под другими названиями, соответствующими ее целями и задачам.
-
Компетенции бакалавра, формируемые дисциплиной КСЕ
-
Общекультурные компетенции (ОК)
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
-
Способность к самостоятельному изучению новых методов исследования, к пополнению своих знаний в области современных проблем науки и техники, в том числе с использованием современных образовательных и информационных технологий.
Готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сфере деятельности.
Владение математической и естественно-научной культурой, как частью профессиональной и общечеловеческой культуры.
Умение выстраивать и реализовать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
-
Проявление настойчивости в достижении цели, способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности.
Готовность к работе в коллективе, способность проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за эти решения.
Владение социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, готовность к достижению и поддержанию должного физического уровня, необходимого для профессиональной и социальной деятельности.
-
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Понимание роли естественно-научных знаний для активной деятельности по охране окружающей среды, рациональному природопользованию, сохранению и развитию цивилизации.
Способность к логически верной и аргументированной письменной и устной коммуникации.
-
Знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Способность к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни.
-
Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Использование в профессиональной деятельности основных законов естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
-
Способность учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни.
-
|