|
Морфологические нормы. Пони звали Кити. Кенгуру кормил детёныша. Финск салями
Морфологические нормы
1. Допишите окончания в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода выделенных имён существительных.
Необыкновенно длинн… боа – гордость нашего террариума. Ей подарили страусов… боа. Забавн… пони звали Кити. Кенгуру кормил… детёныша. Финск… салями в России — очень востребованный продукт. Шёлков…кашне способ… смягчить даже строгий деловой костюм. В новой квартире повесим кружевн… тюль. В ваш… авто заложили бомбу. Внусн… харчо утолил… мой голод. У мое… протеже – красивое платье. В 1955 году МГУпраздновал… свое двухсотлетие. Я получил объёмист.. бандероль.
2. Запишите сложносоставные слова в родительном падеже (кого? чего?):
автомат-закусочная — ……………………………..;
телефон-автомат — ………………………..;
бал-маскарад — ……………………………;
диван-кровать — ……………………………..;
плащ-палатка — ………………………………;
плащ-пелерина — ………………………………;
шеф-повар — ………………………..;
яхт-клуб — ……………………….;
торт-мороженое — …………………………….. .
3. Допишите словоформы, где это необходимо.
В посылке оказалось пять бана… и пять баклаж… . При укладке пути не хватило ста рель… В галантерейной магазине большой выбор чулок и нос… Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста гектар… В продажу поступила первая партия ранних помидор…. Без шорт… на морском побережье в пляжный сезон не обойтись. Отряд партизан… освободил деревню от неприятеля. Варенье из абрикос… — настоящее лакомство. Банке шпрот…или других консервов диетологи рекомендуют предпочесть свежеприготовленную рыбу.
4. Выберите и подчеркните один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имён существительных во всех сферах общественной жизни.
(Ректоры – ректорá) ведущих вузов собрались в конференц-зале. Опытные (шофёры – шоферá) уверенно вели машины по горным дорогам, почти не убавляя скорости на поворотах. (Директоры – директорá) школ возмущены обязательным введением в учебный план новых дисциплин. (Тракторы – тракторá) же, по рассказам людей, в управлении легче автомобиля. Новые, комфортабельные (корпусы – корпусá) ждут отдыхающих.
III. Лексические, морфологические и синтаксические нормы
Найдите в предложениях нарушения норм русского литературного языка. Какие ошибки здесь допущены? Постройте и запишите предложения согласно нормам русского литературного языка. Ответ оформите в виде таблицы.
1) Сделать эту передачу меня подвинули слова Никиты Михалкова.
2) Он пытался оставить сына с собой.
3) В павильонах ВДНХ на выставках-ярмарках продаются много товаров, произведённых в России по новейшим технологиям.
4) « Отношения между нами чисто патологические», — сказала Фаина (С.Довлатов).
5) Библиотекарша Тамара Петровна помогла подобрать необходимую литературу.
6) Командир отдал приказ на наступление.
7) Оставшись один, покой воцарился во мне.
8) Поразительное равнодушие за судьбу мальчика звучит в словах этого человека.
9) На деловых переговорах обе стороны с большим трудом достигли взаимного компромисса.
Номер предло-жения
|
Вид ошибки:морф., лекс., синт.
|
Исправленный вариант
|
1)
|
|
|
2)
|
|
|
3)
|
|
|
4)
|
|
|
5)
|
|
|
6)
|
|
|
7)
|
|
|
8)
|
|
|
9)
|
|
|
|
|
|