Навигация по странице:
|
СЕМИНАРЫ Педагогика. Планы семинарских занятий по курсу История педагогики и образования
ВАЖНО! ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ!
Посещение всех занятий – обязательно. Если пропуск по уважительной причине – то студент обязан выполнить задания к семинару, если пропуск без причины – студент обязан выполнить задания к семинару и дополнительно по теме семинара написать реферат на 10 страниц РУКОПИСНОГО текста (в печатном виде рефераты не принимаются).
Домашние задания нужно сдавать в день семинара, или на следующий семинар.
Если д/з сдаётся через 14 дней после семинара – максимальный балл уменьшается в 2 раза;
если через 21 день – в 4 раза. Через месяц после семинара д/з сдаётся устно, с подготовкой всей теории по теме семинара!
Структура и содержание реферата.
Ориентировочный объем – 10 страниц.
Текст должен состоять из краткого введения, основной части и заключения. Во введении приводится анализ существующих подходов к теме, выделяется центральная проблема. В основной части дается систематизированное, аргументированное решение проблемы, предлагается анализ рассматриваемого педагогического феномена, объясняется его значение для современного образования. Заключение представляет собой краткие выводы и возможные перспективы рассмотрения темы.
Критерии для оценивания рефератов: знание предмета исследования, логичность изложения, самостоятельность, творческий характер, аргументированность позиции.
В списке используемой литературы должно быть не менее 5 источников. В тесте необходимо делать ссылки на используемые источники.
Рефераты, не отвечающие данным требованиям, будут возвращены на доработку.
Планы семинарских занятий по курсу
«История педагогики и образования»
В процессе изучения материала, заполнить (индивидуально, письменно) следующую таблицу, в которой должна быть отражена деятельность всех выдающихся педагогических деятелей.
Автор,
Основные педагогические труды
|
Цели воспитания и обучения
|
Принципы обучения и воспитания
|
Возрастная периодизация (если есть) и содержание воспитания
|
Значение пед. теории и практики для современной школы
|
На каждом семинаре будет проводиться письменная проверочная работа по теме предыдущего семинара!
Все устные выступления должны быть краткими! Не более 7 минут.
Семинар 1. Формы воспитания и педагогического знания в первобытном обществе.
Вопросы для обсуждения:
1
|
Основные точки зрения по вопросу о происхождении воспитания.
|
3б
|
2
|
Роль факторов природы, труда и общения на раннем этапе воспитания.
|
2б
|
3
|
Изменения в воспитании детей при смене родового строя и появлении
разделения труда (скотоводство, земледелие, ремесло).
|
2б
|
4
|
"Дома молодежи"
|
2б
|
5
|
Система воспитания древних славян – индивидуально письменно
|
3б
|
6
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\ дискуссию \исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
Семинар 2. Воспитание и школа в античном мире. Педагогическая мысль в трудах древнегреческих философов
Вопросы для обсуждения:
1
|
Педагогические идеи: Сократа, Платона, Аристотеля, М. Квинтилиана (письменно, в таблицу)
|
4б
|
2
|
Мифы и легенды Древней Греции о воспитании: чему они учат (в группах по 2-3 чел)
|
2б
|
3
|
Афинская система воспитания
|
2б
|
4
|
Цели и классовый характер воспитания в античном государстве
|
2б
|
5
|
Сравнение целей и методов воспитания восточных славян и греков –
индивидуально, письменно
|
3б
|
6
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\ исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
7
|
Дискуссия на тему: «Какие идеи древних афинских философов в области воспитания актуальны сегодня?»
|
2б
|
Семинар 3. Сословный характер образования в феодальном обществе
Вопросы для обсуждения:
1.
|
Педагогические идеи В. Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень, Э.Роттердамский –
письменно в таблицу
|
6б
|
2
|
Просвещение и школы в Византии
|
2б
|
3
|
Влияние традиций античной культуры на развитие образования и
образовательных учреждений Византии.
|
2б
|
4
|
Философские аспекты образования в Средние века (Аврелий, Боэций,
Аквинский)
|
2б
|
5
|
Представить основные положения романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»
|
4б
|
6
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии урок\дискуссию\
исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
7
|
Дополнительно, по желанию: Подготовить реферат на тему
«В. Фельтре – новатор средневековой педагогики»
|
4б
|
Семинар 4. Я.А. Коменский – создатель гуманистической педагогической системы. Ее отражение в книге "Великая дидактика"
Педагогические идеи Я.А. Коменского – письменно в таблицу – 2б
1
|
Жизненный путь Я.А. Коменского
|
2б
|
2
|
Принцип природосообразности воспитания
|
2б
|
3
|
Вклад Я.А. Коменского в развитие дидактики
|
2б
|
4
|
Нравственное воспитание (дисциплина)
|
2б
|
5
|
Роль учителя и требования к нему
|
2б
|
6
|
Основные педагогические труды – содержание
|
2б
|
7
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии урок\дискуссию\
исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
Семинар 5. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо о воспитании
1
|
Педагогические идеи Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо – письменно в таблицу
|
4б
|
2
|
Материалистический сенсуализм – основа педагогики Локка.
|
2б
|
3
|
Трактат "Некоторые мысли о воспитании": основные положения.
|
2б
|
4
|
Педагогические идеи Дж. Локка о "рабочих школах".
|
2б
|
5
|
Роман-трактат "Эмиль, или О воспитании": Наказание методом
"естественных последствий". Цель нравственного воспитания – научить
Эмиля любить всех людей. Воспитание добрых чувств и доброй воли.
Воспитание женщины.
|
2б
|
6
|
Гуманистический характер педагогики Руссо, ее влияние на развитие
педагогической мысли.
|
2б
|
7
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии урок\дискуссию\
исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
Семинар 6. Развитие образования в Российской империи в XVIII веке
1
|
Система школ, созданная Петром 1
|
2б
|
2
|
Деятельность первых русских просветителей:
В.Н. Татищев,
И.Т. Посошков,
М.В. Ломоносов – письменно в таблицу
|
2б
2б
2б
|
3
|
Новые образовательные учреждения 2-й половины 18 века
|
2б
|
4
|
Педагогические идеи:
И.И. Бецкого,
Ф.И. Янковича,
Н.И. Новикова
|
2б
2б
2б
|
5
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\
исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
|
Дополнительно (по желанию): Подготовить реферат о жизни и
деятельности выдающегося педагога 18 века.
|
4б
|
Семинар 7. Педагогический подвиг И.Г.Песталоцци, его гуманистическая педагогическая система. Педагогические взгляды И.Ф.Гербарта, Ф.А.В. Дистервега
1
|
Педагогические идеи И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. В. Дистервега – письменно в таблицу
|
4б
|
2
|
Жизненный путь Песталоцци.
|
2б
|
3
|
Педагогическая система Песталоцци. Проблема соединения обучения с трудом в теории и практике.
|
2б
|
4
|
«Лебединая песня» Песталоцци – основные положения
|
2б
|
5
|
Идея развития многостороннего интереса в трудах И.Ф. Гербарта.
|
2б
|
6
|
Ф.А.В. Дистервег о формальном и материальном образовании.
|
2б
|
7
|
Взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега на развивающее обучение.
|
2б
|
8
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\
исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
Семинар 8. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей
1
|
Педагогические идеи К.Д. Ушинского – письменно индивидуально в
таблицу
|
2б
|
2
|
Учебные книги и их значение
|
2б
|
3
|
Педагогическая антропология К.Д. Ушинского
|
2б
|
4
|
Приоритет нравственного воспитания в педагогической системе
К.Д. Ушинского, обучение как средство воспитания.
|
2б
|
5
|
Дидактические взгляды К.Д. Ушинского
|
2б
|
6
|
Подготовка учителя по мнению К.Д. Ушинского
|
2б
|
7
|
Письменно:
«О пользе педагогической литературы» - конспект
Труд в его психическом и воспитательном значении – основные положения
|
2б
2б
|
8
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\
исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
Семинар 9. Реформаторская педагогика конца XIX- начала XX века за рубежом и ее основные тенденции.
1
|
Педагогические идеи Д. Дьюи, Р. Штайнера, М. Монтессори – письменно
в таблицу
|
4б
|
2
|
Педагогика "гражданского воспитания" и "трудовой школы"
Г. Кершентейнера.
|
2б
|
3
|
"Педагогика действия" В.А. Лая
|
2б
|
4
|
Метод проектов У. Килпатрика
|
2б
|
5
|
Система обучения по карточкам С. Френе.
|
2б
|
6
|
В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\
исследование по обсуждаемым вопросам.
|
4б
|
Семинар 10. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917-1930 гг.)
1
|
Первый нарком просвещения – А.В. Луначарский
|
2б
|
2
|
«Первая опытная станция по народ. образованию» С.Т. Шатского.
|
2б
|
3
|
Вклад Н.К. Крупской в развитее педагогической теории
|
2б
|
4
|
Вклад П.П. Блонского в разработку концепции
трудовой школы.
|
2б
|
5
|
Школа им. Достоевского (опыт В.Н. Сорока-Росинского)
|
2б
|
6
|
Педагогическая система А.С. Макаренко.
Основные педагогические труды.
|
2б
|
7
|
Проблемы коллектива и личности в творчестве
А.С. Макаренко
|
2б
|
8
|
А.С. Макаренко об основах семейного воспитания
|
2б
|
9
|
Педагогические идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко –
письменно в таблицу
|
4б
|
Семинар 11. Создание централизованной системы образования в России (1930-1980 гг.)
1
|
Перестройка содержания, организации, методов учебно-воспитательной
работы (в 1930-1941 гг.). Закон "О всеобщем обязательном начальном
обучении" - 1930 год.
|
2б
|
2
|
Реорганизация всех типов школы в единую общеобразовательную
десятилетку (1934).
|
2б
|
3
|
Прекращение преподавания труда в школе (1937).
|
2б
|
4
|
Постановление ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936) и его роль в дальнейшем развитии советской школы и педагогики.
|
2б
|
5
|
Указ "О государственных трудовых резервах" (1940) г.
|
2б
|
6
|
Организация школ рабочей молодежи, введение 7-летнего всеобщего
обучения. (1941 – 1945)
|
2б
|
7
|
Введение 5-ти бальной системы оценивания
|
2б
|
8
|
Создание профессионально-технических училищ (ПТУ), организация
ученических производственных бригад. Закон "Об укреплении связи
школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного
образования в СССР" - 1958 год.
|
2б
|
9
|
Введение обязательного восьмилетнего образования, соединение
обучения с производственным трудом, увеличение политехнического
содержания образования.
|
2б
|
Семинар 12. Отечественные педагоги-новаторы 60-80-х годов
1
|
В.А. Сухомлинский о сущности и задачах воспитания
|
2б
|
2
|
Нравственное и эстетическое воспитание в педагогической системе
В.А. Сухомлинского.
|
2б
|
3
|
Взгляды В.А. Сухомлинского на умственное воспитание
|
2б
|
4
|
Развитие творческого потенциала учащихся в школе (из опыта работы
И.П. Волкова)
|
2б
|
5
|
Уроки «человековедения» Е.Н. Ильина
|
2б
|
6
|
Система воспитательной работы В.А. Караковского
|
2б
|
7
|
Ш.А. Амонашвили о безотметочном обучении
|
2б
|
8
|
Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова
|
2б
|
9
|
Система развивающего обучения Занкова
|
2б
|
10
|
Авторская педагогическая школа М.П.Щетинина
|
2б
|
11
|
Основные педагогические идеи С.Н.Чистяковой
|
2б
|
12
|
«Куда и куда исчезли тройки» - педагогический опыт В.Ф. Шаталова
|
2б
|
13
|
Педагогические идеи В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили –
письменно в таблицу
|
4б
|
Семинар 13. Ведущие тенденции развития современного мирового образовательного процесса
Тенденции и закономерности развития образования.
Приоритет общечеловеческих духовных ценностей в современной школе. Пересмотр взглядов на цели воспитания.
Изменения в российской школе (начало XXI века)
Введение ЕГЭ.
Предпрофильная продготовка.
Профильная подготовка.
|
|
|