Главная страница
Навигация по странице:

анатомияПрактическая работа № 4. Практическая работа "Определение уровня физического развития ребенка по состоянию дыхательной системы"



Скачать 61.5 Kb.
Название Практическая работа "Определение уровня физического развития ребенка по состоянию дыхательной системы"
Анкор анатомияПрактическая работа № 4.doc
Дата 02.05.2017
Размер 61.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла анатомияПрактическая работа № 4.doc
Тип Практическая работа
#6426

Практическая работа № 4.

"Определение уровня физического развития ребенка

по состоянию дыхательной системы"

Цель. Познакомиться с основными методами определения уровня физического развития ребенка по состоянию дыхательной системы и научиться ими пользоваться.

Материалы и оборудование. Спирометры, секундомеры (или часы с секундной стрелкой).

Ход работы.

Задание 1. Дыхательные движения.

Подсчитайте дыхательные движения у испытуемого стоя в покое и после приседаний в среднем темпе (20 приседаний за 30 с). После приседаний частоту дыхательных движений определите сразу после приседаний и через 1, 3 и 5 мин после физической нагрузки. Для этого положите руку с широко расставленными пальцами на грудь испытуемого и подсчитайте количество вдохов в минуту. Используя нижеприведенные данные сделайте вывод о соответствии частоты дыхания в покое среднестатистическим данным; тренированности организма и скорости восстановления дыхания после нагрузки.

У людей с 15 лет частота дыхания в покое устанавливается на отметке примерно 15 дыхательных движений в минуту. У спортсменов она может снижаться до 10 движений в минуту. При хорошей тренированности частота дыхательных движений непосредственно после приседаний не превышает 30 дыхательных движений в минуту, а восстановление исходной величины частоты дыхания происходит не позднее чем через 7-9 мин.

Ответьте на вопросы:

  1. Как изменяется частота дыхания с возрастом?

  2. Почему когда плотно поешь, становиться трудно дышать?

  3. Какое дыхательное движение физиологическое более оправдано при сгибании туловища?


Задание 2. Спирометрия.

2.1. Измерьте дыхательный объем легких у испытуемого. Для этого попросите сделать его в спирометр спокойный выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии дыхательного объема испытуемого среднестатистическим данным.

Дыхательный объем – количество воздуха, который человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании – в норме равен 300-500 мл.

2.2. Измерьте резервный объем выдоха. Для этого спокойно выдохнув, испытуемый берет в рот мундштук спирометра и производит в него глубокий выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии резервного объема выдоха испытуемого среднестатистическим данным.
Резервный объем выдоха  максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после спокойного выдоха  обычно равен 1000-1500 мл.

2.3. Измерьте жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Для этого испытуемый делает максимально глубокий вдох без спирометра и максимальный выдох в спирометр. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение.

Рассчитайте должную (нормативную) ЖЕЛ по формулам и сравните ее с полученной в эксперименте.

ДЖЕЛ для детей от 8 до 16 лет рассчитывается по формулам:


для девочек

ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 3,7

для мальчиков

ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 4,2

ДЖЕЛ для людей старше 16 лет рассчитывается по формулам:

для женщин


ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 2,68

ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 10] – 3800

для мужчин

ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 3,6

ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 30] – 4400

Рассчитайте отклонение ЖЕЛ от нормативной (разделите ЖЕЛ, полученную в эксперименте, на ДЖЕЛ, рассчитанную по формуле и умножьте на 100%). Сделайте вывод о достаточности или недостаточности ЖЕЛ у испытуемого.

В норме у здоровых людей отклонение ЖЕЛ не превышает 15%.

ЖЕЛ увеличивается с возрастом. Она зависит от пола, роста, величины грудной клетки и дыхательных мышц. У спортсменов ЖЕЛ больше, чем у нетренированных людей (например у пловцов и гребцов она увеличивается до 5000-5500 мл).

2.4. Рассчитайте резервный объем вдоха

резервный объем вдоха = ЖЕЛ – дыхательный объем – резервный объем выдоха

Сделайте вывод о соответствии резервного объема вдоха испытуемого среднестатистическим данным.

Резервный объем вдоха – максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного вдоха – составляет обычно 1500-2000 мл.

2.5. Рассчитайте свой жизненный индекс, для этого ЖЕЛ (мл) разделите на массу своего тела (кг). Сделайте вывод о соответствии жизненного индекса испытуемого среднестатистическим данным.

В норме у здоровых людей, начиная с 7 лет жизненный индекс для мужчин равен 60-65 мл/кг, для женщин – 50-55 мл/кг. Если при расчете получается меньшая величина, то это может свидетельствовать о недостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.
Задание 3. Задержка дыхания.

Внимание!!! Лицам, страдающим головокружением, заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем, выполнять пробы с задержкой дыхания не следует! Всем студентам после каждой задержки дыхания нужно отдыхать в течение 3-5 мин.

3.1. Проба Штанге.

Определите время задержки дыхания после глубокого вдоха. Для этого испытуемый делает глубокий вдох, зажимает нос пальцами и задерживает дыхание на максимально возможное время. Экспериментатор засекает время от момента задержки дыхания до его возобновления. Задержку дыхания повторите три раза и возьмите для анализа среднее арифметическое.

Сделайте вывод о соответствии времени задержки дыхания испытуемого среднестатистическим данным, приведенным в таблице 1.
Таблица 1.

Оценка проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.


Оценка

Проба Штанге, с

Проба Генчи, с

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Отлично

50 и выше

40 и выше

40 и выше

30 и выше

Хорошо

40 - 49

30 - 39

30 - 39

20 - 29

Удовлетворительно

30 - 39

20 - 29

20 - 29

15 - 19

Неудовлетворительно

29 и ниже

19 и ниже

19 и ниже

14 и ниже


У детей в 6 лет задержка дыхания после глубокого вдоха должна составлять 16 с. С возрастом время задержки дыхания увеличивается.
3.2. Проба Генчи.

Повторите эксперимент после глубокого выдоха. Сравните ваши данные со среднестатистическими, приведенными в таблице 1.

У детей в 6 лет задержка дыхания после глубокого выдоха должна составлять 12-13 с. С возрастом время задержки дыхания увеличивается.

Ответьте на вопрос: как изменится задержка дыхания, если перед этим человек будет дышать 1-2 минуты с максимальной глубиной? Ответ обоснуйте.

3.3. Определите время задержки дыхания на глубоком вдохе в покое, сразу после приседаний в среднем темпе (20 приседаний за 30 с) и через 1 мин после физической нагрузки. Сравните полученные данные с табличными (таб. 2). Сделайте вывод о здоровье и тренированности испытуемого.
Таблица 2

Оценка результатов задержки дыхания после 20 приседаний


Категория испытуемых

Задержка дыхания после нагрузки, %

Задержка дыхания после отдыха, %

Здоровые тренированные

50% и более от уровня в покое

Более 100% от уровня в покое

Здоровые нетренированные

30-50% от уровня в покое

70-100% от уровня в покое

С нарушением здоровья

Менее 30% от уровня в покое

Менее 70% от уровня в покое


3.4. Измерьте пульс сидя в покое. Используя результаты предыдущих заданий, рассчитайте индекс Скибинской (позволяющий оценить общее состояние и дыхательной, и сердечно-сосудистой систем).

ЖЕЛ (мл) × А

100 × Б

где А – длительность задержки дыхания после глубокого вдоха (с), Б – частота пульса в покое (уд/мин).

Сравните полученные данные с табличными. Сделайте вывод о состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой систем испытуемого.


Значение индекса Скибинской

Состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем

Меньше 5

Очень плохо

5-10

Неудовлетворительно

10-30

Удовлетворительно

30-60

Хорошо

Более 60

Очень хорошо



Задание 4. Вопросы олимпиадного уровня.

Если останется время, попробуйте ответить на вопросы. Если времени на задание 4 не хватило, выполните его дома.

  1. Какое утверждение правильное: «Легкие расширяются, поэтому в них входит воздух» или «Воздух входит в легкие, поэтому они расширяются»?

  2. Снотворные уменьшают чувствительность нейронов дыхательного центра к углекислому газу. Чем грозит человеку передозировка этих препаратов?

  3. В состоянии сильного алкогольного опьянения человек во сне храпит. Чем это вызвано и почему угрожает жизни?

  4. Что такое сурфактант? Какова его биологическая роль в организме?

  5. Что такое кессонная болезнь? Почему она возникает у водолазов, а у чемпионов по нырянию – нет?
написать администратору сайта