Главная страница
Навигация по странице:

Методическое пособие Тобольск 2005 Печатается по решению редакционноиздательского совета тгпи имени Д. И. Менделеева



Скачать 0.56 Mb.
Название Методическое пособие Тобольск 2005 Печатается по решению редакционноиздательского совета тгпи имени Д. И. Менделеева
Анкор 913123.doc
Дата 27.12.2017
Размер 0.56 Mb.
Формат файла doc
Имя файла 913123.doc
Тип Методическое пособие
#14244
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

им. Д.И. Менделеева»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ
Методическое пособие


Тобольск - 2005


Печатается по решению

редакционно-издательского совета ТГПИ

имени Д.И. Менделеева

УДК 378


ББК 74.58

У 90

У 90 Учебно-исследовательская работа студентов. Методическое пособие. Авторы–составители: Яркова Т.А., Черкасова И.И., Никитченко И.Б. -Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005 – 108 с.

В методическом пособии представлена характеристика различных видов учебно-исследовательских заданий по педагогике (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, контрольная работа), раскрывается методика работы над ними, даются рекомендации по выполнению учебно-исследовательских заданий, даны образцы необходимой документации.


Рецензент – к.п.н., профессор Промоторова Нина Васильевна



© Учебно-исследовательская работа студентов, 2005

© Коллектив авторов, 2005

© Яркова Т.А., Черкасова И.И., Никитченко И.Б., 2005

© Тобольский государственный педагогический

институт им. Д.И.Менделеева, 2005

ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, творчески подходить к решению возникающих проблем.

В рамках реализации Концепции модернизации общего образования (2000 г.) и Программы модернизации педагогического образования (2004 г.) все большую актуальность приобретает модель профессионального развития будущего специалиста, ориентированная не на сиюминутное реагирование на внешние изменения, а на прогнозирование и учет будущих изменений. В соответствии с этой моделью основной акцент в подготовке специалиста делается на становление умения: «выходить» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешая их в соответствии со своими ценностными ориентациями; рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию (15).

Решение этих задач осуществляется в учебно-воспитательном процессе вуза и в организации научно-исследовательской работы студентов. Необходимо отметить, что в современном вузе эти два, относительно самостоятельных, процесса все более сближаются, интегрируются. Учебный процесс все больше начинает приобретать черты научного поиска: на смену репродуктивной деятельности преподавателя и студента приходит частично-поисковая и, собственно, исследовательская. Исследовательская же деятельность студентов приближается к потребностям практики и выполняет функцию профессиональной подготовки.

Такой подход к профессиональной подготовке обусловлен спецификой деятельности учителя в современной школе. Необходимость в исследовательской направленности профессиональной подготовки будущего учителя обусловлена рядом обстоятельств:

1) ориентация современной парадигмы образования на функционирование в нем педагога нового типа, способного к нестандартным решениям;

2) адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности обучающегося, возможностям ее самораскрытия;

3) постоянный поиск нетрадиционных форм организации и технологий, соответствующих разным типам учебных заведений и др.

Приходится констатировать, что не все выпускники педвуза готовы решать современные педагогические задачи, поэтому необходимо усиление исследовательской составляющей в процессе профессиональной подготовки.

Настоящее пособие призвано раскрыть цели и задачи научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в педагогическом институте, описать особенности некоторых форм организации научно-исследовательской работы студентов.


  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ
Исследовательскую работу студентов можно разделить на два вида: учебно-исследовательскую (УИРС) и научно-исследовательскую (НИРС).

Научно-исследовательская работа студентов (далее именуемая сокращенно НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать задачи современной общеобразовательной школы и вуза, предвидеть перспективы их развития. Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органическом соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа является не дополнением к учебному процессу, а его обязательной составляющей.

Основными задачами НИРС являются:

1) оказание помощи студентам в овладении профессией учителя;

2) развитие творческого мышления и инициативы в решении практических

задач;

3) развитие потребности в исследовательской деятельности и формирование

исследовательских навыков;

4) расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;

5) овладение методами научного познания;

6) формирование навыков работы с научной литературой и др.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента:

- обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

- собственно научные исследования, проводимые под руководством преподавателей.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время, по специальному заданию, в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя.

Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. В процессе выполнения учебных исследований будущие педагоги учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания для решения конкретных задач. УИРС осуществляется на аудиторных занятиях и предполагает систематическое выполнение цикла домашних заданий. Участие в учебно-исследовательской работе обязательно для каждого студента.

Учебно-исследовательская работа строится первоначально на материале учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами данного курса согласно учебному плану; в дальнейшем – на материале углубленного изучения разными группами студентов одного и того же курса отдельных комплексных проблем (курс по выбору), результаты которых отражаются в курсовой работе, а далее в выпускной квалификационной работе, содержащей итоги самостоятельных наблюдений студента.

Специфика УИРС состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта педагогического воздействия – получателя готовой, систематизированной и методически обработанной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. В процессе учебно-исследовательской работы студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведет наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск необходимой информации в научной литературе. Таким образом, по типу познавательной деятельности эта работа является исследовательской, по функциональному назначению – она носит учебный характер.

От учебных исследований не ожидаются объективно ценные (новые) научные результаты: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес и публикуются или используются в преподавании. Хотя сама учебно-исследовательская деятельность представляет собой форму обучения, осуществлению собственно исследовательских действий обязательно предшествует этап освоения техники исследовательской работы.

Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:

  1. самостоятельная работа с литературой;

  2. навыки пользования библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Студенты должны уметь выделять основные положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения.

К формам организации учебно-исследовательской работы студентов в педвузе относят:

  1. реферирование;

  2. выполнение контрольных работ с элементами педагогического исследования;

  3. участие в работе курсов по выбору;

  4. выполнение и защита курсовой работы;

  5. выполнение и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Несколько иные функции имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Термин «научно-исследовательская» в строгом смысле предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов. В практике учебных заведений НИРС отличается от УИРС фактически не по качеству итогов, а по характеру отношения к учебному процессу и, соответственно, по контингенту участников. Как и в УИРС, только некоторые исследования, выполненные в рамках НИРС, представляют научную ценность. Значительная часть НИРС сводится к овладению студентами специальными знаниями и исследовательскими приемами.

В то же время НИРС, в отличие от УИРС, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие. НИРС проводится только в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой или тематикой исследовательской лаборатории), участвуют в работе студенческих научных кружков и обществ, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в НИРС студенты привлекаются на добровольных началах.

При выполнении всех видов научных работ студентам предоставляется: возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей вуза; преимущественно прав пользования фондами научной библиотеки; возможность получения научных командировок в ведущие научные исследовательские центры страны и др.

На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние УИРС и НИРС. Тема исследования, проводимого студентом в научном обществе или в других формах, может быть положена в основу его курсовой или дипломной работы. В свою очередь, дипломная работа, выполненная в рамках УИРС, при защите ее на заседании ГАК, может быть оценена как подлинно научное исследование.

Таким образом, несмотря на определенные различия и формы организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служат одной общей цели – формированию компетентного, творчески мыслящего специалиста, способного оперативно решать, возникающие перед ним, профессиональные задачи.

II. ВИДЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ
2.1. РЕФЕРАТ


Реферат (от лат. reftrre «докладывать, сообщать») – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающей его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

С работы над рефератом начинается учебно-исследовательская работа студента. Реферат может быть началом серьезной научной работы, перерастающей в дальнейшем в курсовую и дипломную работу. Поэтому к подготовке реферата необходимо относиться как к начальному этапу будущего студенческого исследования, будущей курсовой и дипломной работам.

По сравнению с другими видами УИРС (например, аннотированием, составлением тезисов, конспекта и пр.) реферирование требует более сложных умений и более высокой ступени овладения материалом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта