Главная страница
Навигация по странице:

Самостоятельная работа по ПДБ. Функциональные методы исследования сердечнососудистой и дыхательной системы у детей



Скачать 129.5 Kb.
Название Функциональные методы исследования сердечнососудистой и дыхательной системы у детей
Анкор Самостоятельная работа по ПДБ.doc
Дата 09.01.2018
Размер 129.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Самостоятельная работа по ПДБ.doc
Тип Занятие
#14862

Методическая разработка для самостоятельной работы студента
Тема: Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой и дыхательной системы у детей

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:

  1. ЭКГ и её особенности у детей

  2. Эхокардиография – ультразвуковое исследование сердечно-сосудистой системы у детей.

  3. Исследование функции внешнего дыхания методом спирографии

  4. Индивидуальная оценка функции внешнего дыхания методом пикфлоуметрии.

Блок информации:

  • Электрокардиография

Электрокардиография /ЭКГ/ - метод регистрации электричес­ких потенциалов, возникающих в миокарде.

Особенности детской ЭКГ обусловлены анатомо-физиологическими свойствами растущего организма: преобладание правых отделов сердца, неравномерный рост отдельных его частей, расположение в грудной клетке, особенности иннервации /отсутствие равновесия между обоими отделами вегетативной нервной системы/. Ритм у детей синусовый, чем моложе ребенок, тем чаще ритм сер­дечной деятельности, короче продолжительность интервалов P-Q , QRS, QT. Ритм лабильный, особенно у новорожденных от 130 до 180 в минуту, дыхательная аритмия появляется на 2-3 году жизни.

Особенности ЭКГ у детей: /таблица/

СХЕМА ОПИСАНИЯ ЭКГ

1.Ф.И.О., возраст ребенка

2. Диагноз

3. Дата исследования

4. Величина милливольта в мм /10 мм/

5. Интервалы: RR , PQ, QRS .QRST

6. Систолический показатель /норма/

7.Зубцы ЭКГ /направление, высота, форма, продолжительность в стандартных и грудных отведениях/.

Заключение:

Ритм /синусовый, атриовентрикулярный и пр./

Частота сердечных сокращений в мин.

Тип ЭКГ

Характеристика функции автоматизма /синусовая тахикардия, брадикардия и пр./

Характеристика функции проводимости /нарушение, замедление, блокада/

Характеристика функции возбудимости /экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия/

Изменения в миокарде /нарушение обменных процессов, гипертрофия предсердий и желудочков/

Функциональная способность сердца по длительности электричес­кой систолы и систолическому показателю

Общее заключение: соответствует ли ЭКГ возрастным особеннос­тям ЭКГ здорового ребенка или имеются патологические отклоне­ния.

  • Фонокардиография /ФКГ/ - метод графической регистрации звуковых явлений сердца. ФКГ регистрируется синхронно с отведением ЭКГ. Микрофон обычно располагается в точках, общепринятых для аускультации сердца. Постоянными элементами ФКГ являются 1 и 2 тоны, интервалы между ними; нередко регистрируются 3 и 4 тоны серд­ца.

Тон 1 - комплекс колебаний, р котором выделяют три составные час­ти: начальная низкочастотная /мышечный компонент/; основная, вы­сокочастотная /закрытие митрального и трикуспидального клапанов./; конечная, низкочастотная /открытие клапанов аорты и легочной артерии и колебание стенок крупных сосудов/. Тон 1 в норме возникает через 0,02 – 0,05 с после зубца Q ЭКГ. На ФКГ здоровых детей может наблюдаться расшепление 1 тона, обусловленная асинхронным захлопыванием левого и правого атриовентрикулярных клапанов.

Тон 2, возникающий в результате закрытия клапанов аорты и легоч­ной артерии регистрируется сразу же по окончании зубца Т ЭКГ.

Тон 2, возникающий в результате закрытия клапанов аорты и лего­чной артерии, регистрируется сразу же по окончании Т ЭКГ. Расщепление и раздвоение 2 тона является физиологическим у детей и связано с неодновременным захлопыванием клапанов аорты и лего­чной артерии.

Амплитуда 1 тона выше 2тона на верхушке, а амплитуда 2 тона выше 1 тона на основании сердца.

Наличие 3 и 4 тонов является особенностью ФКГ здоровых детей.

3 тон обусловлен колебаниями стенки желудочка в период его быстрого наполнения', определяется у 50 – 90 % здоровых детей.

4 тон /предсердный/ выявляется у 25 % здоровых детей, обуслов­лен сокращением миокарда предсердий, совпадает с окончанием зуб­ца Р на ЭКГ.

Особенностью ФКГ у детей является наличие /80 %/ функцио­нального систолического шума, обусловленного ускоренным кровотоком через легочную артерию. Шум чащефиксируется во 2 – 3 межреберье слева от грудины, занимает половину или две трети сис­толы, имеет необходимую амплитуду, веретенообразную или убыва­ющую Форму. Обычно шум не проводится за пределы сердца, умень­шается или исчезает в вертикальном положении.

  • Эхокардиографическое исследование (ЭхоКГ) проводится по стандартной методике с расчетом следующих показателей:

  • толщина стенки правого желудочка (мм)

  • среднее давление в легочной артерии (мм. рт. ст)

  • % систолического утолщения миокарда (%)

  • фракция выброса (%)

  • ударный объём (мл)

  • Спирография

Графическая регистрация изменений объёма легких во время дыхания носит название «спирография». Исследование функции внешнего дыхания (ФВД) проводится детям, начиная с 5-6 летнего возраста.

Состояние функции внешнего дыхания проводится на компьютерном спироанализаторе методом «поток-объём» с оценкой следующих показателей в абсолютных значениях и % к должным величинам:

  • ЖЕЛ – жизненная ёмкость легких;

  • ФЖЕЛ – форсированная жизненная ёмкость легких;

  • ОФВ1– объём форсированного выдоха за первую секунду;

  • ОФВ1/ЖЕЛ– индекс Тиффно;

  • МОС - максимальная объёмная скорость;

  • МОС25 – максимальная объёмная скорость на уровне крупных бронхов;

  • МОС50 - максимальная объёмная на уровне средних бронхов;

  • МОС75 - максимальная объёмная скорость на уровне мелких бронхов.

  • МВЛ – максимальная вентиляция легких

  • Пикфлоуметрия

Измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ) проводится индивидуальным пикфлоуметром (Clement Clarke) 30 – 400 л/мин. Пикфлоуметрический мониторинг ПСВ два раза в сутки в утренние часы (сразу же после сна до приёма бронхолитиков) и вечером перед сном (после приёма лекарства) в течение 7 дней с расчётом средних показателей. Колебания суточных показателей ПСВ оценивается с помощью индекса суточной вариабельности (ИСВ).

(ПСВ веч. – ПСВ утр.)

ИСВ = ------------------------------------- х 100%

1/2 (ПСВ веч. + ПСВ утр.)

Для обструктивного типа нарушения ФВД характерно снижение скоростных показателей (ФЖЕЛ, ОФВ, МОС. Индекс Тиффно). Для рестриктивного – уменьшение ЖЕЛ, МВЛ.

Литература:

  1. Савельев Б.П. Функциональные параметры системы дыхания у детей и подростков. Руководство для врачей / М.: Медицина, 2001.-232с.

  2. Белозеров Ю.М. Ультразвуковая семиотика и диагностика в кардиологии детского возраста / М., МЕДпресс, 2001.- 176с.

  3. Осколкова М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей / М., «Медицина». –1988.- 271с. (с.5-103)

  4. Н.А.Белоконь, М.Б.Кубергерг. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987. Стр.42-82.

  5. М.К.Осколкова, О.О.Куприянова.Электрокардиография у детей / М.,1986.

Самоконтроль знаний

Ситуационные задачи прилагаются


Методическая разработка для самостоятельной работы студента
Тема: Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой и дыхательной системы у детей

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:

    1. ЭКГ и её особенности у детей

    2. Фонокардиография и её особенности у детей

    3. Эхокардиография – ультразвуковое исследование сердечно-сосудистой системы у детей.

    4. Исследование функции внешнего дыхания методом спирографии

    5. Индивидуальная оценка функции внешнего дыхания методом пикфлоуметрии.

Литература:

  1. Савельев Б.П. Функциональные параметры системы дыхания у детей и подростков. Руководство для врачей / М.: Медицина, 2001.-232с.

  2. Белозеров Ю.М. Ультразвуковая семиотика и диагностика в кардиологии детского возраста / М., МЕДпресс, 2001.- 176с.

  3. Осколкова М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей / М., «Медицина». –1988.- 271с. (с.5-103)

  4. Н.А.Белоконь, М.Б.Кубергерг. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987. Стр.42-82.

  5. М.К.Осколкова, О.О.Куприянова.Электрокардиография у детей / М.,1986.

Самоконтроль знаний



Задача 1

Сделайте заключение по данным спирографического исследования мальчику 12 лет

Задача 2

Задача 3
Методическая разработка для самостоятельной работы студента
Тема: Гемокоагуляция и её особенности у детей.

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:


  1. Основные механизмы гемостаза

  2. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз

  3. Коагуляционный гемостаз.

  4. Физиологические антикоагулянты.

  5. Система фибринолиза.

  6. Общая методология распознавания нарушений гемостаза

  7. Гемостазиограмма и её клиническая оценка

  8. Особенности системы гемостаза у новорожденных детей.

Литература:

  1. Кузник, Б.И. Физиология и патология системы крови / Б.И Кузник.– Чита: ЧГМА, 2002.-312с.

  2. Резник Б.Я., Зубаренко А.В. Практическая гематология детского возраста / Киев, Здоровье. – 1989. – 397с. (с.38 – 47).

  3. Баркаган З.С. Геморрагические заболевания и синдромы / М., Медицина. – 1988. – 525с. (с.7 – 66).

  4. Иванов Е.П. Диагностика нарушений гемостаза (практическое пособие для врачей) / Минск, Беларусь. – 1983. – 220с. (с.5-42, с.188-194)

Самоконтроль знаний (ситуационные задачи прилагаются)



Методическая разработка для самостоятельной работы студентов
Тема: Некоторые синдромы поражения органов пищеварения ( острый живот, гепатиты, цирроз печени)

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:

1.Понятие «Острый живот»

2.Синдром желтухи

3.Виды желтух (конъюгационная, паренхиматозная, обтурационная)

4.Синдром гепатомегалии

5.Синддром печеночной недостаточности

Цирроз печени. Диагностические критерии.

Литература:1. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – С – Петербург.- «Фолиант». – 2001. – С. 533 – 537

2. Медицинская помощь на догоспитальном этапе при острой абдоминальной боли. –МГ. № 76 от 2.10.2002 г. – С. 8 – 9.

3. Дифференциальная диагностика острых хирургических заболеваний органов брюшной полости и острых кишечных инфекций. – МГ .№ 98 от 20.12.2000 г. – С.8 – 9.

4.Острый аппендицит .МГ № 72 от 15.09.2004 г. – С. 8 – 9.

Самоконтроль знаний

. Тестовый контроль:

  1. Острая абдоминальная боль возникает при:

1. Перфорации внутреннего органа

2.Острого холецистита

3.Аппендицита

4.Непроходимости тонкой кишки

5.Острой задержке мочи

2.Медленное развитие абдоминальной боли характерно для:

1.Спонтанного пневмоторакса

2.Кишечной непроходимости

3.Острого аппендицита

4. Закрытой травме живота

5. Пневмонии

3.Диффузная боль в животе часто сопровождает

  1. Пневмонию

  2. Непроходимость тонкой кишки

  3. Острый аппендицит

  4. Гастрит

  5. Гепатит

4.Рвота, возникающая на высоте болевого синдрома и приносящая облегчение свидетельствует об:

1. Остром панкреатите

2. Гепатите

3. Аппендиците

4.Язве желудка

5. Кишечной непроходимости

5.Выраженная паренхиматозная желтуха развивается при:

1.Калькулезном холецистите

2.Отравлении грибами

3. Обструкции желчевыводящих путей

4. Остром панкреатите

5. Почечной колике

6.Для цирроза печени характерно:

1.Повышение АлАТ, АсАТ

2. понижение АлАТ, АсАТ

3. Лейкоцитоз

4. Тромбоцитоз

7. Для острых кишечных инфекций характерно:

1. Рвота , не связанная с приступами боли

2. Острое и внезапное начало заболевания

3. Рвота сопутствует приступам боли

4. « Шум плеска»

5. Похудание

8. Для пищевой токсикоинфекции характерно:

1. Отсутствие перистальтики кишечника

2. Рвота с примесью крови

3. Задержка стула

4. Рвота, связанная с болью в животе

5. Употребление недоброкачественной пищи

9. Для инвагинации кишечника у детей характерно:

1. Разжижение стула

2. Пальпируемая «опухоль» в животе и кровянистые выделения из прямой кишки

3. Многократная рвота

4. Тупые боли в животе

5. Вздутие живота

10. Пельвиоперитонит возникает у девочен чаще в возрасте:

1. 2 – 3 лет

2. 3 – 7 лет

3. 7 – 9 лет

4. 10 – 12 лет

5. 12 – 15 лет

Эталоны ответов.

  1. -1

  2. -2

  3. -2

  4. -4

  5. -2

  6. -1

  7. – 1

  8. -5

  9. -2

  10. -2


Методическая разработка для самостоятельной работы студентов
Тема: Особенности эндокринной системы у детей

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:

  1. Уровни эндокринной регуляции физиологических функций

  2. Особенности развития гипофиза, его гормоны

  3. Особенности развития щитовидной железы

  4. Этапы развития надпочечников

  5. Особенности развития паращитовидных желез

  6. Формирование пола и половое созревание

Литература:

1. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов. Пропедевтика детских болезней.-С-Петербург –«Фолиант» – 2001. – С. 622 – 671.

Самоконтроль знаний

Тестовый контроль.

  1. Начало отставания в росте у детей с гипофизарным нанизмом проявляется :

1. до 5 лет

2. с 7 лет

3. с 9 лет

4. с 11 лет

5. с 13 лет

2.Для детей с соматотропной недостаточностью характерна задержка роста:

1. пренетельная

2. постнатальная

3. Для детей с врожденным СТГ – дефицитом характерно в анамнезе:

1. гипергликемия

2.гипогликемия

3. пониженный аппетит

4. влость

5. раздражительность

4.Для соматотропной недостаточности характерно:

1. резкое отставание в росте при нормальных пропорциях тела

2. ускорение костного созревания

3. отставание в росте при увеличенной массе тела

4. незначительное отставание в росте при нормальных пропорциях тела

5. незначительное отставание в росте при избытке массы тела

5.Для гипофизарного нанизма характерно:

1.опережение костного возраста от хронологического

2. отставание костного возраста от хронологического

3. соответствие костного возраста хронологическому

6.Первый значительный рост щитовидной железы происходит:

1. до старшего школьного возраста

2. до младшего школьного возраста

3. в раннем детском возрасте

4. в дошкольном возрасте

5. в период полового созревания

7.Максимальная активность секреторной функции щитовидной железы относительно кальцитонина про исходит:

1. в дошкольном возрасте

2. в начале старшего школьного возраста

3. в конце старшего школьного возраста

8.Паращитовидные железы начинают функционировать на:

1. 4 неделе внутриутробного периода

2. 6 неделе внутриутробного периода

3. 8 неделе внутриутробного периода

4. 10 неделе внутриутробного периода

5. 12 неделе внутриутробного периода

9. Корковый слой надпочечников выделяет:

1. кортизол

2. адреналин

3.норадреналин

4. дофамин

5. кальцитонин

10. Секреция инсулина у плода начинается с:

1. 1 мес

2. 2 мес

3. 3 мес

4. 4 мес

5. 5 мес

Эталоны ответов.

1 – 1

2 – 2

3 - 2

4. – 1

5. – 2

6. – 2

7. -3

8. – 2

9. -1

10 – 3
Методическая разработка для самостоятельной работы студента
Тема: Семиотика приобретенных пороков сердца у детей и подростков

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки

  1. Диагностические критерии ревматического и инфекционного эндокардитов у детей и подростков.

  2. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии недостаточности митрального клапана.

  3. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии стеноза левого атриовегнтрикулярного отверстия.

  4. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии сочетанного митрального порока сердца.

  5. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии недостаточности клапанов аорты.

  6. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии пороков трехстворчатого клапана.

  7. Функциональные методы исследования поражения клапанного аппарата сердца: ЭКГ, ЭхоКГ

  8. Семиотика сердечной недостаточности при клапанных пороках сердца у детей и подростков.

Литература.

  1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – С-Петербург. «Фолиант». – 1999. – С. 462-463, 464-465, 473-475.

  2. Н.А. Белоконь, М.Б. Куберберг. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. – Москва. «Медицина». – 1987. – Т. 1. – С.371-385, Т. 2 - С.27-46.

Самоконтроль знаний

Задача 1. Дима П., 12 лет, 2 недели назад перенес ангину, после чего появились боли в суставах рук и ног летучего характера, припухлость левых локтевого и лучезапястного суставов, повышение Т до 38*, боли в сердце, сердцебиение. При обследовании : бледность кожи. Смещение верхушечного толчка влево, глухость сердечных тонов. ЧСС - 112 в мин. ЧДД - 34 в мин. АД - 100/60 мм рт ст. ЭКГ: РQ - 0,22 сек., нарушение обменных процессов в миокарде. Гемограмма: Л-16.10/9/л, СОЭ-30 мм/ч. Через неделю на фоне антибактериальной, противовоспалительной терапии купировались суставной синдром, кардиалгии, сердцебиение, тоны сердца стали громче, но появился протодиастолический шум вдоль левого края грудины с эпицентром в 3-4 межреберьях слева.

  1. Каким заболеванием, на ваш взгляд, страдает ребенок?

  2. Чем объяснить появление протодиастолического шума?

  3. Какое дополнительное исследование будет решающим в постановке диагноза и какие изменения Вы ожидаете получить при этом исследовании?


Задача 2. Таня Б., 5 лет, страдает врожденным пороком сердца (открытый артериальный проток), диагностированным с рождения. До настоящего времени существенных жалоб не предъявляла, но часто болела бронхитами, перенесла пневмонию в 2 года. Оперативной коррекции порока не проведено. В течение 1-2 недель мать обратила внимание на нарушение самочувствия девочки, проявившееся молоподвижностью, капризностью, снижением аппетита, повышением температуры тела по вечерам до 37,5 – 37,8*, дважды отмечались необильные кратковременные носовые кровотечения. При обследовании со стороны сердечно-сосудистой системы выявлено: усиление верхушечного толчка, смещение границ относительной сердечной тупости вверх и влево, выраженный акцент 2 тона над легочной артерией, грубый систолический шум на основании сердца, диастолический шум в 3-4 межреберьях слева. ЧСС – 120 в мин., ЧДД – 28 в мин. АД – 100/0 мм.рт.ст.

  1. Объясните происхождение симптомов поражения сердечно-сосудистой системы у девочки.

  2. Чем объяснить экстракардиальные симптомы у ребенка, появившиеся 1-2 недели назад?

  3. Какое обследование Вы бы провели в первую очередь и что Вы ожидаете обнаружить?


Задача 3. Коля Ю., 13 лет. Наблюдается кардиологом с 10-летнего возраста с диагнозом: Ревматизм, неактивная фаза. Недостаточность митрального клапана. Н1. При плановом осмотре врачом выявлены следующие показатели со стороны сердечно-сосудистой системы: верхушечный толчок усилен, разлитой, смещен влево от сосковой линии. Границы относительной сердечной тупости: правая – правая стернальная линия, верхняя – 3 ребро, левая – 1 см кнаружи от левой сосковой линии. Тоны сердца ритмичные, 1 тон на верхушке ослаблен, умеренный акцент 2 тона над легочной артерией, систолический шум дующего характера на верхушке с иррадиацией в левую аксиллярную область, диастолический шум на верхушке. ЧСС – 86 в мин., ЧДД – 18 в мин., АД – 100/65 мм.рт.ст.

  1. Какой новый симптом, на Ваш взгляд, обнаружил врач?

  2. О чем следовало подумать кардиологу при появлении этого симптома?

  3. Какое основное исследование следует провести для подтверждения диагноза?


Эталоны ответов.

Задача 1. 1. Ревматизмом. 2. Эндокардитом аортального клапана. 3. ЭхоКГ: утолщение или уплотнение створок аортального клапана, аортальная регургитация.

Задача 2. 1. ВПС: ОАП. Эндокардитом аортального клапана. 2. Инфекционным эндокардитом. 3. ЭхоКГ: утолщение, уплотнение створок аортального клапана, возможно, вегетации, аортальная регургитация.

Задача 3. 1. Диастолический шум на верхушке. 2. О латентном течении ревматического эндокардита с поражением митрального клапана, возможно, формировании стеноза. 3. ЭхоКГ.

Методическая разработка для самостоятельной работы студента
Тема: Особенности обменов веществ в детском и подростковом возрасте и семиотика их нарушений.

Продолжительность занятий: 20 часов.

Вопросы для подготовки

  1. Особенности энергетического обмена, потребность в энергии в возрастном аспекте.

  2. Возрастные особенности белкового обмена у детей. Потребность в белке у детей разного возраста.

  3. Причины и симптомы нарушения белкового обмена. Синдром белковой недостаточности.

  4. Возрастные особенности жирового обмена у детей. Потребность в жирах у детей разного возраста.

  5. Причины и симптомы нарушения жирового обмена. Проявления недостаточности ненасыщенных жирных кислот.

  6. Возрастные особенности углеводного обмена. Потребность в углеводах.

  7. Причины и симптомы нарушения углеводного обмена. Диагностические критерии сахарного диабета у детей и подростков.

  8. Возрастные особенности водно-минерального обмена у детей. Потребности детей в минеральных солях, витаминах, жидкости.

  9. Причины и симптомы нарушения водно-минерального обмена у детей. Понятие об эксикозах, клиническая и лабораторная диагностика разных видов обезвоживания.

  10. Диагностические критерии железодефицитных, селенодефицитных, йододефицитных состояний.

  11. Семиотика гиповитаминозов Д, А, С, Е, В.

Литература.

  1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – С-Петербург. «Фолиант». – 1999. – С. 770-825.

  2. М.Я. Студеникин, К.С. Ладодо «Питание детей раннего возраста». - М., «Медицина» - 1991. – С. 3- 49.

  3. Ю.Е. Вельтищев. Наследственные болезни обмена веществ у детей. – М., «Медицина». – 1979. 160 с.

3. Компъютерный диск: «Обмен железа».

  1. Самоконтроль знаний

Задача 1. Витя К., 10 месяцев. Жалобы на неустойчивый стул до 3-5 раз в сутки, жидкий, водянистый, светло-коричневого цвета, снижение аппетита, плохую прибавку массы тела. До 3 мес. находился на грудном вскармливании, в возрасте 3 месяцев переведен на искусственное вскармливание, перенес энтеровирусную инфекцию. С этого времени у ребенка отмечается неустойчивый, водянистый стул, задержка массы. Рекомендовано кормление мальчика безмолочной смесью, введение в соответствии с возрастом фруктов, овощей, мясного фарша, гречневой, рисовой каш, приготовленных на воде, растительного масла. На фоне назначенной диеты стул у ребенка нормализовался, весовая кривая нарастала. В 8 месяцев мать ввела прикорм натуральным коровьим молоком, манной кашей. Состояние ухудшилось, снизился аппетит, появился неустойчивый стул. При осмотре: ребенок пониженного питания, эастичность кожи, тургор мягких тканей снижены, большой родничок несколько западает. Живот увеличен в объеме, умеренно напряжен, печень пальпируется на 2,5 см ниже реберного края. Мочеиспускание 6-8 раз в сутки. Масса мальчика – 7500, длина тела – 70 см. До – 9 мес., Др – 10 мес., Ра – 10 мес., Рп – 10 мес., Н – 9 мес.

  1. Оцените ФР, НПР. Ребенок родился доношенным.

  2. Чем объяснить диарею? Как называется синдром? Активность каких ферментов нарушена при данном страдании?

  3. Почему ребенку не рекомендовали прием молока и манной каши?


Задача 2. Пете С., 2 месяца. Заболел остро после введения в рацион молочной смеси в связи с отсутствием грудного молока. Отмечались подъем Т* до 39*, многократная рвота, учащение стула до 10-12 раз в сутки, необильного, зеленого цвета, водянистого. При обследовании: состояние ребенка тяжелое за счет интоксикации. Кожа бледная, с мраморным оттенком, конечности цианотичны, холодные на ощупь. Эластичность кожи и тургор тканей снижены. Большой родничок вровень с краями, не напряжен. Предпочитаеть пить подсоленую воду. Тоны сердца приглушены. ЧСС – 150 в мин. Пульс слабый. Живот увеличен в объеме, умеренно напряжен. Печень на 3 см ниже реберного края, пальпируется край селезенки. Мочился в течение суток 2 раза. Гематокрит – 65%. За сутки потеря в весе составила 10%.

  1. Какое заболевание Вы предполагаете у ребенка? Выделите ведущие синдромы болезни.

  2. Есть ли обезвоживание у больного? Если есть, то укажите степень тяжести и тип.

  3. Какими анатомо-физиологическими особенностями детского организма можно объяснить острое нарушение водно-минерального обмена у ребенка 2 месяцев жизни.


Задача 3. У ребенка 8 месяцев при обследовании выявлены лобные и теменные бугры, «четки», «браслеты», мышечная гипотония конечностей, «лягушачий» живот. Ребенок с 3 месяцев находится на искусственным вскармливании. В 4 месяца введен прикорм манной кашей, в 5 месяцев начали давать другие каши, 1-2 раза в неделю – картофельное пюре. В настоящее время получает супы, каши, , натуральное молоко, 3-4 раза в неделю мясо. Гемограмма: НВ – 95 г/л, лейкоциты – 6Х109/л, нейтр. сегм – 25%, лимф. – 65%, эоз. – 2%, мон. – 8%. СОЭ – 12 мм/ч

  1. Оцените гемограмму.

  2. Какие ведущие синдромы и каких заболеваний можно выделить у ребенка?

  3. Какие причины болезней, имеющихся у ребенка? Назовите потребности в железе,

кальции, фосфоре, витамине Д у ребенка в 8 месяцев.

Задача 4. Обоснуйте рекомендации введения дополнительных пищевых продуктов у детей грудного возраста не ранее 4 месяцев.

Задача 5. Чем объяснить развитие диспепсии у некоторых недоношенных новорожденных детей, вскармливаемых донорским грудным молоком?
Эталоны ответов.

Задача 1. Дистрофия по типу гипотрофии 1-2 степени. НПР – 2 группа. 2. Синдром мальабсорбции лактозы. Гиполактазия. 3. Исключение из рациона лактозы и глютена.

Задача 2. 1. Инфекционный гастроэнтероколит. Интоксикация, дипепсия, обезвоживание. 2. Соледефицитный эксикоз, 2-3 степени. 3. Лабильностью водного обмена, преобладанием внеклеточной жидкости, экстраренальных потерь над почечными (особенности клубочковой фильтрации), незрелостью гуморальной канальцевой регуляции водно-минерального обмена.

Задача 3. 1. Анемия. 2. Рахитическая деформация скелета, общая мышечная гипотония, анемия. Рахит. ЖДА. 3. Дефекты вскармливания. 10 мг, 600 мг, 500 мг, 10 мг(500 ЕД) в сутки.

Задача 4. Созреванием пищеварительных ферментов (желудка, поджелудочной железы, ротовой полости, аминопептидаз) к 4-5 месяцам.

Задача 5. Транзиторной лактазной недостаточностью.


Методическая разработка для самостоятельной работы студента
Тема: Этика и деонтология в педиатрии

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие о медицинской этике.

  2. Понятие о медицинской деонтологии

  3. Врач и общество

  4. Обязанности врача

  5. Поведение, взаимоотношения и действия врача по отношению к больному и его окружению

  6. Взаимоотношения во врачебном коллективе

  7. Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом

  8. Клятва Гиппократа


Литература.

  1. В.И. Акопов. Врач и больной: мораль, право, проблемы. – Р-н-Д. - !994 – С.21-64, 76-89, 123-187.

  2. Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. – М., «Медицина». – 1990 – С.56-98, 112-134, 200-212.

  3. А.Я. Иватошкин. Профессиональная этика в медицине. – М., «Медицина». – 1990. – С.34-78, 98-118, 132-156, 200-220.

  4. И.Я. Макшанов. Врачебная деонтология. – Минск, «Вышэйшая школа». – 1998. – С.23-120, 155.


Самоконтроль знаний.

1.Напишите лекцию для родителей на тему «Уход за ребенком, больным респираторной вирусной инфекцией»

2. Составьте план беседы с детьми, находящимися на стационарном лечении, о правилах поведения в отделении больницы.

3. Во время практических занятий присутствуйте на обходе в одном из педиатрических отделений ОДКБ.

Методическая разработка для самостоятельной работы студента
Тема: История отечественной педиатрии

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки

  1. Начало цивилизации. Возникновение медицины.

  2. Медицина в России в 18 веке. Вклад в развитие медицины и педиатрии М.В. Ломоносова, С.Г Зыбелина, Н.М. Амбодик-Максимовича.

  3. Медицина 19 века. Труды Н.М. Амбодик-Максимовича, И.И. Бецкого, С.Ф. Хотовицкого, К.Ф. Раухфуса, В.М. Флоринского, Н.И. Быстрова, Н.Ф. Филатова, Н.А. Тольского.

  4. Медицина 20 века. Здравоохранение в России до 1917 года.

  5. Выдающиеся педиатры 20 века - Г.Н. Сперанский, А.А. Кисель, В.И. Молчанов, М.Я. Студеникин, В.А. Таболин, Ю.Ф. Домбровская, Л.А. Исаева, Н.А. Шкарин, А.Ф. Тур, М.С. Маслов.

  6. История кафедры педиатрии Читинской государственной медицинской академии.


Литература.

  1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов Пропедевтика детских болезней. – С.-Пб., «Фолиант». – 1999. – С.10-23.

  2. Ю. П. Лисицын. История медицины. – Москва, «ГЭОТАР-МЕД». – 2004. – С.20-22, 116-127, 175-178, 196-225.

  3. В.О. Самойлов. История российской медицины. – М. – 1997. – С.2-12, 35-78, 100-154.


Самоконтроль знаний.

1. Напишите реферативное сообщение о деятельности одного из основоположников отечественной педиатрии

2. Сравните современную педиатрию и педиатрию 18-19 веков. Какие основополагающие принципы педиатрии остались неизменными?
написать администратору сайта