Навигация по странице:
|
Основы педагогического проектирования
|
Название |
Основы педагогического проектирования
|
Анкор |
Основы педагогического проектирования.doc |
Дата |
12.04.2017 |
Размер |
326 Kb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Основы педагогического проектирования.doc |
Тип |
Реферат
#513
|
страница |
1 из 5 |
|
Основы педагогического проектирования.
Введение
Структура данного учебного пособия подчинена внутренней логике дисциплины: рассматриваются теоретические основы, идеи, подходы, факторы, способы и формы проектирования системы образования.
Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Проектирование в настоящее время рассматривается как особый вид профессионально – педагогической деятельности.
Этот процесс охватывает образовательные системы различного уровня, содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения.
Основным понятием, необходимым для анализа различных сторон педагогического проектирования, является проект.
Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени поставленных задач с четко определенными целями.
В данном учебном пособии особое внимание уделено самостоятельному усвоению знаний о проектировании, моделировании, инновационных механизмах развития образования и основных факторах, которые позволяют организовать эффективный проектировочный процесс, и способствуют овладению технологиями целеполагания, проектирования, моделирования, экспертизы и управления.
Пособие имеет практико-ориентированную направленность, так как студент постоянно вовлекается в самостоятельный поиск теоретической и практической основы проектирования и уточнения собственных представлений и способов развития знаний и идей.
Пособие рассчитано на студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», « Менеджмент в социальной сфере», а также магистров, аспирантов и преподавателей учебных заведений.
Общие положения и методические рекомендации могут быть полезны для разработки концепции развития образовательного учреждения и использованы учителями, руководителями образовательных учреждений, органов управления образованием.
Методические рекомендации студентам
Начинать изучение дисциплины «Основы педагогического проектирования» следует с внимательного прослушивания лекций и записи наиболее существенных положений;
изучение и осмысливание, выяснение главного, основного из прочитанной рекомендованной литературы; анализа, сравнения и уяснения полученных сведений, основных категорий и понятий.
отбор необходимых материалов для работы на семинарских и деловых играх, практическое использование знаний и умений, полученных в процессе овладения информацией,
находить ключевые слова и на основании их составлять опорные конспекты (сжатая информация или структурно-логическая схема),
составлять доступный и понятный для себя краткий текстовой конспект, терминологический словарь.
МОДУЛЬ 1 Лекционный блок(20 часов)
Дорогие студенты! Обратите внимание на алгоритм работы на лекциях:
Изучение материал следует начать с проработки текста лекции.
Выделите ключевые слова для составления опорного конспекта (сжатая информация или логико-структурная схема информации).
Сформулируйте выводы по содержанию изученного материала.
Попытайтесь создать свою собственную интерпретацию прочитанного учебного материала.
Проверьте себя, достигнута ли цель самостоятельной работы.
Проведите рефлексивный анализ, определяя трудности в работе и пути их преодоления, обращая внимание на способы построения новой, более совершенной деятельности.
Лекция 1. Тема: Аспекты к проектированию системы образования. (2часа)
Рассмотрим следующие аспекты к проектированию системы образования.
Философский аспект. Человек как личность представляет собой продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и саморазвития. Чем более интенсивно развивается общество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования личности. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности – главное условие индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение с взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. (Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Пром-Медия, 1995. 240 с.)
Под развитием в философии понимают направленное, необратимое и закономерное изменение. Развитие приводит к возникновению нового качества, т.е. к изменению состава или структуры данного объекта. Развитие личности связано с человеческими видами деятельности – учением, познанием, общением.
Если рассмотреть систему образования, то необходимо обратиться к понятию «образование», под которым понимается целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку (по В.И. Далю). Под образованием понимаются процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры: достояние личности, процесс обретения личностью этого достояния, социальный институт, помогающий гражданам приобрести это достояние. В философии различают образование естественное и организованное.
Психолого-педагогический аспект. Как утверждают психологи, развитие личности возможно только через деятельность. Личность может формироваться только при включении обучающегося в самостоятельную, активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания. Учебная деятельность- это особая форма активности ученика, направлена на изменение самого себя, как субъекта вследствие чего, она начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития, т.е. управления своей деятельностью.
Структура деятельности
Побудительно – мотивационная – фаза сложного взаимодействия потребности, мотива, цели в активной учебной и др. деятельности. Мотив- это активная движущая сила, определяющая поведение человека. Основу мотивации составляют потребности, которая определяют тип деятельности, направление.
Аналитико- синтетическая фаза. Анализ позволяет увидеть тенденции развития, реальные возможности и потребности самодвижения системы. Анализ является инструментом обнаружения и оконтуривания проблемы. Главное в ходе анализа – выявить проблему. Анализ – способ увидеть проблему собственного образования. Анализирую - почему это так, нахожу разницу ожиданием и фактическим результатом. Анализ – способ выведения проблем. Появляется потребность изменить эту ситуацию на более высокий качественный уровень.
Ориентировочно – исследовательская фаза - выбор средств, способов организации. Алгоритм: замысел, моделирование программы, планирование действий.
Исполнительская фаза: реализация замысла, сравнение реализации с самим замыслом, рефлексия. Сравнивая, выходим на новую потребность изменения данной ситуации. Таким образом, в образовательном процессе можно выделить: мотивацию, замысел, реализацию замысла, сопоставление реализации и замысла как планирование следующего шага. (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность// Избранное. Психологические произведения: 2 т./Под ред. В.В.Давыдова и др. М.,- 1983. Т.2. Рубеншейн С.Л. Основы общей психологии.В 2-х т. М.: Педагогика 1989.)
Образование можно определить, как и самодетерминацию личности, и иметь оно может только одну форму своего содержания – проект. (Бугаев Н.И. Шаманизм как образовательная культура - СПБ.: филиал издательства «Просвещение»,2004.- 191с.)
В рамках гуманистической парадигмы образования проектирование предстает как социокультурный процесс, как процесс создания искусственной питательной среды для развития. Проектирование – это творческая деятельность по конструированию образовательного пространства. Образовательное пространство может возникнуть только в диалоге со-авторов, субъектов своего образования, а именно обучающегося, культуры и человека в культуре. Под человеком в культуре подразумевается учитель: как носитель культуры,
как специалист по своему предмету,
как организатор встречи обучаемого с культурой, помогающий ему в создании собственного образа культуры, и тем самым управляющий своего развития.
Психолого-педагогические аспекты при педагогическом проектировании включают стиль руководства проектом, определяют психологический климат и атмосферу в коллективе, взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса, которые влияют на творческую активность и работоспособность членов образовательного сообщества.
Личностный подход отражает главный ориентир гуманистической парадигмы: в образовательном процессе, где центральное место принадлежит обучаемому. Он, как субъект, образующий самого себя как личность, является не просто со-автором образовательного процесса, но и автором собственного самообразования. С точки зрения личностного подхода акцент в проектировании системы образования делается на школу развивающего обучения, школу как образовательная культура.
Путь моделирования понятия или создания образа, есть образование, потому что он дает возможность управлять деятельностью, самоуправляться в деятельности и самоуправляться деятельностью. ( Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М.:Просвещение,1988.240 с.).
2. Каждая историческая эпоха имеет свою парадигму и модель образования. Сравнительная характеристика парадигмы образования. (Слайды «Образование, ориентированное на качество жизни)
Заключение: Проектирование – это творческая деятельность по конструированию образовательного пространства. В образовательном пространстве проектная деятельность не является самоцелью. Она всегда подчинена педагогическим целям и выступает в качестве средства их достижения. Речь идет об обучении (воспитании) действием и в действии.
Изменение идеи образования предстает для педагогического проектирования сменой парадигмы.
Творческие задания: 1.Выделите в тексте лекции ключевые термины, отражающие сущность понятия проектирование системы образования.
2. Составьте, используя ключевые термины опорный конспект.
3. Составьте тесты контроля усвоения лекции.
4. Дополните в словаре терминов содержание понятий «образование», «деятельность», «проектирование» из разных публикаций, источников.
Рефлексия: Оцените свои новообразования: для меня лично этот материал….
Словарь терминов:
1. Развитие - направленное, необратимое и закономерное изменение.
2. Образование - процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры.
3.Учебная деятельность- это особая форма активности ученика, направлена на изменение самого себя, как субъекта вследствие чего, она начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития, т.е. управления своей деятельностью.
4. Проектирование – это творческая деятельность по конструированию образовательного пространства.
5. Проект- реалистический замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
6. Ключевые слова - обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку в тексте; слова, определяющие основное содержание текста.
Лекция 2. Тема: Этапы развития идей проектирования в педагогике.(2часа)
Современные научные представления о проектировании связаны с такими понятиями, как «проект», «проектирование», «педагогический проект», «алгоритм проектировании», «проект как результат совместной деятельности», «природа проектной деятельности», «экспертиза проектирования».
Эти понятия будут составлять содержательную основу лекции о проектировании на основе деятельностного подхода.
Основным понятием, необходимым для анализа различных сторон педагогического проектирования, является проект.
Проект - обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями. (Мировой Банк)
Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал Г.П. Щедровицкий в работе « Педагогика и логика». На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности (М.С.Каган), проект представляется (П.И.Балабановым) как идеальная инструкция, в которой отражены социокультурные нормы теоретико-познавательной деятельности проектировщика. Деятельностном – как цель и результат проектирования. Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
( В.Н. Бурков. Д.А. Новиков. Как управлять проектами.- М.: 1997 ).
Проект понимается: как предварительный, предположительный текст какого-либо документа, как некий замысел; как совокупность мероприятий или завершенный цикл продуктивной, целенаправленной индивидуальной или совместной деятельности, объединенные одной программой по изменению системы. Таким образом, проект - результат проектировочной деятельности и проект - форма организации совместной деятельности людей.
Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала 18 века и восходящего к латинскому projectus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение», в греческом означает «проблема».
В основе целостности проектирования лежит замысел о совершенствовании педагогической действительности, о будущем образе культуросообразной, личностно-ориентированной, образовательной системы и соответствующих ей педагогических процессов.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности.
Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период.
Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я.А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Эта идея впоследствии получила развитие в работах известных философов и педагогов. Французский философ Ж.Ж.Руссо, настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождении идей, считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного. Опыт проработки учениками на уровне мышления самых обыденных окружающих явлений подробно описан в работах великого швейцарского педагога И.Г.Песталоцци. Реальность и практичность результата стали рассматриваться в педагогике как ключевое требование к обучению. В истории педагогической мысли и в практике обучения четко прослеживается линия движения от сократической беседы к методу развивающей катехизации Ф. Динтера к эвристическому методу А. Дисверга и Г. Армстронг. Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того чтобы слышать о них. В педагогике этого периода провозглашается активное начало обучения и практический характер знания. Знание трактуется как деятельность, преобразующая действительность (деятельное знание). Вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности внесли представители самых различных областей знания. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов, в его основу положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи. Предшественниками были Е.Паркхерст - система индивидуального обучения (Дальтон-план), В.Х. Килпатрик – целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования, С.И.Гессен - свободное общение в ходе обоюдного познания, обмена мыслями, гипотезами и выводами. В условиях демократизации школьной жизни проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе. В педагогической среде наблюдалось «растущее взаимодействие различных форм общественной жизни»(С.И.Гессен), «ветвящаяся активность»(В.Х Килпатрик) участников проектов. Проектная деятельность начинает использоваться передовыми педагогами как способ демократизации отношений внутри социально-образовательного пространства, вовлеченного в сферу проектирования.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов С.Т Шацкий – наблюдения и эксперимент составляют основную и обязательную часть обучения, ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия. В школах активно использовали различные виды проектирования по своей сути они перекликались с методом проектов, практический (В.А.Герд), опытно-испытательный, естественно-научный (А.П.Пинкевич), исследовательский (Б.Е.Райков), опытно-показательный метод, метод лабораторных уроков ( К.П. Ягодовский).
Дальнейшая логика развития проектной деятельности в сфере образования аналогична логике становления проектирования как части культуры. От репродукции к исследованию действительности, от исследования к целенаправленному преобразованию. Из развивающейся проектной цепочки: стимул к познанию – метод познания – структура знания формировался проектный способ мышления с его специфическими процедурами. Понятие проектирования в отечественной педагогической науке применялось А.С. Макаренко, разработавшим основы логики педагогического мышления, о проектировании личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника. Н.В. Кузьминой был выделен проектировочный компонент в структуре деятельности педагога.
Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:
|
|
|