Главная страница
Навигация по странице:

ОТВЕТЫ по языкознанию!!!. Предмет и задачи языкознания


Скачать 0.59 Mb.
Название Предмет и задачи языкознания
Анкор ОТВЕТЫ по языкознанию!!!.doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.59 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ОТВЕТЫ по языкознанию!!!.doc
Тип Документы
#318
страница 1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1 ответ: Предмет и задачи языкознания: его место в системе наук и методологическое значение.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ.

Наука о языке имеет 3 названия:

  • лингвистика

  • языкознание

  • языковедение

Языкознание – одна из древнейших наук (2500 лет назад). Развитие мирового языкознания осуществлялось в рамках следующих научно-лингвистических традиций:

  1. Греко-римская – основная

  2. Индийская

  3. Арабская

  4. Китайская

  5. Шумерская (Вавилонская).

Основные разделы языкознания.

  1. частное и общее языкознание. Частное – 1 язык или группа родственных языков. Общее – изучает проблемы, для решения которых необходимо привлечение большинства или всех языков мира.

  2. Синхроническое и диахроническое. Синхроническое – рассматривает язык на каком-либо определённом этапе его развития. Диахрония – изучение языка в развитии.

  3. Внутренняя/внешняя лингвистика. Внутренняя – изучение системы языка – фонетики, грамматики, лексики. Внешняя – всё остальное (кол-во говорящих, географическое расположение, наличие письменности и др.)

  4. Прикладная и теоретическая лингвистика. Прикладная – использование знаний о языке в практике его преподавания, при переводе, при общении в МКК (межкультурная коммуникация). Теоретическая – совокупность знаний о происхождении, развитии, функционировании языка.

2 ответ: Язык как система. Свойства системы.

Система – это совокупность взаимосвязанных единиц или элементов, точность которых определяется их отношением друг к другу.

Свойства системы:

  1. «если А то Б».

Существования одной единицы требует существование другой.

Если есть категория рода, то есть категория числа.

Если есть категория числа, то есть категория рода.

  1. «2-1=0».

Нет системы из одного знака или одного элемента.

Может быть только два знака, иначе системы быть не может.

Без племянников нет дяди.

  1. количественные изменения в системе приводят к качественной перестройке элементов.

Есть – кушать, хавать, жрать, трапезничать и т.д.

  1. Языку свойственна иерархичность.

Синтаксический ярус словосочетания, коммуникативная функция и предложения.

Лексический ярус номинативная функция. (выражение смысла)

Морфологические ярусы: морфемы сигнификативная функция

Фонетические ярусы: фонемы смыслоразличительные.

Стили языка:

  1. научный

  2. публицистический

  3. художественный

  4. разговорный

  5. официально-деловой

3 ответ: Понятие о структуре языка. Синтагматика и прагматика, синхрония и диахрония. Соотношение понятий системы и структуры.

Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон.

Система языка — это инвентарь его единиц, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям; структуру языка образуют отношения между ярусами и частями единиц; следовательно, структура языка — лишь один из признаков системы языка.

Единица языка, категория языка, ярус языка, языковые отношения — эти понятия не совпадают, хотя они все важны для раскрытия понятия системы языка.

Единицы языка — его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка. По своему назначению единицы языка делятся на номинативные, коммуникативные и строевые. Строевые единицы языка служат средством построения и оформления номинативных и коммуникативных единиц; строевыми единицами являются фонемы и морфемы, а также формы слов и формы словосочетаний.

Категории языка — это группы однородных единиц языка; объединяются категории на основе общего, категориального признака, обычно семантического. Так, в русском языке имеются такие категории, как время и вид глагола, падеж и род имени (существительного и прилагательного), категория собирательности.

Языковые отношения — это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями. Основными типами отношений являются парадигматические и синтагматические, ассоциативные и гипонимические (иерархические).

СИНТАГМАТИКА - один из двух системных аспектов изучения языка, противопоставленный парадигматике. По Ф. де Соссюру, синтагматическими называются отношения, основанные на линейном характере языка и реализующиеся в последовательности элементов в потоке речи.

ПРАГМАТИКА - раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе.

Совокупность условий, сопровождающих употребление языкового знака. Раздел языкознания, изучающий условия использования говорящими языковых знаков.

СИНХРОНИЯ — это изучение отношений между единицами языка в одну определенную эпоху (т. е. в пределах существования именно этой системы)

ДИАХРОНИЯ — это изучение процессов, исторически присущих языку. Например, в XIII— XIV вв. в русском языке шел процесс изменения конечных звонких согласных в глухие.

4 ответ: принципы иерархической организации языка. Функции языка и языковых единиц.

Категориально-иерархическая организация языка задает и сам принцип знака. Самый

надежный ключ к принципу знака — типологически значимые различия во внешней форме основных классов языковых знаков. Внешняя (означающая) сторона словесного знака представлена разнообразными структурами: морфологической, слоговой, суперсегментной, фонемной. Ведущую роль в собственно звуковой форме словесных знаков играет «старшая» характеристика внешней формы слова — его морфологическая структура, не случайно ставшая основой первых типологических классификаций языков.

Вследствие иерархических отношений слова с предложением и морфемой сегментная и суперсегментная организация слова оказывается неодномерной, особенно в случае функционально различного членения базовой — морфологической — структуры слова на словообразовательную, словоизменительную, морфемную.

В соответствии с иерархией характеристик внешней формы слова обоснование системной грамматической мотивированности означающего и его связи с означаемым в структуре знака осуществляется поэтапно.

Иерархические отношения характеризуют только отношения между единицами разных уровней, т. е. отношения качественно различных величин.

Иерархические отношения — это отношения вхождения более простой единицы в более сложную.

Это отношения целого и части т. е. отношения, характеризующие строение различных единиц (как собственно языковых, так и речевых, образуемых в процессе использования языковых средств).

Функция в языкознании, способность языковой формы к выполнению того или иного назначения (нередко синоним терминам «значение» и «назначение» языковой формы); зависимость или отношения между единицами языка, обнаруживаемые на всех уровнях его системы. Установление Функция (в языкознании) языковой единицы предполагает определение её роли в данном языке (системе языка), например у предложения могут быть выделены коммуникативная (сообщать о чём-то) и номинативная (называть это событие) Функция (в языкознании) Каждая языковая единица существует исключительно потому, что она, в отличие от др. языковой единицы, служит известной цели, т. е. выполняет определённую Функция (в языкознании) Выделяются многочисленные Функция (в языкознании) языковых единиц — отождествления, разграничения и различения, в соответствии с которыми различаются и сами единицы, например фонема служит различению разных слов и морфем или проведению границ между ними.

Функция (в языкознании) изучаются и рассматриваются не только при описании единиц языка, но и самого языка как системы. Основная Функция (в языкознании) языка: коммуникативная, или Функция (в языкознании) общения, познавательная, отражательная, перформативная, фатическая (установление контакта без установки на передачу информации), номинативная — наречение или называние предметов и явлений действительности, экспрессивная, или Функция (в языкознании) выражения, аппелятивная, или Функция (в языкознании) обращения. В числе Функция (в языкознании) языка указывают также на уровневые Функция (в языкознании) — фонологические, морфологические, грамматические и др. С функциональной точки зрения система языка есть многомерное образование, дифференцируемое как по формам проявления (устный и письменный язык), так и по социальной предназначенности (литературный язык, социальные диалекты, арго и пр.), по эстетической направленности (поэтический язык), по конкретным задачам общения (специальные терминологические системы).

Фонема – смыслоразличительные (это звук языка, а не речи), это минимальная фонетическая единица, которая служит для разграничения и отождествления значимых единиц языка (слов и морфем).

Морфема – выражение смысла

Лексема – это слово

Синтаксема – это предложение

Синтаксический ярус словосочетания, коммуникативная функция и предложения.

Лексический ярус номинативная функция. (выражение смысла)

Морфологические ярусы: морфемы сигнификативная функция

Фонетические ярусы: фонемы смыслоразличительные.

5 ответ: Язык, речь и речевая деятельность. Единицы языка и речи.

У термина «речь» два значения – процесс говорения и предметный результат этого процесса.

Лингвист изучает не процесс речи, а то, что возникает как результат процесса говорения – реальную цепочку, последовательность единиц языка, созданную говорящим для выражения определенного содержания.

Процесс говорения и понимания – речевая деятельность.

Язык и речь не два разных явления и не 2 половинки одного и того же. Это разные состояния одно и того же коммуникативного материала.

Они могут быть наблюдаемы:

а) в отвлечении от текста, от языкового материала и выражаемого текстом смыслового содержания

б) в структуре текста, в связи с его смысловым содержанием.

«Язык есть деятельность теоретического разума в собственном смысле, так как он является ее внешним выражением» (Гегель).

Язык – нечто вполне определенное в разнородном множестве фактов речевой действительности.

Его можно локализовать в определенном отрезке речевого акта, там где слуховой образ ассоциируется с понятием. Она представляет собой социальный аспект РД, внешний по отношению к индивиду, к-рый сам по себе не может его ни создавать, ни изменять.

Язык существует только в силу договора, заключенного членами коллектива.

Язык, отличный от речи, составляет предмет, доступный самостоятельному изучению.

Мы не говорим на мертвых языках, но способны овладеть их механизмаом.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – разнородна, а язык по своей природе однороден – это система знаков, в к-рой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба эти компонента в равной мере психичны.

Единицы языка - элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого термина образуют определённые «уровни» языковой системы, напр. фонемы - фонемный уровень, морфемы - морфемный уровень и др.

Единицы языка в наиболее общем виде обнаруживают три вида отношений: парадигматические (см. Парадигматика), синтагматические (см. Синтагматика), иерархические (по степени сложности, отношения вхождения единиц низших уровней в высшие).

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА обладают свойством «уровневой сочетаемости», в парадигматические и синтагматические отношения вступают только единицы одного уровня, напр. фонемы образуют классы и в линейной последовательности сочетаются только между собой.

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА комбинируются в речевой цепи, образуя единицы речи Однако фонемы и морфемы не являются единицами речи подобно словам, которые могут быть как единицами языка, так и единицами речи (производные и сложные слова могут иногда свободно образоваться в речи по тем или иным «формулам строения»); словосочетания (за исключением фразеологизмов) и предложения - единицы речи, т. к. не воспроизводятся, а производятся по определённым моделям.

Комбинаторика единицы языка регулируется грамматическими правилами, с. я. подчиняются этим правилам в силу объективно присущих им свойств.

В конечном счёте правила языка являются проявлением свойств единицы языка, поскольку эти свойства лежат в основе возможных связей и отношений между единицами языка.

6 ответ: Семиотическая сущность языка. Своеобразие языка как знакомая система.

Естественный человеческий язык (в оппозиции к искусственным языкам и языку животных) – основной объект изучения языкознания – как язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; это абстрактное представление о едином человеческом языке, средоточии универсальных свойств всех конкретных языков; как конкретный, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве. Конкретные языки – это многочисленные реализации свойств языка вообще.

Язык вообще есть естественно возникшая на определенной стадии развития человеческого общества и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, – это система, существующая прежде всего не для отдельного индивида, а для определенного социума. Кроме того, на эту знаковую систему наложены ограничения, связанные с ее функциями и используемым субстанциальным (звуковым) материалом [Кибрик, 1983].

Все языки могут быть разделены на естественные и искусственные (и частично искусственные). Первые, называемые также «повседневными», «разговорными», «обычными» и т. п., складываются стихийно и постепенно. История каждого такого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Живых языков в социально признанном смысле насчитывается от 3 до 7 тысяч – колебания связаны не только с неполнотой инвентаризации конкретных языков, но и с различиями в принципах их разграничения, особенно между разными языками и диалектами одного языка.

Наряду с естественными языками уже давно существуют искусственные языки – особые языки, сконструированные по определенному плану для определенных целей, например, для общения с машиной при автоматической обработке информации в компьютере или для международного общения. Таковы, на пример, языки математики, логики, алгоритмические языки программирования, шифры и т. д. Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частично искусственным. Одна из особенностей искусственных языков состоит в строгой определенности их словаря, синтаксиса и семантики. Во многих случаях эта особенность оказывается несомненным преимуществом таких языков в сравнении с естественными языками, аморфными как со стороны словаря, так и со стороны правил образования и значения. Искусственные языки генетически и функционально вторичны по отношению к естественному языку: первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.

Как отмечает А.Е. Кибрик, семиотическая, знаковая сущность языка состоит в установлении соответствия между универсумом значений (всем мыслимым мыслительным содержанием всех возможных высказываний) и универсумом звучаний (совокупностью потенциально возможных речевых звуков).

Семиотика представляет собой «сплав» трех наук -- синтактики, семантики и прагматики. Семиотика, будучи более широкой наукой, изучает главным образом их взаимосвязи.

Семантика -- раздел языкознания, изучающий содержание, информацию, передаваемые языковыми знаками и языком как их совокупностью

Семантика имеет дело с отношением знаков к тем самым объектам, которые они обозначают или могут обозначать. В семантике можно провести различие между теоретической и дескриптивной семантикой. Теоретическая семантика предлагает терминологию и теорию, необходимые для того, чтобы говорить о семантическом измерении процесса функционирования знаков. Дескриптивная семантика изучает реальные проявления этого процесса.

Язык – это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.

Знак – это понятие, с которым мы сталкиваемся не только в языке, но и в жизни. Знак может быть зрительным (визуальным) и звуковым (аудиальным).

Знак имеет видимую и воспринимаемую на слух форму и некоторое содержание, которое скрывается за этой формой. Форма слова называется означающее, а содержание – означаемое. Языковой знак условен, т. е. в данном обществе тот или иной знак имеет свое название.

Знаки в языке существуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом, образуя систему. В системе каждый знак обусловлен другими знаками, и сам обуславливает их. Сочетание знаков образует минимальную знаковую систему. Если убрать одно сочетание, система потеряет смысл. Другие знаки находятся в более сложных отношениях, образую частную систему внутри общей системы языка.

Язык во много раз сложнее, чем другие знаковые системы. Сами знаки в системе языка различны по сложности. Хотя связь между формой и содержание условна, но она устойчива, закреплена традицией и речевой практикой.

Язык существует для общения людей друг с другом. Любую мысль можно выразить с помощью языка – в этом его универсальность, никакие другие знаковые системы не могут служить средством общения в таких масштабах.

7 ответ: Понятие о знаке. Основные свойства и типы знаков.

Логич словарь Знак – материальный, чувственно воспринимаемый объект, к-рый символически, условно представляет и отсылает к обозначаемому им предмету, явлению, действию или событию, связи отношению, св-ву предметов действительности или событий.

Семиотич. определение. Знак – материальный носитель социальной информации. Информация - след, оставленный объектом системы А в объекте системы Б.

Общая теория систем. Знак – некое материальное явление А, замещающее при его восприятии некое явление Б и информирующее о нем.

Св-ва знака

1) материальность

2) информативность (носитель информации)

3) замещающий характер информации. Знак информирует не о себе, а о чем-то другом. Но при этом, конечно, он информирует и о себе, но просто эта информация не важна.

Соссюр выделил 4 с-ва знака

  1. произвольность

  2. изменчивость

  3. неизменчивость

  4. линейный хар-р означающего

Структура знака

Соссюр: 2х членная структура. Знак – единство означающего и означаемого.

Типология знаков

По характеру соотношений м/у означаемым и означающим. Этот признак не заявлен и не выдержан строго.

1. знаки-симптомы, знаки-признаки

Симптомы. Естественно существующие объекты, которые используются людьми как знаки. Связь м/у ними естественная. Семиотики не считают эту разновидность знаком. // при болезни, погода

2. знаки-сигналы

Самый распространенный тип знаков. Знаки сознанные. Конвенциональная (условная) связь м/у означаемым и означающим. Предполагает договор м/у. Связь немотивированная, разной природы.

3. знаки-символы

Условна, п.ч. ее выбирает человек, к-рый ее создает. Но в опредленной мере мотивирована. У означающего и означаемого есть какое-то сходство.

// знак олимп движения, 1й конгресс мира – голубь Пикассо, герб – двуглавый орел.

4. знаки языка

В языке есть знаки мотивированные и немотивированные. В этом нерядоположенность
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта