Навигация по странице:
|
анатомияПрактическая работа № 4. Практическая работа "Определение уровня физического развития ребенка по состоянию дыхательной системы"
Практическая работа № 4.
"Определение уровня физического развития ребенка
по состоянию дыхательной системы"
Цель. Познакомиться с основными методами определения уровня физического развития ребенка по состоянию дыхательной системы и научиться ими пользоваться.
Материалы и оборудование. Спирометры, секундомеры (или часы с секундной стрелкой).
Ход работы.
Задание 1. Дыхательные движения.
Подсчитайте дыхательные движения у испытуемого стоя в покое и после приседаний в среднем темпе (20 приседаний за 30 с). После приседаний частоту дыхательных движений определите сразу после приседаний и через 1, 3 и 5 мин после физической нагрузки. Для этого положите руку с широко расставленными пальцами на грудь испытуемого и подсчитайте количество вдохов в минуту. Используя нижеприведенные данные сделайте вывод о соответствии частоты дыхания в покое среднестатистическим данным; тренированности организма и скорости восстановления дыхания после нагрузки.
У людей с 15 лет частота дыхания в покое устанавливается на отметке примерно 15 дыхательных движений в минуту. У спортсменов она может снижаться до 10 движений в минуту. При хорошей тренированности частота дыхательных движений непосредственно после приседаний не превышает 30 дыхательных движений в минуту, а восстановление исходной величины частоты дыхания происходит не позднее чем через 7-9 мин.
Ответьте на вопросы:
Как изменяется частота дыхания с возрастом?
Почему когда плотно поешь, становиться трудно дышать?
Какое дыхательное движение физиологическое более оправдано при сгибании туловища?
Задание 2. Спирометрия.
2.1. Измерьте дыхательный объем легких у испытуемого. Для этого попросите сделать его в спирометр спокойный выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии дыхательного объема испытуемого среднестатистическим данным.
Дыхательный объем – количество воздуха, который человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании – в норме равен 300-500 мл.
2.2. Измерьте резервный объем выдоха. Для этого спокойно выдохнув, испытуемый берет в рот мундштук спирометра и производит в него глубокий выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии резервного объема выдоха испытуемого среднестатистическим данным.
Резервный объем выдоха максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после спокойного выдоха обычно равен 1000-1500 мл.
2.3. Измерьте жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Для этого испытуемый делает максимально глубокий вдох без спирометра и максимальный выдох в спирометр. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение.
Рассчитайте должную (нормативную) ЖЕЛ по формулам и сравните ее с полученной в эксперименте.
ДЖЕЛ для детей от 8 до 16 лет рассчитывается по формулам:
для девочек
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 3,7
для мальчиков
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 4,2
ДЖЕЛ для людей старше 16 лет рассчитывается по формулам:
для женщин
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 2,68
ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 10] – 3800
для мужчин
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 3,6
ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 30] – 4400
Рассчитайте отклонение ЖЕЛ от нормативной (разделите ЖЕЛ, полученную в эксперименте, на ДЖЕЛ, рассчитанную по формуле и умножьте на 100%). Сделайте вывод о достаточности или недостаточности ЖЕЛ у испытуемого.
В норме у здоровых людей отклонение ЖЕЛ не превышает 15%.
ЖЕЛ увеличивается с возрастом. Она зависит от пола, роста, величины грудной клетки и дыхательных мышц. У спортсменов ЖЕЛ больше, чем у нетренированных людей (например у пловцов и гребцов она увеличивается до 5000-5500 мл).
2.4. Рассчитайте резервный объем вдоха
резервный объем вдоха = ЖЕЛ – дыхательный объем – резервный объем выдоха
Сделайте вывод о соответствии резервного объема вдоха испытуемого среднестатистическим данным.
Резервный объем вдоха – максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного вдоха – составляет обычно 1500-2000 мл.
2.5. Рассчитайте свой жизненный индекс, для этого ЖЕЛ (мл) разделите на массу своего тела (кг). Сделайте вывод о соответствии жизненного индекса испытуемого среднестатистическим данным.
В норме у здоровых людей, начиная с 7 лет жизненный индекс для мужчин равен 60-65 мл/кг, для женщин – 50-55 мл/кг. Если при расчете получается меньшая величина, то это может свидетельствовать о недостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.
Задание 3. Задержка дыхания.
Внимание!!! Лицам, страдающим головокружением, заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем, выполнять пробы с задержкой дыхания не следует! Всем студентам после каждой задержки дыхания нужно отдыхать в течение 3-5 мин.
3.1. Проба Штанге.
Определите время задержки дыхания после глубокого вдоха. Для этого испытуемый делает глубокий вдох, зажимает нос пальцами и задерживает дыхание на максимально возможное время. Экспериментатор засекает время от момента задержки дыхания до его возобновления. Задержку дыхания повторите три раза и возьмите для анализа среднее арифметическое.
Сделайте вывод о соответствии времени задержки дыхания испытуемого среднестатистическим данным, приведенным в таблице 1.
Таблица 1.
Оценка проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Оценка
|
Проба Штанге, с
|
Проба Генчи, с
|
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины
|
Отлично
|
50 и выше
|
40 и выше
|
40 и выше
|
30 и выше
|
Хорошо
|
40 - 49
|
30 - 39
|
30 - 39
|
20 - 29
|
Удовлетворительно
|
30 - 39
|
20 - 29
|
20 - 29
|
15 - 19
|
Неудовлетворительно
|
29 и ниже
|
19 и ниже
|
19 и ниже
|
14 и ниже
|
У детей в 6 лет задержка дыхания после глубокого вдоха должна составлять 16 с. С возрастом время задержки дыхания увеличивается.
3.2. Проба Генчи.
Повторите эксперимент после глубокого выдоха. Сравните ваши данные со среднестатистическими, приведенными в таблице 1.
У детей в 6 лет задержка дыхания после глубокого выдоха должна составлять 12-13 с. С возрастом время задержки дыхания увеличивается.
Ответьте на вопрос: как изменится задержка дыхания, если перед этим человек будет дышать 1-2 минуты с максимальной глубиной? Ответ обоснуйте.
3.3. Определите время задержки дыхания на глубоком вдохе в покое, сразу после приседаний в среднем темпе (20 приседаний за 30 с) и через 1 мин после физической нагрузки. Сравните полученные данные с табличными (таб. 2). Сделайте вывод о здоровье и тренированности испытуемого.
Таблица 2
Оценка результатов задержки дыхания после 20 приседаний
Категория испытуемых
|
Задержка дыхания после нагрузки, %
|
Задержка дыхания после отдыха, %
|
Здоровые тренированные
|
50% и более от уровня в покое
|
Более 100% от уровня в покое
|
Здоровые нетренированные
|
30-50% от уровня в покое
|
70-100% от уровня в покое
|
С нарушением здоровья
|
Менее 30% от уровня в покое
|
Менее 70% от уровня в покое
|
3.4. Измерьте пульс сидя в покое. Используя результаты предыдущих заданий, рассчитайте индекс Скибинской (позволяющий оценить общее состояние и дыхательной, и сердечно-сосудистой систем).
ЖЕЛ (мл) × А
100 × Б
где А – длительность задержки дыхания после глубокого вдоха (с), Б – частота пульса в покое (уд/мин).
Сравните полученные данные с табличными. Сделайте вывод о состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой систем испытуемого.
Задание 4. Вопросы олимпиадного уровня.
Если останется время, попробуйте ответить на вопросы. Если времени на задание 4 не хватило, выполните его дома.
Какое утверждение правильное: «Легкие расширяются, поэтому в них входит воздух» или «Воздух входит в легкие, поэтому они расширяются»?
Снотворные уменьшают чувствительность нейронов дыхательного центра к углекислому газу. Чем грозит человеку передозировка этих препаратов?
В состоянии сильного алкогольного опьянения человек во сне храпит. Чем это вызвано и почему угрожает жизни?
Что такое сурфактант? Какова его биологическая роль в организме?
Что такое кессонная болезнь? Почему она возникает у водолазов, а у чемпионов по нырянию – нет?
|
|
|