Навигация по странице:
|
Пишем историю семьи
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский государственный энергетический университет
имени В.И. Ленина»
Кафедра отечественной истории и культуры
Учебно-информационный центр гуманитарной подготовки
ПИШЕМ «ИСТОРИЮ СЕМЬИ»
Методические указания
к работе над родословной
Иваново 2007
Составитель О.Е. БОГОРОДСКАЯ
Редактор Г.А. БУДНИК
В издании представлены методические рекомендации по выполнению творческого задания (написанию истории семьи), которое выполняется студентами ИГЭУ при изучении курса отечественной истории. Также приводятся примеры выполнения всех заданий – выдержки из студенческих работ «История моей семьи», даются список литературы, связанной с написанием родословной, адреса сайтов по проблемам генеалогии.
Список литературы составлен Е.В. КОЗУЛИНОЙ, адреса сайтов по генеалогии – А.С. СИРОТКИНЫМ.
РЕЦЕНЗЕНТ
кафедра отечественной истории и культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»
Методические указания утверждены цикловой методической комиссией факультета экономики и управления.
БОГОРОДСКАЯ Ольга Евгеньевна
ПИШЕМ «ИСТОРИЮ СЕМЬИ»
Методические указания к работе над родословной
Редактор Н.Н.Ярцева
Лицензия ИД № 05285 от 4 июля 2001 г.
Подписано в печать Формат 60х84 1/16
Печать плоская. Усл. печ.л. 3,95 Уч. изд. л. 4,5
Тираж экз.
ГОУВПО «Ивановский государственный
энергетический университет имени В.И.Ленина».
Отпечатано в РИО ИГЭУ
153003, г.Иваново, ул. Рабфаковская, 34.
Уважаемые первокурсники!
В ИГЭУ на кафедре отечественной истории и культуры сложилась традиция: все наши студенты при изучении курса «История России» составляют свою родословную – пишут историю своей семьи. Выполнение этого творческого задания преследует различные цели.
Прежде всего, работа над родословной – это определенный способ расширения и углубления ваших знаний по отечественной истории. Вы знаете, что при изучении истории в школе, а затем на вузовских лекциях и семинарах традиционно обсуждаются проблемы макроуровня российской истории (политика, экономика, социальные отношения, общественные движения и т.д.). Но в конечном итоге история государства начинается с истории жизни и деятельности отдельных личностей, семей, из которых складываются социальные группы, сословия, классы, являющиеся главными движущими силами «большой» истории. Изучая историю своей семьи, вы неизбежно будете обращаться к основным этапам, событиям и явлениям истории России XX века, зачастую переосмысливая их, а иногда и узнавая что-то заново. Первые пятилетки, коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная война, хрущевская «оттепель», перестройка и т.д. – все это, так или иначе, отразилось в судьбах ваших родных людей. Исторический материал как будто оживает, наполняется близкими и понятными героями (бабушками, дедушками, тётями и др.) и событиями и потому становится более доступным и интересным.
Составление родословной содействует сохранению исторической памяти. С каждым ушедшим годом и с каждым ушедшим человеком часть истории невосполнимо утрачивается. К сожалению, советский период нашей истории не способствовал сохранению многих фактов в жизни большинства семей. «Непролетарское» происхождение, раскулачивание, репрессирование кого-то из членов семьи, пребывание в плену в годы Великой Отечественной войны и многое другое скрывалось, замалчивалось. И выросли поколения, не знающие истории своего рода. В процессе работы над родословной вы столкнетесь с тем, что многие сведения о жизни ваших предков утрачены безвозвратно. В редких семьях сохранились подробные, достоверные данные о ваших прапрадедах, не говоря уж о более далеких от нас поколениях. Очень немногие семьи могут похвастаться тем, что имеют написанную историю рода. Сохраните то, что пока еще можно сохранить. Каждый человек, выросший в семье, впитывает ее традиции и устои и таким образом не только генетически, но и исторически связан с корнями своего рода. В отрыве от своих родовых корней нельзя постичь собственное «я», ощутить свою принадлежность к нации и стране, без чего невозможна созидательно - активная позиция по отношению к ним.
Работа над историей семьи формирует и определенные навыки самостоятельной деятельности. В данном случае к их числу относятся умения осуществлять поиск необходимой исторической информации, содержащейся в устных рассказах родственников, различных документах (письмах, дневниках, газетных статьях и т.п.) и специальной литературе, систематизировать полученный материал, составлять авторский текст, делать обобщения и выводы, выполнять литературную обработку написанного и т.д.
Работа над родословной ведется в течение целого семестра поэтапно. Итоговая оценка за нее засчитывается как оценка за второй промежуточный контроль (ПК-2).
Необходимо подчеркнуть, что в конечном итоге все работы возвращаются авторам. Мы, преподаватели, твердо убеждены, что большинство «историй», написанных студентами, достойны того, чтобы хранить их в семейном архиве.
Если по каким-то объективным причинам невозможно написать историю семьи, то тогда вы получите от преподавателя индивидуальное аналогичное задание.
Прежде чем начинать работу над историей семьи, внимательно ознакомьтесь с приведенными ниже требованиями и рекомендациями.
В приложениях № 1 – 5 вы найдете примеры выполнения всех заданий – выдержки из студенческих работ «История моей семьи».
В приложении № 6 дан список всей литературы, связанной с написанием родословной, а в приложении № 7 – адреса сайтов по проблемам генеалогии.
В описании основных этапов работы вы найдете ссылки на все эти приложения.
Основные этапы работы над родословной
На первом этапе нужно собрать информацию о своей семье: опросить родителей, родственников.
На что при этом обратить внимание? Конечно, прежде всего, на основные биографические данные. Однако следует помнить, что история семьи – это не только и не столько изложение этих кратких биографических сведений («родился – женился – работал»). Это, по возможности, более или менее пространный рассказ о жизни конкретной семьи в контексте истории страны.Каждый человек, каждая семья, живя в конкретную историческую эпоху, с ней неминуема связана. Каждый из ваших близких и далеких предков – участник определенных исторических событий. Как отразились эти события на судьбах родственников? Что они пережили? Как относились к происходящему? Как менялся их быт и окружающий мир? Ответы на эти и другие вопросы позволят вам «вписать» историю семьи в контекст истории страны, без чего в свою очередь невозможно достижение целей, поставленных перед данной работой.
Следует обратить внимание на характеристики людей, семейные устои и традиции. Соберите семейные легенды и интересные истории из жизни своих предков. Проведите поиск документов (разнообразных свидетельств, писем, фотографий и т.д.), которые хранятся в семейных архивах и которые могут помочь выяснить некоторые детали прошлого семьи.
Работа над родословной, без сомнения, – работа семейная, коллективная. Обратитесь за помощью к вашим родителям, бабушкам и дедушкам, другим родственникам. Побуждайте их к рассказам, задавайте наводящие вопросы, уточняйте детали. От вашей активности во многом зависит успех сбора материала, а значит и сохранение семейной истории.
На втором этапе необходимо систематизировать собранный материал, написать историю своей семьи и выполнить все задания к родословной.
В итоге ваша работа должна состоять из следующих частей.
1. История семьи. Рассказ. Это самая важная и трудная часть работы.
Текст пишется на основе собранного материала в вольной форме. Лучше начать свой рассказ с самого «древнего» из «найденных» в вашем роду предков. Изложение можно вести по поколениям или по родовым «фамильным» линиям. Вам предоставляется выбор в решении вопроса о том, насколько широко представить свое семейное древо: только по прямой линии (вы, родители, бабушки-дедушки и т.д.) или рассказать обо всех родственниках и свойственниках (дяди, тети, сестры, братья и т.д.).
Невозможно дать точный ответ на вопрос, который часто задают преподавателям при выполнении этого задания студенты: сколько нужно написать? Родословная – дело индивидуальное. Объем информированности в каждой семье различен. Опыт работы показал, что чаще всего семейная память ограничена сведениями о 4 – 5 поколениях, то есть фактически – это история семьи в ХХ веке. Но бывает, что даже о поколении бабушек и дедушек почти нет данных. Иногда у студентов нет возможности рассказать одинаково подробно обо всех линиях рода. Например, материнская линия представлена достаточно точно и пространно, а отцовская – кратко (или наоборот). Что ж, еще раз повторим: это индивидуальная работа. Поэтому главное не количество страниц, а тщательность сбора и обработки материала. Помните, что вам надо «вписать» историю семьи в историю страны, постараться через биографии близких отразить какие-то специфические признаки, колорит той или иной исторической эпохи.
Вы можете оформить свою работу фотографиями (подлинными и ксерокопированными) ваших родных и близких, различными документами из семейного архива (письма, свидетельства, справки, грамоты, трудовые книжки и т.д.). Только отнеситесь к документам бережно. Используйте возможности их сканирования и ксерокопирования.
В приложении № 1 вы можете ознакомиться с выдержками из студенческих работ, которые представлены как пример рассказов об истории семьи или об отдельных представителях фамилий.
В приложении № 8 приводится краткий словарь наименований и понятий родства кровного и свойства, справочные материалы которого вы, возможно, будете использовать не только при написании истории своей семьи, но и при выполнении следующего задания.
2. Генеалогическое древо. После сбора и обработки всего материала по истории семьи вам надо вычертить свое генеалогическое древо. Как это делается, показано в образцах, представленных ниже, в приложении № 2. Следует заметить, что и при выполнении этого задания у вас есть выбор: вы можете на своем родовом древе разместить только прямых предков, а можете показать все многообразие родственных связей, что, конечно, интереснее, но и труднее.
3. С помощью соответствующей литературы нужно установить происхождение и значение всех фамилий, фигурирующих в вашей истории семьи. При выполнении этой работы по ономастике1 вы обращаетесь к различным словарям: специальным, объясняющим этимологию фамилий2, а также словарям иностранных слов, этимологическим, «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля и другим, в которых можно найти и расшифровать значение слова (корня слова), от которого происходит та или иная фамилия. Списки соответствующей литературы представлены в приложении № 6. Если у вас в семье существуют предания о том, как произошла та или иная фамилия, то можете записать семейную легенду.
Покажем на примерах, как выполнять это задание.
Пример 1.
Фамилия Кокшаров(а).
Проверяем, есть ли данная фамилия в различных изданиях специальных этимологических словарей (приложение № 6). Все фамилии в подобных изданиях расположены по алфавиту, что существенно облегчает поиск.
Находим (может быть, просмотрев несколько различных изданий) расшифровку происхождения данной фамилии в работе И. М. Ганжиной «Словарь современных русских фамилий»: «Кокшаров – из отчества от наименования отца «кокшар» – пришелец с реки Кокшеньга (бассейн Северной Двины)». 3
Фамилия Смоктунов(а).
Находим значение фамилии в работе Ю. А. Федосюка «Русские фамилии: популярный этимологический словарь»: «Смоктун – тот, кто имеет привычку смоктать, то есть причмокивать языком». 4
Пример 2.
Фамилия Курников(а).
Просмотрев все возможные словари фамилий, мы не нашли то, что искали. Пробуем продолжить поиск происхождения и значения фамилии, вычленив корень – «-курн-». Находим в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля: «Курна – сибирский черногруд, крупный хорь Южной Сибири, с кошку, зовут его и дикой кошкой». Исходя из этого, можно предположить, что от названия этого животного и произошла фамилия Курников.1
Фамилия Лобурь.
Вновь поиск в этимологических словарях фамилий ничего не дал. Зато в статье «Лоб» у В.И.Даля находим: «Лобурь – угрюмец, брюзгач, кто глядит исподлобья. Лобурить(ся) – морщиться, ворчать, глядеть исподлобья». 2
Точно так же по корню слова можно провести поиск его значения в словаре иностранных слов или этимологическом словаре.
Обратите внимание на то, что в списке литературы, рекомендованной для выполнения этого задания (приложение № 6), указаны только те издания, которые есть в библиотеке ИГЭУ. Это не исключает использование другой соответствующей литературы.
Кроме того, много материалов по ономастике содержится на различных сайтах. Список наиболее интересных и крупных из них приведен в приложении № 7.
В приложении № 3 приведены отрывки из студенческих работ, в которых устанавливается происхождение и значение фамилий.
4. Поиск однофамильцев, то есть поиск первого упоминания фамилий (всех, которые фигурируют в родословной, а не только личной) и выяснение, когда и в связи с какими событиями эти фамилии впервые появляются в письменных источниках. При выполнении этого задания вы также работаете с литературой, указанной ниже (приложение № 6) и материалами сайтов (приложение № 7).
Покажем на примерах, как возможно провести поиск первого упоминания фамилии.
Пример 1.
В некоторых случаях первое упоминание фамилии можно обнаружить в тех книгах, по которым вы ведете поиск происхождения и значения фамилии (задание 3).
Допустим, фамилия Сальников(а). В «Словаре современных русских фамилий» И.М.Ганжиной читаем: «Сальников – из отчества от наименования по занятию – тот, кто занимается вытопкой сала в салотопне (сальне) и продажей его. Фамилия и отчество зафиксирована в документах ХVII века: Иван Сальников, верхотурский таможенный голова, 1667 г.»3
Или фамилия Клюев(а). В «Словаре русских фамилий» В.А.Никонова указывается: «Отчество от прозвища или нецерковного мужского личного имени Клюй, подтвержденного документально: в 1638 г. по Москве был записан Гаврило Клюй. В 1678 г. – сибирский казак Бориско Клюев…»1
Пример 2.
В этимологических словарях нет информации о первом упоминании фамилии.
Берем том XV из собрания сочинений С.М.Соловьева.2 В нем есть указатель имен (прозвищ, фамилий), которые встречаются на страницах знаменитой работы историка – «История России с древнейших времен».
Например, фамилия Гундоров(а). В указателе имен находим, что данная фамилия упоминается в томе lV на странице 12. Берем данный том и читаем текст на указанной странице. Из него становится ясно, что Гундоровы – князья, которые были потомками князей Стародубских. Упоминается эта фамилия в связи с духовной грамотой Ивана Грозного середины ХVI в., по которой отнимались вотчины у потомков Стародубских князей, в том числе и у Гундоровых.3
Или фамилия Виноградов(а). В указателе имен находим, что данная фамилия упоминается в томе Х, стр. 506 и томе ХII, стр. 171. Выбираем более раннее известие о человеке с фамилией Виноградов. В томе Х на соответствующей странице находим известие о том, что в 1735 году из московских школ было выбрано 12 человек для обучения в школе при Академии наук. Из них двое - Ломоносов и Виноградов - были отправлены в Германию для обучения естественным наукам.4 Следовательно, первое упоминание фамилии Виноградов связано с человеком, который в 30-е годы ХVlll века был учащимся (студентом).
В своем поиске первого упоминания фамилии (однофамильцев) обратите внимание на различные биографические словари и энциклопедии (список литературы – приложение № 6).
Большой материал содержится в книге С. Веселовского «Ономастикон. Справочник по именам, прозвищам, фамилиям северо-восточной Руси ХV – ХVII вв.» (М., 1968). К сожалению, сама книга стала практически библиографической редкостью, но ее можно посмотреть в электронном варианте (генеалогия в Интернете – приложение 6).
Примеры выполнения задания по поиску первого упоминания фамилии (однофамильцев) студентами приведены в приложении 4.
Помните, что при выполнении третьего и четвертого заданий большую помощь вам окажет вузовская библиотека. Ее сотрудники на протяжении ряда лет тщательно подбирают все необходимые издания, число которых постоянно пополняется, а состав обновляется.
5. Заключение. После того, как все задания выполнены, вам предстоит написать заключение, в котором вы попробуете порассуждать на тему о том, какой смысл вы увидели в данной работе, вызвала ли она интерес и понимание в вашей семье, узнали ли вы что-то новое для себя, с какими трудностями вы столкнулись.
Посмотрите в приложении № 5, как рассказывают о своих впечатлениях от данной работы те студенты, которые уже написали свои родословные и выполнили все задания к ним.
Итак, в работе студентов «История моей семьи» должно быть пять частей.
В ходе работы над родословными для студентов в течение семестра проводятся индивидуальные и групповые консультации. На тех факультетах, где предусмотрены занятия, обозначенные в учебном расписании как «Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя» (п/к) 1 , консультации проводятся в эти часы. Там, где их нет, время определяет преподаватель по согласованию с вами.
На завершающем этапе работы над историей семьи кафедрой отечественной истории и культуры совместно с гуманитарным центром ИГЭУ традиционно проводится студенческая межфакультетская конференция «История страны в истории семьи», на которой бывают представлены студенческие доклады – полноценные научные сообщения, ведь это итог изучения учащимися исторических источников, которыми являются не только документы семейных архивов, но и устные рассказы очевидцев, помогающие реконструировать детали событий и дух времени. Студенческая конференция, как, впрочем, и вся работа над родословными, открывает широкие возможности для обсуждения через судьбы людей различных проблем истории страны.
|
|
|