Навигация по странице:
|
Методическое пособие Тобольск 2005 Печатается по решению редакционноиздательского совета тгпи имени Д. И. Менделеева
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тобольский государственный педагогический институт
им. Д.И. Менделеева»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ
Методическое пособие
Тобольск - 2005
Печатается по решению
редакционно-издательского совета ТГПИ
имени Д.И. Менделеева
УДК 378
ББК 74.58
У 90
У 90 Учебно-исследовательская работа студентов. Методическое пособие. Авторы–составители: Яркова Т.А., Черкасова И.И., Никитченко И.Б. -Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005 – 108 с.
В методическом пособии представлена характеристика различных видов учебно-исследовательских заданий по педагогике (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, контрольная работа), раскрывается методика работы над ними, даются рекомендации по выполнению учебно-исследовательских заданий, даны образцы необходимой документации.
Рецензент – к.п.н., профессор Промоторова Нина Васильевна
© Учебно-исследовательская работа студентов, 2005
© Коллектив авторов, 2005
© Яркова Т.А., Черкасова И.И., Никитченко И.Б., 2005
© Тобольский государственный педагогический
институт им. Д.И.Менделеева, 2005
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, творчески подходить к решению возникающих проблем.
В рамках реализации Концепции модернизации общего образования (2000 г.) и Программы модернизации педагогического образования (2004 г.) все большую актуальность приобретает модель профессионального развития будущего специалиста, ориентированная не на сиюминутное реагирование на внешние изменения, а на прогнозирование и учет будущих изменений. В соответствии с этой моделью основной акцент в подготовке специалиста делается на становление умения: «выходить» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешая их в соответствии со своими ценностными ориентациями; рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию (15).
Решение этих задач осуществляется в учебно-воспитательном процессе вуза и в организации научно-исследовательской работы студентов. Необходимо отметить, что в современном вузе эти два, относительно самостоятельных, процесса все более сближаются, интегрируются. Учебный процесс все больше начинает приобретать черты научного поиска: на смену репродуктивной деятельности преподавателя и студента приходит частично-поисковая и, собственно, исследовательская. Исследовательская же деятельность студентов приближается к потребностям практики и выполняет функцию профессиональной подготовки.
Такой подход к профессиональной подготовке обусловлен спецификой деятельности учителя в современной школе. Необходимость в исследовательской направленности профессиональной подготовки будущего учителя обусловлена рядом обстоятельств:
1) ориентация современной парадигмы образования на функционирование в нем педагога нового типа, способного к нестандартным решениям;
2) адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности обучающегося, возможностям ее самораскрытия;
3) постоянный поиск нетрадиционных форм организации и технологий, соответствующих разным типам учебных заведений и др.
Приходится констатировать, что не все выпускники педвуза готовы решать современные педагогические задачи, поэтому необходимо усиление исследовательской составляющей в процессе профессиональной подготовки.
Настоящее пособие призвано раскрыть цели и задачи научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в педагогическом институте, описать особенности некоторых форм организации научно-исследовательской работы студентов.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
Исследовательскую работу студентов можно разделить на два вида: учебно-исследовательскую (УИРС) и научно-исследовательскую (НИРС).
Научно-исследовательская работа студентов (далее именуемая сокращенно НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать задачи современной общеобразовательной школы и вуза, предвидеть перспективы их развития. Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органическом соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа является не дополнением к учебному процессу, а его обязательной составляющей.
Основными задачами НИРС являются:
1) оказание помощи студентам в овладении профессией учителя;
2) развитие творческого мышления и инициативы в решении практических
задач;
3) развитие потребности в исследовательской деятельности и формирование
исследовательских навыков;
4) расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;
5) овладение методами научного познания;
6) формирование навыков работы с научной литературой и др.
Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента:
- обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
- собственно научные исследования, проводимые под руководством преподавателей.
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время, по специальному заданию, в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя.
Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. В процессе выполнения учебных исследований будущие педагоги учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания для решения конкретных задач. УИРС осуществляется на аудиторных занятиях и предполагает систематическое выполнение цикла домашних заданий. Участие в учебно-исследовательской работе обязательно для каждого студента.
Учебно-исследовательская работа строится первоначально на материале учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами данного курса согласно учебному плану; в дальнейшем – на материале углубленного изучения разными группами студентов одного и того же курса отдельных комплексных проблем (курс по выбору), результаты которых отражаются в курсовой работе, а далее в выпускной квалификационной работе, содержащей итоги самостоятельных наблюдений студента.
Специфика УИРС состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта педагогического воздействия – получателя готовой, систематизированной и методически обработанной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. В процессе учебно-исследовательской работы студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведет наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск необходимой информации в научной литературе. Таким образом, по типу познавательной деятельности эта работа является исследовательской, по функциональному назначению – она носит учебный характер.
От учебных исследований не ожидаются объективно ценные (новые) научные результаты: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес и публикуются или используются в преподавании. Хотя сама учебно-исследовательская деятельность представляет собой форму обучения, осуществлению собственно исследовательских действий обязательно предшествует этап освоения техники исследовательской работы.
Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:
самостоятельная работа с литературой;
навыки пользования библиографическими указателями, каталогами, картотеками.
Студенты должны уметь выделять основные положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения.
К формам организации учебно-исследовательской работы студентов в педвузе относят:
реферирование;
выполнение контрольных работ с элементами педагогического исследования;
участие в работе курсов по выбору;
выполнение и защита курсовой работы;
выполнение и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Несколько иные функции имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
Термин «научно-исследовательская» в строгом смысле предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов. В практике учебных заведений НИРС отличается от УИРС фактически не по качеству итогов, а по характеру отношения к учебному процессу и, соответственно, по контингенту участников. Как и в УИРС, только некоторые исследования, выполненные в рамках НИРС, представляют научную ценность. Значительная часть НИРС сводится к овладению студентами специальными знаниями и исследовательскими приемами.
В то же время НИРС, в отличие от УИРС, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие. НИРС проводится только в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой или тематикой исследовательской лаборатории), участвуют в работе студенческих научных кружков и обществ, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в НИРС студенты привлекаются на добровольных началах.
При выполнении всех видов научных работ студентам предоставляется: возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей вуза; преимущественно прав пользования фондами научной библиотеки; возможность получения научных командировок в ведущие научные исследовательские центры страны и др.
На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние УИРС и НИРС. Тема исследования, проводимого студентом в научном обществе или в других формах, может быть положена в основу его курсовой или дипломной работы. В свою очередь, дипломная работа, выполненная в рамках УИРС, при защите ее на заседании ГАК, может быть оценена как подлинно научное исследование.
Таким образом, несмотря на определенные различия и формы организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служат одной общей цели – формированию компетентного, творчески мыслящего специалиста, способного оперативно решать, возникающие перед ним, профессиональные задачи.
II. ВИДЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ
2.1. РЕФЕРАТ
Реферат (от лат. reftrre – «докладывать, сообщать») – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающей его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.
С работы над рефератом начинается учебно-исследовательская работа студента. Реферат может быть началом серьезной научной работы, перерастающей в дальнейшем в курсовую и дипломную работу. Поэтому к подготовке реферата необходимо относиться как к начальному этапу будущего студенческого исследования, будущей курсовой и дипломной работам.
По сравнению с другими видами УИРС (например, аннотированием, составлением тезисов, конспекта и пр.) реферирование требует более сложных умений и более высокой ступени овладения материалом.
|
|
|