Общеоздоровительные мероприятия
Обществен. работа
Психологич.
коррекция
и разв. работа
Фито-
терапия
Кл. часы с приглашением спец. санитарн. профил. работников
Рациональное питание
Проведение
углубленных
медосмотров
Опред. медиц.
физической
группы. уч -ся.
Листы
здоровья
Санация
лорингич.
органов
Консультац.
деятельность
Методич.работа
Схема 22. Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий
Схема 23. Валеологическое воспитание
Медицинский подход к обучению и воспитанию школьников представляет собой систему научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.
В настоящее время на основе потребностно-информационной теории воспитания (П.В. Симонов) разработана концепция валеологического («здравосозидающего») подхода к школьному образованию, сущность которого заключается в том, что учебные действия становятся для учащихся не целью учения (как это традиционно имеет место в школах), а средством удовлетворения их базовых доминирующих потребностей, в частности, потребности в самопознании (рефлексии) и смыслотворчестве (П.В. Симонов, В. Франкл, Д.А. Леонтьев, Г.К. Зайцев).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем сущность понятий «здоровьесберегающая технология», здоровьесберегающая среда» в образовательном учреждении&
2. Какие существуют классификации здоровьесберегающих педагогических технологий?
3. Каковы пути эффективного здоровьесбережения школьников?
4. Какие признаки высокой организации и оптимизации здоровьесберегающей деятельности школы обозначены в научной литературе?
Задание 1. Выделите условияэффективного здоровьесбережения школьников.
Задание 2. Приведите примеры реализации в общеобразовательной школе следующих принципов формирования здоровья: принцип созидания здоровья, принцип сохранения здоровья, принцип укрепления здоровья.
Литература
Основная
1. Вайнер, Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология. – 2004. – № 1. – С. 21-26.
2. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст] / Ю.В. Науменко // Педагогика. –2005. – № 6. – С. 37-44.
3. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С.19-22.
4. Поляков, С. Не ходите, дети, в школу… [Текст]: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать? [Текст] / С. Полякова // Школьное обозрение. – 2004. – № 1. – С. 2-7.
5. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика [Текст] / Н.В. Тверская // Образование в современной школе. – 2005. – № 2. – С. 40-44.
6. Терновская, С.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.А. Терновская, Л.А. Теплякова // Методист. – 2005. – № 4. – С. 61-65.
7. Халемский, Г.А. Школа – территория здоровья [Текст] / Г.А. Халемский // Педагогика. – 2005. – № 3. – C. 42-46.
Дополнительная
1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения [Текст] // Школа. – 2005. – № 3. – С. 52-87.
2. Здоровьесберегающее образование: теоретические и прикладные аспекты [Текст]: сборник статей / Перм. гос. пед. ун-т; науч. ред. А.К. Колесников [и др.]. – Пермь: Кн. Мир, 2002. – 205с.
3. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя [Текст] / М. Г. Колесникова // Естествознание в школе. – 2005. – № 5. – С. 50-55.
4. Лобанова, Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки [Текст] / Е.А. Лобанова // Образование в современной школе. – 2005. – № 9. – С. 44-57.
5. Лукьянова, В.С. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея [Текст] / В.С. Лукьянова, А.А. Остапенко, В.В. Гузенко// Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С. 76-84.
6. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната [Текст] / Ю.В. Науменко // Методист. – 2005. – № 2. – С. 45-49.
7. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С. 19-22.
Глава 14
ВОЗРАСТОСООБРАЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
14.1. Основные подходы к выделению компонентов структуры достижений учащихся
Качественные изменения, происходящие в системе образования, проявляющиеся в усилении внимания к личности ребенка, требуют существенных изменений в осуществлении контроля и оценки его личных достижений, под которыми понимаются:
- степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Илюшин Л.С., 1995);
- личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (Майоров А.Н., 1996).
Современная пятибалльная (в реальности 4-х балльная) система не может удовлетворить растущую потребность общества в качественном образовании, поэтому с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения ребенка в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований. С точки зрения И.Я. Лернера, о качестве образования можно судить по совокупности и гармоничности новообразований в структуре личности, характеризующих ее культуру, ее социальный опыт.
Однако, несмотря на активное обсуждение данной проблемы в педагогической науке, в образовательной практике сохраняется ориентация на традиционную модель оценки достижений учащихся.
При традиционном подходе достижения учащихся трактуются как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае, центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Ни для кого не секрет, что при таком подходе обнаруживается ряд характерных особенностей, которые оказывают негативное влияние на качество образования:
- субъективный характер оценивания, который выражается, во-первых, в том, что главным образом от учителя, его настроения и отношения к ребенку складывается общая оценка, во-вторых, у каждого учителя вырабатывается своя «авторская» система оценивания;
- ребенок, как правило, лишен возможности участвовать в оценивании своих результатов, оценка и отметка педагога теряют для ученика содержательный смысл, немотивированные оценки отстраняют его от выработки содержательных оценочных суждений, что затрудняет развитие у него самостоятельности и ответственности;
- за отметками закрепляются социальные ярлыки. По мнению В.А. Сухомлинского, отметка превращается в идола. Выставление оценок становится мощным стрессогенным фактором для ребенка, формируют в нем такие негативные качества, как приспособленчество, цинизм, зависть и др.;
- нивелируется основное назначение оценки – стимулировать познавательную деятельность учащихся, акценты смещаются в сторону установившихся отношений между учителем и учащимся (завоевать его доверие, «понравиться»);
- оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего к оценке качества обучения.
Перечисленные факторы обуславливают необходимость создания подлинно гуманистической модели образования, поскольку такая модель ориентируется не столько на результат, соотносимый с государственным образовательным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся.
Ученые по-разному подходят к определению структуры достижений учащихся. Так, О.Е. Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:
- уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;
- фонда коммуникативных умений;
- творческой познавательной активности ребенка;
- личных социальных достижений внутри школы и вне ее.
Е.В. Бондаревская, занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:
- ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;
- культурологический компонент, т.е. освоение культуры;
- компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;
- личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;
- природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием.
М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода, выделяет пять потенциалов личности:
- гносеологический (познавательный);
- аксиологический;
- творческий;
- коммуникативный;
- художественный.
ЮНЕСКО провозглашает, что главной целью образования должно стать формирование жизнеспособной личности. Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека определяет основные черты современного типа образования и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:
- формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;
- формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;
- формирование социальной ответственности перед собой, ближайшим окружением, обществом, государством, человечеством, природой.
Как же оценивать компоненты структуры достижений учащихся?
14.2. Технологии оценки достижений учащихся
Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио.
Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки. Они делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи. Новые методы оценки, такие, как моделирование, практика, ролевые игры, позволяют студенту понять, как применить приобретенные умения и навыки внутри и за пределами образовательной среды. Появляется возможность оценить более разнообразный спектр умений учащихся в большем количестве ситуаций. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители, и, что самое важное, сам учащийся.
К основным характеристикам эффективной оценки относят то, что она фокусируется на процессе и на продукте; оценивается не только то, чему ученика учат, но и то, что от него ожидается; в процесс оценки активно вовлекаются и педагоги и учащиеся; оценка основывается на разнообразных и вариативных средствах; оценка проходит на всех этапах и уровнях обучения и обеспечивает участников оценки необходимой информацией для совершенствования процесса обучения посредством обратной связи. Накопительная оценка, при ее правильном использовании, реализует все эти требования.
Мониторинг качества образования – механизм контроля и слежения за качеством образования. «Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития» (определение А.Н. Майорова).
Цель мониторинга –совершенствовать содержание и методы обучения. Целью внешнего мониторинга качества образования является определение того, насколько внутренняя оценка качества образования соответствует действительности. Иначе говоря, внешний мониторинг качества должен контролировать механизмы и результаты внутренней оценки качества.
Задачи мониторинга:
- сбор необходимой и достаточной информации о качестве образования, ее анализа и оценки;
- контроль за реализацией социального заказа на качественное образование, организация стимулирующе-мотивационного влияния на участников учебно-воспитательного процесса;
- прогноз дальнейшего развития образования и выработки рекомендаций по внесению необходимых корректив.
Объекты мониторинга (по Железновой Л.Б.)
I. Качество учебного процесса:
1) задачи образовательного процесса, планы учебной и воспитательной работы;
2) деятельность педагога и развитие его личности;
3) организация учебного процесса; методы, содержание, результативность педагогической работы
II Уровень подготовки обучающихся:
1) сама учебная деятельность ребенка (ее характеристики, структура, течение), соответствие реального уровня подготовки государственному стандарту;
2) психическое развитие ребенка и формирование новообразований учебной деятельности;
3) развитие общения и детского коллектива.
Методы мониторинга
- наблюдение за функционированием образовательного процесса и состоянием школьных условий;
- анализ школьной документации;
- анкетирование, самооценка и оценка учащихся, учителей и родителей;
- педагогическое и психологическое тестирование;
- экспертная оценка качества предоставляемого школой образования и др.
Рейтинг учащегося (англ. rating, от torate – оценивать, ранжировать) – это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Задачи рейтинга:
- построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
- повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности;
- построение индивидуальных образовательных программ;
- целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.
Объекты рейтинговой системы контроля:
- совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;
- социальная активность учащегося.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, т.е. достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.
Виды рейтинга (по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):
- академической успеваемости (отражает уровень учебных достижений);
- олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях);
- лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся);
- званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).
Преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологий контроля):
- стимулирование систематической самостоятельной работы;
- снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
- повышение роли состязательности в учебе;
- чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
- количественная характеристика качества учебной работы;
- фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
- учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
- повышение учебной мотивации.
Одним из вариантов оценки достижений учащихся является технология портфолио. Портфолио – совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся.
Философия учебного портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен.
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.
Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Принципы построения образовательного рейтинга: открытость, прозрачность, простота, доступность, полнота представления.
Функции портфолио:
- диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени;
- целеполагания – поддерживает учебные цели;
- мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Оценка мотивирует, когда ученик уверен в ее объективности; когда ученик воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия – места, где это можно реализовать.
Типы портфолио
Первый тип портфолио (таблица 24) – портфолио документов или «папка достижений», содержание которой направлено на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).
Второй тип – рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока, например, года: сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д. (таблица 25).
Таблица 24
Портфолио документов
Вид представления
|
Достоинства
|
Ограничения
|
Вкладыш в аттестат.
Диплом.
Грамота.
Свидетельство.
|
Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов «портфолио»
|
Не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
|
Таблица 25
Портфолио работ
Вид представления
|
Достоинства
|
Ограничения
|
Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору.
Творческая книжка с приложением работ.
Фотографии.
Электронные документы.
Видеозаписи.
Модели, проекты.
|
Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения.
Представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.
|
Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
|
Третий тип портфолио – проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы и др.).
Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы (таблица 26).
Таблица 26
Проблемно-исследовательское портфолио
Вид представления
|
Достоинства
|
Ограничения
|
Варианты реферата, доклада или статьи; список литературы для изучения; проблемные области; план исследования; дискуссионные точки зрения; статистика; цитаты; афоризмы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования; прогнозы и перспективы и др.).
|
Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.
|
Сбор и систематизация материала учащимися в таких портфолио требует инструктажа со стороны преподавателя.
|
Четвертый тип портфолио – тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней – защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания (таблица 27).
Таблица 27
Тематическое портфолио
Вид представления
|
Достоинства
(преимущества)
|
Ограничения
|
Защита своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.
|
Задания разного уровня сложности отражают различные уровни мышления и познания учащихся.
|
Форма контроля охватывает один вид деятельности.
|
Пятый тип портфолио – портфолио отзывов. Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам (таблица 28).
Оценка достижений учащихся осуществляется классным руководителем совместно с другими субъектами, включенными в систему работы школы, параллельно с реализацией системы изучения школьников.
Таблица 28
Портфолио отзывов
Вид представления
|
Достоинства
(преимущества)
|
Ограничения
|
Тексты заключений.
Рецензии.
Отзывы.
Резюме.
Эссе.
Рекомендательные
письма и прочее
|
Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления
|
Сложность формализации и учета собранной информации.
|
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы основные подходы к выделению компонентов структуры достижений учащихся?
2. Какие существуют стандарты измерения качества образования?
3. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе: ваша позиция?
4. В чем смысл технологии оценки достижений учащихся?
Задание 1. Подготовить сообщение об авторской системе оценивания Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина. Рассмотреть освещение данного вопроса в разных учебниках по педагогике.
Задание 2. Подготовить сообщение «Преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля».
Литература
Основная
1. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] /.В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.
2. Калужская, М.В., Уколова, О.С., Каменских, И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] /.М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских. – М.: Чистые пруды, 2006.
3. Педагогический контроль в процессе воспитания [Текст]: методические рекомендации / под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 1998.
Дополнительная
1. Сергеева, В.П., Каскулова, Ф. В., Гричненко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебно-методическое пособие /.В.П. Сергеева, Ф.В. Каскулова, И.С. Гричненко. – М.: АПКиППРО, 2005.
2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
3. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М, Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Глава 15
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
15.1. Понятие цели, функций, содержания, направлений, видов и типов информационно-технологического сопровождения
образовательного процесса
Цивилизационная парадигма как новая парадигма информационного общества ориентирована на подготовку информационно грамотных людей, то есть людей, умеющих учиться на протяжении всей своей жизни. Страны, не вступившие своевременно на путь информатизации, обречены не только на экономическое, технологическое и политическое, но и культурное отставание.
Информационное сопровождение образовательного процесса (ИСОП) представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть информационно-педагогической деятельности. Реализация всех направлений ИСОП дает возможность адаптации субъекта образовательной деятельности к условиям современного информационного общества.
Современные подходы к общему и профессиональному образованию предусматривают необходимость учитывать требования мировой образовательной системы, в том числе и повышение научно-исследовательского уровня специалиста в области образования. Основным механизмом решения такой задачи, отражающим возрастающую наукоемкость современного образования, является включение субъектов образовательного процесса всех уровней в научно-исследовательскую деятельность и реализация в этой среде комплексного научного сопровождения. Научное сопровождение может быть рассмотрено как система, раскрывающая целостное взаимодействие научно-методического, информационного и организационно-управленческого компонентов.
Цели, функции, содержание, направления и виды информационно-технологического сопровождения образовательного процесса представлены в схеме 24.
Под типами информационно-технологического сопровождения в школе понимаются конкретные ученические проекты и их сопровождение. Рассмотрим некоторые из них.
Проект по информатике «Видеоклип, посвященный празднованию Победы»
Цель проекта «Видеоклип песни «На братских могилах» – создать видеоклип, чтобы сохранить память о павших воинах, защищавших нашу Родину от фашистов.
Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса (ИСОП)
ИСОП
социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть информационно-педагогической деятельности
адаптация субъекта образовательной деятельности к современной информационной среде и формирования у человека уровня информационной зрелости, достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности
Цель
ИСОП
Механизм
достижения
цели
Включение субъектов образовательного процесса всех уровней в научно-исследовательскую деятельность и реализация в этой среде комплексного научного сопровождения (система, раскрывающая целостное взаимодействие научно-методического, информационного и организационно-управленческого компонентов).
Функции
ИСОП
- информационная (информирование о существе информационной ситуации и путях ее решения);
- диагностическая (диагностика);
- консультационная (консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы).
Содержание ИСОП
сбор данных о субъектах и объектах информационно-педагогического взаимодействия; преобразование этих данных (систематизация, анализ, синтез); переработка; хранение; воспроизведение; размножение; предоставление информации всем участникам образовательного процесса.
- формирование общей информационной культуры, выработка адекватных представлений об информационном мире, сути информационных явлений и процессов;
- привитие человеку функциональной информационной грамотности;
- формирование способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере;
- формирование системы информационных ценностей и развитие индивидуальности в информационной сфере;
- выработка навыков информационной деятельности в различных информационных условиях и обеспечение необходимым для этого багажом знаний.
Направления
ИСОП
Виды научного сопровождения
Научное сопровождение – это система, раскрывающая целостное взаимодействие научно-методического, информационного, организационно-управленческого компонентов.
Вид научного сопровождения отвечает на вопрос: «В какой информационной среде будет выполнен проект (презентация, видеоклип, электронное пособие и др.).
Схема 24. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса
В этом проекте учитель информатики играет важную роль уже с первого этапа проектирования. В качестве гипотезы проекта поставлен вопрос: «Возможно ли средствами современных компьютерных технологий в домашних условиях создать качественный видеоклип?». Учитель так планирует педагогическое сопровождение, что ученик сам приходит к выводу о необходимости дополнительных знаний как по информационной технологии, так и по технологии видеосъемки и цифровой фотосъемке. В ходе выполнения проекта изучается и применяется программа для редактирования и обработки видео, фото и аудио материалов и создания видеоклипов, которой вообще нет в перечне тем для изучения в общеобразовательной школе.
В результате работы делается вывод – в домашних условиях и, не имея специальной подготовки, можно создать качественный видеоклип.
Важность педагогического информационно-технологического сопровождения этого проекта очевидна, поскольку ученику было необходимо не только изучить определенные компьютерные программы, но и провести некоторое исследование на предмет выбора оптимальной в данном конкретном случае.
Проект «Электронное пособие по алгебре для 10-ых классов»
Цель – создание электронного пособия по алгебре.
В ходе выполнения проекта рассматривается вопрос: «Эффективно ли использовать современные компьютерные технологии в здании учебного заведения?» и доказывается гипотеза: «Возможно ли доску, указку и мел заменить современными компьютерными технологиями на уроках алгебры».
Исследование проводится методом обработки информации и обобщения знаний по теме «Производная и её применение» в алгебре с применением современных компьютерных технологий.
План выполнения исследования:
1. Постановка цели проекта.
2. Анализ программных средств для реализации проекта.
3. Систематизация и разработка структуры проекта с использованием учебного материала и приложений Microsoft Office (Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Graph 16, Flash MX).
4. Практическая реализация проекта. Консультация с руководителем. Окончательная корректировка работы.
5. Оформление проекта (печатный и электронный вид).
6. Изготовление презентаций.
В результате проекта создается электронное пособие, которое успешно может применяться на дополнительных занятиях для учащихся 10 классов.
Учитель математики играет в ходе выполнения проекта несколько ролей:
- энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
- специалиста (обладает знаниями и умениями в конкретной области);
- руководителя(особенно в вопросах планирования времени);
- «человека, который задает вопросы»(тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, тот, кто обнаруживает ошибки);
- координаторавсего группового процесса;
- эксперта(дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Учитель информационных технологий – это специалист-консультант(организатор доступа к ресурсам).
Ученики – участники проекта. Они занимают центральную позицию в образовательном проекте, согласовывая и обсуждая возникающие в ходе движения проекта вопросы и проблемы и способы их решения, как с учителем математики, так и с учителем информационных технологий. Взаимодействие учителей происходит постоянно, на всех этапах выполнения проекта.
У учащихся формируются следующие общеучебные умения и навыки.
Рефлексивные:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний;
- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Исследовательские:
- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействия с разными партнерами;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские:
- умение проектировать процесс или изделие;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.
Презентационные:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Навыки оценочной самостоятельности:
- анализа;
- синтеза;
- обобщения;
- моделирования.
Можно выделить по крайней мере два типа информационно-технологического сопровождения проектов.
Схема 1. Если проект в определенной предметной образовательной области, то сопровождение проекта учителем информационных технологий начинается не на первом этапе совместно с учителем-предметником, а на этапе обсуждения оформления или принятия решения о технологической реализации проекта.
Схема 2. Если проект компьютерный, то учитель информационных технологий сопровождает ученический проект с первого этапа в качестве консультанта-соразработчика вместе с учителем-предметником, либо учитель-предметник подключается позднее в качестве консультанта на этапе реализации проекта.
15.2. Информационно-образовательное пространство
образовательного процесса (ИОП)
Информационно-образовательное пространство (ИОП) представляет собой:
- пространство совместной учебной и научной деятельности на основе информационных технологий, электронно-коммуникативных систем и средств;
- виртуальное пространство гипертекстов, семантических взаимосвязей понятий и тезаурусов;
- пространство глобальных, региональных и локальных сетей.
В ИОП реализуются современные информационные технологии, обусловливающие ценностно-смысловые и системные характеристики деятельности субъектов образовательного процесса.
С развитием ИОП и ИСОП как одного из происходящих в нем процессов повышаются требования к информационной культуре участников образовательного процесса, уровень которой напрямую зависит от полноты знаний о производстве, закономерностях развития и совершенствования информационных процессов и технических средств их осуществляющих, который соответствует требованиям современного общественного развития. Вместе с тем информационная культура требует такой деятельности, которая была бы направлена на создание наиболее благоприятных условий для освоения и применения профессионально-педагогической и образовательной информации. Эту деятельность целесообразно развивать в рамках создания и развития системы ИСОП.
Таким образом, ИСОП включает в себя непрерывный процесс создания условий развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, позволяющей человеку активно функционировать в современном информационном обществе. Реализация этих направлений дает возможность достижения главной цели информационного сопровождения – адаптации субъекта образовательной деятельности к современной информационной среде и формирования у человека уровня информационной зрелости, достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности.
15.3. Информационная культура участников
образовательного процесса
|