Навигация по странице:
|
Философия тесты. Все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше нет ни одной
введение
Все другие науки более необходимы,
нежели она, но лучше – нет ни одной.
Аристотель. Метафизика. Глава 2.
Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе вузовского гуманитарного образования и играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Она способствует формированию и развитию творческого мышления, направленного на рационально-критическое осмысление и деятельностное преобразование окружающей человека действительности, развивает навыки адекватной самооценки личности.
Будучи формой теоретического мировоззрения, философия (от греческих слов «phileo»– люблю и «sophia» – мудрость) выявляет, систематизирует и критически осмысливает разнообразные когнитивно-духовные компоненты, включенные в различные области естественнонаучного и гуманитарного знания. Являясь формой общественного сознания, философия направлена также на выработку общей системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Она исследует познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Как мировоззрение философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политическими процессами и идеологической борьбой. Будучи обусловлена социальной действительностью, особенностями культуры и формами языкового общения, философия, в свою очередь, оказывает активное воздействие на само социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.
Философское образование является необходимым условием формирования высоконравственной личности, осознающей свое достоинство и место в жизни, ставящей перед собой социально значимые цели, адекватно понимающей сущность и смысл происходящих в окружающем мире событий. Наряду с этим в процессе философского образования происходит формирование методологической культуры будущего специалиста.
Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении материальных и духовных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.
Задача курса – студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.
После изучения данной дисциплины студент должен:
- иметь представление о философских и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.
Содержательной особенностью данного учебно-методического пособия является формирование у студентов научного мировоззрения на основе базовых философских знаний.
Предусматривается изучение основных вопросов философии по мере их возникновения, а также знакомство студентов с основными этапами западноевропейской и русской философии. Философия всегда играла особую роль в формировании научного мировоззрения. И, если раньше она выполняла в основном идеологические функции, то сейчас главным является осмысление проблем бытия человека, его взаимоотношений с обществом, природой, другими людьми, самим собой.
Учебно-методическое пособие представляет собой сборник тестового материала и состоит из нескольких разделов.
В первом вводном разделе «Философия как тип мировоззрения и система знания» философия рассматривается как наука и учебная дисциплина, ее предмет, функции и место в культуре человечества.
Во втором разделе «Основные этапы развития философии» уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.
В третьем разделе «Мир философских проблем» показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира, влияние науки на развитие общества, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.
Четвертый раздел «Проблемы современной философии» посвящен анализу основных глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством, перспективам философского знания, наиболее острым вопросам.
Студентам в процессе обучения не навязывается единственно правильная точка зрения. У них формируется собственное мнение по основным вопросам философии, реализуется право на свободный выбор взглядов и убеждений.
Внимание!
Внимательно читайте формулировку вопроса. Правильных ответов может быть несколько!
Философия как тип мировоззрения и система знания
1. Мировоззрение – это?
а) система взглядов на мир в целом;
б) комплекс представлений человека о мире и себе в нём;
в) совокупность взглядов, определяющих направление деятельности человека по преобразованию мира;
г) верны все определения.
2. Термин «философия» с древнегреческого переводится как:
а) любовь к мудрости;
б) рассуждение;
в) учение о мире и человеке.
3. Предметом философии является:
а) человек;
б) общество;
в) мир;
г) все названное.
4. Какая форма мировоззрения была исторически первой?
а) религия;
б) мифология;
в) философия.
5. Что является более определяющим для религиозного мировоззрения?
а) доброта;
б) знание;
в) вера;
г) мудрость.
6. В какой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга?
а) в научной;
б) в религиозной;
в) в мифологической;
г) в философской.
7. Что общего между религией и философией?
а) метафизические рассуждения;
б) научность;
в) признание авторитетов;
г) догматы.
8. В чем специфика предмета философии, в отличие от конкретных наук?
а) он неоднороден: включает и целое – бытие, и разнопорядковые уровни, или формы бытия – природу, общество, человека, религию, науку, искусство и саму философию, и т. д.
б) он никогда не дан определенно, всегда открыт;
в) справедливо сказанное в обоих пунктах.
9. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
а) природных явлений;
б) объективного мира в целом;
в) социальной жизни.
10. Какие функции присущи философии?
а) мировоззренческая и познавательная;
б) методологическая и прогностическая;
в) аксиологическая и ориентационная;
г) все эти функции вместе взятые.
11. Используют ли философы и ученые одни и те же методы познания?
а) используют;
б) не используют;
в) используют наряду со специальными методами.
12. Какое из предложений является философским?
а) энергия не исчезает, а сохраняется;
б) попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее;
в) делайте по утрам зарядку.
13. Какое из перечисленных понятий является самым общим?
а) философия Аристотеля;
б) мировоззрение;
в) философия.
14. Мир – это комплекс ощущений, считают:
а) материалисты;
б) объективные идеалисты;
в) субъективные идеалисты;
г) все названные.
15. Вопрос оботношении материи и духа рассматривается в рамках:
а) диалектики как метода познания;
б) логики;
в) основного вопроса философии;
г) этики.
16. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?
а) софистический;
б) догматический;
в) эклектический;
г) диалектический.
Философия Древнего Востока
1. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению:
а) христианство;
б) буддизм;
в) ислам.
2. Что является первым памятником духовной мысли древней Индии:
а) «Веды»;
б) «Брахманы»;
в) «Книга перемен».
3. Какая из частей «Вед» является философской?
а) «Упанишады»;
б) «Ригведы»;
в) «Араньяки».
4. Что означает понятие «карма» в древнеиндийской философии?
а) божественная предопределенность;
б) обряд посвящения в высший жреческий сан;
в) достижение высшего блаженства, возникающего после смерти;
г) поступки живого существа, определяющие его новое рождение.
5. Общество Древней Индии делилось на варны (касты). Какая из них считалась низшей?
а) вайшьи;
б) брахманы;
в) шудры;
г) кшатрии.
6. Какие из перечисленных школ древнейндийской философии являются неортодоксальными?
а) веданта;
б) ньяя;
в) джайнизм;
г) йога;
д) буддизм.
7. Основателем буддизма был:
а) Лао-цзы;
б) Конфуций;
в) Сидхартха Гаутама.
8. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:
а) надежду;
б) любовь;
в) желание;
г) страдание.
9. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это:
а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;
б) просвещенный;
в) просветленный.
10. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
а) отца и сына;
б) матери и детей;
в) друзей.
11. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
а) слушаться старших по возрасту и званию;
б) сдерживать себя, избегать крайностей;
в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления.
12. Основателем даосизма в Китае был:
а) Мо-цзы;
б) Лао-цзы;
в) Конфуций;
г) Авиценна.
13. Как должен вести себя человек согласно даосизму:
а) стремиться получить от жизни как можно больше;
б) стремиться что-то изменить в обществе и в себе;
в) не противиться естественному ходу событий.
Философия Античности
1. Кто из мыслителей античности ввел в обиход слово «философия»?
а) Гераклит;
б) Демокрит;
в) Пифагор;
г) Сократ.
2. Кого из мыслителей можно назвать основателем древнегреческой философии?
а) Платона;
б) Пифагора;
в) Фалеса;
г) Эпикура;
3. Первых греческих философов интересовала проблема:
а) поиска первоосновы мира;
б) построения идеального государства;
в) человека.
4. Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все?»):
а) софисты;
б) пифагорейцы;
в) Милетская школа;
г) Элейская школа.
5. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?
а) Парменид;
б) Демокрит;
в) Фалес;
г) Зенон.
6. Кто из названных философов относится к представителям Милетской школы?
а) Фалес;
б) Анаксимандр;
в) Гераклит;
г) Парменид.
7. Как учили о бытии философы Элейской школы?
а) оно – первооснова всех вещей;
б) оно едино, неделимо и неподвижно;
в) оно обладает всеми названными в пунктах 1 и 2 качествами.
8. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что в основе всего сущего лежит:
а) порядок;
б) Бог;
в) число.
9. Какой философ придумал апорию «Ахилл и черепаха»?
а) Протагор;
б) Зенон Элейский;
в) Зенон-Стоик;
г) Анаксимандр.
10. Кто в истории философии сформулировал понятие «бытие»?
а) Фалес,
б) Гераклит,
в) Пифагор,
г) Парменид.
11. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – говорил:
а) Фалес;
в) Гераклит;
б) Демокрит;
г) Аристотель;
12. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?
а) Анаксимандр;
б) Анаксимен;
в) Протагор;
г) Гераклит.
13. Что лежит в основе бытия по Демокриту?
а) вода,
б) воздух,
в) атомы,
г) апейрон.
14. Демокрит представлял материю как:
а) бесчисленное множество атомов;
б) процесс разрежения и сгущения воздуха;
в) порождение Бога.
15. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?
а) телеологизм
б) атомизм;
в) стоицизм;
г) скептицизм;
16. Автором атомистического учения является:
а) Платон;
б) Демокрит;
г) Зенон.
17. «Человек – мера всех вещей» – так считал:
а) Аристотель;
б) Сократ;
в) Протагор;
г) Эпикур.
18. Кто автор знаменитого изречения «Я знаю, что ничего не знаю»?
а) Сократ;
б) Протагор;
в) Эмпедокл.
19. Кто из мыслителей считается основателем кинизма?
а) Сократ;
б) Парменид;
в) Диоген Синопский;
г) Антисфен.
20. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»:
а) знания увеличивают скорбь;
б) знать что-то вовсе не нужно;
в) некоторые и этого не знают.
21. Есть три вида души: разумная, животная и растительная считал философ
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Сократ;
г) Гераклит.
22. Платон является основателем философского направления:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) скептицизм;
г) материализм.
23. По Аристотелю, человек – это:
а) двуногое животное без перьев;
б) нравственное существо;
в) политическое животное.
24. По мнению древнегреческого философа Платона, материальный мир:
а) существует объективно;
б) появляется в результате действия Абсолютной идеи;
в) является проекцией «мира идей».
25. Какую идею Платон поместил на вершине пирамиды идей?
а) Истину;
б) Красоту;
в) Благо.
26. Что находится в самом низу пирамиды идей Платона?
а) идеи-числа;
б) числа и геометрические фигуры;
в) идеи единичных вещей.
27. Кто из перечисленных философов относится к материалистам?
а) Анаксимен;
б) Сократ;
в) Гераклит;
г) Парменид.
28. Что является более характерным для скептицизма?
а) сомнение;
б) убеждение;
в) откровение;
г) озарение.
Философия Средних веков
1. Мировоззренческая концепция, которая отрицает существование Бога или других высших сил:
а) атеизм;
б) политеизм;
в) теизм;
г) монотеизм.
2. Чужд ли креационизм науке?
а) да;
б) нет.
3. Какое из изложенных ниже высказываний относится к эсхатологии?
а) ожидание конца жизни света;
б) понятие абсолютного бытия отождествлено с Богом;
в) бытие понимается как посредствующее звено между Богом и миром;
г) учение о загробной жизни единичной человеческой души;
д) учение о цели космоса и истории, об их конце.
4. Креационизм – это?
а) направление в античной философии;
б) онтологический принцип, признающий сотворение мира Богом из ничего одномоментно;
в) антропологический принцип, основанный на изучении различий человека и животного;
г) термин в анатомии.
5. Провиденциализм – это:
а) учение о загробной жизни;
б) учение о божественном творении мира;
в) теория предсказаний.
6. Самой авторитетной в Средние века являлась:
а) онтология;
б) логика;
в) теология.
7. Какие из перечисленных являются периодами средневековой философии?
а) номинализм и реализм;
б) эвристика и экзегетика;
в) патристика и схоластика.
8. Схоластика (школьная философия) возникла как:
а) теологическая разработка идеалов и символов веры;
б) рациональное упорядочение христианской догматики;
в) бесплодное умствование, оторванное от жизни;
г) все названное.
9. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры.
10. Реализм как течение средневековой философии представляет собой:
а) учение о реальном существовании единичных вещей;
б) учение о реальном существовании общих понятий;
в) учение о реальности окружающего мира.
11. Номинализм в средневековой философии означал:
а) подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи;
б) реальностью обладают и общие понятия - «универсалии».
12. Какое произведение относится к эпохе Средних веков?
а) «Монадология» Г. Лейбница;
б) «Сумма теологии» Ф. Аквинского;
в) «Божественная комедия» Д. Алигьери;
г) «Сущность христианства» Л. Фейербаха.
13. Какие философские идеи использовал Августин?
а) аристотелевские;
б) неоплатонические.
14. Какое понимание соотношения знания и веры наиболее полно и точно выражает смысл религии?
а) верую потому, что абсурдно (Тертуллиан);
б) верю и понимаю (А. Кентерберийский);
в) познать в свете разума то, что уже принято верой (Бл. Августин);
г) гармония между верой и разумом при приоритете веры (Ф. Аквинский);
д) истинность знания надо искать в опыте, а не в вере (Ф. Бэкон).
15. Видным представителем арабской средневековой философии является:
а) Конфуций;
б) Демокрит;
в) Авиценна.
16. Кто из античных философов был самым авторитетным в средневековой философии?
а) Платон;
б) Аристотель;
в) оба названных.
17. Почему средневековая философия называется теоцентричной?
а) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху был Бог;
б) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху была природа;
в) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху был человек.
Философия эпохи Возрождения
1. Термин «гуманизм» происходит от латинского Humanus, что означает:
а) божественный;
б) человеческий (человечный);
в) природный.
2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться:
а) в Германии;
б) в Италии;
в) в России.
3. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что
а) «чудо великое есть человек»;
б) «верь, чтобы разуметь»;
в) «бытие Божие может быть доказано»;
г) «теология может взять нечто от философии».
4. Характерными чертами эпохи Возрождения являются:
а) антропоцентризм, натурфилософия;
б) теоцентризм;
в) гуманизм, пантеизм.
5. Кто из философов представляет Возрождение?
а) Леонардо Да Винчи;
б) Пьер Абеляр;
в) Джордано Бруно;
г) Николло Макиавелли.
6. Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения:
а) противопоставляет природу Богу;
б) отождествляет природу и Бога:
в) наделяет природу божественными атрибутами;
г) отрицает существование Бoгa.
7. Какое философское направление развивалось во взглядах Д.Бруно?
а) пантеизм;
б) волюнтаризм;
в) панлогизм;
г) томизм.
8. Кто является автором сочинения «Город солнца»?
а) Бернардино Телезио;
б) Томмазо Кампанелла;
в) Томас Мор.
9. Слово «утопия» означает:
а) ложь;
б) место надежды;
в) место, которого нет.
10. В учении Н. Макиавелли представления о добродетели связывались прежде всего:
а) с умеренностью;
б) с силой;
в) с храбростью;
г) со справедливостью;
д) с энергией;
е) со здоровьем.
11. Понимание Н. Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется как:
а) гуманизм;
б) цинизм;
в) анархизм.
Философия Нового времени и Просвещения
1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) формирование наук, в первую очередь естественных;
б) становление абсолютной монархии;
в) подъем народного и революционного движения.
2. Какое философское направление сформировалось в Новое время?
а) схоластика;
б) рационализм;
в) прагматизм.
3. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это:
а) синтез;
б) дедукция;
в) индукция.
4. Какое философское направление развивалось во взглядах Ф. Бэкона?
а) эмпиризм;
б) инструментализм;
в) экзистенциализм;
г) позитивизм.
5. Какое философское направление развивалось во взглядах Декарта?
а) конвенционализм;
б) рационализм;
в) скептицизм;
г) интуитивизм.
6. Метод научного познания, при котором, зная общие закономерности, мы можем предположить частные случаи, Декарт называет:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) интуицией.
7. Кто из философов Нового времени является автором афоризма: «Знание – сила»?
а) Бэкон;
б) Гоббс;
в) Декарт;
г) Локк.
8. Кто автор высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую»?
а) Беркли;
б) Бэкон;
в) Декарт;
г) Спиноза.
9. На множественность субстанций мира указывал философ Нового времени:
а) Лейбниц;
б) Локк;
в) Бэкон;
г) Декарт.
10. Какое философское направление развивалось во взглядах Локка?
а) агностицизм;
б) прагматизм;
в) сенсуализм;
г) мистицизм.
11. Кому принадлежат известное изречение «знание – сила»?
а) Р. Декарту;
б) Б. Спинозе;
в) Ф. Бэкону;
г) Т. Гоббсу.
12. Кто является автором «картезианского сомнения»?
а) Д. Локк;
б) Д. Беркли;
в) Р. Декарт.
13. Кого из перечисленных философов можно считать пантеистом?
а) Б. Спинозу;
б) Д. Юма;
в) Б. Паскаля.
14. Кто из философов ввел понятие предустановленная гармония:
а) И. Ньютон;
б) В. Лейбниц;
в) Г. Галилей.
15. Кто из философов сказал, что Просвещение – это выход из совершеннолетия?
а) Д. Дидро;
б) И. Кант;
в) Д. Аламбер.
16. Кто является автором трактата «Об общественном договоре»?
а) Д. Толанд;
б) Х. Вольф;
в) Ж.-Ж. Руссо.
17. В философии 17 - нач. 19 вв. в Европе господствовал:
а) рационализм;
б) иррационализм;
в) прагматизм.
18. Что является более характерным для рационализма?
а) рассудочность;
б) разумность;
в) предсказуемость;
г) чувственность.
19. Что является более характерным для эмпиризма?
а) опыт;
б) интуиция;
в) мудрость;
г) вера.
20. Что считали источником научных знаний рационалисты Нового времени?
а) чувственные ощущения;
б) разум;
в) опыт.
21. Что считали источником научных знаний эмпирики Нового времени?
а) чувственные ощущения;
б) разум;
в) опыт.
22. Кто из названных мыслителей был рационалистом?
а) Фома Аквинский;
б) Рене Декарт;
в) Джон Локк.
Немецкая классическая философия
1. В каком веке жил И. Кант?
а) в ХVI в.;
б) в ХVII в.;
в) в XVIII в.;
г) в XVIII-XIX вв.
2. Что такое «категорический императив» в философии И. Канта?
а) признание господина;
б) обязательное правило;
в) стремление к насильственному завоеванию.
3. Что означает введенный И. Кантом термин «априорный»?
а) основанный на опыте;
б) доопытный;
в) ни то, ни другое.
4. Как называет Имануил Кант свою философскую систему взглядов?
а) трансцендентальной;
б) прагматической;
в) структуралистской;
г) экзистенциалистской.
5. Как называет Имануил Кант свой философский метод?
а) экспериментальный;
б) критический;
в) догматический;
г) эклектичкеский.
6. «Вещь в себе» у Канта означает:
а) закрытую для других личность;
б) скрытый смысл вещи;
в) закон;
г) сущность.
7. Что такое «феномены»?
а) явления;
б) сущности;
в) ни то, ни другое.
8. Какой является философская система взглядов Гегеля?
а) идеалистической;
б) материалистической;
в) дуалистической;
г) плюралистической.
9. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
а) с мышления;
б) с природы;
в) со свободной воли;
г) с общества.
10. Что означает выражение Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно»?
а) простую тавтологию;
б) оправдание государства;
в) оправдание разумности мира;
г) призыв к революции.
11. Какой является философская система взглядов Л. Фейербаха?
а) идеалистической;
б) материалистической;
в) дуалистической;
г) плюралистической.
12. Какое философское учение развивалось во взглядах Л. Фейербаха?
а) антропологизм;
б) аксиология;
в) панлогизм;
г) интуитивизм.
13. Философию марксизма характеризуют как:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм.
14. К. Маркс предлагает следующую историческую типологию:
а) традиционное общество; индустриальное и постиндустриальное общество;
б) аграрная «волна», промышленная «волна», «третья волна»;
в) общественно-экономические формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).
15. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) Абсолютной идеи.
16. Центром мировоззрения К. Маркса считается:
а) материалистическое понимание истории;
б) категорический императив;
в) безосновная воля.
17. Назовите авторов и приверженцев философии диалектического материализма.
а) Кант и Гегель;
б) Маркс и Энгельс;
в) Плеханов и Ленин;
г) все они.
18. Представителем объективного идеализма является:
а) Дидро;
б) Платон;
в) Беркли;
г) Кант.
Современная западная философия
1. Что является более характерным для иррационализма?
а) бессознательное;
б) сознательное;
в) надсознательное;
г) разумное.
2. Какое философское направление развивалось во взглядах А. Шопенгауэра?
а) фатализм;
б) волюнтаризм;
в) сциентизм;
г) критицизм.
3. Философию сверхчеловека, который способен отбросить культурные запреты мешающие ему жить, провозглашает:
а) Ф.Ницше;
б) Ж.Ж.Руссо;
в) З.Фрейд.
4. Критерием истинности является практическая польза – такова позиция:
а) марксизма;
б) прагматизма;
в) рационализма.
5. Какую идею можно определить как прагматичную?
а) «мыслю, следовательно, существую»;
б) «имеет смысл лишь то, что имеет практическую пользу»;
в) «все разумное – действительно, все действительное – разумно».
6. Основателем психоанализа является:
а) З.Фрейд;
б) К. Юнг;
в) К.Маркс.
7. Психоанализ – это:
а) часть психотерапии;
б) врачебный метод исследования психики человека;
в) современная философско-психологическое учение;
г) все названное.
8. Какие бессознательные влечения З. Фрейд считал первичными?
а) влечение к жизни (или либидо, Эрос);
б) влечение к смерти (инстинкт агрессии, Танатос);
в) оба названных.
9. Почему бессознательное З. Фрейд называл «Оно»?
а) потому что на бессознательном уровне человек не осознает себя как «Я»;
б) потому что оно лишено связей с реальностью;
в) потому что оно вневременно.
10. Кто из названных мыслителей был последователем З. Фрейда (фрейдистом)?
а) Ч. Дарвин;
б) К. Г. Юнг;
в) Г.Маркузе.
11. Какие комплексы выявил на бессознательном уровне З. Фрейд.
а) Эдипов комплекс;
б) комплекс неполноценности;
в) комплекс гениальности.
12. Какой уровень психики, по З. Фрейду, выполняет роль цензора и вытесняет запретные желания обратно?
а) предсознательное;
б) бессознательное;
в) сознание.
13. На какие области культуры оказали влияние идеи З. Фрейда?
а) на литературу;
б) на философию;
в) на все названные.
14. Кто является основателем феноменологии?
а) Г. Гегель;
б) Ф. Ницше;
в) К. Ясперс;
г) Э. Гуссерль.
15. Исходная задача феноменологии Э. Гуссерля состоит:
а) в истолковании научного текста;
б) в выработке понятия «бытие осознанности»;
в) в определении смысла жизни человека;
г) в интерпретации новых знаний о мире.
16. Герменевтика – это:
а) искусство объяснения и толкования;
б) вид классической науки о языке;
в) иррациональная философия;
г) все названное.
17. «Герменевтический круг» – это:
а) поиск смысла текста;
б) проблема соотношения «целое-часть-целое»;
в) поиск истинного знания;
г) интерпретация нового знания.
18. Что является более характерным для герменевтики?
а) предсказание;
б) понимание;
в) чувствование.
19. Кто является автором «Логико-философского трактата»?
а) Мур;
б) Фреге;
в) Витгенштейн;
г) Рассел.
20. Кто из философов впервые употребил термин «персонализм»?
а) Мунье;
б) Якоби;
в) Прат;
г) Шлейермахер.
21. Основная проблема, которую рассматривает экзистенциализм:
а) проблема познания;
б) проблема человеческого существования;
в) поиск наилучшего общественного устройства.
22. Кто из экзистенциалистов писал, что человек есть просвет Бытия?
а) Ж.-П. Сартр;
б) Х. Ортега-и-Гассет;
в) М. Хайдеггер.
23. Кому из экзистенциалистов принадлежит открытие, что второй стороной свободы является ответственность?
а) М. Буберу;
б) С. де Бовуар;
в) Ж.-П. Сартру.
24. Когда возник экзистенциализм в России?
а) накануне Первой мировой войны;
б) накануне Второй мировой войны;
в) в годы Второй мировой войны.
25. О каких свойствах жизни Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что «жизнь в целом и в каждый момент похожа на выстрел в упор»?
а) о ее смертельной опасности;
б) о ее непредсказуемости;
в) о том, что от нее невозможно уклониться.
26. Кто из названных философов принадлежал к логическим позитивистам?
а) Г. Спенсер;
б) Э. Мах;
в) Л. Витгенштейн.
27. Что показывает метод фальсификации?
а) что теория ложна;
б) что теория ненаучна;
в) либо первое, либо второе.
28. Чему соответствует у Т. де Шардена «пункт омега»?
а) Богу;
б) стадии сверхжизни;
в) сказанному в пунктах 1 и 2.
Русская философия
1. Характерные черты самобытной русской философии:
а) осмысление объективной реальности;
б) критическое осмысление Российской действительности;
в) космоцентиризм;
г) верны все определения.
2. Назовите основную черту русской философии:
а) эмпиризм;
б) позитивизм;
в) нравственно-религиозный характер;
г) рационализм.
3. С трудов какого мыслителя в России начинается философия как стройная мировоззренческая система?
а) П.Я. Чаадаев;
б) В.С. Соловьев;
в) М.В. Ломоносов;
г) И.В. Киреевский.
4. Древнерусская философская мысль развивается под влиянием:
а) византийской духовной культуры;
б) западноевропейской философии;
в) арабской философии.
5. Самостоятельная философия в России возникает в период:
а) Киевской Руси;
б) правления Петра I;
в) ХIХ в.
6. Как следует понимать термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н.Толстого?
а) непричинения зла другому;
б) сотворение добра;
в) середина между добром и злом;
г) бездействие.
7. В каком веке жил Ф.М. Достоевский?
а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
в) в XIX в.
8. Назовите направление в философии, представители которого считали, что у России свой особый путь развития:
а) западники;
б) славянофилы;
в) просветители.
9. Представители какого философского направления считали, что Россия должна перенимать прогрессивный опыт западной цивилизации:
а) западники;
б) славянофилы;
в) просветители.
10. Социальную историю П. Чаадаев рассматривал:
а) как обусловленный религией процесс;
б) как нечто неподвижное;
в) как процесс, определяемый государством;
г) как нечто фатальное.
11. В философии славянофила Хомякова ключевое понятие:
а) бытие;
б) соборность;
в) всеединство;
г) русская идея.
12. Идею всеединства разрабатывал и пропагандировал русский философ:
а) Федоров;
б) Чаадаев;
в) Вл. Соловьев;
г) Бердяев.
13. К какому идеологическому направлению принадлежал А.И. Герцен?
а) славянофильство;
б) народничество;
в) позитивизм;
г) западничество.
14. Что означает термин «всеединство» в философии В.С.Соловьева?
а) единство природы и общества;
б) единство человека, природы и общества;
в) учение о сущности Единого;
г) единство Бога со всем миром.
15. В основу мира, согласно Н. Бердяеву, заложено:
а) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;
б) стремление к свободе;
в) Бог;
г) София.
16. Причина русского коммунизма, согласно Н. Бердяеву, находится:
а) в мессианстве;
б) в позитивизме;
в) в русском национальном характере;
г) в продолжении западнической политики Петра I.
17. Какое философское направление было доминирующим в советской философии:
а) диалектический материализм;
б) прагматизм;
в) феноменология;
г) экзистенциализм.
Онтология
1. Раздел философии, который изучает проблемы бытия, называется:
а) онтология;
б) гносеология;
в) антропология.
2. Кто ввел в оборот термин «бытие»?
а) Милетцы;
б) Гераклит;
в) Элеаты.
3. Бытие – это философская категория, означающая:
а) объективный мир;
б) жизнь общественной среды;
в) материальную сферу общественной жизни;
г) все существующее.
4. В каком суждении дано более полное определение бытия?
а) бытие – это весь материальный мир;
б) бытие – это вся бесконечная вселенная;
в) бытие – это все формы психической деятельности;
г) бытие – это все то, что существует.
5. Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?
а) мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция;
б) единство мира определяется его общей структурностью;
в) единство мира состоит в его общей закономерности;
г) единство мира состоит в его материальности.
6. Идеальное – это:
а) субъективная реальность;
б) абстрактное мышление человека;
в) умственное осознание бытия;
г) все сказанное верно.
7. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?
а) идеи должны соответствовать вещам;
б) вещи должны соответствовать идеям;
в) должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями.
8. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»?
а) материализму;
б) идеализму;
в) дуализму;
г) сциентизму.
9. Что означает понятие «материя»?
а) материя есть постоянная возможность ощущений;
б) материя – «…есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»;
в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств.
10. Что лежит в основе существования материи?
а) вода;
б) огонь;
в) апейрон;
г) движение в пространстве и во времени.
11. Каковы основные причины движения материи?
а) материя движется (изменяется) по воле божьей;
|
|
|