Тема: Процесс коммуникации
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. В чем состоит суть коммуникативного процесса? Какие основные элементы представлены в этом процессе?
2. Какие требования предъявляются к отправителю и получателю сообщения?
3. Каким образом происходит кодирование и декодирование информации в процессе коммуникации?
4. Каково значение обратной связи в процессе коммуникации?
5. По каким основаниям классифицируются коммуникативные барьеры?
6. Почему фонетический барьер (невнятная речь, скороговорка, плохая дикция) является препятствием «проходимости» информации? Почему нарушения в культуре речи, ошибки в ударении, в словах, в их окончаниях при восприятии речи публичного человека (депутат, политик, представитель власти) являются помехой в общении?
7. Какие подходы существуют при обосновании типов коммуникации?
8. В чем состоит специфика контактного во времени и дистантного в пространстве общения по телефону?
9. Почему к видам опосредованного общения относят письмо, передачу по радио, обращение через газету?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Прокомментируйте точку зрения канадского ученого Г. М. Мак-Люэна (McLUHAN, Herbert Marshall), согласно которой The medium is the message («средство и есть сообщение»). Что, на ваш взгляд, важнее — содержание сообщения или средство передачи сообщения (алфавит, пресса, электронные СМИ)?
2. Среди основных причин, создающих барьер при коммуникации, называют:
• неточность высказывания;
• неуместное использование профессиональных терминов;
• несовершенство перекодирования мыслей в слова;
• чрезмерное использование иностранных слов;
• неверное истолкование намерений собеседника;
• неполное информирование партнера;
• быстрый темп изложения информации;
• неполная концентрация внимания;
• витиеватость мысли;
• неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;
• наличие смысловых разрывов и скачков мысли.
С какими из этих факторов сталкиваетесь вы, выступая в роли получателя или отправителя сообщения? Поясните свой ответ, используя конкретные примеры из вашей речевой практики.
4. Психологами доказано, что разговор на повышенных тонах блокирует понимание, потому что внимание адресата, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. Отвлекают от содержания речи говорящего практически все неречевые проявления голоса (= шум): хихиканье, хныканье, шепот, крик, зевота, хезитация. Докажите правоту этой точки зрения или опровергните ее.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Прослушайте и запишите одну из теле/радиопередач, идущих в прямом эфире. Проанализируйте, какие факторы явились помехой в коммуникации журналиста и аудитории, как осуществлялась обратная связь.
|