Навигация по странице:
|
Психолого-педагогический консилиум. Психологопедагогический консилиум как один из перспективных методов работы педагогапсихолога сущность, организация и проведение
Психолого-педагогический консилиум как один из перспективных методов работы
педагога-психолога: сущность, организация и проведение
Отличие психолого-педагогического от психолого-медико-педагогического консилиума. Задачи психолога в психолого-педагогическом консилиуме. Проблемы практики образования, требующие решения на психолого-педагогическом консилиуме. Основные этапы работы консилиума и их содержание.
Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося.
Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.
Задачи консилиума:
выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;
разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;
консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.
На основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы:
«Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителями (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени , а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).
Этапы:
Информационный обмен между участниками консилиума (Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения консилиума, касающейся актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.)
-
Разработка стратегии сопровождения данного ученика (Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.)
Участник
сопровождения
|
Деятельность на этапе
подготовки к консилиуму
|
Деятельность в рамках психолого-
педагогического консилиума
|
Реализация решений консилиума
|
Психолог
|
Проведение диагностической
работы: диагностического
минимума и различных схем
углубленной диагностики в
отношении группы
“проблемных” школьников
Подготовка материалов к
консилиуму
|
Предоставление участникам
консилиума необходимой
информации по психолого-
педагогическому статусу
конкретных учеников и по
ученическим группам
Участие в разработке стратегии
сопровождения
Планирование направлений и форм
психологической работы в рамках
сопровождения конкретных
учеников, ученических групп
и параллели в целом
|
Проведение психокоррекционных,
развивающих и консультативных
мероприятий со школьниками
Проведение групповых и индивидуальных
консультаций с педагогами и родителями
Консультирование администрации
Планирование совместной работы с
классными руководителями
Социально-диспетчерская деятельность
Психологическое просвещение
|
|
|
|
|
Заседания проводятся один раз в два месяца (кроме экстренных случаев). Сначала проходит подготовительный этап, сбор предварительных диагностических данных.
На самом заседании:
1. Заслушивается характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем, в присутствии родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося (дает школьный врач, уточняют родители).
2. Проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка.
3. Приглашается ученик, происходит беседа с ним.
4. Заключительная стадия:
ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение доминанты отклоняющегося развития и ее основные причины;
выявляются положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;
обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителям, классному руководителю и другим участникам воспитательного процесса.
Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях секций классных руководителей, методических объединениях учителей-предметников и т.д.
Этапы работы психолога: На I этапе школьный психолог определяет психологическое содержание проблемы, выносимой на обсуждение педагогического консилиума, составляет соответствующую программу предстоящей работы, определяет средства изучения, подбирает необходимый материал. На II этапе психолог приступает к собственно изучению психологических характеристик решаемой педагогической проблемы. На III этапе полученные в результате изучения данные систематизируются, анализируются, обобщаются. Здесь же может осуществляться их перевод на язык конкретной системы педагогической практики. На IV этапе психолог выступает в качестве одного из организаторов и активных участников работы педагогического консилиума, где его данные являются одними из наиболее весомых в плане научной обоснованности, опирающимися на использование разнообразных объективных методов.
На последнем, V этапе школьный психолог принимает активное участие в составлении заключения (рекомендации), коррекционной программы и других программных материалов педагогического консилиума, определяющих стратегию и тактику педагогической работы.
Психологическое заключение: псих-е познават-е процессы, личностные характеристики.
Заключение социального педагога: тип семьи, самооценка, социальный опыт ребенка, трудности и т.д.
Педагогическое заключение: адаптация, сформированность учебных навыков, трудности в процессе обучения.
Медицинское заключение: перенесенные заболевания, обследования педиатра, психиатра, основное заболевание
|
|
|