Главная страница
Навигация по странице:

Документ Microsoft Word (2). Монополия Краткая характеристика монополии



Скачать 25.93 Kb.
Название Монополия Краткая характеристика монополии
Анкор Документ Microsoft Word (2).docx
Дата 30.04.2017
Размер 25.93 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Документ Microsoft Word (2).docx
Тип Документы
#5081

Монополия
Краткая характеристика монополии

         Количество различного рода определений монополии достаточно велико, поэтому я бы хотела ограничиться наиболее характерными определениями:

         - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, различных методов недобросовестной конкуренции[19];

         - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;

         - капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала и повысить тем самым эффективность производства, диктовать на данном рынке цены, удерживать их на высоком уровне и т.д.[20].

         Анализируя приведенные наиболее характерные определения монополии, можно сказать, что она определяется следующими признаками:

         1. наличие одного производителя (покупателя);

         2. отсутствие близких заменителей товара;

         3. наличие высоких барьеров входа.

         Зачастую выделяют такую разновидность монополии, как естественная монополия. Особенно часто этот термин используется в отечественной научной литературе. Для естественной монополии характерны:

         1) положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;

         2) наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;

         3) возможно существование и других фирм, которые, будут убыточными в долгосрочном периоде;

         4) нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;

         5) убыточное предельное ценообразование.

         В принципе, любая монополия ограничена, так как монополист конкурирует с производителями других экономических благ, поэтому можно выделить ситуацию чистой монополии - производство одним производителем всех благ в обществе.

         По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию: простая монополия – монополист назначает только одну цену; дискриминационная монополия - монополист назначает несколько цен[21].
Виды монополий

         Существует три вида монополии:

         1.   Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примерами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.

       2.  Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара превосходит то количество, на которое рынок предъявляет спрос, достаточное для покрытия издержек производства[22]. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. 

         3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. 

         Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Фактически все монополии могут считаться открытыми.

         Также выделяют следующие виды монополий[23]:

         1. Картель - соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

         2. Синдикат - объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

         3. Трест - монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

         4. Концерн - монополия с единым финансовым центром входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

         5. Конгломерат - объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Монопольная власть

         Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

         В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера[24]:

http://www.coolreferat.com/ref-2_1512003312-234.coolpic

         Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть[25].

         Замечу, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.

         Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной монопольной власти является эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие - с менее эластичной кривой спроса.

         Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка[26]. 

         Монопольная власть фирмы часто меняется по времени. Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть должна рассматриваться в динамике[27]. 
Выводы

         На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

         Я считаю, что монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию. 

         В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. 

         В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производящими инородные продукты. В итоге, как соперничество, так и конкуренция между монополиями и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.
Антимонопольное законодательство

Антимонопольные органы: система, цели и задачи

         В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику развития товарных рынков и конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых, он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах[28]. Во-вторых, федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

         Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка[29].

         Ограничение монополистической деятельности — процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. 

         Пресечение монополистической деятельности — правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

         Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[30].

         Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.

         Законом не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации[31].

 Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:

         • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

          предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

         • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

         Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:

         • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции[32];

         • дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

         • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

         • контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

         • контролирует приобретение акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции[33].

         Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

         • о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

         • об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

         • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

         • о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

         • о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

         • о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

         • о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

         Итак, федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации

         Необходимым условием подъема экономической активности в России является оздоровление основных институтов рыночной экономики, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие, в том числе правового регулирования конкуренции и монополии[34].
написать администратору сайта