Практическая работа № 7.
"Методики изучения осанки у ребенка"
Цель работы.Освоить методики определения правильности осанки у детей.
Материалы и оборудование.Листы бумаги, краски (или раствор Люголя), карандаш, линейка, сантиметровая лента, ростомер, веревка с грузом (отвес), зеркало в рост человека.
Ход работы.
Задание 1. Определение степени продольного плоскостопия.
Сделайте отпечатки подошвенной части стоп испытуемых. Такой отпечаток называется плантограммой (от латинского planta − подошва, ступня, и греческого grapho − писать, изображать). Для этого нужно покрасить стопу испытуемого краской и попросить его плотно встать ногами на лист чистой бумаги, равномерно распределяя вес тела на обе стопы. Важно следить за тем, чтобы краска не была слишком жидкая, иначе отпечаток будет не четкий ("растечется" по бумаге).
Определите наличие или отсутствие у испытуемых плоскостопия двумя разными способами.
Способ первый. Полученную плантограмму оцените по методу И.М.Чижина (рис.1).
Рис.1. Оценка степени плоскостопия по И.М. Чижину
Для этого нужносоединить касательной линией след от плюсны со следом от пятки (линия АБ). Найти середину линии АБ, обозначить ее буквой В. Провести два отрезка перпендикулярных линии АБ в точке А (линия АГ) и В (линия ВД). Точку пересечения линии ВД со следом обозначьте как Е (учтите, что у некоторых людей с нормальной стопой, линия ВД с отпечатком следа вообще не пересекается). Измерьте отрезки АГ и ЕД и вычислите их процентное соотношение:
ЕД 100%
АГ
Если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, то стопа имеет правильную форму, плоскостопия нет. Если оно находится в интервале 34-66%, то стопа считается уплощенной (плоскостопие 1-ой степени), если больше 66% − плоской (плоскостопие 2 и 3 степени).
Способ второй. На отпечатке стопы проведите две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком (рис. 2). Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне (рис.2, а) − стопа нормальная; если она находится между линиями АВ и АС (рис.2, б) − стопа уплощенная, не доходит до линии АВ (рис.2, в) − стопа плоская.
Рис. 2. Оценка степени плоскостопия (второй способ)
Сделайте вывод о наличии или отсутствии продольного плоскостопия у испытуемых.
Ответьте на вопросы:
К какому возрасту заканчивается развитие стопы у ребенка? Нарисуйте, как будет выглядеть плантограмма у годовалого ребенка?
Какие вы знаете основные причины развития плоскостопия и меры профилактики неправильного развития стопы?
Задание 2. Определение степени поперечного плоскостопия.
Вычислите так называемый подометрический индекс методом Фринлянда. Для этого измерьте длину и высоту стопы (т.е. с внутренней стороны стопы измерьте высоту выемки − расстояние от подошвы стопы до верхнего края ладьевидной кости). Затем умножьте высоту стопы на 100 и разделите на длину стопы. Полученный результат сравните с нормативным.
Нормой считается результат в пределах 29-31. Если полученное число находится в промежутке 25-28, то уже можно говорить о наличии плоскостопия. Если же подометрический индекс получился менее 25, то это говорит о выраженном плоскостопии, и визит к врачу в таком случае просто нельзя откладывать.
В связи с тем, что подометрический индекс может меняться и при продольном, и при поперечном уплощении стопы, необходимо выяснить у испытуемого, какие еще дополнительные признаки наличия плоскостопия у него присутствуют.
Дополнительные признаки, которые могут говорить о наличии продольного плоскостопия:
ноги быстро устают после подвижной работы, которая требует постоянного движения, либо во время статичной работы, в ходе которой приходится стоять практически неподвижно в течение длительного времени;
к вечеру появляются неприятные ощущения в ногах: усталость, отечность, боль и чувство тяжести;
на старой обуви заметно, как каблуки стоптаны с внутренней стороны;
нога к вечеру словно увеличивается в размере: привычная обувь становится тесной;
боли из стопы распространяются выше вплоть до колена, иногда сочетаются с болями в пояснице и голове.
Дополнительные признаки, которые могут указывать на наличие поперечного плоскостопия:
расширение стопы
отклонение большого пальца наружу, от стопы;
образование «косточки» на большом пальце;
молоткообразная деформация второго и третьего пальцев стопы.
Зафиксируйте в тетради жалобы испытуемого. На основании расчетов подометрического индекса, дополнительных признаков и жалоб испытуемого сделайте вывод о наличии или отсутствии у испытуемого поперечного плоскостопия.
Задание 3. Определение степени сутулости.
Рассчитайте показатель осанки. Для этого измерьте расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – дуги спины. Рассчитайте показатели осанки по формуле:
х 100%
Ширина плеч____
Величина дуги спины
В норме показатель осанки колеблется в пределах 100-110%. Если он меньше 90% или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки (сутулости или выпрямленной осанке соответственно). Если имеет промежуточные значения, значит нарушение осанки незначительное.
Задание 4. Определение глубины физиологических изгибов позвоночника в шейном и поясничном отделе.
Измерьте у испытуемых глубину физиологических изгибов позвоночника в шейном и поясничном отделе. Для этого испытуемые встают у ростомера так же как и при измерении роста (прижимаясь к деревянной планке пятками, икрами, ягодицами, самой выпуклой частью грудного отдела позвоночника, затылком) (рис. 3).
Рис. 3. Правильная поза для измерения величины изгибов позвоночника.
Изгиб позвоночника определяют путем измерения расстояния от наиболее удаленной точки позвоночного столба до планки ростомера. В норме грудной и поясничный отделы с возрастом увеличиваются и практически совпадают по величине (таблица 1).
Таблица 1
Величина изгибов позвоночника (по Анисимову-Тереньтьеву)
Возраст, лет
|
Изгибы позвоночника
|
шейный
|
поясничный
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
3-6
|
2,5-2,7
|
2,5-2,7
|
2,9-3,5
|
2,9-3,5
|
8-10
|
2,8-3,0
|
2,9-3,3
|
3,8-4,0
|
3,7-4,1
|
11-13
|
3,0-5,7
|
3,3-5,6
|
4,3-5,6
|
4,1-5,5
|
>13
|
5,8-5,9
|
6,0-6,1
|
5,9-6,3
|
6,3-6,4
|
Запишите полученные результаты, сравните их со среднестатистическими (таб. 1), сделайте вывод о правильности формирования изгибов в грудном и поясничном отделе у испытуемых.
Задание 5. Определение правильности осанки.
5.1. Осмотрите человека сбоку. При нормальной осанке грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены.
Для более точной оценки, нарисуйте мелом на большом зеркале вертикальную черту. Испытуемый встает к нему боком примерно на расстоянии 30 см от зеркала так, чтобы линия проходила по мочке уха. Если осанка нормальная, то нарисованная черта, пройдя через мочку уха, коснётся плеча спереди, пройдёт на расстоянии 2,5 см сзади от коленной чашечки и направится вниз прямо перед лодыжкой (рис. 4, идеал).
Рис. 4. Нарушения осанки (вид сбоку).
Если осанка отличается от нормальной, попробуйте оценить нарушение с помощью рис. 4.
5.2. Осмотрите человека спереди и сзади. Человек должен стоять свободно, не напрягаясь, опустив руки вдоль туловища. Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. При осмотре оцените (рис. 5)
1) положение головы − находится ли она на одной вертикали с туловищем, подана вперед или наклонена набок (вправо или влево);
2) рельеф шеи − одинакова ли линия от козелка уха (выступ хряща наружного уха, который располагается перед отверстием наружного слухового прохода) до края плеча слева и справа, шея выгнута с обеих сторон одинаково или одна сторона длиннее другой;
3) плечи − на одном ли уровне они располагаются или одно плечо приподнято выше другого; разведены плечи или поданы вперед, и если поданы, то одинаково или одно сильнее другого (учтите, что такая асимметрия часто возникает у спортсменов − метателей, фехтовальщиков, боксеров и др.);
4) лопатки − на одном уровне или одна выше; выступают ли, и если выступают, то одинаково или одна сильнее другой; для более точной оценки измерьте расстояние от седьмого позвонка (наиболее выступает на шее) до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки (расстояния должны быть одинаковыми).
5) треугольники талии (пространство треугольной формы между опущенными вниз руками и контуром талии) − сравниваем размеры полученных треугольников с правой и с левой стороны тела, если размеры не совпадают, значит, треугольники талии несимметричны;
6) позвоночник − остистые отростки расположены строго вертикально или отклоняются от прямой линии; для более точной оценки лучше использовать отвес, начальной точкой приложения которого является наиболее выступающий 7 шейный позвонок, или можно нарисовать строго вертикальную линию на зеркале − при правильной осанке изображение позвоночника должно точно совпасть с линией на зеркале.
в − боковое искривление позвоночника
Рис. 5. Правильная осанка (А и Б) и осанка при боковых искривлениях позвоночника (В).
Занесите в тетрадь результаты осмотра испытуемого и измерения, сделанные в ходе осмотра. Сделайте вывод о правильности осанки испытуемого.
Задание 6. Оценка осанки при движениях.
6.1. Попросите испытуемого встать прямо и сильно напрячь колени. Если он теряет равновесие, то его осанка далека от правильной.
6.2. Положите на голову испытуемого книгу или другой плоский предмет. Он должен пройти с ним по классу до стены, прижаться к стене спиной, присесть, встать и вернуться на место. При нарушении осанки предмет упадёт с головы.
Задание 7. Оценка мебели.
Оцените, подходит ли мебель в классе для испытуемого. Стул должен доходить до колен испытуемого. При правильно подобранном стуле, стол должен быть на 4-5 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.
Сделайте вывод о соответствии мебели росту испытуемого.
Ответьте на вопросы:
Как подобрать мебель в классе так, чтоб для каждого ребенка нашлись стол и стул подходящего размера?
Как может повлиять на осанку ребенка слишком высокий или слишком низкий стол?
Какая поверхность стола лучше горизонтальная или наклонная? Ответ обоснуйте.
|