Навигация по странице:
|
Методика определения платы за загрязнение окружающей природной с. Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине Экология
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет
геодезии и картографии
В.Н. Буров, М.В. Оводков
Методические указания
к выполнению практических занятий
по дисциплине «Экология»
методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды
Москва 2010
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет
геодезии и картографии
В.Н. Буров, М.В. Оводков
Методические указания
к выполнению практических занятий
по дисциплине «Экология»
Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды
Издание второе, переработанное и дополненное
Рекомендовано УМО по образованию в области геодезии и
фотограмметрии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению
подготовки 120100 «Геодезия», 120200 «Фотограмметрия и дистанционное зондирование»
Москва 2010
УДК 504:338
ББК 20.1
Б 91
Рецензенты:
Профессор кафедры прикладной экологии МИИГАиК,
доктор г.-м. наук, академик РАЕН
А.В. Садов
Ведущий специалист-эксперт Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Т.В. Якименко
Буров В.Н., Оводков М.В.
Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды: Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине «Экология». Изд. 2-е. –М.: Изд-во МИИГАиК, 2010. -56с.
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по определению платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение отходов производства и потребления. В основу методических указаний положена методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды. Расчетные технологии данной методики утверждены и введены в практический оборот в 1993 году и используются при определении платы за загрязнение окружающей среды всеми предприятиями на территории Российской Федерации, деятельность которых связанна с загрязнением окружающей среды, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Материалы методических указаний могут быть использованы студентами в курсовом и дипломном проектировании при рассмотрении вопросов экономики природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание
Введение 7
1. Теоретическая часть 9
1.1. Основные понятия по изучаемой теме 9
1.2. Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды 11
1.3. Нормативно-правовые основы методики определения платы за загрязнение окружающей природной 14
среды 14
2. Практическая часть 18
2.1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников 18
Пример расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников 21
Контрольные вопросы по разделу 22
2.2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников 23
Пример расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников 25
Контрольные вопросы по разделу 27
2.3. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты 27
Пример расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностный водный объект 30
Контрольные вопросы по разделу 32
2.4. Расчет платы за размещение отходов 32
Пример расчета платы за размещение отходов 34
Контрольные вопросы по разделу 36
2.5. Требования к оформлению отчета о выполненном задании 37
Приложение 1 38
Приложение 2 43
Приложение 3 46
Приложение 4 48
Приложение 5 53
Перечень рекомендуемой литературы 56
Учебная цель:
Расширить знания студентов в области методических подходов к определению платы за загрязнение окружающей среды.
Ознакомить студентов с методикой определения платы за загрязнение окружающей природной среды.
Дать студентам навыки практического применения методики определения платы за загрязнение окружающей природной среды.
Учебные вопросы:
Изучить теоретические основы методики определения платы за загрязнение окружающей природной среды.
Рассчитать плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
Рассчитать плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильного транспорта).
Рассчитать плату за сбросы загрязняющих веществ в водный объект.
Рассчитать плату за размещение отходов.
Порядок выполнения учебного задания:
Получить у преподавателя исходные данные по учебному заданию.
Изучить методические указания и законспектировать основные теоретические положения.
Провести расчеты и представить преподавателю отчет о выполненном задании, оформленный в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 2.5.
Введение
Экономический механизм регулирования природопользования является эффективным инструментом управления качеством окружающей среды и заключается в применении государством системы платежей для природопользователей в целях компенсации наносимого хозяйственной деятельностью вреда окружающей среде, стимулирования снижения техногенных нагрузок на окружающую среду и применения экологически безопасных технологий, снижения рисков возникновения негативных эффектов для здоровья человека и состояния природных объектов и систем.
В Российской Федерации основные принципы экономического регулирования в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В соответствии с данным законом негативное воздействие на окружающую среду в Российской Федерации является платным.
Плата за загрязнение окружающей среды (экологические платежи) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
Экологические платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.
Плата за загрязнение окружающей среды взимается с природопользователей с целью возмещения затрат государства на компенсацию последствий негативного воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления, а также с целью стимулирования природопользователей к снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших природоохранных технологий.
Представленная в данных методических указаниях методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды предназначена для практической реализации требований статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Данная методика введена в практический оборот в 1993 году и подлежит к применению на всех предприятиях, осуществляющих загрязнение окружающей среды на территории Российской Федерации.
Контрольным государственным органом, осуществляющим функции администратора экологических платежей, является Ростехнадзор.
Методические указания рассчитаны на проведение четырех практических занятий. На первом занятии требуется рассчитать плату промышленного предприятия за выбросы в атмосферу от стационарных источников (п.2.1.). На втором занятии требуется рассчитать плату автотранспортного предприятия за выбросы в атмосферу от автотранспортных средств (п.2.2.). На третьем занятии - рассчитать плату промышленного предприятия за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (п.2.3.). На четвертом занятии - рассчитать плату промышленного предприятия за размещение отходов производства и потребления (п.2.4.).
1. Теоретическая часть
1.1. Основные понятия по изучаемой теме
Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Качество окружающей среды также определяется, как степень соответствия условий окружающей среды потребностям людей.
Загрязнение окружающей среды – привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов и энергетических потоков, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за загрязнение окружающей среды (экологические платежи) – денежное возмещение, осуществляемое хозяйствующими субъектами за загрязнение окружающей природной среды.
Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Выброс загрязняющих веществ – поступление загрязняющих веществ (поллютантов) в атмосферу.
Сброс загрязняющих веществ – поступление загрязняющих веществ (поллютантов) в водные объекты или на рельеф местности.
Отходы – остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершению определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ – нормативы, установленные для субъектов хозяйственной деятельности, соответствующие показателям массы загрязняющих веществ, допустимых для поступления в окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. На практике нормативами допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ являются предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и норматив допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект (НДС).
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. На практике лимитами на выброс и сброс загрязняющих веществ являются временно согласованный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ВСВ) и временно согласованный сброс загрязняющих веществ в водный объект (ВСС).
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости – коэффициенты, используемые для корректировки величины платы природопользователя за загрязнение окружающей среды с учетом экологического состояния и экологической значимости атмосферы, почвы и водных объектов на территории, в пределах которой данный природопользователь осуществляет свою деятельность.
1.2. Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды
Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды предназначена для расчета годовой платы предприятия за загрязнение окружающей среды посредством выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты и размещение отходов.
Данная методика является комплексной и содержит:
методику расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;
методику расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников;
методику расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
методику расчета платы за размещение отходов.
Исходными данными для методики расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников являются:
установленный для предприятия предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), т.;
установленный для предприятия лимит на временно согласованный выброс загрязняющих веществ (ВСВ), т.;
фактический годовой выброс предприятия, т.;
территориальное расположение предприятия.
Результатом применения методики является установление денежной суммы, необходимой к выплате предприятием за выбросы в атмосферу от стационарных источников.
Исходными данными для методики расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников являются:
количество автотранспортных средств;
количество автотранспортных средств, неудовлетворяющих экологическим требованиям;
типы используемого топлива;
годовой расход топлива каждым автотранспортным средством, т.
Результатом применения методики является установление денежной суммы, необходимой к выплате предприятием за выбросы в атмосферу от передвижных источников.
Исходными данными для методики расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты являются:
установленный для предприятия предельно допустимый сброс (ПДС), т.;
установленный для предприятия лимит на временно согласованный сброс (ВСС), т.;
-
фактический годовой сброс предприятия, т.;
водосборный бассейн, к которому принадлежит водный объект, в который осуществляется сброс.
Результатом применения методики является установление денежной суммы, необходимой к выплате предприятием за сбросы в водный объект.
Исходными данными для методики расчета платы за размещение отходов являются:
годовой лимит на размещение отходов, т.;
фактический годовой объем размещения отходов, т;
территориальное расположение места размещения отходов;
особенности размещения отходов (на собственной территории или на специальном полигоне).
Результатом применения методики является установление денежной суммы, необходимой к выплате предприятием за размещение отходов производства.
Аналитическую основу данных четырех методик составляют формулы, оперирующие количественными характеристиками фактического негативного воздействия объекта на окружающую среду, а также установленными для объекта нормативами воздействия на окружающую среду, повышающими коэффициентами, коэффициентами экологической ситуации и экологической значимости, коэффициентами учета инфляции.
1.3. Нормативно-правовые основы методики определения платы за загрязнение окружающей природной
среды
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов.
Устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Значения базовых нормативов платы и коэффициентов учета экологических факторов установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферных воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Так, для Центрального экономического района Российской Федерации:
коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы равен 1,9 (применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов);
коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв равен 1,6 (применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления).
Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта для:
Московской области (бассейн р. Волги) равен 1,2;
Ленинградской области (бассейн р. Невы) равен 1,51;
Тульской области (Бассейн р. Дон) - 1,14;
Тульской области (Бассейн р. Волги) - 1,19.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Для корректировки платы с учетом инфляции базовые нормативы платы умножаются на коэффициент учета инфляции. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2007 год", нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2007 году с коэффициентом 1,4. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,48.
Таким образом, размер платы за загрязнение окружающей природной среды зависит от масштабов загрязнения, степени опасности каждого загрязняющего вещества, экологической значимости территорий и актуальности цен по отношению к текущему моменту времени.
Расчет платежей выполняется в соответствии с методикой определения платы за загрязнение окружающей природной среды, изложенной в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26.01.1993.
Наряду с федеральными базовыми нормативами платы используются региональные базовые нормативы платы. Так, например, распоряжением Мэра Москвы от 22.06.1993 № 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г. Москвы" определены величины базовых нормативов платы для предприятий, находящихся на территории города Москвы.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации функция нормативно-правового регулирования по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов, а в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 80%.
Анализ экологической и финансово-экономической эффективности методики определения платы за загрязнение окружающей природной среды определил направление ее дальнейшего развития. Так, в приложении 5 представлены разработки, развивающие методику в части расчета платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Данные разработки нашли отражение в проекте постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по улучшению качества сточных вод».
2. Практическая часть
2.1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников
2.1.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников подразделяется на:
плату за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленных природопользователю предельно допустимых нормативы выбросов (ПДВ);
плату за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (временно согласованных выбросов (ВСВ), устанавливаемых на период достижения ПДВ);
плату за сверхлимитные выбросы.
2.1.2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
|
|
|