Навигация по странице:
|
Рабочая программа_дерматология. Рабочая программа по кожным и венерическим болезням Для студентов медицинского факультета
Министерство здравоохранения Украины
Днепропетровская государственная медицинская академия
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор,
чл.-кор. АМН Украины,
д.м.н., профессор
_______________ Т.А. Перцева
«___»_______________2008__р
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кожным и венерическим болезням
Для студентов медицинского факультета
План учебного процесса
Курс (или курсы), на которых выкладывается дисциплина
|
Семестр (или семестры)
|
Количество часов
|
Форма контроля
|
|
|
Кредит
|
Всего
|
Ауд
|
СРС
|
|
4 курс
|
7-8
|
3,0
|
90
|
70
|
20
|
Итоговый модульный контроль
|
Рабочую программу составили: проф. А.Д.Дюдюн, доц. В.К.Захаров. Программа обсуждена на заседании кафедры «7» мая 2008 г. Протокол № 10
Заведующий кафедры ____________ д.м.н., проф. А.Д.Дюдюн
Подпись, ученое звание, П.І.Б.
Программа принята на заседании предметной комиссии ДГМА
с_______________________________________ «______» _______________
в 2008 г., протоколе №___________
Глава предметной методической комиссии _____________ д.м.н., проф. О.В.Курята
Подпись, ученое звание, П.І.Б.
Утверждено на заседании ЦМК ДГМА «___»___________________2008р.
Протокол №______________
Сегодня признанным в мире является положение, что общее состояние медицины преимущественно, как определялось, так и определяется уровнем развития того или другого общества, особенностями его социально-экономического состояния, достижениями фундаментальной науки, отдельными техническими технологиями, состоянием культуры, уровнем профессионализма врачей и медсестер, а также пониманием меры приоритетности, которую определенное государство реально, а не на словах предоставляет делу здравоохранения своих граждан.
Высшее медицинское образование в Украине также является органической составляющей нашего настоящего, что неотложно нуждается в системной реорганизации для приближения к требованиям и потребностям современного общества начала XXI столетия.
Одной из конкретных проблем ускоренного входа Украины в круг высокоразвитых стран Европы является приближение национальной системы высшего медицинского образования (НСВМО) к европейской в контексте требований Болонского процесса и последующего обеспечения мобильности украинского студенчества относительно возможности полноценно продолжать медицинское образование фактически в любом высшем учебном заведении стран Евросоюза. Кроме того, соблюдение требований Болонского протокола обновленной НСВМО Украины создает условия для более активного участия студентов в учебном процессе, помогает формированию профессиональных умений и навыков в самостоятельной учебной деятельности под руководством преподавателя, а также предоставляет возможность учиться за индивидуальными учебными планами.
В соответствии с этими требованиями, учебная программа каждой дисциплины структурируется на отдельные модули (относительно самостоятельные по содержанию и объемом части учебной нагрузки), которые дают возможность аккумулировать определенное количество кредитов (единица измерения учебной нагрузки). Они включают все виды учебной деятельности, предусмотренные программой. В том числе и итоговый модульный контроль.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа направлена на качественную подготовку студентов высших учебных медицинских заведений Украины по такой интегральной клинической дисциплине как дерматовенерология. Она является неотъемлемой частью всех клинических дисциплин, ее преподавание осуществляется соответствующими профильными кафедрами всех медвузов страны.
Изучение основ дерматовенерологии на четвертом году обучения является обязательным связующим звеном в общей системе изучения будущими семейными врачами клинической медицины, а особенно внутренних и инфекционных болезней, урологии, акушерства, гинекологии. Своей очередью детская дерматовенерология неразрывно связана с неонатологией и педиатрией.
Как отдельная клиническая дисциплина дерматовенерология подразделяется на общую и частную, ее изучение предусматривает получение знаний об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях разнообразных дерматологических патологий и усвоения современных подходов к лечению или проведению соответствующих профилактических мероприятий. При изучении этой дисциплины большое внимание уделяется прививанию студентам умения своевременно выявлять и четко идентифицировать клинические проявления дерматологических заболеваний; деонтологически правильно общаться и организовывать уход за дерматологическими больными. Будущим неонатологам, педиатрам, семейным врачам лекционный и практический материал дает возможность получить базовые знания о строении кожи у новорожденных и детей, правильного ухода за кожей и умения применить соответствующие профилактические мероприятия.
Программа по дерматовенерологии для высших медицинских заведений образования Украины ІІІ-ІV уровней аккредитации составлена для специальностей «Лечебное дело» 7.110101, «Педиатрия» 7.110104, «Медико-профилактическое дело» 7.110105 направления подготовки 1101 «Медицина», потому что дерматовенерология изучается на протяжении VII-VІІІ семестра 4-го года учебы, конечные цели дисциплины одинаковы, и поэтому составленная единая программа для отмеченных специальностей.
Программа составлена согласно таким нормативным документам:
образовательно-квалификационными характеристиками (ОКХ) и образовательно-профессиональными программами (ОПП) подготовки специалистов, утвержденными приказом МНО Украины от 16.04.03 за № 239 «Об утверждении направления подготовки 1101 «Медицина»; экспериментальным учебным планом, разработанным на принципах Европейской кредитно-трансферной системы (ЕСТS) и утвержденным приказом МЗ Украины от 31.01.2005 за № 52 «Об утверждении и введении нового учебного плана подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня «Специалист» квалификации «Врач» в высших учебных заведениях ІІІ-IV уровней аккредитации Украины по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»;
рекомендациями относительно разработки учебных программ учебных дисциплин, утвержденными приказом МЗ Украины от 24.03 2004 за № 152 «Об утверждении рекомендаций относительно разработки учебных программ учебных дисциплин»;
изменениями и дополнениями, внесенными приказом МЗ Украины от 12.10.2004 за № 492 «О внесении изменений и дополнений к рекомендациям относительно разработки учебных программ учебных дисциплин»;
приказом МОЗ Украины от 31.01.03 за № 148 «О мероприятиях по реализации положений Болонской декларации в системе высшего медицинского и фармацевтического образования»;
-
инструкцией о системе оценивания учебной деятельности студентов в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса (Медицинское образование в мире и в Украине. Утверждено МЗ Украины как учебное пособие для преподавателей, магистров, аспирантов, студентов.- К.: Книга плюс, 2005).
Программа структурирована на модули, смысловые модули, темы.
Дерматовенерология как учебная дисциплина:
а) базируется на предыдущем изучении студентами анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, медицинской биологии, микробиологии и других морфологических дисциплин и интегрируется с этими дисциплинами;
б) является важной составляющей последующего изучения студентами клинических дисциплин, что предусматривает интеграцию преподавания с этими дисциплинами и формирования умений применять знание с дерматовенерологией в процессе последующего обучения и в профессиональной деятельности;
в) закладывает основы здорового образа жизни и профилактики инфицирования венерическими болезнями.
Организация учебного процесса осуществляется по кредитно-модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса.
Практические занятия проводятся путем ротации циклов клинических дисциплин, постепенной и последовательной проработки студентами под руководством опытного сотрудника кафедры отдельных содержательных модулей. Во время работы с профильными больными студенты по очереди выполняют обязанности помощников палатного врача (собирают анамнез, осматривают пораженные участки кожи, ставят предварительный диагноз, назначают лабораторное обследование, осуществляют дифференциальную диагностику и предлагают определенную тактику его ведения и план медикаментозной терапии).
Программа дисциплины структурирована на модуль 1, в состав которого входят 13 блоков смысловых модулей:
Модуль 1. Дерматовенерология
Смысловые модули:
Вступление в дерматовенерологию.
Паразитарные болезни кожи.
Пиодермии.
Псориаз. Красный плоский лишай.
Микотические поражения кожи и слизистых оболочек.
Дерматиты. Экзема. Токсикодермии.
Вирусные и пузырные заболевания кожи.
Написание учебной истории болезни дерматологического пациента.
Современная эпидемиология и классификация инфекционных болезней, которые передаются преимущественно половым путем. Первичный сифилис.
Вторичный период сифилиса и его клинические проявления.
Третичный и врожденный сифилис.
Гонорея и негонорейные уретриты.
Дерматологические аспекты ВИЧ-инфекции.
Объем учебной нагрузки студентов описан в кредитах ЕСТS, которые засчитываются студентам в случае успешного усвоения ими соответствующего модулю (зачетного кредита).
Кредитно-модульная система организации учебного процесса побуждает студентов систематически учиться на протяжении учебного года.
Видами учебной деятельности студентов согласно с учебным планом являются: а) лекции; б) практические занятия; в) самостоятельная работа студентов (СРС), в организации которой значительную роль имеют консультации преподавателей. Тематические планы лекций, практических занятий, СРС обеспечивают реализацию в учебном процессе всех тем, которые входят в состав смысловых модулей.
Темы лекционного курса раскрывают проблемные вопросы соответствующих разделов дерматологии и венерологии.
Практические занятия предусматривают:
исследование студентами под руководством преподавателя состояния пораженных участков кожи при самых распространенных дерматозах;
проведение дифференциальной диагностики с учетом результатов клинико-лабораторного обследования больных;
решение ситуативных задач, которые имеют клиническое направление.
Рекомендуется студентам на практических занятиях коротко записывать анамнестические данные обследованных больных, где ориентировочно отмечать особенности этиопатогенеза в конкретных пациентов, ход лечения и его результаты.
Текущая учебная деятельность студентов контролируется на практических занятиях в соответствии с конкретными целями.
Рекомендуется применять такие средства диагностики уровня подготовки студентов: компьютерные тесты, решение ситуационных задач, проведение клинического разбора особенностей высыпаний при определенных дерматозах, трактовка их и оценка, анализ и оценка результатов лабораторных исследований и параметров, которые характеризуют меру нарушения тех или других функций организма человека, его систем и органов.
Итоговый модульный контроль осуществляется по завершении изучения модуля.
Оценивание успеваемости студента по дисциплине является рейтинговым и выставляется по многобалльной шкале как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей, имеет определение по системе ЕСТS и традиционной шкале, принятой в Украине.
2. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Конечные цели определяются на основании ОПП подготовки врача по специальности в соответствии с блоком ее смыслового модуля (естественно-научная подготовка) и являются основой для построения содержания учебной дисциплины. Описание целей сформулировано через умение в виде целевых заданий (действий). На основании конечных целей к каждому модулю или смысловому модулю сформулированы конкретные цели в виде определенных умений (действий), целевых заданий, которые обеспечивают достижение конечной цели изучения дисциплины.
Конечные целые изучения дисциплины
Определять этиологические и патогенетические факторы появления и последующего клинического течения самых распространенных кожных и венерических заболеваний человека.
Назначать лабораторное и/или инструментальное обследование, осуществлять дифференциальную диагностику дерматозов.
Устанавливать на основании клинико-анамнестических данных предыдущий диагноз самых распространенных кожных и венерических заболеваний.
Учитывать психологическое состояние пациентов с распространенным поражением кожи, сопровождающимся зудом.
Уметь деонтологически взвешенно определять тактику ведения больного и руководствоваться принципами профилактики самых распространенных дерматозов с хронически-рецидивирующим течением.
Использовать морально-этические принципы общения с больными кожными и венерическими заболеваниями.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Дерматовенерология
Описание учебного плана из дисциплины «Дерматовенерология» для студентов медицинских факультетов на 4-м году учебы
Структура учебной дисциплины
|
Количество часов
|
Вид контроля
|
|
Всего
|
Аудиторных
|
СРС
|
|
|
|
Лекции
|
Практичес-кие занятия
|
|
|
|
90
|
20
|
50
|
20
|
|
Кредитов ЕСТS
|
3,0
|
|
|
|
|
Модуль 1: Смысловых модулей 14
|
|
20
|
50
|
20
|
Итоговый модульный контроль
|
В том числе итоговый модульный контроль усвоения 2 модулей
|
|
|
6
|
3
|
|
Недельная нагрузка
|
7,5 часов /0,25 кредитов ЕСТS
|
|
|
|
|
Примечание. 1 кредит ЕСТ5 - 30 часов. Аудиторная нагрузка - 70%, СРС - 30%.
Смысловой модуль 1
Введение в дерматовенерологию
Конкретные цели
Объяснять физиологически-морфологические особенности кожи и слизистых оболочек в функционировании организма в норме и при разных патологических состояниях.
Трактовать понятие «сыпь» и ее роль при установлении соответствующего дерматологического диагноза.
Анализировать этапы становления дерматовенерологии как отдельной клинической дисциплины и вклад отдельных ученых.
Тема 1. Предмет и задачи дерматовенерологии. Методы исследований
Дерматовенерология - это клиническая медицинская дисциплина, которая изучает объективные и субъективные особенности разнообразных клинических проявлений поражения кожи и слизистых оболочек организма человека в их единстве и взаимодействии с внешней средой.
Дерматовенерология как одна из научных основ клинической медицины. Ее значение и место в подготовке врача. Дерматологическая патология как медико-психологическая проблема. Деонтология в дерматологии.
Методы исследований: визуальное наблюдение, клиническая оценка сыпи, лабораторные исследования.
Характеристика функций кожи, их возрастные и половые особенности.
Функции клеток, тканей, органов, физиологических систем организма.
Тема 2. Основные этапы развития дерматовенерологии
Общая характеристика развития. Роль работ Гиппократа, Плиния старшего, Корнелия Цельса, Авиценны, Меркуриалиса, Уилена, Бейтмена. Становление и развитие в ХІХ-ХХ веках (д’Алибер, Биетт, Жибер, Девержи, Базен, Капоши, Аушпитц, Ядассон, Гебра).
Взнос работ А.И. Поспелова, А.Г. Полотебнова в развитие мировой дерматовенерологии.
Украинская дерматовенерологическая школа - Н.И. Стуковенков, П.В. Никольский, И.О. Лужицкий, И.И. Потоцкий.
Этиология и патогенез заболеваний кожи.
Дерматологическая патология как медико-психологическая проблема.
Основные типы психологического реагирования больного человека в ситуации развития и течения у него определенной дерматовенерологической патологии.
Деонтология в дерматологии. Основные параметры при лечении дерматологических больных. Врачебная тайна.
Смысловой модуль 2
Паразитарные болезни кожи
Конкретные цели:
Знать пути и вероятные условия инфицирования дерматозоонозами.
Знать классификацию и общие особенности паразитарных поражений.
Трактовать общее течение и клинику чесотки.
Объяснять клинические разновидности течения педикулеза.
Знать клинику типичных проявлений демодикоза.
Трактовать характерные клинические особенности фтириаза и миаза.
Знать принципы терапии и профилактики паразитарных поражений.
Продемонстрировать правильное оформление документации и послание экстренного сообщения в СЭС.
|
|
|