Главная страница
Навигация по странице:

СЕМИНАРЫ Педагогика. Планы семинарских занятий по курсу История педагогики и образования



Скачать 141 Kb.
Название Планы семинарских занятий по курсу История педагогики и образования
Анкор СЕМИНАРЫ Педагогика.doc
Дата 13.12.2017
Размер 141 Kb.
Формат файла doc
Имя файла СЕМИНАРЫ Педагогика.doc
Тип Планы семинарских занятий
#12268

ВАЖНО! ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ!

Посещение всех занятий – обязательно. Если пропуск по уважительной причине – то студент обязан выполнить задания к семинару, если пропуск без причины – студент обязан выполнить задания к семинару и дополнительно по теме семинара написать реферат на 10 страниц РУКОПИСНОГО текста (в печатном виде рефераты не принимаются).
Домашние задания нужно сдавать в день семинара, или на следующий семинар.

Если д/з сдаётся через 14 дней после семинара – максимальный балл уменьшается в 2 раза;

если через 21 день – в 4 раза. Через месяц после семинара д/з сдаётся устно, с подготовкой всей теории по теме семинара!
Структура и содержание реферата.

    1. Ориентировочный объем – 10 страниц.

    2. Текст должен состоять из краткого введения, основной части и заключения. Во введении приводится анализ существующих подходов к теме, выделяется центральная проблема. В основной части дается систематизированное, аргументированное решение проблемы, предлагается анализ рассматриваемого педагогического феномена, объясняется его значение для современного образования. Заключение представляет собой краткие выводы и возможные перспективы рассмотрения темы.

    3. Критерии для оценивания рефератов: знание предмета исследования, логичность изложения, самостоятельность, творческий характер, аргументированность позиции.

    4. В списке используемой литературы должно быть не менее 5 источников. В тесте необходимо делать ссылки на используемые источники.

Рефераты, не отвечающие данным требованиям, будут возвращены на доработку.
Планы семинарских занятий по курсу

«История педагогики и образования»

В процессе изучения материала, заполнить (индивидуально, письменно) следующую таблицу, в которой должна быть отражена деятельность всех выдающихся педагогических деятелей.


Автор,

Основные педагогические труды

Цели воспитания и обучения

Принципы обучения и воспитания

Возрастная периодизация (если есть) и содержание воспитания

Значение пед. теории и практики для современной школы



На каждом семинаре будет проводиться письменная проверочная работа по теме предыдущего семинара!
Все устные выступления должны быть краткими! Не более 7 минут.
Семинар 1. Формы воспитания и педагогического знания в первобытном обществе.

Вопросы для обсуждения:

1

Основные точки зрения по вопросу о происхождении воспитания.



2

Роль факторов природы, труда и общения на раннем этапе воспитания.



3

Изменения в воспитании детей при смене родового строя и появлении

разделения труда (скотоводство, земледелие, ремесло).



4

"Дома молодежи"



5

Система воспитания древних славян – индивидуально письменно



6

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\ дискуссию \исследование по обсуждаемым вопросам.




Семинар 2. Воспитание и школа в античном мире. Педагогическая мысль в трудах древнегреческих философов

Вопросы для обсуждения:

1

Педагогические идеи: Сократа, Платона, Аристотеля, М. Квинтилиана (письменно, в таблицу)



2

Мифы и легенды Древней Греции о воспитании: чему они учат (в группах по 2-3 чел)



3

Афинская система воспитания



4

Цели и классовый характер воспитания в античном государстве



5

Сравнение целей и методов воспитания восточных славян и греков –

индивидуально, письменно



6

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\ исследование по обсуждаемым вопросам.



7

Дискуссия на тему: «Какие идеи древних афинских философов в области воспитания актуальны сегодня?»




Семинар 3. Сословный характер образования в феодальном обществе

Вопросы для обсуждения:

1.

Педагогические идеи В. Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень, Э.Роттердамский –

письменно в таблицу



2

Просвещение и школы в Византии



3

Влияние традиций античной культуры на развитие образования и

образовательных учреждений Византии.



4

Философские аспекты образования в Средние века (Аврелий, Боэций,

Аквинский)



5

Представить основные положения романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»



6

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии урок\дискуссию\

исследование по обсуждаемым вопросам.



7

Дополнительно, по желанию: Подготовить реферат на тему

«В. Фельтре – новатор средневековой педагогики»





Семинар 4. Я.А. Коменский – создатель гуманистической педагогической системы. Ее отражение в книге "Великая дидактика"
Педагогические идеи Я.А. Коменского – письменно в таблицу – 2б

1

Жизненный путь Я.А. Коменского



2

Принцип природосообразности воспитания



3

Вклад Я.А. Коменского в развитие дидактики



4

Нравственное воспитание (дисциплина)



5

Роль учителя и требования к нему



6

Основные педагогические труды – содержание



7

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии урок\дискуссию\

исследование по обсуждаемым вопросам.




Семинар 5. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо о воспитании

1

Педагогические идеи Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо – письменно в таблицу



2

Материалистический сенсуализм – основа педагогики Локка.



3

Трактат "Некоторые мысли о воспитании": основные положения.



4

Педагогические идеи Дж. Локка о "рабочих школах".



5

Роман-трактат "Эмиль, или О воспитании": Наказание методом

"естественных последствий". Цель нравственного воспитания – научить

Эмиля любить всех людей. Воспитание добрых чувств и доброй воли.

Воспитание женщины.



6

Гуманистический характер педагогики Руссо, ее влияние на развитие

педагогической мысли.



7

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии урок\дискуссию\

исследование по обсуждаемым вопросам.




Семинар 6. Развитие образования в Российской империи в XVIII веке

1

Система школ, созданная Петром 1



2

Деятельность первых русских просветителей:

В.Н. Татищев,

И.Т. Посошков,

М.В. Ломоносов – письменно в таблицу








3

Новые образовательные учреждения 2-й половины 18 века



4

Педагогические идеи:

И.И. Бецкого,

Ф.И. Янковича,

Н.И. Новикова








5

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\

исследование по обсуждаемым вопросам.






Дополнительно (по желанию): Подготовить реферат о жизни и

деятельности выдающегося педагога 18 века.




Семинар 7. Педагогический подвиг И.Г.Песталоцци, его гуманистическая педагогическая система. Педагогические взгляды И.Ф.Гербарта, Ф.А.В. Дистервега


1

Педагогические идеи И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. В. Дистервега – письменно в таблицу



2

Жизненный путь Песталоцци.



3

Педагогическая система Песталоцци. Проблема соединения обучения с трудом в теории и практике.



4

«Лебединая песня» Песталоцци – основные положения



5

Идея развития многостороннего интереса в трудах И.Ф. Гербарта.



6

Ф.А.В. Дистервег о формальном и материальном образовании.



7

Взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега на развивающее обучение.



8

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\

исследование по обсуждаемым вопросам.





Семинар 8. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей

1

Педагогические идеи К.Д. Ушинского – письменно индивидуально в

таблицу



2

Учебные книги и их значение



3

Педагогическая антропология К.Д. Ушинского



4

Приоритет нравственного воспитания в педагогической системе

К.Д. Ушинского, обучение как средство воспитания.



5

Дидактические взгляды К.Д. Ушинского



6

Подготовка учителя по мнению К.Д. Ушинского



7

Письменно:

«О пользе педагогической литературы» - конспект

Труд в его психическом и воспитательном значении – основные положения






8

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\

исследование по обсуждаемым вопросам.




Семинар 9. Реформаторская педагогика конца XIX- начала XX века за рубежом и ее основные тенденции.

1

Педагогические идеи Д. Дьюи, Р. Штайнера, М. Монтессори – письменно

в таблицу



2

Педагогика "гражданского воспитания" и "трудовой школы"

Г. Кершентейнера.



3

"Педагогика действия" В.А. Лая



4

Метод проектов У. Килпатрика



5

Система обучения по карточкам С. Френе.



6

В группах по 2-3 чел разработать и провести на занятии игру\дискуссию\

исследование по обсуждаемым вопросам.





Семинар 10. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917-1930 гг.)

1

Первый нарком просвещения – А.В. Луначарский



2

«Первая опытная станция по народ. образованию» С.Т. Шатского.



3

Вклад Н.К. Крупской в развитее педагогической теории



4

Вклад П.П. Блонского в разработку концепции

трудовой школы.



5

Школа им. Достоевского (опыт В.Н. Сорока-Росинского)



6

Педагогическая система А.С. Макаренко.

Основные педагогические труды.



7

Проблемы коллектива и личности в творчестве

А.С. Макаренко



8

А.С. Макаренко об основах семейного воспитания



9

Педагогические идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко –

письменно в таблицу




Семинар 11. Создание централизованной системы образования в России (1930-1980 гг.)

1

Перестройка содержания, организации, методов учебно-воспитательной

работы (в 1930-1941 гг.). Закон "О всеобщем обязательном начальном

обучении" - 1930 год.



2

Реорганизация всех типов школы в единую общеобразовательную

десятилетку (1934).



3

Прекращение преподавания труда в школе (1937).



4

Постановление ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936) и его роль в дальнейшем развитии советской школы и педагогики.



5

Указ "О государственных трудовых резервах" (1940) г.



6

Организация школ рабочей молодежи, введение 7-летнего всеобщего

обучения. (1941 – 1945)



7

Введение 5-ти бальной системы оценивания



8

Создание профессионально-технических училищ (ПТУ), организация

ученических производственных бригад. Закон "Об укреплении связи

школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного

образования в СССР" - 1958 год.



9

Введение обязательного восьмилетнего образования, соединение

обучения с производственным трудом, увеличение политехнического

содержания образования.





Семинар 12. Отечественные педагоги-новаторы 60-80-х годов

1

В.А. Сухомлинский о сущности и задачах воспитания



2

Нравственное и эстетическое воспитание в педагогической системе

В.А. Сухомлинского.



3

Взгляды В.А. Сухомлинского на умственное воспитание



4

Развитие творческого потенциала учащихся в школе (из опыта работы

И.П. Волкова)



5

Уроки «человековедения» Е.Н. Ильина



6

Система воспитательной работы В.А. Караковского



7

Ш.А. Амонашвили о безотметочном обучении



8

Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова



9

Система развивающего обучения Занкова



10

Авторская педагогическая школа М.П.Щетинина



11

Основные педагогические идеи С.Н.Чистяковой



12

«Куда и куда исчезли тройки» - педагогический опыт В.Ф. Шаталова



13

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили –

письменно в таблицу




Семинар 13. Ведущие тенденции развития современного мирового образовательного процесса

  • Тенденции и закономерности развития образования.

  • Приоритет общечеловеческих духовных ценностей в современной школе. Пересмотр взглядов на цели воспитания.

  • Изменения в российской школе (начало XXI века)

  • Введение ЕГЭ.

  • Предпрофильная продготовка.

  • Профильная подготовка.
написать администратору сайта