Навигация по странице:
|
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКО–РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Коммерческая деятельность»
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ
Методические указания к практическим занятиям
для студентов специальности 1–25 01 10 «Коммерческая деятельность»
Могилев 2011
УДК 338.51 (075.8)
ББК 65 422я73
Ц 60
Рекомендовано к опубликованию
учебно–методическим управлением
ГУ ВПО «Белорусско–Российский университет»
Одобрено кафедрой «Коммерческая деятельность» « » июня 2011 г., протокол №
Составитель ст. преподаватель Т. А. Бородич
Рецензент канд. экон. наук, доц. А. В. Александров
В методических указаниях представлены материалы к проведению практических занятий, посвященные вопросам формирования, государственного регулирования цен, методам ценообразования, особенностям установления цен в различных сферах и отраслях экономики.
Учебное издание
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ
Ответственный за выпуск М. Н. Гриневич
Технический редактор А.А. Подошевко
Компьютерная верстка
Подписано в печать .Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Печать трафаретная. Усл.–печ. л. . Уч.–изд. л. . Тираж 51 экз. Заказ №
Издатель и полиграфическое исполнение
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско–Российский университет»
ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.
212000, г. Могилев, пр.Мира, 43
© ГУ ВПО «Белорусско–Российский университет», 2011
Введение
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В системе подготовки менеджеров курс лекций по ценовой политике играет важную роль, так как каждый предприниматель должен владеть теорией и практикой ценообразования. Изучение дисциплины позволит получить необходимые знания в вопросах механизма ценообразования, определения ценовой политики и ценовой стратегии фирмы.
Цель дисциплины – ознакомить студентов с вопросами теории и практики формирования цен в условиях рынка, показать целесообразность и границы применения государственного регулирования цен, рассмотреть основные методы установления цен и особенности их определения на продукцию, работы и услуги различных отраслей и сфер народного хозяйства.
Задачи дисциплины:
дать основы теории ценообразования;
изучить механизм формирования цен в рыночной экономике;
исследовать способы и методы государственного регулирования цен;
изучить приемы формирования ценовой политики, ценовых стратегий и методов;
освоить специфику формирования цен в различных сферах и отраслях народного хозяйства.
1 Теоретические основы формирования цен в рыночной экономике
Задание 1
1 Знание какого экономического закона позволяет повышать цены и при этом не потерять покупателей:
а) закон спроса;
б) закон предложения;
в) закон уменьшения предельной полезности;
г) закон эластичности спроса.
2 Закон спроса гласит, что:
а) продавцы будут предлагать больше товаров по высоким ценам, чем по низким;
б) покупатели будут покупать больше по низким ценам, чем по высоким;
в) изменение цен мало изменит величину спроса на продукт;
г) покупатели будут покупать товары по высоким ценам, если товар будет отличного качества.
3 Каковы условия свободного или совершенного рынка:
а) огромные корпорации не могут контролировать цены, потому что они вне конкуренции;
б) покупателей больше, чем продавцов;
в) продавцов больше, чем покупателей;
г) нет силы, которая могла бы контролировать цены, потому что много покупателей и продавцов.
4 Точка пересечения кривых спроса и предложения:
а) цена;
б) стоимость;
в) равновесная цена;
г) насыщаемость.
5 Чем определяются цены в системе свободного предпринимательства:
а) взаимодействием спроса и предложения;
б) правительством;
в) влиянием спроса на равновесную цену;
г) взаимодействием сил, уменьшающих границы насыщенности и цены.
6 Что можно сказать про спрос, если при изменении цены количество купленных товаров почти не меняется:
а) неэластичен;
б) насыщен;
в) эластичен;
г) в равновесии.
7 Почему 100–процентное увеличение цен на молоко имеет меньший эффект, чем такое же увеличение цен на прохладительные напитки:
а) безалкогольные напитки относительно дороже;
б) безалкогольные напитки имеют неэластичный спрос;
в) производство молока поддерживается правительством;
г) молоко не имеет заменителей.
8 Что может послужить причиной того, что кривая предложения на апельсины сдвинулась вправо:
а) увеличение себестоимости апельсинов;
б) хороший урожай во всех районах, где выращивают апельсины;
в) морозы уничтожили большую часть апельсиновых деревьев;
г) уменьшение цен на апельсины на всем рынке.
9 В рыночной экономике уменьшение предложения вызовет рост:
а) цен;
б) налогов;
в) капиталовложений;
г) сбережений.
10 Какова наиболее вероятная причина падения цен на рынке:
а) увеличение предложения при неизменном спросе;
б) увеличение спроса при неизменном предложении;
в) увеличение спроса и предложения;
г) уменьшение спроса и предложения.
11 В экономике под определением спроса подразумевают число товаров и услуг, которые:
а) производители представляют по данной цене;
б) потребители хотели бы иметь;
в) покупатели хотят и могут купить по данной цене;
г) правительство купило выше рыночной цены.
12 Используя законы спроса и предложения скажите, что будет результатом того, что производство данного продукта за год удвоилось:
а) спрос на него упадет;
б) цена на него вырастет;
в) цена на него упадет;
г) предложение не изменится.
Задание 2
Составьте классификацию ценообразующих факторов по признаку воздействия их на цену. При этом в первую группу включите факторы, действие которых ведет к понижению цены (ценопонижающие), а во вторую – факторы, действие которых ведет к повышению цены (ценоповышающие).
Перечень ценообразующих факторов:
– высокий уровень платежеспособности потенциальных покупателей;
– рост налогов на частное предпринимательство, увеличение ставок ввозных таможенных пошлин;
– уменьшение цен на товары–субституты;
– падение предложения товара на рынке;
– падение предложения товара–субститута на рынке;
– низкий уровень платежеспособности потенциальных покупателей;
– престижность приобретения товара для покупателя;
– гарантийное послепродажное обслуживание товара;
– сервисное обслуживание товара по окончании гарантийного срока;
– неустойчивое финансовое состояние производителя товара;
– применение новых технологий при производстве товара;
– монопольное положение производителя на рынке товара;
– монопольное положение покупателя на рынке потребления товара;
– всеобщая инфляция;
– снижение постоянных и переменных издержек на производство
единицы товара.
Задача 1
Функция спроса на товар Qd = 60 – 3Р, функция предложения Qs = 15+2Р. Определите равновесную цену и равновесный объем. Определите равновесную цену и равновесный объем спроса и при условии, что правительство вводит налог в размере 2 у.е. на единицу товара.
Задача 2
Предположим, что кривая спроса на муку представлена равенством Qd = 14 – 2Р, функция предложения Qs = 2+Р. Определите равновесную цену и равновесный объем. Как изменится ситуация, если правительство установит верхний предел цен на муку на уровне 3 у.е.?
Задача 3
Цена на товар А выросла с 2 до 4 ед., а спрос на товар Б увеличился с 4 до 6 ед. Определите тип зависимости товаров А и Б, а также коэффициент перекрестной эластичности.
Задача 4
Если эластичность спроса по цене на сигареты составляет 0,4, то на сколько правительство должно повысить цену пачки сигарет, чтобы сократить потребление на 20 %. Средняя цена пачки составляет 500 р.
Задача 5
Если эластичность спроса по цене на билет в бассейн составляет 0,6, то насколько владельцы бассейна должны снизить цену на одно посещение, чтобы увеличить посещаемость на 30 %? Цена билета на одно посещение равна 2 100 р.
Задача 6
Вы собираетесь печь и продавать булочки. Ларек для продажи булочек стоит 200 у.е., затраты на выпечку одной булочки – 0,2 у.е.
Каковы постоянные и переменные издержки вашего бизнеса?
Постройте таблицу и определите совокупные, средние совокупные, средние переменные, предельные издержки выпуска 100, 200, 300, 400, 500 булочек; нарисуйте соответствующие кривые издержек.
|
|
|