Навигация по странице:
|
УРОК с УУД 2. Собираем родственников
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тема: «Собираем родственников»
Цель: Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «корень слова»
Задачи:
Формировать понятие «родственные слова»;
Ввести понятие «корень слова»;
Провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями;
-
«Открыть» способ действия по нахождению в слове корня;
Развивать орфографическую зоркость;
Прививать любовь к родному языку
Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Основные понятия: предложение, разнообразие предложений по цели и интонации.
Оборудование: компьютер, пректор, интерактивная дока, презентация, индивидуальные карточки , изображение солнца и тучи на доске.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;
Тетрадь-задачник №2 к учебнику;
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
Презентация.
Ход урока
Этапы урока
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
I.Организационный момент (средствово эмоционального объединения перед совместной работой)
|
Коммуникативные УУД
|
Психологическая установка на урок(чтение стихотворения учителем)
Если хочешь много знать ,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться. (Слайд №1)
- А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. Удачного вам дня.
|
Дети выполняют заданное действие или нет в зависимости от того назвали группу, к которой они относятся или нет.
|
II. Сообщение темы и целей урока
|
коммуникативные УУД
регулятивные УУД,
|
Тема нашего урока «Собираем родственников». (Слайд №2).
- Сегодня мы познакомимся с понятиями «родственные слова», «корень слова», научимся находить в тексте родственные слова и выделять в них корень. (Слайд №3)
- Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Больше всего он любит читать книжки: не сказки, не приключения, не детективы, а … словари. За это его и прозвали Грамотеем. (Слайд№4)
- Веселый Грамотей приготовил для нас интересные задания, и если мы выполним их, то сможем собрать пословицу. (Слайд№5 )
Открыли тетради, записали число, классная работа.
|
Открывают тетради, записывают число, классная работа.
|
III. Словарная работа (привлечение внимания к секретам русского языка, развитие речи, повышение мотивации)
|
Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД
|
Задание №1.
- Прочитайте слова. Что здесь необычного? (Запись слов с «окошками»)
- Как написать слова без ошибок? (Посмотреть слова в орфографическом словаре)
- Спишите, вставьте пропущенные буквы, обязательно смотрите в орфографический словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Проверка. (Читают слова, называя пропущенную букву). (Слайд№6).
- Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, это слова – предметы, которые отвечают на вопрос кто?)
Вывод: с заданием вы справились, и Веселый Грамотей разрешил открыть слово №2 (когда). А таких слов в пословице два, значит, открываем и второе слово. (Слайд№7).
|
Чтение слов,
Запись слов с «окошками», расстановка ударения в словах
Читают слова, называя пропущенную букву
|
IV. Изучение нового материала
|
Познавательные УУ
коммуникативные УУД
|
- У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников. (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.) (Слайд№8).
- Правильно. А вот и о некоторых словах говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей)
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».
- А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)
- Сегодня на уроке мы и поговорим о корне как части слова и родственных словах.
Наблюдение над родственными словами, значением корня.
- Много-много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
- Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (Слайд №9)
- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.
- Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)
-Что же такое родственные слова?
- Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?
- Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом.
Работа с учебником
Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные сведения.
- Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)
- Что есть у родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и общее значение) (Слайд №10)
- Так «сахар», «конфета», «компот» - родственные слова?
- Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания.
- Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.
- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем им родственников.
Сахар – сахарница, сахарный, засахарилось (варенье)
Варенье – варить, заварить, отварить
Компот – компотик. (Слайд №11)
- Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов и помочь Антону, давайте выработаем памятку.
Как правильно узнать родственные слова. (Слайд №12)
Проверь, есть ли в словах общая часть?
Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?
Вывод: справились с заданием и можете открыть слово №4 (страшно). (Слайд №13)
Работа в парах
Задание №3.На партах лежат конверты под №1
- А сейчас поиграем, игра называется «Третий лишний». Её подготовил для вас Весёлый Грамотей. Возьмите конверт, откройте его, прочитайте слова, в каждой строчке зачеркните лишнее слово. Работаем вместе, дружно, обсуждаем каждый вариант ответа.
Желток, железо, жёлтый
Носильщик, нос, носатый
Часовщик, час, часть
Печурка, печать, печка
Циркуль, циркач, цирк (Слайд №14)
Проверка.
Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово №6 (знать). (Слайд №15)
|
Ответы детей на вопросы.
Наблюдают над родственными словами, значением корня.
Работают с учебником
Работают в парах
|
V. Физминутка
|
Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД..
|
1 часть. Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами.
Лес, лесник
Река, плот
Стена, гвоздь
Кот, котик
Сад, садовый
Дом, домашний
Дом, дым
Поле, полюшко
Обед, стол
2 часть. Зарядка для глаз. (Слайд №16)
|
Дети выполняют упражнения
|
VI. Закрепление
|
Познавательные УУД,
регулятивные УУД, коммуникативные УУД.
|
Задание №4 (закрепление признаков родственных слов)
Упражнение 283, собери вместе семью родственных слов, найдите чужака.
Рыба, ловить, рыбачить, рыбка, окунь, рыбный (Слайд №17)
Как ты их узнал? (Все слова можно объяснить с помощью слова «рыба».У всех слов есть общая часть РЫБ)
- Может быть, кто-то запомнил, как называется общая часть слова? (корень)
- Откройте упражнение 284 и проверьте, правильно ли мы сказали.
(чтение правила)
Опрос.
- Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)
- Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение)
- Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)
- Отметь корень в записанных тобой словах.
Вывод: вы успешно справились и с заданием №4, открываем слово №7. (не хочется)
(Слайд №18)
Ребята, Антон тоже хочет научиться искать корень в словах? Подскажите Антону как действовать?
Правило:
Чтобы найти в слове корень, нужно:
- Подобрать … (родственные слова)
- Выделить … (общую часть) (Слайд №19)
Задание №5. Упражнение 285. Задание.
1 вариант. Запиши слово «солонка»
2 вариант. Запиши слово «сахарница»
Выбери для каждого слова родственные и допиши их.
Проверка.
1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный
2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный
Докажите правильность выбора. (Слайд №20)
Вывод: вы успешно справились и с заданием №5, открываем слово №1. (не хочется)
(Слайд №21)
Задание № 6. Откройте конверт №2. В конверте текст. Прочитайте его, найдите родственные слова и подчеркните их.
Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Проверка. (Слайд №22)
– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)
– Почему гости не сразу приметили чужака?
– Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью.
(водить, заводить, приводить, сводить, водит)
Вывод: вы успешно справились и с заданием №6, открываем слово №3. (не хочется)
(Слайд №23)
Пословица. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
- Как вы понимаете ее значение?
|
Дети выполняют упражнения с последующей проверкой.
Читают правило в учебнике
Дети отвечают на вопросы учителя, обосновывают свое мнение.
Записывают на доске слова и выделяют в них корени
|
VII. Итог урока
|
Познавательные УУД,
регулятивные УУД, коммуникативные УУД.
|
- Назовите тему урока.
- Что нового узнали?
- Являются ли родственными слова «гористая» и «горевать»? Почему?
- Почему корень слова называют главной частью? (Слайд №24)
- Вы славно потрудились, спасибо за урок. Веселый Грамотей остался очень доволен вашей работой и дарит вам подарки.
|
Ответы детей.
|
VIII. Рефлексия
|
Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,
личностные УУД
|
Вы сегодня хорошо работали.
А теперь покажите свое отношение к уроку.
|
Дети ставят магниты на солнце или тучу, оценивая свою работу на уроке и настроение, которое создалось в результате этой работы.
|
IX. Домашнее задание
|
Личностные УУД
|
Упражнение 286 поможет вам закрепить полученные знания.
|
Учащиеся записывают домашнее задание.
|
|
|
|