|
РЭП 2014 Эгинск. Отчет рэп Формирование уклада жизни в образовательных учреждений Арктики на основе живых традиций олонхо Педколлектив мбоу Эгинская средняя общеобразовательная школа
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение
« УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЕРХОЯНСКОГО РАЙОНА»
МБОУ «Эгинская СОШ»
Отчет РЭП
«Формирование уклада жизни в образовательных учреждений Арктики на основе живых традиций олонхо»
Педколлектив МБОУ
«Эгинская средняя общеобразовательная школа»
2014 г.
«Формирование уклада жизни образовательных учреждений Арктики на основе живых традиций олонхо»
1. Общие сведения о проекте.
Основная идея проекта заключается в приобщении молодого поколения к народной педагогике, этнической экологической культуре своего народа, создании особого уклада школьной жизни на основе живых традиций олонхо.
Героический эпос Олонхо народа Саха служит средством гуманистического, эстетического, нравственного воспитания, образования всесторонне развитой личности, почитающей свою национальную культуру, богатый язык. Через Олонхо мы можем приобщать молодое поколение к основам нравственности, народной педагогики, к демократической, экологической, социальной культуре своего народа.
Личность достигает всесторонности, целостности через свободное развитие. В процессе воспитания надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и творчества. Эта атмосфера будет во многом способствовать раскрытию и развитию личности. Наша задача – ориентировать воспитание и образование на созидание более совершенного человека в нравственном, эстетическом, мировоззренческом и творческом плане, которые заложили бы основы вечных ценностей - Истины, Добра и Красоты. Уникальное культурное наследие народа саха – Олонхо является благодатной и естественной почвой для становления человека, формирования его личности.
В проекте ставилась цель:
использование человекосозидающей педагогики олонхо в воспитании жизнеспособной личности жителя Арктики.
Исходя из цели эксперимента, выдвинуты следующие задачи:
- Исследование особенностей янского олонхо.
- Разработка специальных образовательных программ, учебно-методических пособий на основе человекосозидающего потенциала янского олонхо.
- Подготовка педагогов к работе с образовательной технологией, созданной на основе человекосозидающего потенциала янского олонхо.
- Создание развивающей среды школы и детского сада, соответствующей духу олонхо – Мира импровизации.
- Разработка критериев сформированности импровизационной и социальной компетенции у детей.
В ходе эксперимента было предложено осуществлять исследование в течение 5 лет в четыре этапа:
Подготовительный этап - 2008 г.:
- Изучение олонхо всеми субъектами образовательной деятельности.
- Изучение особенностей янского олонхо.
- Разработка учебно-методических пособий на основе этнопедагогических особенностей янского олонхо.
- Повышение квалификации педагогов.
- Вступление в коллективные члены Республиканской ассоциации «Олонхо».
Внедренческий этап- 2009-2012 г.г. :
- Создание этнокультурного центра «Олонхо туhэ»
- Развитие импровизационной компетенции у детей.
- Организация поисково- исследовательской работы по сбору сохранившегося наследия эгинских олонхосутов.
- Создание развивающей среды школы и детского сада, соответствующей духу олонхо- Мира импровизации.
- Работа с образовательной технологией, созданной на основе человекосозидающего потенциала янского олонхо.
- Внедрение элементов олонхо в учебный процесс. Введение интегрированных уроков по предметам.
- Разработка критериев сформированности импровизационной и социальной компетенции у детей.
Завершающий этап – 2013-2014 г.:
- Проведение научно-практической конференции по педагогике олонхо;
- Издание сборника творчества эгинских олонхосутов;
- Издание сборников об опыте учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений (сборник статей, методическое пособие, рекомендации и т.д.);
- проведение на республиканском уровне 100 – летнего юбилея олонхосута Д.А. Томской – Чайки.
Задачи отчетного этапа реализации проекта:
- Продолжить работу над созданием образовательной технологии, основанной на педагогическом ресурсе олонхо при научно-методическом сопровождении учёных-педагогов.
- Продолжить по разработке критериев сформированности импровизационной компетентности у учащихся.
- Организовать работу над воспитанием нового поколения олонхосутов.
- приложить усилия к возрождению янской сказительской традиции исполнения олонхо.
- продолжить непрерывную поисково-исследовательскую работу по сбору и изучению сохранившегося наследия эгинских олонхосутов.
- разработать систему приобщения взрослого населения и молодежи к педагогике олонхо в качестве активных субъектов.
Работа над разработкой технологии формирования у обучающихся импровизационной компетентности:
1 шаг – выявление детей экспериментальной и контрольной группы
2 шаг – набор определить набор нестандартных компетентностей (импровизационной, автономизационной и …);
3 шаг – разработать комплекс тренировочных действий по формированию у обучающихся импровизационной компетентности;
4 шаг – выявления критериев сформированности импровизационной компетентности;
5 шаг – диагностика сформированности у обучающихся импровизационной компетентности ежегодно.
Создание условий обогащения среды:
Вся предметно-развивающая среда школы отражает дух олонхо.
Создание в школе постоянно обновляющейся выставочной галереи рисунков и прикладного творчества детей.
Создание галереи портретов олонхосутов – уроженцев Эгинского наслега.
Двор школы в зимнее время превращается в парк ледовых скульптур по мотивам олонхо.
Совместно с родителями построили игровую площадку в этническом стиле.
Создание совместно с ЦТНК школьного театра «Уйул5а».
Дальнейшее внедрение элементов олонхо в преподавание по всем предметным областям.
Расширение центра «Эңэ – олонхо түһэ». Развитие его как ресурсного центра педагогики олонхо.
Проведение разнообразных видов деятельности по приобщению детей и молодежи к олонхо: театрализованной, поисково-исследовательской, спортивно-оздоровительной, экологической.
Создание системы обучения сказительскому мастерству.
Самая главная и трудная задача – возрождение янской сказительской традиции исполнения олонхо.
2. Полученные результаты.
Уточнение сущности решаемой проблемы:
На наш взгляд ключ к осмыслению ценности педагогики олонхо заключается в создании среды, близкой к эпической, способствующей раскрытию творческих способностей человека через восприятие высших народных ценностей, передаваемых через устно-поэтическую речь из поколения в поколение. Поэтому мы выделяем следующие основополагающие проблемы:
Обучение и воспитание жизнеспособной личности в особой образовательной среде – Мире импровизации.
Создание особого уклада жизни школы на основе эпических традиций.
Формирование на основе олонхо системы ценностных ориентаций, позволяющих оценивать окружающий мир, самого себя с гуманистических позиций.
Характер и содержание результатов, полученных за отчетный период реализации проекта:
Не только в школе, но во всем наслеге повысился интерес к олонхо, к его живым традициям как воспитательному ресурсу.
Педагогами школы сделаны учебно-методические разработки внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательных ресурсов олонхо.
Разработана и проверена сформированность социально-нравственных компетенций и частично импровизационной компетенции учащихся.
Выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие создание уклада жизни образовательного учреждения, основанные на живых традициях олонхо.
Работает этнокультурный центр «Энэ – олонхотуhэ».
В школе и ДОУ создана развивающая среда, соответствующая духу олонхо.
Эгинская школа стала ресурсным центром по развитию и распространению педагогики олонхо.
Непрерывно организуется поисково-исследовательская работа по сбору и изучению сохранившегося наследия местных олонхосутов.
Ежегодно организуются конкурсы, выставки, конференции «Мин олонхо дойдутун о5отобун».
Аналитические результаты:
Результаты анкетирования, мониторинга, анализ ситуации в общем показывают, что в наслеге сформирована позитивная познавательная мотивация к олонхо.
В любом виде творческой деятельности мы встречаемся с яркими неординарными решениями, требующими наряду со знаниями и навыками хорошо развитой интуиции и таланта. Образовательный процесс совсем не исключение. Среди многочисленных специалистов, помогающих разобраться в природе маленького человека, учитель единственный интегратор, ибо он, по самой природе своей деятельности, осуществляет педагогический синтез, основанный не только на достоверных данных, но и на хорошо развитой интуиции, помогающей непосредственно почувствовать ребёнка. В данном контексте важно саморазвитие учителем импровизации.
Педагогической импровизацией являются изначально непредусмотренные действия учителя, обусловленные не запланированными изменениями педагогической ситуации под влиянием каких-либо внешних или внутренних факторов.
На наш взгляд, можно определить следующие условия развития педагогической импровизации:
- психологическая готовность учителя к импровизации;
- духовное богатство педагога, потребность учителя реализовать себя в собственном педагогическом творчестве;
- концептуальный подход учителя к себе, ребёнку, миру ( мир- во мне, я- в мире);
- формирование своего стиля деятельности, соблюдение педагогической меры в педагогическом творчестве;
- владение основами риторики, наличие в арсенале педагогика богатого выбора средств развития личности.
Мы считаем, что правилами педагогической импровизации являются:
Импровизационное мастерство учителя находится в прямой зависимости от его воли, выдержки, целеустремленности.
Педагогическая импровизация требует соблюдение меры.
Успех в педагогической импровизации обуславливает предварительным и прогнозированием импровизационных форм и содержания.
Импровизация педагога должна быть мотивированной.
Результаты педагогической импровизации должны иметь перспективы.
Импровизация является совместным творчеством и ученика педагога.
Нравственность учителя влияет на качество, содержание результативность импровизации.
В инновационном образовательном процессе при педагогической импровизации налаживается неформальный творческий контакт учителя с классом в процессе общения, повышается интеллектуальный фон класса, развиваются креативные способности учащихся.
В коллективе работают педагоги с большим педагогическим стажем, высококвалифицированные специалисты. К ним прикрепляются молодые педагоги, которым наставники передают свой практический опыт. В ходе эксперимента молодые и опытные педагоги были вовлечены в такие формы работы (деловая игра; драматическая игра; мастерская; упражнения по технологии решения изобретательских задач; решение конструктивных задач), которые, согласно гипотезе нашего исследования, призваны были развить педагогическую импровизацию учителя.
Кри
те
рии
|
Умение
педагогически
целесообразно
действовать в
конкретных
условиях
|
Организаторские и
коммуникативные
умения
|
Умение
реализовать свой
импровизаторский
потенциал,
творчество,артистизм
исполнения
|
Выдумка,
оригинальность
|
|
Груп-
пы
|
Молодые
педагоги
|
Опытные
педагоги
|
Молодые
педагоги
|
Опытные
педагоги
|
Молодые
педагоги
|
Опытные
педагоги
|
Молодые
педагоги
|
Опытные
педагоги
|
|
уровни
|
32%
|
68%
|
34%
|
66%
|
54%
|
46%
|
61%
|
39%
|
|
Сравнительные результаты динамики развития педагогической импровизации
Таким образом, педагогическая импровизация - это ещё и показатель педагогического мастерства, когда учитель способен на основе предварительной разработки в процессе урока, опираясь на художественно-педагогическую интуицию, предчувствовать педагогические явления и прогнозировать педагогический результат, перестраивать свою деятельность в соответствии с развитием педагогической ситуации.
Основной показатель способности к импровизации
Функционально-целевой. Способность к импровизации связана с пересечением целей:
Цели
общества
|
|
Цели учебной деятельности
|
|
Цели ученика
|
Знания, умения, навыки, учащихся
|
Обучение
|
Знания, умения, навыки
|
Мировозрение учащихся
|
Воспитание
|
Самосовершен-
ствование
|
Социализация учащихся
|
Развитие
|
общение
|
Быть достойным гражданином
|
Мотивирование к саморазвитию
|
|
Процессуальный. Способность к импровизации развивается в процессе:
учитель ……………….. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ………………… ученик
|
|
|
Проявления принципа в учебной деятельности
|
Гуманизации
|
Деятельность имеет позитивный эмоциональный фон
|
Креативности
|
Творческий характер деятельности
|
Индивидуализации
|
Учет индивидуальных особенностей, импровизации ученика
|
|
|
Когнитивный опыт
|
Общая система знаний, эрудиция
|
Практический опыт
|
Общие умения и навыки, импровизационная компетентность
|
Опыт творчества
|
Личностная готовность к импровизации
|
|
|
|