Навигация по странице:
|
Организационное поведение занимает особое место среди учебных дисциплин, включенных в систему подготовки менеджеров
Введение
«Организационное поведение» занимает особое место среди учебных дисциплин, включенных в систему подготовки менеджеров. Существует множество рекомендаций как обеспечить в организации высокий уровень исполнения, но главная среди них одна: самым важным активом организации являются люди.
Сегодня прогрессивные рабочие места выглядят и функционируют совершенно иначе, по сравнению с прошлым. Они обладают новыми признаками и другими подходами к рабочим процессам обслуживания, имеют иной рынок покупателей и клиентов.
Высокий уровень исполнения в организации зависит от эффективного управления. Исследования выявили, что организации, которым удалось добиться лучшей отдачи со стороны своих работников, приобретают такие преимущества в конкурентной борьбе, как более высокая продуктивность и меньшая текучесть кадров.
Цель данных методических рекомендаций: стимулировать учащихся к развитию способностей практического освоения методов и форм взаимодействия в организации.
В области эффективного управления существуют проблемы, связанные с формированием команды, удовлетворением потребностей более высокого порядка, с самореализацией. В связи с этим меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая, которая представляет собой более жесткую форму взаимоотношений, требующую адекватного поведения и работника и работодателя.
Профессиональная компетентность в процессе построения отношений между личностью и организацией важна не только для руководителей, но и для каждого человека, имеющего принадлежность к какой либо организации, так как от этого зависит развитие интереса к работе, достойная оплата, хороший психологический климат.
«Организационное поведение», как учебный предмет взаимосвязан с другими учебными программами такими как «Основы менеджмента», «Теория организации», «Управление персоналом», «Поведение потребителей», «Разработка управленческих решений». В методической разработке предложенные задания структурируют поведенческий аспект этих дисциплин.
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов специальности 061100 " Менеджмент организации" заочной формы обучения, изучающих курс " Организационное поведение"
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Структура работы должна включать содержание, изложение решений трех заданий. Задание 1 предполагает реферативное изложение одной из основных тем по предмету «Организационное поведение», которая определяется по таблице приведенной ниже. Задание 2 представляет решение двух задач, основанных на пройденном теоретическом материале по дисциплине, по вариантам, которые определяются по таблице приведенной ниже. Задание 3 является практическим приложением имеющихся знаний студента, связанных с организационным поведением и предполагает проведение анализа производственной ситуации в конкретной организации. Данное задание является индивидуальным для каждого студента и выбирается самостоятельно, в зависимости от особенностей организации и складывающихся в коллективе отношений.
Выбор варианта осуществляется исходя из следующей таблицы в соответствии с номером зачетной книжки студента:
Номер зачетной книжки
|
Номер задания
|
Номер зачетной книжки
|
Номер задания
|
Номер зачетной книжки
|
Номер задания
|
Номер зачетной книжки
|
Номер задания
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
61
|
1
|
1
|
16
|
76
|
16
|
1
|
31
|
91
|
1
|
1
|
46
|
106
|
16
|
1
|
2
|
62
|
2
|
2
|
17
|
77
|
17
|
2
|
32
|
92
|
2
|
2
|
47
|
107
|
17
|
2
|
3
|
63
|
3
|
3
|
18
|
78
|
18
|
3
|
33
|
93
|
3
|
3
|
48
|
108
|
18
|
3
|
4
|
64
|
4
|
4
|
19
|
79
|
19
|
4
|
34
|
94
|
4
|
4
|
49
|
109
|
19
|
4
|
5
|
65
|
5
|
5
|
20
|
80
|
20
|
5
|
35
|
95
|
5
|
5
|
50
|
110
|
20
|
5
|
6
|
66
|
6
|
6
|
21
|
81
|
21
|
6
|
36
|
96
|
6
|
6
|
51
|
111
|
21
|
6
|
7
|
67
|
7
|
7
|
22
|
82
|
22
|
7
|
37
|
97
|
7
|
7
|
52
|
112
|
22
|
7
|
8
|
68
|
8
|
8
|
23
|
83
|
23
|
8
|
38
|
98
|
8
|
8
|
53
|
113
|
23
|
8
|
9
|
69
|
9
|
9
|
24
|
84
|
24
|
9
|
39
|
99
|
9
|
9
|
54
|
114
|
24
|
9
|
10
|
70
|
10
|
10
|
25
|
85
|
25
|
10
|
40
|
100
|
10
|
10
|
55
|
115
|
25
|
10
|
11
|
71
|
11
|
11
|
26
|
86
|
26
|
11
|
41
|
101
|
11
|
11
|
56
|
116
|
26
|
11
|
12
|
72
|
12
|
12
|
27
|
87
|
27
|
12
|
42
|
102
|
12
|
12
|
57
|
117
|
27
|
12
|
13
|
73
|
13
|
13
|
27
|
88
|
27
|
13
|
43
|
103
|
13
|
13
|
58
|
118
|
27
|
13
|
14
|
74
|
14
|
14
|
29
|
89
|
29
|
14
|
44
|
104
|
14
|
14
|
59
|
119
|
29
|
14
|
15
|
75
|
15
|
15
|
30
|
90
|
30
|
15
|
45
|
105
|
15
|
15
|
60
|
120
|
30
|
15
|
Например:
если номер зачетной книжки – 23 МЗ-03-2, значит, студент выполняет реферат (задание 1) на тему № 23, решает задачи (задание 2) № 8.
если номер зачетной книжки – 102 МЗ-04-4, значит, студент выполняет реферат (задание 1) на тему № 12, решает задачи (задание 2) № 12.
Оформление работы. Контрольная работа должна быть отпечатана на одной стороне стандартного листа А4. Текст следует печатать через полтора интервала, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Шрифт Times New Roman 14.
Страницы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включается в общую нумерацию работы. Номер страницы проставляется посередине верхнего поля. На титульном листе и оглавлении номер страницы не ставится.
При оформлении заголовков работы следует учитывать следующие требования:
заголовки разделов печатаются в центре страницы симметрично тексту жирными буквами. Переносы слов в заголовках не допускается и точка в конце их не ставится;
расстояние между текстом и заголовком должно быть равно 1,5-2 интервала;
заголовки введения, разделов, заключения, списка литературы начинаются с нового листа, заголовки подразделов - на том же листе, где заканчивается предыдущий подраздел.
Рисунки, схемы, таблицы, расположенные на одной или нескольких страницах в тексте, имеют сквозную нумерацию и обозначаются словом «Рис.», «Таблица» и т.д., после которого ставится арабскими цифрами номер и заголовок, поясняющий их содержание. Например, Рис.2. «Схема управления поведением персонала»;
На цитируемые или упоминаемые в работе монографии, статьи, материалы студент должен делать библиографические ссылки. При этом, в скобках проставляется порядковый номер источника информации в списке литературы и номер страницы.
Например, (17, с. 79) означает, что автор ссылается в своей работе на 17 источник информации в списке литературы и страницу 79 в данном источнике. Цитируемый текст оригинала заключается в кавычки. Для перечисления работ, в которых рассматриваются исследуемые вопросы, в скобках перечисляются номера литературных источников.
Студенты, в срок не сдавшие работу на кафедру или получившие неудовлетворительную оценку по ней - к экзамену по курсу «Организационное поведение» не допускаются. Контрольная работа после ее защиты передается на кафедру менеджмента, где хранится в течение установленного периода.
Пример оформления титульного листа смотрите в Приложении 1.
Задание 1
В первом задании контрольной работы по соответствующему варианту, определяемому по приведенной во введении таблице, студент выполняет письменное реферативное изложение темы. Текст реферата выполняется самостоятельно по выработанному логическому плану. Письменному изложению материала предшествует самостоятельный подбор студентом трех-четырех источников (обязательно указываются в списке литературы в конце работы), где, по его мнению, наиболее удачно изложены вопросы темы.
В качестве источников могут быть использованы учебники, учебные пособия, статьи в специальных изданиях, научные публикации, материалы ИНТЕРНЕТ. Все используемые источники тщательно прорабатываются конспектируются студентом в соответствии с указанным вариантом контрольной работы. После проведенной предварительной работы составляется логический план изложения материала, который приводится в качестве оглавления к конкретной теме. При изложении материала обязательно выделяются его основные параграфы, введение, заключение, даются необходимые ссылки на использованные источники, формулируются необходимые выводы и предложения.
Самым ценным в данном задании является собственное мнение и суждения автора по исследуемому вопросу. Приведение в тексте таких размышлений существенно повышает уровень выполнения работы.
Объем реферата должен быть не менее 12-15 стр. компьютерного варианта текста, оформленного в соответствии с требованиями, указанными выше. Реферат должен заканчиваться списком литературы.
Темы рефератов по организационному поведению
История развития и становления науки «Организационное поведение».
Основные подходы (теории, школы) к описанию поведения человека.
Сущность и формирование системы организационного поведения.
Основные факторы определяющие поведение человека.
Сущность и значимость, условия и эффекты восприятия.
Формирование впечатлений и управление ими в организации.
Сущность и особенности группового поведения в организации.
Особенности и причины межгрупповых конфликтов. Управление ими.
Теории личностных качеств лидера. Организационное лидерство.
Психологические типы работников. Методы управления работниками.
Типология организаций по поведенческим признакам.
Управление поведением организации.
Социально-психологическое планирование коллектива в организации.
Понятие организационной культуры ее значение в организации.
Формальные и неформальные организации.
Типы организационной культуры, ее цели, функции.
Процесс построения, усвоения работниками организационной культуры и ее поддержание.
Определение, назначение и виды коммуникаций в организации.
Техника и технология коммуникаций в организационном поведении.
Повышение эффективности коммуникаций в организации.
Необходимость изменений для развития организации и их последствия.
Модель управления организационными изменениями.
Методы управления организационным развитием.
Различия в поведении мужчин и женщин в организации.
Использование международного опыта управления поведением работников в российских организациях.
Поведенческий маркетинг.
Персональное развитие в организации.
Жизненный цикл работника как объект управления.
Стресс в организации и пути его преодоления.
Особенности организационного поведения в международных корпорациях.
ЗАДАНИЕ 2
Во втором задании контрольной работы студенту предлагается решение двух практических задач по вариантам (выбор варианта указан выше). Основной целью данного задания является обобщение, расширение, структуризация и осознание имеющихся теоретических знаний. Решение каждой задачи предполагает составление структурно-логических схем, таблиц, рисунков, перечисление основных категорий и их раскрытие, обоснование алгоритмов действия и т.д.
Здесь от студента требуется проявить творческий подход, предложив свой оригинальный вариант решения задачи. Это возможно только после обработки нескольких источников литературы и осмысления материалов по теме. Некоторые схемы даются в учебной литературе в различных вариантах, поэтому студенту необходимо обобщить их и предложить свой вариант.
Решение задач должно сопровождаться необходимыми комментариями, обоснованием структурно-логических построений, а также трактовками (определениями) ключевых понятий, используемых при решении. Здесь также необходимы ссылки на используемую литературу.
Вариант 1
Представьте схематично взаимосвязь между индивидуальным восприятием, поведением, установками и ценностями.
Постройте схему мотивационного механизма в организации, используя основные его составляющие.
Вариант 2
Предложите схему коммуникационного процесса в организации.
Создайте таблицу различий между формальными и неформальными группами в организации на основе нескольких критериев.
Вариант 3
Перечислите и раскройте формы познания сотрудниками организационной культуры своей компании.
Составьте таблицу сравнительного анализа особенностей организационной культуры компаний США, Японии и России.
Вариант 4
Составьте алгоритм ведения переговоров при разрешении конфликтных ситуаций в организации.
Предложите схему управления поведением индивидов внутри организации.
Вариант 5
Предложите схему взаимодействия условий, влияющих на эффективность работы групп в организации.
Постройте модель жизненного цикла работника.
Вариант 6
Предложите схему взаимодействия условий, влияющих на эффективность работы групп в организации.
Перечислите и раскройте основные элементы, входящие в понятие качество трудовой жизни.
Вариант 7
Предложите схему основных направлений социальной мотивации персонала при формировании организационного поведения.
Составьте и опишите модель взаимодействия человека с организационным окружением.
Вариант 8
Проведите классификацию коммуникаций в организации и барьеров, возникающих в процессе коммуникации.
Постройте и опишите модель формирования организационной культуры в современной компании.
Вариант 9
Раскройте взаимосвязь темперамента, характера, способностей как основных параметров, влияющих на поведение личности.
Определите особенности делового поведения организации при прохождении всех этапов жизненного цикла организации.
Вариант 10
Постройте модель процесса разрешения конфликтов.
Схематично представьте социальные реакции человека на изменения в организации.
Вариант 11
Составьте классификацию методов управления конфликтами в организации и раскройте их.
Представьте схематично взаимосвязь уровней и основных разделов дисциплины «Организационное поведение».
Вариант 12
Перечислите и раскройте основные и ситуационные характеристики группы.
Предложите основные тенденции развития науки и практики организационного поведения.
Вариант 13
Создайте классификацию групп в организации по максимальному числу признаков.
Предложите и раскройте основные этапы модификации организационного поведения.
Вариант 14
Изобразите схематично соотношение понятий личность, индивидуальность, работник, человек.
Составьте модель организационных изменений и развития.
Вариант 15
Определите основные источники повышения эффективности деятельности организации с позиций организационного поведения.
Составьте таблицу соотношения различных теорий мотивации человека.
ЗАДАНИЕ 3
При выполнении третьего задания контрольной работы, студенту предлагается самостоятельно описать практическую ситуацию, которая должна содержать проблему, раскрывать сущность конфликта и представлять реальных участников конфликта. Темами для разбора (причин) конфликтной ситуации могут быть:
различия персонала в установках, ценностях, восприятиях;
ошибки при построении системы мотивации;
противоречия в групповом поведении;
нарушения коммуникативного процесса;
трудности во взаимодействии руководителя и подчиненного;
стрессовое состояние;
и др.
Предлагаемые рекомендации по анализу ситуации могут использоваться студентом в качестве алгоритма, но допускается и свой порядок разбора.
Рекомендации по анализу ситуации
1. Дать краткую характеристику организации, определить миссию ее существования на рынке (название, организационно-правовая форма, дата создания, основные характеристики товаров и услуг).
2. Выявить условия, при которых возникла конфликтная ситуация (описание основного противоречия).
3.Определить вид конфликта.
4.Описать участников конфликта (личностные и профессиональные качества, особенности поведения, темперамент и т.д.).
5. Исследовать действия конфликтующих сторон согласно цели, средств, способов и результата взаимодействия).
6. Выявить причину конфликта.
7. Предложить возможные альтернативные пути разрешения конфликта.
8. Спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
В качестве примера предлагается анализ ситуации
« Молочный комбинат»
В связи с развитием тяжелой промышленности и быстрым ростом населения в 60-е годы, возникла крайняя необходимость в увеличении выработки молочной продукции и, главным образом, в мелкой расфасовке. Для решения этой задачи в 1961 году началось строительство молочного завода и в январе 1965 года молочный завод, производственной мощностью 300 тонн переработки молока в сутки был введен в эксплуатацию. В 1992 году завод был преобразован в открытое акционерное общество ОАО «Молочный комбинат».
ОАО «Молочный комбинат» занимается производством молочной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории области. Завод выпускает до 60 наименований продуктов:
- молоко, сливки, масло;
- кисломолочные продукты;
- сметану, творог и творожные изделия.
Миссия ОАО «Молочный комбинат» заключается в обеспечении населения молочной продукцией путем регулярных поставок этой продукции в розничную торговую сеть города, области таким образом и в таком объеме, который соответствует высоким профессиональным и качественным стандартам, обеспечивает соответствующую прибыль учредителям и справедливое отношение к сотрудникам.
Руководитель вспомогательного производства Андрей (отдел экспедиции) внезапно заболел и перепоручил поставку продукции, согласно уже имеющимся заказам, своему новому заместителю Наталье. Объем продукции был определен, срок был оговорен – в течение недели. Наталья заверила Андрея, что справится, но к концу недели один из заказчиков по непонятным и необоснованным причинам отказался от поставки. Наталья пыталась найти другого заказчика, но к концу недели это было невозможно. В данной экстренной ситуации Наталье пришлось пойти на условия, поставленные компанией А, которые комбинату были абсолютно невыгодны. Андрей стал обвинять Наталью в неудачной сделке: он говорил, что Наталья должна была выяснить все условия поставки до конца и при неприемлемых условиях искать другого заказчика. Наталья сказала, что он не давал ей таких указаний, и поставка товара не в ее компетенции. На обвинения Андрея в непрофессионализме она ответила, что он возложил на нее слишком большую ответственность.
Ситуация описывает межличностный конфликт. Каждый сотрудник, поступивший на работу, ищет для себя позицию в уже существующих межличностных отношениях, либо сам создает себе позицию, то есть устанавливает с окружающими его людьми определенные отношения. Для Натальи, как для нового сотрудника, была дана возможность проявить себя, но излишняя самоуверенность, торопливость, отсутствие понимания значимости выполняемой работы и есть причины конфликта. Андрей, как руководитель требователен, эмоционален, однако четкие инструкции о содержании работы им даны не были.
Ошибки, допущенные со стороны Руководителя:
отсутствие четких инструкций в предполагаемой работе (возможные варианты непредполагаемых ситуаций);
отсутствие функции промежуточного контроля по действиям (пошаговый контроль);
отсутствие обратной связи в коммуникативном процессе (постоянное уточнения хода работы, контроль, выбор действий);
неправильное делегирование полномочий (по причине неуверенности в своем новом сотруднике, можно было бы разделить работу на части и поручить также выполнение этого задания и другим работникам).
Ошибки, допущенные со стороны Подчиненного:
при поручении ответственного задания необходимо было уточнить свои полномочия и обязанности до начала работы;
отсутствие четкого алгоритма действий и нежелание уточнить характер предстоящей работы;
отсутствие обратной связи: непрерывное уточнение процесса поставки;
единоличное принятие решения о поставке продукции компании А – в данном случае возможно только коллегиальное принятие решения, так как это решение затрагивает интересы и других структурных единиц.
Согласно анализу, основная причина конфликта нарушение процесса коммуникации.
В данной ситуации прекратить или аннулировать сделку было бы неправильно, так как, это могло бы повлиять на репутацию ОАО «Молочный комбинат».
Следовало бы провести эту сделку на условиях, на которых заключала ее Наталья. Со стороны руководителя необходимо было оставить Наталью ответственной за эту сделку, при этом объяснить, что в дальнейшем ОАО «Молочный комбинат» не собирается сотрудничать с компанией А на этих условиях. Прогноз разрешения конфликтной ситуации может быть самым различным: понижение в должности, состояние фрустрации, увольнение. В этом случае, положительный факт в том, что руководитель все-таки выразил доверие к подчиненному, поручив сложный участок работы. В дальнейшем, руководителю следует отправить подчиненного на семинары или курсы по повышению квалификации, согласно выполняемой работе.
Рекомендуемая литература
Основная
Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учебное пособие. – Махачкала: ИПЦ Даггосуниверситета, 1998. С. 312
Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Громкова М.Т. Организационное поведение: Уч. пособие для вузов. – М.: - ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Карташова Л.В., Никонова Т.Т., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2002. – 220с.
Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 1999.
-
Молл Е.Г. Организационное поведение: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.
Ньюсром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение/Перевод с англ. под ред. Ю.Н.Картуревского – СПб: Издательство «Питер», 2000.
Организационное поведение. Учебник для вузов. А.Н.Силин, С.Д.Резник и др. Под ред. проф. Э.М.Короткова и проф. А.Н.Силина. – Тюмень: Вектор Бук, 1998.
Организационное поведение. Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
Спивак В.А.. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
Дополнительная
Введение в практическую психологию: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. Ю.М. Жукова и др. – М.: Наука, 1994
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991.
Гришина Н.В. и др. Общение в трудовом коллективе. – Лениздат, 1990.
Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера - М.: «Экзамен», 1999. - 576 с.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.
Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2000.
Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
Кричевский Р.Л. Если вы руководитель…: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е издание. – М.: Дело 1996.
Крупица В.В. Личность. Коллектив. Стиль отношений. – Н. Новгород, ВГИПА, 2002. – 375с.
Пригожин А.И. Современная социология организаций: Учебник. – М.: Интерракс, 1995.
Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 1999. – 304 с.
Содержание
|
Введение
|
3
|
|
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
|
5
|
|
Задание 1
|
8
|
|
Задание 2
|
10
|
|
Задание 3
|
13
|
|
Рекомендуемая литература
|
17
|
|
Приложение
|
20
|
Приложение 1
Образец оформления титульного листа контрольной работы по дисциплине «Организационное поведение»
Федеральное агентство по образованию
Волжская государственная инженерно-педагогическая академия
Социально-экономический институт
Кафедра менеджмента
Контрольная работа по дисциплине
«Организационное поведение»
-
|
Выполнил: студент _______________
(шифр группы)
______________________
(Ф.И.О.)
Проверил:_______________________
(ученая степень, должность)
_______________________
(Ф.И.О.)
|
Нижний Новгород
200__г.
|
|
|