Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования
Информационное содержательное обеспечение ИТС РСО может включать две группы ЦОР:
1) информационные источники:
– оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики….) не повторяющие стабильные учебники; – статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» – изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);– динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD); – мультимедиа среды (информационно-справочные источники. практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).
2) информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.
Как правило, информационные источники включают отдельные информационные объекты (элементарные информационные объекты), которые при возможности их выделения могут самостоятельно использоваться в рамках ИТС.
Элементарные информационные объекты могут рассматриваться:
– как органичный компонент традиционного учебного процесса, не заменяющий, а дополняющий и расширяющий возможности традиционных, методически целесообразные средства обучения, повышая тем самым эффективность, качество обучения; – как объекты проектирования учебно-информационной среды в рамках педагогического дизайна с использованием инструментальных средств, что позволит повысить эффективность использования ИТС в учебном процессе.
Законченные полноценные информационные источники - конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему), рассматриваются как содержательный компонент ИТС, в том числе как содержательный компонент дистанционной образовательной услуги, как содержательный компонент ИКТ, как средство организации самостоятельной работы с использованием ИКТ, что определяет их основной функционал.
Информационно-образовательные конечные оцифрованные продукты (оригинальные тексты, не повторяющие стабильные учебники) рассматриваются как дополнительные к основным.
Формируемая национальная коллекция ЦОР будет включать в себя как целостные информационные источники, так и элементарные информационные объекты, а так же информационные инструменты.
Анализ видов ЦОР по образовательно-методическим функциям представлен на рис. 1.
Классификация ЦОР по типу представленной информации приведена на рис. 2.
Классификации ЦОР по трем основаниям – тип ЦОР, организационно-методические характеристики взаимодействия с пользователями приведена в таблице 1.
С целью определения содержания ИТС в соответствии с системной логической закономерностью цель потребность исполнительная система результат и на основе результатов маркетинговых исследований целевых групп потребителей ИТС (администрация образовательных учреждений, преподаватели, обучаемые, родители и т.д.), проведенных в работах [57], [84] нами разработана структурно модель потребностей (рис. 3). Информационно-образовательные потребности представлены для каждой целевой группы пользователей ЦОР как содержания ИТС в виде трехуровневой системы: потребности социального, корпоративного и индивидуального уровней.
На рис. 4,5,6 приведены разработанные структурные модели применения ЦОР в ИТС СНПО. На рис.4 – формы использования ЦОР в сопоставлении с традиционными формами обучения. На рис.5 – методы использования ЦОР в сопоставлении с традиционными методами обучения. На рис.6 – средства использования ЦОР в сопоставлении с традиционными средствами обучения.
В основу разработанной структурно-функциональной модели ЦОР для поддержки основных системных взаимодействий в процессе реализации ИТС (рис. 9), положена систематизация ЦОР по следующим основаниям:
а) по однородности и масштабу проблемного поля - предметные, межпредметные и надпредметные;
б) по уровню общности достигаемых целей - уровень удовлетворения корпоративных и индивидуальных потребностей; уровень решения проблемы; уровень достижения конкретной цели в рамках выделенной проблемы; уровень решения задачи в рамках одной из целей и уровень решения фрагмента задачи;
Электронные учебники
Электронные учебные пособия
Прототипы традиционных учебников
Оригинальные электронные учебники
Предметные обучающие системы
Предметные обучающие среды
Репетиторы
Тренажеры
Обучающие
Обучающе-контролирующие
Игровые
Интерактивные
Предметные коллекции
Справочники, словари
Практические и лабораторные задания
Рис.1 Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям
ЦОР с
текстовой
информацией
Модели:
2-3 –х мерные статические и динамические;
Объекты виртуальной реальности
Интерактивные модели
Учебники, учебные пособия
Интерактивные модели
Символьные объекты и деловая графика
Звуковые объекты
ЦОР с
визуальной
информацией
ЦОР с
комбинированной информацией
ЦОР с
аудио
информацией
ЦОР с аудио и видео
информацией
Интерактивные модели
ЦОР со сложной структурой
Коллекции:
Иллюстрации
Фотографии
Портреты
Видеофрагменты процессов и явлений
Демонстрации опытов
Видеоэкскурсии
Символьные объекты:
Схемы, Диаграммы,
Формулы
Карты для предметных областей
Учебники
Учебные пособия
Первоисточники, хрестоматии
Книги для чтения
Звукозаписи живой природы
Звукозаписи музыкальных произведений
Звукозаписи неживой природы
Синхронизированные аудио объекты
Аудио -видео объекты живой и неживой природы
Предметные виртуальные лаборатории
Предметные лабораторные практикумы
Энциклопедии
Учебники
Учебные пособия
Первоисточники, хрестоматии
ВНЕУРОЧНЫЕ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР В ИТС РСО
УРОЧНЫЕ
традиционные
инновационные
объяснение
контроль
закрепление
Коллекции, интерактивные модели картографические материалы, динамические таблицы, символьные объекты и деловая графика, звукоряд
Учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, словари, справочники, символьные объекты и деловая графика, картографические материалы, тренажеры
Задачники, тесты, интерактивные модели, картографические материалы, символьные объекты и деловая графика, звукоряд
Урок-лекция
Проблемный урок
Урок-конференция
Урок-диспут
Урок-презентация
Урок-защита проектов
Урок-исследование
самостоятельная работа (групповая, индивидуальная
проектная деятельность
выполнение домашних заданий
самоконтроль
построение моделей
выполнение тренировочных заданий
Коллекции, интерактивные модели картографические материалы, динамические таблицы, символьные объекты и деловая графика, звукоряд, задачники, учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, словари, справочники
Интерактивные модели
Тренажеры
Тесты и тестовые задания
Рис. 4. Базовая структурная модель разработанных ЦОР для общего образования: модуль классификации по основанию форма использования ЦОР
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР В ИТС РСО
мотивации
объяснения
отработки
контроля
Информирующее изложение
Проблемное
изложение
Дедуктивное изложение
Эвристический поиск
Заучивание
Упражнения
Предварительный
Промежуточный
Итоговый
Методы произвольной мотивации
Методы непроизвольной мотивации
Коллекции
ЭИР с
аудио
информацией
ЭИР с аудио и видео
информацией
Интерактивные модели
ЭИР с
визуальной
информацией
ЭИР с
аудио
информацией
Интерактивные модели
ЭИР с
текстовой
информацией
ЭИР с
текстовой
информацией
ЭИР с
комбинированной информацией
ЭИР со сложной структурой
Интерактивные модели
Тренажеры
Задачники
Тесты
Тестовые задания
Рис. 5. Базовая структурная модель разработанных ЦОР для общего образования: модуль классификации по основанию методы использования
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР В ИТС РСО
мотивации
объяснения
отработки
контроля
Прямой связи
Обратной связи
Анализа,
оценки
и принятия
решения
Периодические издания
ЦОР с аудио информацией
Символьные объекты
|