Навигация по странице:
|
Методология и методика педагогических исследований
Адыгейский государственный университет
М.Р. Кудаев
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное пособие
Майкоп 2003
УДК 37.01:001.8
ББК 74.6
К 88
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Адыгейского государственного университета
Рецензенты: Бузаров К.И., доктор педагогических наук, профессор
Сергеева Т.Ф., доктор педагогических наук, профессор
Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие.– Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. – 174 с.
В пособии представлена в очень сжатом виде с использованием графовых моделей учебная информация по методологии и методике педагогических исследований. Автором использованы цитаты и извлечения из работ наиболее известных ученых-педагогов: академиков В.В. Краевского, В.С. Леднева, В.И. Загвязинского, А.М. Новикова и др., т.к. наибольшую пользу обучаемый извлекает именно из самостоятельного осмысления «веера мнений» методологов-выразителей научных взглядов, которые не всегда и не во всем совпадающих.
От автора
(или как эффективно использовать эту книгу)
Настоящее пособие представляет собой своеобразный (минимизированный) учебно-методический комплекс, адресованный студенту, аспиранту, соискателю ученой степени, преподавателю вуза. Основное содержание учебной информации представлено в трех разделах в виде тезисов ответов на вопросы (см. с 3-103):
I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 30, 29;
II - о методах исследования - вопрос № 4;
III - о методологии – вопросы №№5, 6, 8, 10 – обзор вопросов общего характера; вопросы №№11-15, 22-28 – методологический аппарат педагогических исследований; вопросы №№ 16-21 – методологическая база и теоретические основы педагогических исследований.
Вниманию читателя предложен комплекс псевдотестов по основам теории курса, включающий в себя 66 заданий с выбором вариантов ответов («программированный контроль»). Каждому вопросу по основам методологии, методов и методик исследования, тезисно изложенному в одном из разделов пособия, соответствует свой набор псевдотестов (см. с. 106-116 пособия).
Разработаны задания на проработку статей по методологическим проблемам, которые включают 3 самостоятельные работы - №1,2,3; они предусматривают изучение статей известных методологов, их конспектирование и подготовку к собеседованию с преподавателем по вопросам, которые приводятся в пособии (см. с. 117-120).
Представлена система упражнений (самостоятельная работа №4), выполнение которых может быть организовано либо на семинарско-практических занятиях, либо как внеаудиторная самостоятельная работа (см. с. 120-121); 7 предложенных упражнений в сочетании с 15 выписками из авторефератов защищенных диссертаций (приложения 1 и 2 на с. 132-160 пособия) дают возможность в ходе обучения (и самообучения) решить 105 различных заданий.
В качестве заданий для итоговых зачетных работ выданы самостоятельные работы №5 (с.122) и №6 (с.123-129), которые имеют обобщающий характер. Каждый студент получает от преподавателя в начале семестра индивидуальное задание в виде автореферата диссертации, который он рецензирует как «эксперт» по качеству исполнения методологического аппарата исследования и представляет к зачетному собеседованию тетрадь – рецензию; требования к этой зачетной работе изложены в «Памятке» (см. с.124-129); самостоятельные работы №5 и №6 могут исполняться и вместе, как единая комплексная итоговая работа.
Также в качестве дополнительного задания к самостоятельным работам №4, №5, №6 предлагается выписка из автореферата к докторской диссертации – приложение №2 (с. 152 – 160 пособия).
Приложение 3 (с.160-162 пособия) представляет собой рабочую программу по курсу, она прошла процедуру лицензирования в АГУ, адресована преподавателю и состоит из пояснительной записки, плана изложения учебной информации по каждому из трех разделов, списка рекомендованной литературы, а также вопросов и заданий (они изложены выше), скомпонованы по каждому из указанных разделов.
Таким образом, преподаватель сможет последовательно реализовать систему работы по эффективному формированию основ методологической рефлексии будущего педагога – исследователя, которая включает ряд этапов, каждый из которых завершается письменным отчетом об учебной деятельности. Такой подход позволяет использовать при оценивании и аттестации студентов известную модульно-рейтинговую методику:
I этап – обзорное изложение преподавателем основных положений теории учебной дисциплины; студент отчитывается перед преподавателем, предъявляя тетрадь лекционных записей и комментируя их; интервал оценивания – до 20 баллов;
II этап – решение псевдотестов («программированный контроль») – до 10 баллов;
III этап – выполнение практических упражнений, самостоятельная работа №4 – до 10 баллов;
IV этап – самостоятельная работа №5 – до 10 баллов;
V этап – собеседование по тетради–рецензии качества исполнения методологического аппарата диссертации – до 30 баллов;
VI этап – самостоятельные работы №1, №2, №3 – до 30 баллов.
Студент, набравший 90-100 баллов, освобождается от экзамена с оценкой «отлично»;
набравший 80-90 баллов – тоже с оценкой «хорошо»;
при сумме баллов 70-80 – «удовлетворительно» без экзамена, либо сдача традиционного экзамена (по экзаменационным билетам);
при сумме 60-70 баллов – обязательная сдача экзамена.
При самостоятельном освоении учебной информации нам представляется наиболее целесообразной следующая последовательность действий.
Первая ступень (обзорно-«верхушечное» ознакомление) – прочтение и осмысление тезисов ответов на вопросы, которые составляют основу, «скелет» курса: №№1, 2, 7 – о методиках; №4 (ознакомительно) – о методах; №№5, 6, 8, 10, 11-15, 22-28 – о методологии.
Вторая ступень (детализация и углубление изучения основ теории) – изучение повопросное в той же последовательности, в которой тезисы даны в пособии, а также решение псевдотестов («программированный контроль») по мере проработки вопросов.
Третья ступень (практическое овладение навыками методологической рефлексии) – упражнения, закрепляющие знания, формирующие умения и навыки критического осмысления качества выполнения методологического (научного) аппарата диссертации. Содержание работы студента на этой ступени понятно из приведенных в пособии дидактических материалов (псевдотесты, задания на проработку статей по методологии, системы упражнений и комплексные задания).
Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
1. Каково положение педагогики в системе наук.
По свидетельству известного ученого-педагога академика В.С. Леднева среди множества попыток классифицировать науки наибольшей известностью пользуется «треугольник наук» Б.М. Кедрова.
I. ОБЪЕКТ
|
II. НАУКИ
|
ПРИРОДА
|
Наиболее общие законы развития
|
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
|
Неорганическая
|
Технические
|
Физика,
Химия
и др.
|
Математика
|
|
|
|
|
|
|
Органическая
|
|
Биология
|
|
|
|
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
|
|
Психология
|
|
МЫШЛЕНИЕ
|
СОЦИАЛЬНЫЕ
|
ФИЛОСОФСКИЕ
|
(человеческие)
|
(гуманитарные)
|
|
|
|