Главная страница
Навигация по странице:

Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования



Скачать 306 Kb.
Название Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования
Анкор metodikaprmeneniyacor.doc
Дата 18.12.2017
Размер 306 Kb.
Формат файла doc
Имя файла metodikaprmeneniyacor.doc
Тип Документы
#12926
страница 1 из 2
  1   2

Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования
Информационное содержательное обеспечение ИТС РСО может включать две группы ЦОР:

1) информационные источники:
– оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики….) не повторяющие стабильные учебники; – статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» – изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);– динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD); – мультимедиа среды (информационно-справочные источники. практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).
2) информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Как правило, информационные источники включают отдельные информационные объекты (элементарные информационные объекты), которые при возможности их выделения могут самостоятельно использоваться в рамках ИТС.

Элементарные информационные объекты могут рассматриваться:
– как органичный компонент традиционного учебного процесса, не заменяющий, а дополняющий и расширяющий возможности традиционных, методически целесообразные средства обучения, повышая тем самым эффективность, качество обучения; – как объекты проектирования учебно-информационной среды в рамках педагогического дизайна с использованием инструментальных средств, что позволит повысить эффективность использования ИТС в учебном процессе.
Законченные полноценные информационные источники - конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему), рассматриваются как содержательный компонент ИТС, в том числе как содержательный компонент дистанционной образовательной услуги, как содержательный компонент ИКТ, как средство организации самостоятельной работы с использованием ИКТ, что определяет их основной функционал.

Информационно-образовательные конечные оцифрованные продукты (оригинальные тексты, не повторяющие стабильные учебники) рассматриваются как дополнительные к основным.

Формируемая национальная коллекция ЦОР будет включать в себя как целостные информационные источники, так и элементарные информационные объекты, а так же информационные инструменты.

Анализ видов ЦОР по образовательно-методическим функциям представлен на рис. 1.

Классификация ЦОР по типу представленной информации приведена на рис. 2.

Классификации ЦОР по трем основаниям – тип ЦОР, организационно-методические характеристики взаимодействия с пользователями приведена в таблице 1.

С целью определения содержания ИТС в соответствии с системной логической закономерностью цель потребность исполнительная система результат и на основе результатов маркетинговых исследований целевых групп потребителей ИТС (администрация образовательных учреждений, преподаватели, обучаемые, родители и т.д.), проведенных в работах [57], [84] нами разработана структурно модель потребностей (рис. 3). Информационно-образовательные потребности представлены для каждой целевой группы пользователей ЦОР как содержания ИТС в виде трехуровневой системы: потребности социального, корпоративного и индивидуального уровней.

На рис. 4,5,6 приведены разработанные структурные модели применения ЦОР в ИТС СНПО. На рис.4 – формы использования ЦОР в сопоставлении с традиционными формами обучения. На рис.5 – методы использования ЦОР в сопоставлении с традиционными методами обучения. На рис.6 – средства использования ЦОР в сопоставлении с традиционными средствами обучения.

В основу разработанной структурно-функциональной модели ЦОР для поддержки основных системных взаимодействий в процессе реализации ИТС (рис. 9), положена систематизация ЦОР по следующим основаниям:

а) по однородности и масштабу проблемного поля - предметные, межпредметные и надпредметные;

б) по уровню общности достигаемых целей - уровень удовлетворения корпоративных и индивидуальных потребностей; уровень решения проблемы; уровень достижения конкретной цели в рамках выделенной проблемы; уровень решения задачи в рамках одной из целей и уровень решения фрагмента задачи;

Электронные учебники

Электронные учебные пособия

Прототипы традиционных учебников

Оригинальные электронные учебники

Предметные обучающие системы

Предметные обучающие среды

Репетиторы

Тренажеры

Обучающие

Обучающе-контролирующие

Игровые

Интерактивные

Предметные коллекции

Справочники, словари

Практические и лабораторные задания

Рис.1 Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям


ЦОР с

текстовой

информацией

Модели:

2-3 –х мерные статические и динамические;

Объекты виртуальной реальности

Интерактивные модели

Учебники, учебные пособия


Интерактивные модели

Символьные объекты и деловая графика


Звуковые объекты


ЦОР с

визуальной

информацией


ЦОР с

комбинированной информацией

ЦОР с

аудио

информацией

ЦОР с аудио и видео

информацией

Интерактивные модели

ЦОР со сложной структурой

Коллекции:

Иллюстрации

Фотографии

Портреты

Видеофрагменты процессов и явлений

Демонстрации опытов

Видеоэкскурсии

Символьные объекты:

Схемы, Диаграммы,

Формулы



Карты для предметных областей


Учебники


Учебные пособия


Первоисточники, хрестоматии


Книги для чтения


Звукозаписи живой природы

Звукозаписи музыкальных произведений

Звукозаписи неживой природы

Синхронизированные аудио объекты

Аудио -видео объекты живой и неживой природы

Предметные виртуальные лаборатории

Предметные лабораторные практикумы

Энциклопедии


Учебники


Учебные пособия


Первоисточники, хрестоматии



ВНЕУРОЧНЫЕ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР В ИТС РСО

УРОЧНЫЕ

традиционные

инновационные

объяснение

контроль

закрепление

Коллекции, интерактивные модели картографические материалы, динамические таблицы, символьные объекты и деловая графика, звукоряд



Учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, словари, справочники, символьные объекты и деловая графика, картографические материалы, тренажеры


Задачники, тесты, интерактивные модели, картографические материалы, символьные объекты и деловая графика, звукоряд


Урок-лекция

Проблемный урок

Урок-конференция

Урок-диспут

Урок-презентация

Урок-защита проектов

Урок-исследование



самостоятельная работа (групповая, индивидуальная

проектная деятельность

выполнение домашних заданий

самоконтроль

построение моделей

выполнение тренировочных заданий

Коллекции, интерактивные модели картографические материалы, динамические таблицы, символьные объекты и деловая графика, звукоряд, задачники, учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, словари, справочники



Интерактивные модели

Тренажеры

Тесты и тестовые задания



Рис. 4. Базовая структурная модель разработанных ЦОР для общего образования: модуль классификации по основанию форма использования ЦОР





МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР В ИТС РСО

мотивации

объяснения

отработки

контроля

Информирующее изложение

Проблемное

изложение

Дедуктивное изложение

Эвристический поиск

Заучивание

Упражнения

Предварительный

Промежуточный

Итоговый

Методы произвольной мотивации

Методы непроизвольной мотивации

Коллекции

ЭИР с

аудио

информацией

ЭИР с аудио и видео

информацией

Интерактивные модели

ЭИР с

визуальной

информацией


ЭИР с

аудио

информацией

Интерактивные модели

ЭИР с

текстовой

информацией

ЭИР с

текстовой

информацией

ЭИР с

комбинированной информацией

ЭИР со сложной структурой

Интерактивные модели

Тренажеры

Задачники

Тесты


Тестовые задания


Рис. 5. Базовая структурная модель разработанных ЦОР для общего образования: модуль классификации по основанию методы использования


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР В ИТС РСО

мотивации

объяснения

отработки

контроля

Прямой связи

Обратной связи

Анализа,

оценки

и принятия

решения

Периодические издания

ЦОР с аудио информацией

Символьные объекты
  1   2
написать администратору сайта