Главная страница
Навигация по странице:

К экзамену по Методологии. Методология психологопедагогических исследований общая характеристика Глоссарий к теме



Скачать 22.29 Kb.
Название Методология психологопедагогических исследований общая характеристика Глоссарий к теме
Анкор К экзамену по Методологии.docx
Дата 27.04.2017
Размер 22.29 Kb.
Формат файла docx
Имя файла К экзамену по Методологии.docx
Тип Исследование
#4291

Методология психолого-педагогических исследований:

общая характеристика
Глоссарий к теме:

Информациясведения о чем-либо; в отличие от знания, как правило, обезличена.

Знания – результат познавательной деятельности человека. Знание всегда системно, инструментально. Выделяют знания о сущем и должном (нормативные знания).Выделяют:

- эмпирические знания – об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать; для этого применяются эмпирические методы исследования;

- теоретические знания – о существенных связях и закономерностях педагогического процесса; они неочевидны, требуют глубокого научного обоснования, для чего применяются в комплексе теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Теоретические выводы часто бывают парадоксальными, звучат непривычно для практиков и не сразу принимаются исследователями, поэтому их осознание и принятие требуют длительного времени и формирования и педагогов-практиков установок на понимание и принятие иной точки зрения.

Исследование – совокупность теоретических и методических процессов, направленных на получение нового знания об изучаемых процессах, явлениях, фактах для прогнозирования, планирования и управления в конкретных практиках.

Факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Без определенной совокупности фактов невозможно построить эффективную научную теорию. Известно высказывание И.П. Павлова о том, что факты – это воздух ученого. Факт как научная категория отличается от явления. Он – собрание многих явлений и связей, в значительной мере результат обобщения всех аналогичных явлений.

Явлениеобъективная реальность, отдельное событие.

Термин – слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.

Понятие – наполнение того или иного термина определенным содержанием (термин в определенном понимании). В науке часто говорят о развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками и свойствами.

Категория – наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее основные, существенные свойства, отношения и закономерности реальности определенной эпохи и определяющее характер научно-теоретического мышления.

Теория – форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией. Теория в гуманитарном знании – это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними.

Индивидуальная научная деятельность – процесс научной работы отдельного исследователя.

Коллективная научная деятельность – деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или как работу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д.

Фундаментальные исследования – исследования, своими результатами имеющие обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем.

Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки – исследования, направленные на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Эмпирический (практический) уровень исследования – исследование, в котором устанавливаются новые научные факты и выводятся эмпирические закономерности; происходит накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, проводится количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов.

Теоретический уровень исследования – исследование, в котором выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Методологический уровень исследования – на базе эмпирических и теоретических исследований формируются общие принципы и методы изучения педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными. Они предъявляют собой крупный научный вклад в исследуемую область.

Теоретические и методологические основы

социально-педагогического исследования
Глоссарий к теме:

Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира.

Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Философский уровень методологии – содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Общенаучный уровеньметодологиивключает методологические подходы, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин, в том числе и психолого-педагогическим.

Конкретно научный уровеньметодологии предполагает методологические подходы в той или иной специальной научной дисциплине.

Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Общая логика и структура

социально-педагогического исследования
Глоссарий к теме

Тема исследования – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, то есть ее разработка определяется объективными требованиями времени, а изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

Объект исследования – сфера (область) поиска. Такими объектами могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности коллектива).

Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.

Проблема исследования – вопрос, на который надо ответить; формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.

Цель исследования – ожидаемый результат исследования.

Задачи исследования – шаги достижения цели.

Гипотеза– это научно обоснованное предположение; прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что предполагается обнаружить и проверить в ходе работы. Она должна быть проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.

Исследовательская гипотеза – это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза должна вытекать из предварительного анализа теории и практики образования, опираться на определенные аргументы, а не предлагаться в виде личного мнения. Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической.

Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или остепени их взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности и затем проверяется в диагностике.

Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.

Эмпирический этап исследования – получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречие между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

Гипотетический этап исследования – направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап исследования связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

Прогностический этап исследованиятребует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Определение оптимального комплекса методов исследования
Глоссарий к теме

Анализ – это теоретический метод исследования; разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Одно и то же явление, процесс можно анализировать во многих аспектах.

Синтез – это теоретический метод исследования; соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез – не простое суммирование, а смысловое соединение.

Сравнение – это теоретический метод исследования; познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.

Абстрагирование – это теоретический метод исследования; одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде.

Конкретизация – это теоретический метод исследования; процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь первоначально образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного.

Обобщение – это теоретический метод исследования; одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Обобщение позволяет отображать свойства и отношения объектов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Функция обобщения состоит в упорядочении многообразия объектов, их классификации.

Формализация – это теоретический метод исследования; отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Формализация противопоставляется интуитивному мышлению. Формализация, то есть отвлечение понятий от их содержания, обеспечивает систематизацию знания, при которой отдельные элементы его координируют друг с другом. В научных суждениях устанавливаются связи между объектами, явлениями или между их определенными признаками. В научных выводах одно суждение исходит от другого, на основе уже существующих выводов делается новый. Существуют два основных вида выводов: индуктивные (индукция) и дедуктивные (дедукция).

Индукция – это умозаключение от частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Дедукция – это умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Идеализация – это теоретический метод исследования; мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, присущим объектам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам.

Аналогия – это теоретический метод исследования; мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели), переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект, именуемый прототипом, оригиналом. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом суть одного из специальных методов теоретического уровня – моделирования (построения и исследования моделей).

Доказательство – это теоретический метод исследования; теоретическое (логическое) действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов (аргументов) и демонстрации. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, по форме умозаключения – индуктивными и дедуктивными.
написать администратору сайта