Главная страница
Навигация по странице:

Психолого-педагогический практикум. Практикум Наблюдение Общая характеристика метода наблюдения


Скачать 151.25 Kb.
Название Практикум Наблюдение Общая характеристика метода наблюдения
Анкор Психолого-педагогический практикум.docx
Дата 14.04.2017
Размер 151.25 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Психолого-педагогический практикум.docx
Тип Практикум
#1053
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Раздел II

Лабораторный практикум


Наблюдение
Общая характеристика метода наблюдения
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений через изучение поведения человека в различных естественных ситуациях.

Основной особенностью метода наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемого. Вывод об индивидуально-психологических особенностях ребенка делается по объективным внешне выраженным показателям: действиям, поступкам, речи, движениям, жестам и т.д.

Метод наблюдения применяется для изучения особенностей психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения), свойств личности, черт характера, психических состояний.

Различают несколько видов научного наблюдения: включенное и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное, внешнее и внутреннее.

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам на определенное время становится членом той группы, которая является объектом исследования. Причем для остальных он выступает не как наблюдатель, а как равноправный член группы, принимающий наравне со всеми участие в совместной деятельности. Таким образом, наблюдатель включается в социальную ситуацию и имеет возможность получить информацию как бы изнутри.

Невключенное наблюдение – это наблюдение извне, «со стороны», когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Невключенное наблюдение позволяет заметить такие моменты, которые сложно отследить членам общности в связи с эмоциональной вовлеченностью в ситуацию.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют наблюдение открытое и скрытое. Наиболее часто в исследовательской практике применяется открытый вид наблюдения, т.е. дети знают, что в определенных ситуациях они являются объектом специального наблюдения. При скрытом наблюдении дошкольники не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью. В этом случае нередко используются специальные записывающие устройства, скрытые телекамеры, существуют специальные комнаты со стенами односторонней видимости (стенки Гезелла). Проведение скрытого наблюдения требует строго соблюдения этических норм и принципов.

Сплошное наблюдение предполагает достаточно длительный сбор информации о всех возможных особенностях психики ребенка на основе описания и анализа его поведения. Как правило, при таком подходе к изучению психических проявлений используются и специальная форма фиксации сведений в виде дневниковых записей.

При выборочном наблюдении из всего многообразия поведенческих реакций вычленяется только определенная группа, касающаяся проявления конкретных изучаемых свойств психики. Осуществить технически этот вид наблюдения намного проще, чем предыдущий, однако большую сложность представляет подготовительный этап: отбор тех признаков, которые будут необходимы и достаточны для изучения особенностей психики, выбранных предметом наблюдения.

В зависимости от направленности сознания наблюдателя выделяют также наблюдение внешнее и внутреннее. Внешнее наблюдение предполагает целенаправленное восприятие поведения и деятельности других людей. Внутреннее наблюдение, или интроспекция – это наблюдение «изнутри» за собственными мыслями, ощущениями, переживаниями и т.п. В течение довольно длительного периода развития психологии внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) рассматривалось как единственно научный путь изучения психического. Современная психология относит самонаблюдение к числу дополнительных, хотя в ряде случаев, необходимых способов организации познания личности. В детской психологии этот вид наблюдения практически не используется.
Этапы наблюдения
1 этап. Постановка цели
Принято различать широкие и узкие цели наблюдения.

Широкие цели предполагают наиболее полное изучение индивидуальности ребенка. На основании этих наблюдений составляется психологическая характеристика ребенка, представляющая собой поперечный срез процесса развития. Ряд таких срезов или портретов, составленных в различное время, дают возможность судить о ходе развития ребенка.

Узкие цели могут не охватывать всю индивидуальность ребенка в целом; как правило, касаются только какой-нибудь одной ее стороны.

Пример:

Цель 1. «Особенности восприятия цвета, формы, величины Светой К. 3 г. 2 мес.».

Цель 2. «Особенности общения детей подготовительной группы в процессе совместной игровой деятельности».
2 этап. Планирование наблюдения
Изучение объекта наблюдения

До наблюдения необходимо познакомиться с научной, учебной, методической, справочной литературой и выявить специфику предполагаемого объекта наблюдения.

Например:

  • Поставив перед собой цель «Изучение особенностей игровой деятельности Саши П. 5 л.», необходимо предварительно изучить закономерности формирования игровой деятельности в данном возрасте в соответствующей литературе.

  • Наметив наблюдение уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшей группы, необходимо познакомиться с программными требованиями для данного возраста.

Прежде чем приступить к фиксации поведения ребенка, необходимо предварительно выяснить особенности его поведения и развития, семьи и ближайшего окружения. В течение некоторого времени необходимо наблюдать и фиксировать обстановку, в которой находится ребенок, и его наличное состояние, полезно также указать вид деятельности, которой ребенок занимался до наблюдения. Эта информация указывается во введении к протоколу наблюдения. В заключение отмечаются особенности среды, которые не были фиксированы во время наблюдения, а также реакция ребенка на наблюдателя и сам факт наблюдения.

Возможны следующие варианты реагирования:

а) ребенок не реагирует на наблюдателя вовсе, как будто его не существует в окружающей обстановке;

б) ребенок не осознает самого факта наблюдения, наблюдатель и его действия воспринимаются им как все другие элементы среды и вызывают реакции неспецифического характера;

в) ребенок реагирует (задает вопросы), но сам факт наблюдения не осознает;

г) ребенок осознает, что за ним наблюдают.
Выбор ситуации наблюдения

Необходимо выбрать ситуацию, в которой максимально будут проявляться интересующие исследователя качества.

Например:

  • навыки самообслуживания лучше всего наблюдать в следующих ситуациях: перед обедом, во время обеда и после него, во время подготовки ко сну, а также во время одевания на прогулку;

  • особенности общения ярче проявляются в коллективной игровой и трудовой деятельности, чем на занятиях.


Выбор времени наблюдения

Если перед исследователем не стоит специальной цели исследования утомляемости и работоспособности ребенка, то лучше всего наблюдение планировать в дообеденные часы, это время максимальной продуктивности деятельности.
Выбор наблюдаемых параметров, составление программы наблюдения

Составление программы наблюдения необходимо для того, чтобы наблюдатель мог сознательно направлять свое внимание в соответствии с целью наблюдения. Чем более подробной будет программа, тем более точными окажутся результаты наблюдения. В одних случаях программа наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые надо обратить внимание.

Например:

Цель наблюдения: «Особенности умственной деятельности на занятиях».

Программа наблюдения:

  1. Быстро ли реагирует на вопросы воспитателя:

  • поднимает руку или нет;

  • сразу после вопроса воспитателя может отвечать или необходимо время на обдумывание ответа.

  1. Какой материал лучше запоминает:

  • наглядный;

  • словесный.

  1. Осмысленно запоминает или механически, может ли самостоятельно приводить примеры.

  2. Может ли самостоятельно делать вывод, задавать вопросы.

  3. сколько времени необходимо, чтобы ребенок запомнил материал. Как долго он сохраняется в памяти.

  4. Устойчиво ли внимание. Каковы причины отвлечения.

Наблюдаемые факты поведения заносятся в протокол, при этом используются фотографическая или описательная записи.
Протокол наблюдения № 1

Ситуация


наблюдения

Непосредственная стимуляция

наблюдения

Описание фактов поведения ребенка

Интерпретация

фактов












  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта