Главная страница
Навигация по странице:

Голощапов. История ФКС учебник. Программа "Физическая культура и спорт"



Скачать 3.44 Mb.
Название Программа "Физическая культура и спорт"
Анкор Голощапов. История ФКС учебник.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.44 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Голощапов. История ФКС учебник.doc
Тип Программа
#11
страница 1 из 27
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


УДК7А(09)(075.8)

ББК75.3я73

Г 61

Издательская программа “Физическая культура и спорт”

Руководитель программы — доктор педагогических наук,

профессор Ю. Д. Железняк

Рецензенты:

доктор педагогических наук В. Н. Волков,

кандидат педагогических наук Н. А. Карпушко

Г 61 Голощапов Б. Р.

История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 312 с.

ISBN 5-7695-0693-8

В учебном пособии рассказывается о происхождении, формировании, развитии и функционировании основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания, международного спортивного движения. В рамках этих систем рассматривается эволюция общих принципов физической культуры и спорта, таких, как ее оздоровительная направленность, формирование положительных личностных качеств в процессе физического воспитания и т.п.

Пособие может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений, преподавателям специализированных вузов и колледжей, учителям физической культуры.

УДК 7А(09)(075.8)

ББК 75.3я73

Учебное издание

Голощапов Борис Романович

История физической культуры и спорта

Учебное пособие

Редактор В. Н. Савицкая. Технический редактор Е. Ф. Коржуева.

Компьютерная верстка: Г.А.Берковский. Корректоры Г.В.Абатурова, М.А.Суворова

В книге использованы фотоматериалы из архива автора.

Подписано в печать 20.03.2001. Формат 60 х 90/16. Гарнитура “Таймс”.

Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 19,5.

Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 — 10 000 экз.). Заказ № 321.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр “Академия”.

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095) 165-4666, 367-0798, 305-2387.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Голощапов Б. Р., 2001

ISBN 5-7695-0693-8 © Издательский центр “Академия”, 2001

Предмет, задачи и значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре


Учебная дисциплина “История физической культуры и спорта” (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. История физической культуры и спорта включает в себя такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.

В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др. Это обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует, что ИФКиС неразрывно связана с названными дисциплинами, с другой — что по своей сути она должна выполнять интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин факультетов физической культуры.

ИФКиС накопила огромный объем информации, который практически невозможно включить в рамки одного учебника по этой дисциплине. Поэтому курс целесообразно сконцентрировать на изучении исторических аспектов основных систем физического воспитания и спорта, так как именно они отражают целевые установки этого курса, т. е. его направленность на изучение закономерностей — общих принципов физического воспитания и спорта. Это в первую очередь воспитание положительных личностных качеств в процессе физического воспитания, необходимость физического воспитания при подготовке людей к трудовой и военной деятельности, использование физических упражнений как незаменимого средства оздоровления человека. Все эти закономерности зарождались, совершенствовались, преобразовывались и использовались на протяжении столетий в зависимости от реальных исторических условий. Таким образом, системы физического воспитания — наиболее важные, социально значимые явления в области физического воспитания и спорта. Вместе с тем знание истории тех или иных систем физического воспитания и спорта создает более целостное представление о них при изучении курсов теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. Например, известная стойка на лопатках (“березка”) в системе йоги трактуется шире, чем в отечественной методике физического воспитания. Выполнение этой асаны используется в оздоровительных и лечебных целях. Таким образом, древние подходы к выполнению физических упражнений часто требуют нового осмысления и, наоборот, современные уходят своими корнями в далекое прошлое.

При изучении ИФКиС возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта можно считать системой (элементарной или, напротив, высокоразвитой)? При этом можно утверждать, что система должна отвечать следующий требованиям:

  1. быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия в ней государства и общественных организаций;

  2. оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;

  3. иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.

В задачу предмета ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта — исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФКиС заключается в том, что она находится на стыке двух наук — истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае является физическая культура.

ИФКиС опирается на различные источники: официальные документы правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письменные источники (книги, журналы, газеты и др.), археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино-, фотоматериалы.

Значение предмета ИФКиС состоит прежде всего в выявлении истоков и сохранении мировой и национальной культур — физическая культура, как известно, есть часть общей культуры. Например, видеть в кулачных и палочных боях древних руссов признаки дикости и некультурности нелепо и неверно, если не знать об исторических фактах, говорящих, что суровая необходимость такой вот своеобразной закалки объясняется тем, что Древняя Русь вела многочисленные войны за свою национальную независимость от внешних врагов.

Знание ИФКиС очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКиС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.

По своей структуре курс ИФКиС состоит из трех частей: истории физической культуры и спорта в зарубежных странах, истории отечественной физической культуры и спорта, истории международного спортивного движения.

При написании учебного пособия автор опирался на работы ведущих специалистов страны в области истории, социологии, управления и теории физической культуры и спорта — С. И. Гуськова, Ю.Д.Железняка, Н.А. Карпушко, В.В.Кузина, Л.И.Лубышевой, Л.П.Матвеева, Н.Ю.Мельниковой, B.C. Родиченко, В. В. Столбова, В.И.Столярова, А. Б. Суника, Л. А. Финогеновой и других.

Часть I. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
написать администратору сайта