Навигация по странице:
|
4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Практическая педагогика учебное пособие
Глава 2
МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие методологии педагогики
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о явлениях, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. В «Российской педагогической энциклопедии» нет определения слова «методология». В педагогике в силу её специфичности вплоть до недавнего времени о методологии говорили однозначно, подходили к рассмотрению педагогических явлений только с позиций марксистской философии.
Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.
Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Методология педагогики указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.
2.2. Методологические подходы к образовательному процессу
Подход – это методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определённой характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности. Методологические подходы (принципы) к образовательному процессу представлены на схеме 2.
Акмеологический подход – подход, ориентирующийся на максимальную творческую самореализацию учителя и учащихся в различных жизненных сферах. Акме (греч.) – пик, вершина, высшая ступень чего-либо.
Валеологический подход –подход, ставящий во главу угла развитие здорового образа жизни ученика. Vale (лат.) – «будь здоров».
Гуманистический подход –подход, реализующий в процессе образования гуманистические идеи; гуманистическая философия в действии. Альтернативами гуманистическому подходу являются авторитарный, манипулятивный подходы.
Детерминистский подход –подход, в основе которого лежит однозначное соответствие причины и следствия.
Деятельностный подход абсолютизирует роль деятельности. Можно
Схема 2. Методологические подходы (принципы) к образовательному процессу
сформулировать этот подход так: личность человека формируется и проявляется только в деятельности. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различий внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых при движениях рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует с идеальными моделями, образами предметов, представлениями о предметах. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребёнка.
Диагностический подход – подход, строящий технологии на основе процедур диагностики.
Интегральный подход –подход, осуществляющий направление деятельности, при котором объединяются (интегрируются) ряд важнейших объектов системы.
Информационный подход – это подход,заключающийся в описании педагогического процесса в понятиях информатики (источник, приёмник, канал информации, обратная связь и т.п.).
Коммуникативный подход – подход, состоящий в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых взаимоотношениях с целью достижения прогнозируемых конечных результатов.
Комплексный подход – предполагающий учёт и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса.
Культурологический подход – подход, предполагающий объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, на основе принцип; культуросообразности и закономерностей развития личности, в котором личность ребёнка выполняет приоритетную, системообразующую роль.
Личностно ориентированный подход – подход, означающий, во-первых, создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Поисковый, исследовательский, творческий подходы – подходы, подразумевающие соответственно включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества.
Практико-ориентированный подход – подход, ставящий одной из главных целей технологии практический результат.
Природосообразный подход – подход, следующий естественным, природным факторам развития ребёнка.
Проблемный подход – подход,основывающийся на постановке, выявлении и решении проблем.
Синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей и понятий открытых нелинейных самоорганизующихся систем, какими являются педагогические объекты.
Системный подход – подход, заключающийся в том, что он становится методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Система есть упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых содействует развитию личности ребёнка в образовательном учреждении.
Ситуативный, тактический, стратегический подходы – подходы, предполагающиерасчёт деятельности на временной отрезок соответственно «здесь и сейчас», «зону ближайшего развития» и далёкого будущего.
Социокультурный (культурно-исторический) подход – подход,исходящий из того, что главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребёнком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредствованной знаками) деятельности.
Средовой подход – подход, подразумевающий обязательный учёт и использование педагогического влияния окружающей среды.
Стохастический подход – подход,основывающийся на допущении неопределённости, неоднозначности результата.
Целостный подход – подход,рассматривающий педагогический процесс как целостный объект, объединённый едиными обобщёнными характеристиками. Аспектный подходпредполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон.
Ценностный подход – подход, ориентирующийся на определённый набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.
В зависимости от основополагающей идеи построения оригинальных авторских технологий выделяют ещё следующие подходы: образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный (В.В. Давыдов), мыследеятелъностный (Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий) и др.
2.3. Уровни методологии
В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: первый уровень – философский, второй уровень – общенаучный, третий – конкретно-научный, четвертый уровень – технологический (схема 3).
2.4. Философские основания педагогики
Диалектический материализм – философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Это учение зародилось в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение диалектический материализм получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К. Маркс и Ф. Энгельс. Они распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику – науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основные положения диалектического материализма:
● учет основных категорий материалистической диалектики. Материя первична, а сознание вторично; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма). Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало;
● явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма);
Схема 3. Уровни методологии практической педагогической деятельности
● все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).
В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики:
● закон перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
● закон единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
● закон отрицания отрицания, в соответствии с применением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку.
Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие обусловлено внешними обстоятельствами и природной организацией человека.
Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.
Прагматизм (от греч. «прагма» – дело, действие) – направление в философии (преимущественно американской), согласно которому объекты познания не существуют независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; истинным считается не то, что соответствует объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты. Основатели прагматической философии – Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) и Уильям Джеймс (1842-1910). Главные понятия в прагматизме – «опыт», «дело». Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, по их мнению, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Зародившись на рубеже XIX – XX вв. как философия, стоящая вне идеализма и материализма, сегодня выступает за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности.
Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952), считающийся основателем прагматической педагогики. Дж. Дьюи привел их в систему, которую предпочитал называть инструментализмом. Основные положения этой системы следующие:
● школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания;
● главная цель воспитания – «самовыявление» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей, подготовка к жизни;
● суть воспитания – в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего развития опыта;
● воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие практического ума. Воспитание, понимаемое как рост, не подчинено никакой внешней цели. Оно – сама цель;
● в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать;
● в основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка; не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения и др.
Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.
Главная сущность неопрагматическойконцепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (Т. Браммельд, Э. Келли, А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. С позиций индивидуального опыта они рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают – нравственно то, что помогает достижению личного успеха. И человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель.
Генеральную цель воспитания неопрагматическая педагогика видит в самоутверждении личности:
● «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, – вот наша главная задача (П. Херст).
● «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, то есть личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг).
● «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (М. Уорнок).
● «Главная цель образования – готовить зрелую, целостную личность» (Р. Финли).
Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – иррационалистическое направление в философии и литературе (в особенности немецкой и французской), согласно которому предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается как высшая ценность мира, лишь как духовное начало. Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики: Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Больнов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия).
Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Отрицая существование объективного знания и объективных истин, утверждают, что внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Основные положения экзистенциализма следующие:
● воспитание – это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать;
● цель воспитания – вооружить человека опытом существования, научить человека творить себя как личность;
● центром воспитательного воздействия является подсознание: настроения, чувства, импульсы; интуиция человека – это главное, а сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение;
● существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее;
● каждая личность – неповторимая, уникальная, особая; каждый человек – носитель своей нравственности;
● самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я»;
● учитель обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности; педагог помогает ученику обрести устойчивую «внутреннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя;
● приоритет в воспитании принадлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование – это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть процесс формирования его самого» (К. Коулд).
Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школе. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений, ценность знаний в зависимости от их важности для него.
В 50-60-х гг. XX в. европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания. По Больнову О.Ф., три фундаментальные добродетели – доверие, надежда, благодарность, – заложенные в природе человека, составляют ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, он относит чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам.
Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Неотомизм [нео…+ томизм] – официальная философия католической церкви, содержащая философское обоснование христианского вероучения, религиозное обоснование современных естественнонаучных теорий.
Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Видные представители католической педагогики – У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р. Ливигстон (Англия), Ж. Маритен, Е. Жильсон (Франция). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Основные положения неотомистов:
● мир есть воплощение «Божественного Разума», а теология – высшая ступень познания;
● человек – единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Как индивид человек – материальное, телесное существо, подчиненное всем законам природы и общества. Как личность он обладает бессмертной душой – органом «сверхсуществования», возвышается над всем земным и подчинен только Богу. Необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека – теле и душе, но главное – душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Необходимо убедить человека в том, что существуют ценности, превышающие материальное благополучие;
● наука бессильна определить цели воспитания. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни;
● сущность мира непостижима наукой, ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «Сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего человека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его разума;
● задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь – вечный, неизменный и наиболее устойчивый социальный институт;
● только опираясь на христианскую этику, можно воспитать в ребенке истинные общечеловеческие добродетели, такие, как доброта, гуманизм, честность, любовь к ближнему, способность к самопожертвованию и т. п.
Позитивизм (фр. positivism < лат. positivus положительный) – направление в философии, исходящее из того, что источником истинного знания являются специальные науки (в основном естественные), роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов.
Позитивизм отрицает ценность философского исследования, абсолютизируют естественные науки и методы, применяемые ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Наукой признают лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.
Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, стремящееся к переосмыслению и развитию традиционной философской проблематики на базе новейших достижений естествознания и математической логики. Зародившись в середине XX века в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма, Канта, новое направление постепенно окрепло и получило широкое распространение на Западе.
Современный педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к некоторым его направлениям также употребляется термин «сциентизм» (от англ. sciencе – наука). Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца рассматриваются естественные науки, математика. Виднейшие представители нового гуманизма и сциентизма – П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг. Главные положения педагогики неопозитивизма следующие:
● воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии;
● полная гуманизация системы воспитания как главного средства утверждения справедливости во всех сферах жизни общества;
● рациональное мышление – главный критерий зрелости личности;
● человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт, поэтому в воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».
Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. Л. Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача – развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.
Бихевиоризм(от англ. вehaviour – поведение) – одно из направлений в психологии XX в. (главным образом американской), считающее предметом психологии не сознание, а поведение. Сегодня – это психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. При этом не признается наличие как внутренних источников личностного развития в самом индивидууме, так и каких-либо врожденных качеств, существенно влияющих на развитие.
Минимальное значение в их концепции имеют такие понятия, как внутренний мир, сознание, мышление и т.д. Поведение, считающееся в данном подходе главным предметом научного исследования, понимается как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Иерархия личностных подструктур в контексте бихевиористского подхода выглядит следующим образом:
- «ансамбль социальных свойств» – первая подструктура, формируемая внешним миром, и полностью обусловливает развитие человека и его сущность;
- сознание, воля, мышление и т.д. – вторая личностная подструктура. Ей отводится незначительное место. Так, под сознанием понимается способность индивидуума наблюдать и анализировать собственное поведение, а также понимать причины поведения других людей;
- генотипические, эмоционально-чувственные и бессознательные компоненты представляют третью личностную подструктуру, которой также почти нет места в бихевиористском понимании человека. Роль генетических факторов признается лишь представителями необихевиористской концепции.
Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Джон Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S → R (стимул → реакция).
Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, Кларк Халл (1884-1952), Эдвард Чейс Толмен (1886-1959), С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул → реакция →подкрепление».
Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления.
В качестве главной цели воспитания выдвигается задача формирования «управляемого индивида». Управляемый индивид – это хороший гражданин, процветающий и поддерживающий систему, принимающий права и обязанности демократического общества, патриот своей общины, штата, государства, мира. Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы.
2.5. Методы педагогических исследований
В самом общем значении метод (греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Метод педагогических исследований – основной способ сбора, обработки и анализа добытых исследователем фактов и знаний о реальной педагогической действительности.
В свою очередь, методика педагогического исследования – это комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать педагогическое явление.
Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. Традиционно педагогические методы подразделяются на две группы. К первой группе относятся теоретические методы: теоретический анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, аналогия, сравнение, мысленный эксперимент, моделирование и др.
Анализ (греч. разложение, расчленение) – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Синтез – (греч. соединение, сочетание, составление) – метод научного исследования какого-либо предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.
Индукция (лат. выведение) – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
Дедукция(лат. выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим обобщим выводам.
Классификация (лат. разряд +делать) – система соподчиненных понятий (классов объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними.
Аналогия– (греч. сходство) – форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.
Сравнение – форма умозаключения, заключающаяся в уподоблении одного предмета другому.
Модель (лат. мера, образец) – схема, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог.
Мысленный эксперимент– метод научного познания, заключающийся в мысленном представлении весь ход научного исследования.
Ко второй группе относятся эмпирические методы:
- методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, и др.);
- методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);
- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);
- методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум);
- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и др.
2.6. Логика педагогического исследования
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. Представим их в виде таблицы 3.
2.7. Методологическая культура педагога-практика
Методологическая проблематика, ставшая предметом обсуждения в последние 10 лет, касается как состояния самой педагогической науки, так и ее методологии.
Отправной точкой, естественно, должна быть практика. Ситуация в этой области, как и в социальной сфере в целом, сложна и неоднозначна. Невозможно игнорировать трудности затянувшегося переходного периода: финансовые,
Таблица 3
Логика педагогического исследования
Проблема
|
Что надо изучать из того, что раньше не было изучено?
|
Тема
|
Как это назвать?
Тема должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему исследования. В ее формулировке непосредственно или потенциально должен содержаться вопрос, ответа на который еще нет в науке, и потому требуется проведение соответствующего научного исследования. По объему тема должна быть достаточно узкой.
|
Актуальность
|
Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Актуальность темы должна быть обоснована с позиции того, насколько она отвечает социальным запросам, потребностям науки и интересам школьной практики.
|
Цель
|
Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
Цель – это конечный результат, который исследователь предполагает получить в итоге проделанной работы:
- развитие качеств личности;
- описание и изучение какого-либо нового феномена;
- создание классификаций, типологии различных явлений;
- создание и апробация новых методик и т.д.
Цель исследования достигнута, если сформулирована, доказана и проверена на практике ведущая идея исследования.
|
Объект
исследования
|
Что рассматривается?
Объект исследования – это поле научных поисков. Основными объектами педагогической науки являются: человек (воспитатели, родители, ребенок данного возраста и пола), воспитывающие коллективы (класс, группа, семья, кружок и т.д.); педагогические отношения (взаимодействие между учителем и учениками, воспитанием и самовоспитанием).
|
Предмет
исследования
|
Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
Предмет исследования (частное) – это то, что содержит в границах объекта, это – одна из тех существенных сторон или частей, которую исследователь выделяет в объекте с целью более глубокого познания.
Предмет исследования – это конкретная педагогическая проблема в самой теме.
|
|
|
|