Навигация по странице:
|
О юлии Борисовне Некрасовой и её работе
О Юлии Борисовне Некрасовой и её работе.
Юлия Борисовна Некрасова (14.12.1931г. - 22.05.2004г.) - создатель метода логопсихотерапевтического воздействия на заикающихся. Эта удивительная женщина применяла и развивала его несколько десятилетий. Ее труд существует не только во множестве публикаций и диссертаций, он живет в сердцах людей. Кто хотя бы раз видел работу Ю.Б. Некрасовой, оставался поклонником Мастера навсегда.
Юлия Борисовна - кандидат педагогических и доктор психологических наук. Являясь ученицей и последователем Казимира Марковича Дубровского (создателя «Метода директивного группового внушения» и «Метода одномоментного снятия заикания»), Ю.Б. Некрасова использовала в своем творчестве психотерапевтический эмоционально-стрессовый сеанс. Но сеанс по Некрасовой не являлся одномоментным воздействием, могущим освободить заикающегося от его недуга, а был «ценным мобилизующим, создающим правильную настроенность больного началом лечения». Проводимые Юлией Борисовной в театре на Таганке сеансы собирали море людей. При этом зрители становились участниками сложного психотерапевтического воздействия. Происходило чудо - в конце сеанса стоявшие на сцене заикающиеся абсолютно свободно говорили. После сеанса с группой взрослых пациентов начинались логопсихотерапевтические занятия, аутогенные тренировки, дыхательные упражнения, психологические уроки, нацеленные на исправление речи и «заикающейся личности». Свою работу Ю.Б. Некрасова рассматривала как процесс «контролируемого единства психолого-педагогического и психотерапевтического воздействий на личность пациента в их глубинном проникновении».
Деятельность доктора Ю.Б. Некрасовой была творчеством. О ней написано много статей и снято два документальных кинофильма: «Человек может все» (1986г.), «Я, конечно, вернусь...» (1988г.). Фильмы ранее неоднократно демонстрировались на телевизионном экране. Если вы, уважаемый читатель, хотите больше узнать о нашем Учителе, посмотрите один из них. Незабываемое зрелище, настоящий душевный катарсис.
Так что же такого особенного и важного создала Юлия Борисовна? Ответ на вопрос лучше поискать в научных трудах Мастера, но я выскажу свое личное мнение об ее авторстве и новаторстве.
Дефектолог по образованию и доктор психологии Некрасова постоянно изучала и применяла психо-речевые техники, позволяющие разрушать устойчивое патологическое состояние при заикании и, следовательно, формировать новый речевой стереотип. В результате работы ею внедрен научный термин «логопсихотерапия». Мне приходилось встречать много толкований данного понятия, чаще под ним понимается вся комплексная психотерапия при логоневрозе (заикании), но, на мой взгляд, это не совсем точно.
Ю.Б. Некрасова применила в работе с заикающимися людьми Полный стиль произношения (ПСП) русского языка, несколько модифицировав его добавлением нейтральных звуков и организованного ритма. Таким образом, клин вышибался клином, а подобное лечилось подобным. Эффект оказался впечатляющим, учитывая применение ПСП уже после сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, однако он так и не удостоился описания в литературе. Организованная открытыми слогами речь оказалась полностью защищенной от заикания. Чем больше человек говорил Полным стилем, тем более уверенным становился, настраивалось его общение, постепенно исправлялись нарушенные заиканием фонематический слух, интонация и т.п. Я далека от мысли, что вся методика Юлии Борисовны состояла из ПСП, однако в комплексной системе стиль занимал лидирующее положение. Именно ПСП формировал стабильность нормализованной речи за счет замещения устойчивого патологического состояния при заикании на саногенное (имеющее способность лечить) состояние. Причем для возникновения данного состояния требовалось только одно: научиться идеально говорить на ПСП. Но доктор Некрасова пошла дальше и закрепила успех разработкой психологических факторов, вызывающих саногенные состояния. Эти состояния выстраивались ею в логическую систему, овладевая которой ранее заикавшийся человек мог подсознательно вызывать любое из них (или даже целую группу), преодолевая трудности общения. Чем дольше лечащийся пользовался своими знаниями, тем все меньше он был связан с заиканием, т.е. становился здоровым.
Методика Ю.Б. Некрасовой ориентировалась на повышенный интеллект взрослого заикающегося. Пациенты, перед тем как попасть на лечение, проходили специальный отбор. Некрасова с трудом принимала в группы подростков и постоянно публично высказывалась об их нежелании работать. Однако все же прошедшие реабилитационную группу подростки всегда имели превосходный результат. Дети вообще могли присутствовать на занятиях только в роли зрителей. Теперь, имея свой огромный опыт работы с заикающимися детьми и подростками, я понимаю, насколько велико было это заблуждение.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский Государственный Педагогический Университет имени К.Д. Ушинского
Дефектологический факультет
Доклад на тему:
Ю.Б. Некрасова и её деятельность.
Выполнила:
студентка группы 841
Хахилевой Екатерины
Ярославль
2011
|
|
|