Навигация по странице:
|
ВОПРОСЫ ПО ЕГЭ -ИСТОРИЯ. Примерные вопросы к заданиям части С егэ по истории. Древняя Русь
Примерные вопросы к заданиям части «С» ЕГЭ по истории.
Древняя Русь.
1. Назовите основные этапы и ключевые события становления и развития Древнерусского государства.
2. Назовите основные предпосылки образования государства у восточных славян.
3. Сведения исторических источников о взаимоотношениях славян с варягами вызывают различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите аргументы и факты к своему мнению.
4. Деятельность древнерусского князя Святослава по-разному оценивалась историками. Согласно одной из оценок, князь, предпринимая свои многочисленные походы, искал лишь славы, «чужих земель», а своей землёй пренебрегал. Какое другое суждение о деятельности киевского князя Святослава вам известно? Какое из них вы считаете более убедительным? Приведите свои аргументы, факты.
5. Сравните систему управления Древнерусского государства при первых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Укажите, что было общим и что – различным.
6. Сравните вотчину и поместье. Укажите общее и различия.
7. В отечественной историографии раздробленность Древней Руси (12 – 13 вв.) объяснялась главным образом развитием феодальных отношений: укреплением феодальных вотчин и развитием натурального хозяйства. Какие другие точки зрения вам известны? Аргументы, факты -?
8. Сравните местоположение , основные виды хозяйственной деятельности населения, политическое устройство Владимиро- Суздальского княжества и Новгородской земли в 13 – 14 вв. Укажите, что ( какие черты и т.д.0 было общим и что- различным.
9. Основные причины и предпосылки феодальной раздробленности Киевской Руси. Какие типы власти сформировались в русских землях?
10. Некоторые историки считают, что период феодальной раздробленности – это регресс. Какие другие точки зрения вам известны? Какая из них более убедительна? Ваши аргументы?
11. Основные черты единства Руси в период феодальной раздробленности. Каково значение этих черт в процессе создания единого Русского государства в 14 – 16 вв.?
12. Основные задачи внешней политики Александра Невского. Приведите не менее 2-х примеров его действий.
13. Рассмотрите историческую ситуацию крещения Руси и ответьте на вопросы. Почему князь Владимир сделал выбор в пользу принятия восточного христианства от Византии? Почему Владимир начал войну с государством, от которого решил принять новую веру?
14. Значение принятия христианства в 10 веке.
15. Назовите основные события, связанные с борьбой Руси против вторжений с Запада в 13 веке, в чём состояло историческое значение побед, одержанных под руководством А.Невского? Основные события, связанные с борьбой Руси против вторжения с Запада в 13 веке.
16. Личность и деяния Александра Невского по-разному оценивались летописцами и историками. Большинство из них считают, что князь Александр Невский выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат, чья политика отвечала национальным интересам России. Какое другое суждение о деятельности Александра Невского вы знаете? Какое из суждений более убедительно? Ваши аргументы и факты -?
17. Раскройте предпосылки и ход Куликовской битвы. В чём её историческое значение?
18. Основные причины и предпосылки образования единого Русского государства. Какова была позиция церкви?
19. Причины объединения русских земель в 14 – начале 16 века. Приведите имена князей, с которыми связан этот процесс.
20. Роль и значение для русской истории государственной деятельности Александра Невского и Дмитрия Донского Общее и различия.
21. Что же дало возможность Москве получить великое княжение в 14 веке, каким путём шло её возвышение? Историки по – разному отвечают на этот вопрос. Так, С.М. Соловьёв говорит о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы. Какая другая точка зрения на причины возвышения Москвы вам известна? Приведите аргументы к выбранной вами точке зрения.
22. Охарактеризуйте развитие древнерусской культуры в 10-13 вв.
23. Охарактеризуйте причины побед татаро – монголов над русскими дружинами в 13 веке.
24. Во время похода на Русь в 13 веке, после взятия Торжка монголо-татары двинулись к Новгороду. Но, не дойдя двух сотен километров, они «повернули морды коней». Новгород не был подвергнут захвату и разорению Чем был вызван поход хана Батыя на Новгород? Что побудило его отказаться от своих планов?
25. Назовите основные этапы и направления походов войск Батыя на Русь в 13 веке. Каковы были последствия этих походов для Руси?
26. Сравните политику московских и тверских князей по отношению к Золотой Орде в 14 веке. Что было общим и что – различным?
27. В 1327 году в Тверь прибыл ордынский баскак Чол-хан с большим отрядом. Притеснения и насилия, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участие московский князь Иван Калита. Укажите причины, которыми можно объяснить
выступление Ивана Калиты на стороне ордынцев. Каковы были последствия восстания в Твери для московских князей и для всей Руси?
28. Есть разные оценки монголо-татарского ига. Какие точки зрения вы знаете? Какая точка зрения вам кажется более убедительной? Ваши аргументы?
29. Укажите предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. В 14 -15 вв.
30. Укажите основные итоги деятельности Ивана III в области государственного строительства. Назовите территории, присоединённые к Московскому княжеству в 15 –начале 16 века.
31. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти в 1538 году жены великого князя Василия Третьего Елены Глинской началась борьба боярских группировок за власть. Почему в России установилось «боярское правление2? Назовите не менее 2-х причин. К каким последствиям оно привело? Укажите не менее 3-х последствий.
32. Укажите основные задачи внутренней политики Ивана IV. Приведите примеры их решения.
33. Некоторые историки считали главной целью опричной политики Ивана Грозного борьбу с крупным боярством – противником централизации государства. Какие другие суждения о сущности опричной политики Ивана Грозного вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Ваши аргументы?
34. Существует 2 точки зрения на опричнину: 1. Опричнина способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от распрей феодалов.2. Опричнина ослабила Российское государство, она была нужна для усиления личной власти царя. Какая точка зрения кажется вам более убедительной? Ваши аргументы?
35. Основные задачи внешней политики Ивана IV.Приведите не менее 2-х примеров их решения.
17 век.
1. Назовите основные события Смутного времени.
2. Историки по-разному объясняли причины событий Смутного времени ( конец 16-начало17 вв..) По мнению ряда историков, истоки Смуты коренились в правлении Бориса Годунова. Какие другие точки зрения на причины Смуты вам известны? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите аргументы и факты в подтверждение вашей позиции.
3. Какова была позиция русской православной церкви на Смуту в России?
4. Существует точка зрения, что истоки Смуты в правлении Б.Годунова, который не пользовался авторитетом ни у знати, ни у народа, и не сумел преодолеть социальную и политическую напряжённость в обществе в начале 17 века. Какую другую оценку личности и правительственного курса Б. Годунова вы знаете? Какую оценку вы считаете более убедительной? Приведите не менее 3-х фактов в защиту вашей позиции.
11.Охарактеризуйте основные события, связанные с дворцовыми переворотами 30-50-х гг. 18 века. В чём состояли их причины и последствия?
12. Сравните внутреннюю политику Петра Первого и Екатерины Великой. Найдите черты сходства и различия.
13. Ряд историков утверждают, что преобразования Петра Первого в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства. Какую другую точку зрения на культурные преобразования Петра Первого вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты и положения( не менее 3-х), подтверждающих вашу точку зрения.
14.Есть 2 точки зрения на государственную деятельность Екатерины Великой:
А) Екатерина Великая последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма.
Б) Екатерина Великая лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако нередко отступала от них. Какая точка зрения вам кажется более убедительной, какие аргументы вы приведёте в её защиту?
15.Назовите основные направления политики просвещённого абсолютизма. Приведите ряд примеров тог, что Екатерина Вторая проводила эту политику.
16.В чём противоречивость политики просвещённого абсолютизма?
17.Основные черты внешней политики Петра Первого и Екатерины Второй. Общёё и различия.
18.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Вступив на престол в ходе дворцового переворота 1762 года, Екатерина Вторая первоначально подписала проект о создании Императорского совета, предложенный И.Н. Паниным. Также Екатерина заявила, что отказывается от идеи секуляризации церковных земель, которую намеревался проводить Пётр Третий. Однако в дальнейшем она отказалась от идеи создания Императорского совета, а секуляризацию церковных земель осуществила. Что побудило Екатерину Вторую дать такие обещания в начале своего правления? Почему она в дальнейшем отказалась от своих первоначальных решений?
19.Назовите основные направления и важнейшие события внешней политики России во 2-й половине 18 века. Каковы были итоги внешнеполитической деятельности России этого периода?
20.Назовите основные задачи внешней политики России во второй половине 18 века. Какие территории были присоединены к России в этот период?
21. Сравните экономическое положение России в 18 веке и в 1-й половине 19 века. Укажите, что было общим и что – различным.( не менее 3-х различий).
19 век. ( 1-я половина 19века).
1. Сравните внутреннюю политику Александра Первого до 1812 г. И после Отечественной войны 1812 г.
2. Существует точка зрения, что реформы Александра Первого имели «микроскопические результаты»(В.О.Ключевский). Какая другая точка зрения вам известна? Каково ваше мнение? Приведите аргументы.
3. Сравнить структуру государственных органов в России в 1 пол. 18 века и в 1-й пол. 19 века. Укажите не менее 2-х общих характеристик и не менее 2-х различий.
4. Сравнить экономическое развитие России в 18 веке и в 1-й пол. 19 века. Общее и различия.
5. Назовите основные направления преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра 1. Приведите примеры наиболее важных мер, относившихся к каждому из названных направлений.
6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. «Дней Александровых прекрасное начало» в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни. Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.
7. В 1811 году Н.М.Карамзин подал царю записку «О древней и новой России», где утверждал: «Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием». Какую другую точку зрения о путях развития России, предложенную в это время, вы знаете? Кем и где она была изложена и в чём её суть? Какую из них вы считаете более убедительной? Ваши аргументы?
8. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание. В 1806 – 1807 гг. Александру стала очевидна необходимость выработки программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.Сперанский. Он по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов» В чём суть проекта Сперанского? Укажите не менее 3-х положений. Почему же этот проект, вначале поддержанный императором , не был реализован? Назовите не менее 3-х причин.
9. Раскройте причины Отечественной войны 1812 года. Определите значение победы России в Отечественной войне.
10. Как Отечественная война 1812 года повлияла на внутреннее развитие и международное положение России?
11. Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 году в России были суровые природные условия страны. Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны? Какова ваша точка зрения? Приведите факты и аргументы к вашей позиции.
12. Назовите предпосылки движения декабристов. Аргументы к вашему мнению.
13. Сравните основные положения программных документов Южного общества декабристов и Северного общества. Укажите, что было общим и что различным (не менее 3-х различий).
14. В историографии существует оценка 2-го периода правления Александра Первого как консервативного, а т.к. руководство внутренней политикой император перепоручил А.А.Аракчееву, являющемуся в глазах общественного мнения воплощением реакции, то эту эпоху характеризуют как «аракчеевщина». Какая другая оценка 2-го перода правления Александра Второго вам известна? Какая из них кажется вам более убедительной? Приведите не менее 3-х фактов в защиту вашего мнения.
15. Назовите основные художественные стили(направления), получившие развитие в культуре первой половины 19 века. Укажите основные принципы(идеи), присущие одному из художественных стилей, и приведите не менее 2-х фамилий деятелей культуры, представлявших указанный художественный стиль.
16. Назовите основные направления (сферы) реформ, преобразований, проводившихся в 1 пол. 19 века в России. Укажите не менее 3-х направлений. Каковы были результаты преобразований в сфере государственного управления? Укажите не менее 2-х результатов.
17. Каковы цели, итоги введения военных поселений7 Каковы были порядки в военных поселениях?
18. Охарактеризуйте преобразования Александра Первого в социальной сфере.
19. Охарактеризуйте проект решения крестьянского вопроса, разработанный п.И.Пестелем.
2-я половина 19 века.
1. Назовите реформы Николая Первого. ( не менее 3-х преобразований). Каковы последствия одного из них?
2. Содержание реформы 1861 года. Значение реформы для развития капитализма в сельском хозяйстве.
3.Назовите основные направления внутренней политики Николая Первого ( не менее 3-х направлений). Приведите примеры проведённых им реформ (не менее 3-х).
4. Сравните положение крепостных крестьян и наёмных рабочих в 1 пол. 19 века в России. Укажите общее и различия.
5. Поддержка Николаем Первым борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его «знаменем свободы». Какие другие суждения об отношении Николая Первого к освободительному движению в Европе и проявлениям инакомыслия в России вам известны? Какие суждения по вашему мнению более убедительны? Ваши аргументы?
6. Сравните взгляды славянофилов и западников на прошлое России.
7. Сравните взгляды славянофилов и западников на историческое развитие России. Укажите общее9не менее 2-х взглядов) и различие(не менее 2-х различий0.
8. Сравните представления , лежащие в основе теории «официальной народности», и представления, которых придерживались в середине 19 века славянофилы. Что в их взглядах было общим, а что – различным. Приведите не менее 3-х аргументов.
9. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание. А.И.Герцен назвал эпоху 1830- 1840-х гг. «временем наружного рабства и внутреннего освобождения». Что послужило основанием для определения эпохи как времени наружного рабства? Укажите не менее 4-х причин. Приведите не менее 3-х положений, раскрывающих суть высказывания Герцена о внутреннем освобождении в период 1830-1840-х гг.
10. Раскройте тезис: «Поражение России в Крымской войне – это крушение принципов николаевского царствования».
11. Некоторые историки утверждали, что наличие крепостного права делало невозможным развитие капитализма в России вплоть до начала 1860-х гг. Какие другие суждения на этот счёт вам известны? Какое из них по-вашему более убедительно? Приведите факты, аргументы.
12. В чём состояла историческая необходимость проведения реформ в России в середине 19 века?
13. Какие законы и действия правительства в 18-19 веках поступательно вели к отмене крепостного права? Почему власть долго не решалась его отменять?
14. Говорят, что Крымская война подготовила отмену крепостного права. Да или нет? Какова роль Александра Второго и его окружения в проведении реформы?
15.В проектах крестьянской реформы 1861 года нашли отражение разные взгляды на условия её проведения. По каким основным вопросам высказывались разные(альтернативные) предложения при подготовке реформы? Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 года?
16 .Раскройте содержание реформ в сфере образования и печати, проведённых в России в 60-х гг. 19 века. Каково значение этих реформ?
17 .Назовите характерные черты развития капитализма в России в 1861-90-х гг.
18.Сравните меры, направленные на преобразования в государственной, социальной сферах. В сфере образования в годы царствования Николая Первого и в первое десятилетие царствования Александра Второго. Укажите, что было общим и что – различным.
19. Сравните положение русских помещиков накануне Крестьянской реформы 1861 года и после её проведения – до начала 1880 –х гг. Укажите, что было общим, а что – различным.
20. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца 19 века. Назовите общие черты и различия.
21. Назовите причины проведения реформ 60 -70-х гг. 19 века. Приведите примеры реформ.
22. Раскройте основное содержание судебной реформы 1864 года. В чём проявилась её непоследовательность и противоречивость?
23.Некоторые историки считали, что авторы , разработчики судебной реформы 1864 года недостаточно учитывали мировой опыт, что судебная реформа в России во многом сохранила традиционную для России форму судопроизводства. Какие другие суждения о судебной реформе 1864 года вам известны? Какое суждение вам кажется более верным? Приведите аргументы.
24. Сравните основное содержание Великих реформ 1860-70-хгг. И мероприятия, проведённые в годы царствования Александра Третьего. Укажите, что было общего и различного.
25. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Вступление Александра Третьего на престол было ознаменовано внутриполитическим кризисом. Вызванным убийством народовольцами Александра Второго. М. Лорис - Меликов предлагал императору созвать комиссию представителей выборных от земств. Исполнительный комитет «Народной воли2 направил Александру Третьему письмо с предложением провести радикальные преобразования. В каких сферах проводились преобразования в годы царствования Александра Третьего? Приведите примеры мероприятий в каждой из них.
26.Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-90-х гг. 19 века, и фамилии представителей этих направлений. Укажите, каковы были политические цели и способы их достижения у представителей одного из направлений (по выбору).
27. Назовите основные теории, составляющие идеологию революционного народничества1870 –начала 1880-х гг., а также фамилии их авторов. Приведите по два положения каждой указанной теории.
28. Идейные основы пропагандистского и бунтарского течений народничества в 19 веке. Что в них общего и чем они различаются?
29.Есть 2 точки зрения: 1. России принадлежит ведущая роль в освобождении Балканских народов от турецкого ига в 1877-1878 гг.
2.Позиция западных держав противоречила интересам славянских народов Балкан. Какая точка зрения более правильна ? Объясните своё мнение и приведите аргументы.
30.. В феврале 1878 года Россия заключила Сан-Стефанский мирный договор. Однако летом 1878 г. Александр Второй принял вынужденное решение о подписании Берлинского трактата. Каковы были последствия подписания Берлинского трактата для балканских народов и каково его значение для России? Почему Александр Второй пошёл на это подписание?
31. Раскройте причины Русско – Турецкой войны 1877-1878 гг. Каково значение победы России в этой войне для самой России и славянских народов Балканского полуострова?
32. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1877 году Турция отвергла Лондонский протокол об умиротворении Востока. В том же 1877 году началась русско-турецкая война. Назовите противоречия между Россией и Турцией, послужившие причинами войны1877-1878 гг. Каковы были итоги русско-турецкой войны для славянских народов Балканского полуострова?
33. Назовите основные направления (не менее 3-х направлений) внешней политики России во 2-й половине 19 века. Приведите примеры (не менее 3-х) событий, относящихся к реализации указанных направлений.
34. Основные преобразования в социальной сфере, проведённые при Александре Третьем. Приведите примеры событий для решения одной из задач. ( не менее 2-х)
35.Укажите основные направления в Российской общественно-политической мысли 2-й половины 19 века. Дайте их характеристику.
36.Некоторые считают, что распространение марксизма в России в 19 веке можно объяснить влиянием со стороны западноевропейского революционного движения. Какие другие точки зрения вам известны? Какая точка зрения более убедительна? Аргументы?
37.Г.В.Плеханов писал об эпохе 1880-1890-х гг.: «Целых 13 лет Александр Третий сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать всё, чтобы буря не разразилась». Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Александра Третьего вы знаете? Какая из них более убедительна? Приведите не менее 3-харгументов.
38. 1891-1900 гг. – в России наблюдался скачок в экономическом развитии. Назовите причины высоких темпов развития экономики. Какие сдвиги в обществе произошли в это время? Какова ваша точка зрения на процессы, происходящие в России на рубеже 19-20 вв.
39. Сравнить промышленное производство в России(типы предприятий, техническую оснащённость, характер использования рабочей силы) с начала 19 века до реформ 1861-70-х гг. и после. Выявить общее(не менее 3-х фактов) и различие(не менее 3-х фактов).
40.В 1863 году 14 учеников , уволенных из Академии художеств, образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 году художники объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». В чём различие между художественными традициями Академии художеств и эстетическими принципами передвижников? Какие факторы определили неизбежность разрыва передвижников с академическими традициями?
41. Назовите характерные черты демократизации культуры России во 2-й пол. 19 века.
42. Каковы были причины созыва и результаты работы Берлинского конгресса в 1878 г.?
43. Объясните, в чём состояла историческая необходимость проведения реформ в России в середине 19 века.
|
|
|