Виды деятельности на уроках изобразительного искусства. Методические основы урока изобразительного искусства.
Виды деятельности на уроках ИЗО
- Программа Б.М.Ннеменскш о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».
Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный труд.
Основные виды деятельности :
Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);
декоративная и конструктивная работа;лепка;аппликация;объемно-пространственное моделирование;проектно-конструктивная деятельность;художественное фотографирование и видеосъемка;восприятие явлений действительности и произведений искусства;обсуждение работ товарищей,результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках ;изучение художественного наследия;подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
-Программа В.С.Кузина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы»
Программа и ее особенности
Основная теоретическая и методическая база обучения - классическая школа реализма, рисования с натуры.
Основные виды деятельности:Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и попредставлению.;рисование на темы и иллюстрирование (композиция);декоративная работа;лепка;аппликация с элементами дизайна;беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Программа Т.Я.Шпикаловой.«№образительное искусство и художественный труд. 1-4 классы»
Программа и ее особенности:Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства.Традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью.
Основные виды деятельности:Рисование с натуры, по памяти и по представлению;выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм;выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент);выполнение декоративных композиций-импровизаций;моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги;лепка;художественная роспись;аппликация;работа с тканью;работа с природными материалами.
Методические особенности уроков изо:
Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, который должен отвечать ряду требований:- наличие целей и задач;- соблюдение дидактических принципов (воспитывающее обучение,принцип научности,наглядности,сознательности и активности,систематичности и последовательности,доступности и последовательности);- постоянное обогащение школьников знаниями;- использование разнообразных методов занятий;- диферецированный подход к детям с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Типы уроков:- Урок сообщение школьникам нового материала;- У повторения и закрепления знаний, умений, навыков;- У выявления знаний школьников путем проверки;- У смешанного типа.
Для каждого типа урока ИЗО характерна определенная структура:- организация занятий;- проверка домашнего задания;- объяснение нового материала;- самостоятельная работа учащихся;- закрепление нового материала на подведении итогов урока- домашнее задание.
Методы обучения подразделяются на объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский, исследовательский.
Обучение начинается с объяснительно-иллюстрационного метода, который заключается в передаче учащимся информации различными способами – зрительными, слуховыми, речевыми. Возможная форма этого метода это рассказ, демонстрация разнообразного наглядного материала.
Для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, в основе которого лежит многократное воспроизведение действия. Его формы – упражнение, беседа, повторение, описание наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа, так и с учителем.
Метод обучения, направленный на самостоятельное решение творческих задач называется исследовательским. Сущность метода заключается в творческом добывании знаний и способов деятельности.
Принципы обучения искусством на уроке изобразительного искусства. Реализация принципа наглядности на уроке изобразительного искусства.
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
1.принцип сознательности и активности 2.принц. наглядности 3.принц. систематичности и последовательности 4.принцип прочности усвонения знаний5.принцип научности 6.принцип доступности 7.принцип связи теории с практикой 8.политехнический принцип
Методы преподавания изобразительного искусства, классификация методов. Характеристика метода упражнения на уроке изобразительного искусства, требования к его применению. Педагогический рисунок на уроке изобразительного искусства и правила его использования.
По видам деятельности учащегося методы делятся на:
-репродуктивные
-частично-поисковые
-проблемные
-последовательские
-объяснительные
-иллюстративные
Характеристика метода упражнения:
упражнения- многократное выполнение умственных и практических действий с целью овладения им или повышения его качества. Упражнение: устные,письменные,учебно-трудовые,графические. К графическим упр. относятся работы учащихся по составлению схем,чертежей,графиков,плакатов стендов и т.д.
требования к методу упражнения:сознательный подход учащихся к их выполнению;соблюдению дидактической последовательности в выполнений-теория-практика.Проблемно-поисковые упражнения формируют способность к догадке,интуицию.
Педагогический рисунок:рис. Выполненный самим учителем в течении непродолжительного времени с обязател.проговариванием основных этапов его проведения. Может быть использован при индивидуальной и фронтальной работе.
Виды рисунка по способу исполнения: -на классной доске,отдел листе бумаги,,на полях учащихся,заранее подготовл. рисунку
По материалу:-мел,акварель,уголь,тушь,мозаика,аппликация,ткань и т.д.
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях.
Сод.зан по изо направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся: художественной культуры, потребностей в общении с искусством, устойчивого интереса к искусству, художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты и др.С.з.п.и Так же опирается на психолого-физиологические возрастные особенности обучающихся, Это педагог должен учитывать при определении воспитательных и образовательных задач по темам уроков.
Воспитательная задача – воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; Развивающая – развитие творческой активности обучающихся; Образовательная – формирование художественных знаний, художественных умений и навыков.
Основные формы реализации содержания учебного предмета фиксируются в соответствующих учебных программах. В программе определяется структура учебного материала, расположение его по годам обучения и четвертям.
Учебные программы, получившие широкое общественное признание и гриф Министерства образования и науки РФ, приобрели статус программы федерального уровня - это программы по изобразительному искусству В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловай. Проектирование содержания занятий по изобразительному искусству осуществляется в учебной литературе – учебниках и учебных пособиях.
Школьный учебник по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Содержание образования раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях, рабочих тетрадях и т. п.
Учебные пособия помогают углубить, расширить представление учащихся и направлены на решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.). Учебники и учебные пособия являются важнейшими средствами обучения, основными источниками знаний и умений, помогают в организации самостоятельной работе учащихся по предмету.
Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа, предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.
Наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры.
Методика обучения учащихся рисованию с натуры. Рисование с натуры как основной вид обучения рисованию.
Рисование с натуры является одним из основных видов
учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объёма предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции. Рисование с натуры самым положительным образом влияет на развитие памяти, прежде всего образной, столь необходимой художнику, а также двигательной, эмоциональной и словесно-логической.
Обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, приучает к правильному суждению о форме предметов, о влияние перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры имеет для развития пространственного мышления и воображения. Влияет на развитие памяти и абстрактного мышления.Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками. Для активации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ребенка рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона. Для наглядности можно использовать наглядные пособия с образцами заданий, таблицы с поэтапным выполнением задания. Учитель должен направлять деятельность детей задавая наводящие вопросы. Оборудование кабинета ИЗО: светлый(северо-запад); водопровод; большая площадь; проход между партами; цвет приглушенный; шторы светонепроницаемые; мебель эстетична; постоянное оформление(росписи стен, композиции ДПИ и др.); временное оформление(выставка детских работ, разработки по цветоведению); оборудование кабинета: доска, магнитная доска, доска из оргстекла, шкафы для хранения репродукций и таблиц, экран, подставка для экранного аппарата, осветительные приборы, подставки под натуру, мел, краски и др. Наглядные пособия: образцы заданий, техник, рисование с натуры.
Урок «рисование с натуры» в начальных классах можно проводить по следующему плану:
Постановка натуры
Организация наблюдения и анализ предметов постановки
Показ последовательности выполнения рисунка
Выполнение учащимися построения рисунка тонкими линиями
Общие замечания учителя, относящиеся к этапам последовательного выполнения рисунка
Проверка и исправление ошибок
Продолжение работы, завершение рисунка
Подведение итогов работы.
Методика обучения учащихся рисованию на темы. Учебно-воспитательные задачи уроков тематического рисования.
Роль тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательности, воображения и творческого потенциала учащихся и мыслительной активности, художественно-эстетическом воспитании школьников. Рисовать на темы, значит, сочинять на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного, выражая своё эмоциональное отношение. Однако, как писал Л.Выготский: “Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии”.
Задачи учителя: развитие у детей творческого отношения к процессу рисования, поощрение самостоятельности в выборе сюжетов, эмоциональности в их раскрытии, выразительности композиции и техники выполнения.
Работа над тематическим заданием ведётся, как правило, в течение 2-3-4 уроков (в зависимости от размера листа). На первом уроке выполняется рисунок карандашом, на втором - композиция завершается в цвете. Первым условием грамотного урока тематического рисования является вводная беседа на первом уроке, где раскрывается содержание задания, и выбираются сюжеты. Большое значение на этом этапе работы с детьми имеет так называемое “устное рисование”, т.е. подробное описаниеучениками предполагаемого рисунка, ответы на вопросы учителя по сюжету.
Работа над тематическим заданием ведется в таком случае по следующему плану:
1.Разбор темы, выбор сюжета.
2.Поиск композиционного решения, которое находитсвое выражение врисунке карандашом.
3.Беседа по картинам, имеющая направленную подготовку учащихся к работе надтемой.
4.Выполнение окончательного варианта в цвете с использованием натурного материала в композиции.
5. Подведение итогов урока, анализ работ учащихся.
Руководство учителя, его помощь ученикам, выражается не только в выборе сюжетов для рисования. Как и любое сочинение, композиция на заданную тему имеет свой черновик. Это эскиз, набросок сюжета. Он схематичен, но его главное достоинство - выражение замысла изобразительными средствами. Учитель напоминает о линии горизонта, о выделении главного в композиции и расположении предметов в смысловой взаимосвязи. На большой лист дети переносят рисунок в масштабе. Особое внимание на этих уроках обращаем на композиционное решение замысла. Незнание элементарных приемов композиции приводит к тому, что работы учащихся однообразны, кроме того, школьник, не получая нужных знаний, вынужден делать давно уже сделанные человечеством открытия.
На втором уроке дети работают красками. Однако это не значит, что работа может быть пущена учителем на самотёк. Кроме словесной работы об использовании цвета для образного выражения композиции, необходима подготовка учащихся к цветовому решению темы, тренировочные упражнения по работе с красками. Здесь большую помощь может оказать анализ образцов детских работ из методического фонда учителя.
Одним из важнейших требований к уроку тематического рисования является формирование у школьников умения добиваться выразительности. Поэтому для того, чтобы уроки рисования на темы опирались не только на практический опыт, но и на знания, полученные в ходе изучения художественного наследия прошлого и настоящего, необходимо установить тесную связь тематического рисования с беседами по искусству. Такое требование выдвигается практикой работы в школе. Цель беседы по картине: привлечение внимания и развитие интереса учащихся к теме задания, а также направлениена усиление мыслительной деятельности и выработку у них практических умений и навыков.
Методика обучения учащихся декоративному рисованию. Учебно-воспитательные задачи уроков декоративного рисования.
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.
Декоративное рисование – вид ИЗО, в основе несет воспитательные функции.
Задачи декоративного рисования:
1. приобщение ребенка к истокам народного творчества. Изучая декор.твор-во ребенок изучает историю народа, учится понимать красоту окр.мира, знакомиться с укладами жизни предков.
2. имеет коррекционную направленность, т.к. развивается познавательная сфера, способности, за счет овладения приемами, кот. лежат в основе декор.рис.
Стилизация – декор.обобщение изобразит.фигур или предметов с помощью условных приемов упрощения рисунка и формы, цвета, объема. Для детей проще изобразить то, что известно и понятно. Дек. искусство строиться на основе простых, ясных изображающих средств – это ведет к развитию процесса наблюдения, чтобы изобразить стилизованный предмет необходимо провести мыслит.операции: наблюдение предмета, проанализировать констукцию, выдать характерные признаки, т.е. форму, цвет, размер, соотнести признаки с геомет.фигурами, найти более выразительную пластику, цветовое решение.
Работа по формированию правильных и полных представлений – исходный этап при обучении декор.- прикладной деят -и. Программа придусматр. ознакомление с различными видами орнамента, с приемами их построения.
Орнамент – ритмич. чередование составляющих его элементов. Орнамент м.б. из одного декор.элемента или нескольких, они бывают: геометрические, растительные, животные, символические, комбинированные. Предназначен для украшения, оформления. Обычно их формы соотносятся с геом. телами: куб, шар, параллепипед, геом.фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Поэтому по композиционному строю орнаменты делятся: на ленточный, замкнутый, сетчатый(бесконечный).
Педагогическое планирование урока изобразительного искусства.
планирование – это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.
Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности воспитателя. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания.
План позволяет:
- четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы;
- спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности.
Планирование – процесс творческий, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.
план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.
Методика обучения учащихся рисованию природы.
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.
Природа является средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности.
Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж.
Последовательность выполнения пейзажа детьми дошкольного возраста
Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу необходимо соблюдать последовательность выполнения пейзажа:
Начинается с выбора уголка природы, который вы хотели изобразить в своей картине.
Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере), но есть один способ который позволяет это делать и дома (этюды)
Этюд – это зарисовка отдельных элементов будущей картины (прорисовка цветов, трав, неба, деревьев, зданий, земли, воды).
На примере этих этюдов можно создать пейзаж.
Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)
Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.
В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива.
Перспектива от латинского – «ясно вижу».
Смотря куда-либо мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние большими, поэтому на переднем плане предметы нежно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.
Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.
При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.
При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.
Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана потом заднего плана.
Разработка в цвете.
Оформление работы в паспарту: 1 – 1,5 см; внизу 2 – 3 см. для фамилии, имя, отчества, краски, материала, названия картины.
Начинать рисовать пейзаж необходимо с простых этюдов. Пейзаж должен создаваться из разных изобразительных материалов:
- акварель и пастель;
- акварель и цветной карандаш;
- гуашь и акварель;
- традиционные и нетрадиционные техники.
Методика проведения беседы по изобразительному искусству. Учебно-воспитательные задачи уроков-бесед.
-
Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Ценность урока-беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.
Беседа используется обычно в первой части урока изобразительного искусства, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации).
С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства". в нач. классах, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 2-3, постепенно удлиняясь до 10-12 в ст. классах.
От учителя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы. Подготовка к уроку беседе требует от учителя постановки целей и задач, выборе наглядных,словесных методов и средств, отбора содержания материала. Урок беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми.
Требования к вопросам в рамках беседа носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность. Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы. При достаточной подготовленности обучаемых беседы в среднем школьном возрасте, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи. Вывод: Урок беседа выполняет многие функции и имеет большое значение для умственного, речевого, творческого развития детей.
Региональный компонент на уроках изобразительного искусства.
В соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования преподавание изобразительного искусства должно обеспечить сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края.
Постижение духовных ценностей, заключенных в художественной культуре адыгов и других народов региона, может многое дать не только для понимания культурно-исторической системы понятий, национального образа мира, воспитания художественного вкуса, но и для создания прочной основы формирования культуры межнационального общения.
Национально-региональный компонент в преподавании изобразительного искусства в начальной школе – это специально отобранный содержательный материал этнохудожественной культуры? который интегрируется в федеральную примерную учебную программу для изучения.
Разработка программ урока должна строиться на следующих принципах:
- приоритете ценности растущего человека;
- учете индивидуальных личностных способностей детей;
- повышение интереса и увлеченности на уроке;
- создание условий для переживания и сопереживания художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического созидания;
- ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической;
- использование различных вариантов типа и структуры урока – образа в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников – учителя и учеников: урок-сказка, урок-мастерская, урок-поиск, урок-исследование, урок-экскурсия.
С целью повышения эффективности уроков ИЗО по реализации НРК учителю необходимо интегрировать в процесс обучения разные виды народного искусства.
Примеры тем уроков:
- Изображение осенней природы края
- Национальный орнамент
- национальные геометрические узоры
- национальный эпос (напр. Калевала)
- национальный фольклор
Основные дидактические принципы методики изобразительного искусства. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников.
«Дидактика» — это раздел науки педагогики, представляющий собой теорию обучения и образования, отвечающий на вопрос: «Как обучать?».
Дидактические принципы — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству:
Принцип целостности эмоционального освоения. Целостная подача проблематики учебного материала. Основные методы – метод поэтапных открытий, метод единства восприятия и созидания, метод обобщающих уроков, метод творческой интерпретации.
Принцип постоянства связи с жизнью. Связь с внеурочным восприятием жизни, сознание подлинной жизненности проблем искусства. Основные методы – метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта, метод внеклассной индивидуальной и коллективной деятельности, метод оформления работами учеников интерьера школы.
Принцип опоры на искусство.
Принцип единства формы и содержания.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Методы:
Практические назначение данной группы методов – получение информации на основе практических действий, выполняемых в процессе постановки различных практических работ.
(подражательно-исполнительные, конструктивные, творческие)
Словесные сообщение учебной информации при помощи слова (устного или печатного) (это рассказ, беседа , лекция, пересказ, диалог)
Наглядные ( наблюдение , просмотр рисунков, картин, прослушивание музыки)
Игровые (предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетание с другими приемами)
Коллективные( вовлечение в одно общее задание всех учащихся, используя их индивидуальные способности и подходы к работе)
Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Обоснование важности этого принципа впервые дал Ян Амос Коменский.
Познание окружающего мира школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.
Большой вклад в развитие этого метода внесли Ушинский, Дан Жак Руссо, Л. Н. Толстой.
Принцип наглядности
Его требования:
четкое определение дидактической цели использования наглядности;
порядок и методика показа;
выбор целенаправленного количества наглядности;
последовательность демонстрации;
сочетание отдельных видов наглядности;
включение студентов в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов;
соблюдение требований культуры показа;
психологические требования к оформлению наглядности;
наличие вывода преподавателя.
Характеристика внешкольной и внеклассной работы по изобразительному искусству в школе.
1) Внеклас работа дает учителю полную свободу для творчества, а для учащихся создает возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изо искусства, участвуя в работе изобразительных кружков, экскурсиях, в оформительской деятельности для школы.
2) К Основ формам внеклас и внешк работы относятя: кружок, кл.час, индивид.занятия, шко.конкурсы, экскурсия, беседа, диспут, праздники, концерты, викторины, олимпиада.
По форме делятся на 1) систематические 2) Разовые.
По охвату :индивид, групповые.
Кружок по Изо-наиболее распростр вид внеклас работы в школе.
Кружок должен решать следующ задачи
1.Эстетич воспитание детей средствами искусства, воспитание их худ вкуса, пробуждение интереса к изо-ому и декоративно-приклад творчеству и помощь в овладении изо грамотой и основами худ ремесла.
2.Воспитание человека, творчески относящегося к любому делу.выявление одаренных шк-ов и развитие их творч способностей
3.Развитие у уч-ся начальных классов фантазии, образного мышления.
4.Активизация творч воображения стремления использовать полученные знания, умения и навыки в общественно-полез работе-оформлении стенных газет, школ выставок, праздничн вечеров и т.д.
3)Кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех детей, которые интересуются изо искусством.. Во-вторых, структура деят-ти кружка отличается от клас уроков. На уроках учитель обязан проводить обучение в соответствии со школ программой. Организация работы кружка включает разработку содержания занятий с учетом склонностей интересов уч-ся разного возраста. В кружках значительно шире применяются такие рисовал материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, пастель, мелки. Здесь берутся во внимание и одготовленность по искусству каждого Уч-ся и возможности кружка (обеспечение изо материалами, наглядными пособиями и пр.).Отличит особенностью занятий в кружках является и то, что уч задания в кружке может быть рассчитано на относительно длит время - 3-6 часов.
Методика педагогических игр на уроке изобразительного искусства. Драматургия на уроках изобразительного искусства.
Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.
Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд состояний:
а) выбор темы игры;
б) определение целей и задач игры;
в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).
Успех проведения игры зависит от соблюдения некоторых требований:
а) игра должны соответствовать учебной программе;
б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;
в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;
г) разнообразие игр;
д) привлечение к играм учащихся всего класса.
Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.
Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем: - по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр?
- какое место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения?
- как одному учителю совладать с классом во время игры?
В обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.
существуют ограничения для проведения дидактических игр:
- Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему.
- Нецелесообразно вводить игры на зачетах и экзаменах, если они не использовались в ходе обучения.
- Не следует применять игры для тех предметов и программных тем, если они не могут дать положительного эффекта.
Игра в начальных классах является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, опредмечивания абстрактных понятий, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать творческое воображение и творческие способности ребенка.
Развивающее значение игры.
Игра-как средство познания мира.
Большое развивающее значение имеют создаваемые учителем игровые диалогические ситуации, направленные на активизацию сложной аналитической деятельности. Так, рассматривая образ мира как целое, дети знакомятся с такими понятиями как: мир, земля, космос, ноосфера, Родина, народ, семья.
Цель: Проверка уровня усвоения программного материала детьми; формирование интереса у детей к изобразительному искусству.
Созданию эмоциональной атмосферы на уроке содействует хорошо выстроенная драматургия урока, работающая на решение конкретных учебных задач. Эмоциональная педагогическая драматургия - это исключительная модель урока, который организован по законам искусства. Она включает такие элементы: завязку, постановку проблемы, кульминационный момент и эпилог. Использование этого метода устраняет обыденность процесса обучения, делая при этом урок более увлекательным. А в процессе восприятия важная роль отводится наблюдению – внимательному, детальному рассматриванию произведений искусства. В ходе наблюдения акцентируется внимание на особенностях строения, форме; использовании изобразительных элементов, несущих содержательную нагрузку, и бесконечном варьировании традиционных мотивов; декоративности цвета; выразительности используемых материалов, целостности всех составляющих элементов художественного образа.
Авторские программы по изобразительному искусству и их особенности.
Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на уроках изобразительного искусства в школе.
Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая
фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. Педагог проводит работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, создают атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся является важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащихся.
Коллективная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса Выделяют следующие формы группового взаимодействия:
1 Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.
Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, убеждения онуваты и вести дискуссиию.
2 Коллективно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми он снабдил деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения.
3 Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.
4 Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству
Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Индивидуальной задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой.
Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтор создание и обобщение пройденного материала Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классі.
Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности
имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, е ого оценка касаются и интересуют только ученика и учителя
Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. Требования к организации отдельных элементов урока.
Подготовка учителя к уроку состоит из двух органически связанных между собой этапов: планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планирования по каждому уроку, осмысления и составление планов отдельных уроков.
|