Навигация по странице:
|
МЕТОДИКА МАШИНОВЕДЕНИЯ. Методика изучения элементов машиноведения
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИНОВЕДЕНИЯ
Задание
Прочитайте методические рекомендации. Заполните таблицу.
|
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
Кол-во часов
|
|
|
|
Виды швейных машин
|
|
|
|
Теоретические сведения (способы)
|
|
|
|
Практические работы
|
|
|
|
Формы обучения
|
|
|
|
Методы обучения
|
|
|
|
Дидактические материалы
|
|
|
|
На занятиях по технологии учащиеся изучают и используют швейную машину с ручным приводом (V класс), ножным и электроприводом (VI-VII классы).
При изучении элементов машиноведения учащиеся усваивают устройство, назначение и принцип действия швейных машин и их механизмов. Они узнают сущность процессов, связанных с образованием стежка, продвижением ткани, получают представление о кинематических схемах швейной машины, условных обозначениях на них типовых деталей.
Обучение школьников элементам швейного машиноведения носит политехнический характер. Этот раздел связан с физикой (устройство, назначение, принцип действия механизмов и машин), с черчением (составление кинематических схем).
Учитель должен объяснить учащимся, что швейная машина относится к многочисленным машинам, облегчающим труд человека. В ходе обучения надо использовать технические средства обучения, действующие модели швейных машин, механизмов, узлов, различные печатные наглядные пособия. Значительное место на этих занятиях должно быть отведено инструктажам по охране труда учащихся и правилам безопасности.
Можно рассказать учащимся V-VI классов об истории создания и совершенствовании швейной машины, о современных швейных агрегатах и автоматических линиях. Учащихся знакомят с деталями швейной машины: типовыми, характерными для многих машин (оси валов, зубчатые колеса и др.), и специальными, характерными только для швейных машин (лапка, рейка, двигатель ткани и др.), с видами соединений деталей (подвижные и неподвижные, разъемные, неразъемные), с устройством ручного привода.
Из класса в класс у учащихся последовательно формируется понятие о машине как о системе механизмов, предназначенных для выполнения полезной работы. Деталь - часть механизма, выработанная из единого куска металла (или другого материала); механизм совокупность деталей, в которой перемещение одной детали вызывает определенные перемещения других деталей этой системы.
Уже в V классе учащиеся впервые сталкиваются с понятием «машина» при изучении устройства машины с ручным приводом школьники обучаются приемам работы на швейной машине, на практике знакомятся с работой ее механизмов (при заправке верхней нитки, выполнении упражнений на машине и т. д.). При выполнении этой работы у учащихся уже происходит процесс накопления знаний, которые им впоследствии послужат базой для формирования понятия «машина».
Учащиеся должны четко представлять себе устройство швейной машины. Корпус ее состоит из рукава и платформы. В рукаве и под платформой расположен целый ряд деталей, тесно взаимосвязанных между собой (втулки, эксцентрики, шатуны, валы, гайки, винты, кривошип с противовесом и др.). Универсальная машина имеет четыре основных механизма (игловодитель, нитепритягиватель, двигатель ткани и механизм челнока, и четыре вспомогательных (прижимная лапка, моталка, регулятор длины стежка, регулятор натяжения верхней нити). Все эти механизмы состоят из различных деталей. Назначение каждого механизма, как и устройства, различно, хотя главная цель единая - образование челночного стежка.
На магнитной доске или с помощью фланелеграфа можно вписывать в заданный контур швейной машины детали и механизмы ее, показывая учащимся систему) их взаимодействия.
В VI-VII классах учащиеся знакомятся с различными приспособлениями малой механизации для выполнения швов и различных операций, с достижениями науки и техники в создании новейших приспособлений. Учитель демонстрирует учащимся приспособления (лапки), таблицу «Швейная машина». Учащиеся на практике знакомятся с приспособлениями, выполняя различные швы и операции. В VII классе завершается формирование у учащихся понятия о швейной машине как технологической. Используя наглядные пособия, учитель рассказывает о достижениях в создании новых швейных машин (универсальных, специальных).
Большое значение придается ознакомлению учащихся VI-VII классов с кинематическими схемами швейной машины и ее механизмов. Именно на схемах легче всего показать то общее, что характерно для машин и механизмов, различных по конструкции и по назначению. Использование кинематических схем дает возможность учащимся скорее изучить устройство швейной машины, осуществлять регулировку ее отдельных узлов.
Наиболее целесообразно изучение кинематических схем начинать с сопоставления их с макетами швейной машины и ее механизмов. При чтении схем рекомендуется соблюдать определенную последовательность: выяснить название, назначение механизма; объяснить принцип его действия; прочитать спецификацию и определить положение деталей механизма; проследить способы и последовательность передачи движения.
Пользуясь условными обозначениями кинематических схем, показывают относительное размещение источника движения либо ведущего вала, промежуточных валов, ведомого вала, деталей на валах с учетом их крепления и работы. Надо показать графическую связь между валами на основе существующих в механизмах передач, дать контуры корпуса машины.
Лабораторно-практические работы, посвященные изучению процесса образования челночного стежка, базируются на знаниях, полученных учащимися на уроках физики (прямолинейное, поступательное и вращательное движение, механизмы преобразования этих движений).
На прaктических занятиях учащиеся овладевают приемами заправки регулировки верхней и нижней ниток, отрабатывают навыки по изготовлению различных строчек и швов, знакомятся с устройством двигателя ткани, моталки, челнока и др., учатся выполнять отдельные виды работ с применением различных приспособлений малой механизации, изучают устройство электропривода, упражняются в устранении неполадок в работе машины, приобретают навыки смазки, чистки и регулировки механизмов машины.
В заданиях (в инструкционных картах), как правило, указываются тема, цель, перечисляются необходимое оборудование, инструменты, приспособления и материалы, которыми должен воспользоваться учащийся, чтобы выполнить задание. Описывается ход выполнения работы, даются вопросы, на которые нужно найти ответы в ходе ее выполнения.
Пример практической работы
Т е м а. Способы изображения деталей швейной машины на схемах.
Ц е л ь: научить учащихся читать кинематическую схему механизма двигателя ткани.
О б о р у д о в а н и е: швейная машина 22·А класса ПМЗ, модель механизма двигателя ткани, стенд с деталями швейной машины, таблицы с изображением деталей на кинематических схемах.
Ход работы
1. Найти на стенде детали механизма двигателя ткани, сравнивая их с механизмом двигателя ткани в машине 22-А класса ПМЗ (на швейной машине выполнен продольный разрез).
2. Найти обозначение деталей механизма двигателя ткани на кинематических схемах.
3. Рассказать о порядке передачи движения с главного вала на механизм двигателя ткани.
С целью формирования у школьников интереса к изучаемому разделу, При освоении приемов работы на швейной машине и выполнении упражнений рекомендуется включать элементы творчества.
Так, освоение приемов выполнения машинных швов можно проводить не на лоскутах, а при выполнении интересных общественно полезных поделок: рукавичек-прихваток, повязок для дежурных, элементов оформления костюмов для проведения фестивалей и т. д.
|
|
|