Главная страница
Навигация по странице:

Задания по социальной политике. Задание 2 Обзор публикаций в периодической печати по социальной политике России за второе полугодие 2011 начало 2012 года. Найти 67 публикаций, сделать краткий конспектаннотацию 23 статей



Скачать 73.5 Kb.
Название Задание 2 Обзор публикаций в периодической печати по социальной политике России за второе полугодие 2011 начало 2012 года. Найти 67 публикаций, сделать краткий конспектаннотацию 23 статей
Анкор Задания по социальной политике.doc
Дата 18.01.2018
Размер 73.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Задания по социальной политике.doc
Тип Статья
#15548

Задание 2: Обзор публикаций в периодической печати по социальной политике России за второе полугодие 2011– начало 2012 года. Найти 6-7 публикаций, сделать краткий конспект-аннотацию 2-3 статей
1. Бельмесова М.В. «Социальная работа в контексте реализации модели социальной политики Российской Федерации».

В статье проводится сравнительный анализ модели социальной политики РФ и зарубежных моделей, в результате которого автор делает вывод о том, что модель российской социальной политики находится в стадии становления и носит смешанный характер, а также о том, что для России в настоящее время представляется чрезвычайно актуальным выбор как приоритетов модели социальной политики, так и определение способа самого выбора.
2. Никуляк В.С. «Государственные социальные программы как один из видов реализации социальной помощи и поддержки населения в РФ».

Статья посвящена анализу результатов реализации федеральных целевых программ в качестве одного из инструментов государственной социальной политики. Автор пришел к выводу о том, что федеральные целевые социальные программы являются эффективной технологией решения социальных проблем общества, кроме того программы федерального и регионального уровней взаимно дополняют друг друга, так как при их реализации осуществляются совместное финансирование и координация принимаемых мер, что повышает эффективность работы с населением, проживающими на конкретной территории, располагающей собственными возможностями и ресурсами.
3. Савченко Е.А. «Молодежные организации как способ развития созидательной активности молодежи».

В данной статье социальная активность молодежи рассматривается как один из важных аспектов формирования гражданского общества, а молодежные организации как непременное звено привлечения социально активных молодых людей. Автор считает, что молодежные организации являются важным звеном в социализации современного молодого человека, развивая у молодежи инициативность, лидерские качества, умение формировать и выражать свое мнение.
4. Святова А.К. «Благотворительная деятельность в социальной сфере, как механизм реализации социальной защиты населения».

В статье рассмотрены проблемы благотворительной деятельности в социальной сфере. Автор определяет благотворительную деятельность в социальной сфере как процесс перераспределения и поиска материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуги.
5. Тимофеева Е.С. «Проблемы реформирования российской пенсионной системы».

В статье проведен анализ основных негативных факторов, влияющих на развитие пенсионной системы в России. Автор приходит к выводу о том, что для решения существующих проблем пенсионной системы необходима широкая программа, направленная на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения и предполагающая решение как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка.

6. Абрамовских К.И. «Социально-медицинская помощь лицам, употребляющим наркотики».

В статье рассматриваются вопросы организации социальной работы с людьми, употребляющими ПАВ, определяется значение социально-медицинской помощи данной категории населения. Автор определяет основной целью медико-социальной работы в наркологии комплексную социальную помощь, включающую медико-психологические, социально-психологические и педагогические аспекты, оказываемую лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей.
7. Барадишириева Д.С. «Особенность социально-правовой защиты женщин и детей».

В статье рассматривается понятие «домашнее насилие», его виды, причины, задачи специалиста по социальной работе с жертвами домашнего насилия, а также проанализирован опыт европейских стран по защите женщин и детей, подвергшихся домашнему насилию. Автор считает, что в России необходимо реформировать систему профилактики, прежде всего в сфере деятельности правоохранительных органов, в основу которой должна быть поставлена цель восстановления социальной справедливости, а работа всех субъектов профилактики должна строиться таким образом, чтобы она в большей степени зависела от желания потерпевших, и первоочередное внимание придавалось их безопасности и благополучию.
(По материалам научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности», проходившей в Улан-Удэ 7 декабря 2012 года. – Издательство ВСГУТУ, 2012)
Задание 3: Сделать подборку электронных ресурсов, посвященных социальной политике (5 сайтов)
1) http://www.ecdl.su – сайт, посвященный программе The European Computer Driving Licence (ECDL – Европейские компьютерные права, также известной как ICDL - International Computer Driving License, международные компьютерные права) – ведущей мировой программой сертификации навыков владения персональным компьютером. Данная программа активно сотрудничает с Министерством труда и социальной защиты РФ и участвует в разработке новых форм социальной работы в сети Интернет (например, проект «Компьютерные классы для пенсионеров»).
2) http://www.socproblems.ru – сайт является совместным проектом Центра социальной политики и гендерных исследований и Центра социологического и политологического образования. Тематические приоритеты проекта:анализ репрезентаций социального неравенства, микро-истории социального исключения, гендерные и этнические измерения социальных проблем и социального контроля и многие другие.
3) http://www.socpolitika.ru – сайт является совместным проектом Института Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики, Факультета менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики и Программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС. В круг вопросов, которыми занимается проект, входят исследования социальных проблем, мониторинг деятельности социальных служб, а также изучение роли и значения НКО в социальной политике РФ.

4) http://spero.socpol.ru – сайт электронного журнала «SPERO», существующего с 2004 года при московском Независимом институте социальной политики. Цель создания журнала – представлять результаты самых последних исследований в области социальной политики, выполненных, главным образом, в России, способствовать организации научной дискуссии по актуальным проблемам социальной политики, представлять исследователей, работающих в сфере социальной политики в России и за рубежом.
5) http://www.blago.ru – сайт благотворительного интернет-проекта «Благотворительность – Россия». На нем размещается информация о благотворительных организациях и осуществляется сбор пожертвований на их работу как от частных лиц, так и от различных НКО. Данный сайт работает по принципу «прозрачной» благотворительности: все участники проходят юридическую проверку и отчитываются о полученных средствах.
Задание 4: Эссе на тему: «Обоснуйте необходимость государственной социальной политики»
Согласно статье 7 Конституции РФ 1993 года Российская Федерация – социальное государство. Идеологическая модель социального государства находится на стадии определения, значит, направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление. Важнейшим направлением социальной политики является планирование политики социального обслуживания населения, где особое место и роль придается системе социальной работы.

Согласно концепции социальной политики к анализу и планированию социального обеспечения можно отнести: разработку и внедрение государственных стандартов обслуживания, устанавливающих объем и качество социальных услуг и обеспечение реализации федеральных и региональных программ. Программы поддержки доходов населения имеют целью предоставление экономической защиты и поддержание уровня прожиточного минимума, перераспределения экономических ресурсов и оказание помощи нуждающимся. Программа учреждений социального обслуживания направлена на восстановление и поддержание социального функционирования в обществе отдельных групп граждан.

Как известно, социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ социальной политики, с другой – социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию объемней социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.

Примером тому может послужить политико-экономическая ситуация в России в 1990-е годы. Осуществление в нашей стране радикальных социально-экономических реформ сопровождалось снижением общего уровня жизни населения, безработицей, разрушением привычных жизненных стереотипов мышления, ломкой имевшихся социальных гарантий. Все эти и многие другие социально-экономические факторы вызвали такие последствия, как неуверенность в завтрашнем дне, превышение смертности над рождаемостью, появление безнадзорных и беспризорных детей, так называемых социальных сирот, рост психических стрессов, неврозов, суицидов и целый ряд других болезней общества. Лекарством от этих болезней послужило экономическая и политическая стабилизация, привлечение инвестиций для перевооружения и устойчивого развития экономики, создание на основе всего этого достаточно мощных социальных фондов и как следствие – сильная социальная политика.

Для адекватного понимания основных задач социальной политики и социальной работы в условиях современной российской действительности следует исходить из того положения, что необходимым условием построения гражданского общества выступает создание социального государства, и наоборот, - создание сильного социального государства невозможно без построения гражданского общества: это две стороны одной и той же медали – демократической организации общества.

Задание №5: Эссе на тему: «Взаимосвязь социальной политики и социальной работы»



Всякая социальная политика находит свое практическое воплощение в социальной работе: только в этом она может иметь реальные результаты. Социальную политику можно рассматривать как «причинно обусловленную ситуацию, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе» [Теория и методика социальной работы. В 2 ч. – М. 1995. Ч. 1 – С. 93].

Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реализма социальной политики, задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.

Учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения – это сложный, несвободный от противоречий процесс. И чем глубже осмыслены и изучены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, и успешнее решаются. И здесь большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная с интересами народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы.

В свою очередь, социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, она обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. В этом, на мой взгляд, и состоит принцип взаимодействия социальной политики и социальной работы.
Задание 6: Эссе на тему«Социальное иждивенчество: пути предотвращения»
Иждивенчество является как одним из источников бедности, так и одним из условий ее сохранения. Раскрытие сущности социальных отношений, влекущих за собой бедность (включая и иждивенчество), имеет принципиальное значение для понимания того, что представляет собой бедность. В этом смысле, прежде всего, необходимо вспомнить, как действовали основные социальные институты и нормы, устанавливавшие допустимые способы обеспечения определенного уровня благосостояния, в прошлом.

Советская социальная система создала условия, в которых подавляющее большинство населения предпочитало придерживаться единой, универсальной на все случаи жизни стратегии поведения. Уровень личного благосостояния мало зависел от собственных усилий людей и складывался главным образом под влиянием специальных государственных мероприятий. Границы оплаты труда не определялись стоимостью выпущенной продукции и экономической эффективностью производства. В порядке вещей были периодические единовременные пересмотры ставок и окладов в отдельных отраслях производства и по категориям работников. Различия в оплате труда устанавливались актами властей, придерживающихся единого и всеохватывающего государственного плана производства, вне какой бы то ни было связи с реальными ценовыми соотношениями производимой продукции. Приобретение основных жизненных благ осуществлялось в форме наделения, государственного благодеяния, как награда за соблюдение формальных правил (проживание на одном месте в течение длительного срока, стаж работы на одном предприятии и т.д.) и в зависимости от возможностей, которыми располагало государство (предприятие), то есть благодетель. Собственные силы для значительного изменения своего материально-вещественного состояния реализовать было практически невозможно да и не представлялось необходимым.

В русском языке для выражения смысла рассматриваемого социального явления используются несколько близких по произношению понятий, тем не менее характеризующих существенное различие в его оценках обществом. Под термином «иждивение» понимается обеспечение неработающего (как правило, неработоспособного: больного, престарелого, несовершеннолетнего) средствами, необходимыми для существования. При этом в официальной речи применяется термин «иждивенство» в значении «состояние на чьем-нибудь иждивении»; то есть отнюдь не исключается, что в данном состоянии индивид может оказаться, в том числе по объективным, социально значимым причинам. Напротив, термин «иждивенчество» носит неодобрительную окраску и означает «стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы» [Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – М. 1999], чем подчеркивается умышленный (сознательный) характер такого поведения.

Таким образом, иждивенчество в целом представляет собой такой образ жизни (социального поведения) индивида, когда он умышленно (сознательно) стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счет самого общества, в результате у индивида возникают такие формы дивиации, как паразитизм и тунеядство. Кроме того, иждивенчество, даже если бы оно не было социально опасным само по себе, влечет также другие формы девиации. Иждивенец, ради поддержания своего, пусть удовлетворяющего лишь минимальные потребности, благосостояния, зачастую вынужден совершать противоправные поступки.

Паразитирующее поведение (образ жизни) свойственно многим живым существам, начиная от микроорганизмов до общественных животных. При этом следует различать паразитизм на внешних объектах (не членах данного сообщества). Ярким примером тому могут служить бактерии, для которых живые организмы служат средой обитания, и социальное иждивенчество как способ самореализации и утверждения в родовой группе (люди, некоторые насекомые, общественные животные, прежде всего молодые и престарелые особи). Нормально, когда иждивенство является следствием объективных факторов (слабости, незащищенности, уязвимости данного индивида) и не нормально, когда слабость имитируется, является мнимой, а индивид приспосабливается к подобному существованию и стремится поддерживать условия такого существования. Ему это удобно, выгодно, он нашел свое место в жизни, принял ее правила и играет свою роль, даже несмотря на негативную реакцию окружающих.

Существует множество различных путей предотвращения иждивенчества в обществе, среди которых есть и радикальные. Например, усиление трудовой мотивации при помощи схемы советского периода, когда на неработающего человека накладывались определенные санкции вплоть до уголовной ответственности. Но такие меры нарушают права человека и гражданина, и поэтому не существенны. Среди более взвешенных концепций можно выделить такие, как: меры по бесплатной переквалификации на необходимые экономике специальности; поощрение предприимчивых людей, желающих открыть свое дело; развитие и расширение программ занятости молодежи и людей пожилого возраста.

Особо хочется отметить такой метод борьбы с иждивенчеством, как социальный контракт, или договор социальной адаптации, который заключается между органами соцзащиты и получателями адресной социальной помощи. В договоре прописывается, что будет делать каждая из сторон, чтобы изменить сложившуюся ситуацию (плохое материальное положение получателя адресной социальной помощи). Наличие социального контракта поможет осознать малообеспеченным гражданам, что если у общества есть обязательства по отношению к ним, то и сами они должны оказывать обществу посильное содействие.

В долгосрочной перспективе договор социальной адаптации поможет сделать малообеспеченных граждан финансово независимыми благодаря получению достойно оплачиваемой работы. Участниками такой программы могут стать малообеспеченные семьи или одинокие граждане, «имеющие определенный трудовой и/или имущественный потенциал». Под трудовым потенциалом в данном случае понимаются неработающие или работающие неполное рабочее время члены семьи трудоспособного возраста, а под имущественным – наличие участка земли, второго жилья, автомобиля, гаража и т.д.

При оказании адресной помощи этим категориям граждан социальный контракт должен заключаться в обязательном порядке. Это позволит органам социальной защиты отследить случаи, когда в обратившихся за помощью семьях присутствует скрытая занятость, и на деле в помощи они не нуждаются. Кроме того, условия предоставления адресной социальной помощи и ее объем не должны провоцировать иждивенческие настроения, особенно в семьях, где есть трудоспособные члены семьи.

В России нет таких социальных выплат, которые, как в развитых странах (например, в США или странах Евросоюза), позволяют жить безбедно на пособие, но социальный контракт нельзя навязывать каждой малообеспеченной семье, обратившейся за социальной поддержкой. Для начала нужно изучить ситуацию в конкретной семье, ее возможности. К примеру, одним необходимо вылечить кормильца от алкогольной зависимости, другим – помочь устроиться подростку на работу, третьим – помочь матери ухаживать за детьми или получить квалификацию.

Объединяя все вышесказанное, можно сделать ряд выводов. Во первых, иждивенчество, как социальная проблема возникла в эпоху социализма, со свойственными ей «уравниловкой» и госпланом, выбивающими из общества любую инициативу и вселяющими веру в всеобъемлющую помощь государства и эта ненужная привычка, как и некоторые другие, сохранила свою актуальность и сегодня, так как мы поддерживаем эту привычку разными социальными благами. Во вторых, иждивенчество нельзя считать нормальным общественным явлением. Оно закономерно для данного общества, так как является следствием условий его существования, но совсем не нормально, так как является унизительным для человека и разрушительным для социальных институтов.
написать администратору сайта