Навигация по странице:
|
Программа производственной практики Направление подготовки Педагогическое образование Профиль подготовки
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”
(ВлГУ)
«Утверждаю»
Первый проректор, проректор по УР ВлГУ
______________________ В.Г. Прокошев
«_____» ________________________ 2013 г.
Программа производственной практики
Направление подготовки
«Педагогическое образование»
Профиль подготовки
«Начальное образование»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
г. Владимир, 2013
Пояснительная записка
Ведущей идеей педагогической практики является создание условий для развития современного педагогического мышления, творческого потенциала будущих учителей, становления индивидуального стиля педагогической деятельности. Реализацию этой идеи обеспечивают следующие принципы организации педагогической практики:
взаимопроникновение теоретической подготовки и практической деятельности студентов, опора на уже имеющиеся знания и резкое повышение статуса их значимости в глазах будущих педагогов;
комплексный характер практики как единство блоков ее содержания (интеграция психологических, общепедагогических, теоретических, методических, специальных знаний) и основных видов педагогической деятельности (наблюдение педагогических явлений, практическое моделирование, анализ);
целенаправленность, непрерывность, преемственность, систематичность практической подготовки студентов, посильность и постепенное усложнение ее содержания;
творческий характер и вариативность выбора содержания и форм деятельности практикантов;
-
целостность педагогического руководства практикой студентов, единство требований при организации и оценивании деятельности, сочетание педагогического контроля, коллективного анализа деятельности студентов и их самоконтроля, самоанализа и самооценки;
подкрепление развития позитивной профессиональной направленности личности будущего учителя ситуациями «обреченности на успех» в практической работе с детьми;
сотрудничество и взаимодействие факультета, университета с органами управления системы образования Владимирского региона и различными детскими образовательными учреждениями.
1. Целями производственной педагогической практики, соотнесенными с общими целями ООП ВПО по профилю «Начальное образование» и направленными на закрепление и углубление теоретической подготовки студентов, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности являются
в области педагогической деятельности:
1) формирование представления о целостном образовательном процессе школьного образовательного учреждения;
2) получение знания о содержании образовательной деятельности учителя начальных классов, завуча по учебной и воспитательной работе, директора учебного заведения; изучение особенностей профессиональной деятельности учителя начальных классов, овладение опытом его практической работы.
3) планирование своей деятельности по изучению индивидуальных особенностей детей, их возможностей, потребностей, достижений и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их развития, воспитания и обучения;
4) организация взаимодействия с родителями и детьми, а также с общественными организациями и образовательными учреждениями для решения задач профессиональной деятельности;
5) формирование умения оценивать и выбирать варианты решения задач педагогической деятельности;
в области культурно-просветительской деятельности:
1) изучение потребности учащихся, их родителей и педагогов в культурно- просветительской деятельности;
2) проектирование организации культурного просветительства учебного заведения.
2. Задачи практики
Задачами производственной педагогической практики в соответствии с целями профессиональной деятельности являются:
ознакомление с системой работы учебного учреждения;
формирование педагогической направленности личности будущего учителя, гуманистической позиции в отношении к детям, развитие гибкости педагогического мышления;
развитие потребности в творческом исследовательском подходе к профессиональной деятельности;
способствование становлению профессионально значимых качеств педагога;
развитие профессиональных умений и навыков специалиста в области психологии и педагогики начального образования;
-
ознакомление с современной практикой организации вариативного образования в школе первой ступени, с опытом лучших педагогов, с инновационной деятельностью в системе начального образования;
приобщение к новым педагогическим технологиям, обеспечивающим эффективность диагностики развития ребенка, успешность воспитательных взаимодействий педагога и ребенка;
оказание помощи учителям начальных классов в успешном осуществлении учебно-воспитательного процесса;
формирование рефлексирующей позиции в профессиональной деятельности.
3. Место производственной педагогической практики в структуре ООП:
Производственная педагогическая практика является основой для изучения вариативных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части учебного плана подготовки бакалавров по направлению 050100«Педагогическое образование» с профилем «Начальное образование».
В ходе производственной практики студенты знакомятся с отличительными особенностями профессиональной деятельности учителя начальных классов, у студентов формируется представление о школе (гимназии) как целостной образовательной системе, включающей в себя определенные элементы, взаимосвязанные друг с другом и иерархически выстроенные.
Производственная педагогическая практика студентов 2 курса носит не только созерцательный, но и деятельностный характер. Педагогическая практика направлена на формирование у студентов опыта работы в качестве помощника учителя начальных классов и развитие профессиональных умений и навыков. Данная практика также закладывает основу для организации и проведения производственной практики на последующих курсах.
4. Формы проведения практики
Производственная практика (рассредоточенная).
5. Место и время проведения практики
На основании договоров о сотрудничестве практика проводится в МБОУ «СОШ №16», МБОУ «СОШ №19», МАОУ «Лингвистическая гимназия №23», на базовой кафедре ФДиНО в МАОУ «Гимназия №73» г. Владимира.
Время проведения практики – второй семестр 2 курса (108 часов).
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
общекультурные компетенции (ОК):
студент способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).
профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональные (ОПК):
-
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
в области педагогической деятельности:
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности:
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11).
7. Структура и содержание практики
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
№
п/п
|
Разделы (этапы) практики
|
Виды учебной работы на практике, включая
самостоятельную работу студентов и
трудоемкость
(в часах)
|
Формы
текущего
контроля
|
|
(Указываются разделы (этапы) учебной практики. Например:
подготовительный этап,
включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа студентов).
|
Трудоем-кость
(108 часов)
|
Аудит.
занятия
(44 часа)
|
Самост.
работа
(64 часа)
|
Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах/%)
|
Формой итоговой аттестации является недифференцированный зачет
|
1
|
Подготовительный этап:
Проведение установочной
конференции по педагогической практике:
1. Цели, задачи практики,
программа педпрактики.
2. Задания, выполняемые в
период педпрактики. Формы
отчетности.
3. Инструктаж по технике
безопасности и соблюдение
санитарных правил и норм в
образовательном учреждении.
|
2
|
2
|
-
|
0,4 ч. / 20%
|
Протокол и явочный список участия в установочной
конференции
на факультете
|
2
|
Основной этап:
2.1. Знакомство с системой
начального образования города. Ознакомление со структурой образовательного учреждения и организацией его работы в инновационном режиме.
|
6
|
2
|
4
|
1,2 ч. / 20%
|
Индивидуальный план
Дневник
педпрактики
|
|
2.2. Знакомство с организацией учебного процесса в начальной школе (встреча и беседа с завучем школы, учителями начальных классов; знакомство с нормативной документацией, технологией ведения личных дел учащихся, оформления классных журналов, порт-фолио достижений учащихся и организацией основных направлений деятельности учителя школы первой ступени, знакомство с тематическим планированием учителей, особенностями его построения по различным предметам и внеучебной деятельности).
|
26
|
10
|
16
|
5,2 ч. / 20%
|
Индивидуальный план
Дневник
педпрактики
|
|
2.3. Изучение содержания
деятельности учителя началь-ных классов (наблюдение за деятельностью учителя во время урока и во внеурочное время, посещение ГПД, родительского собрания).
Участие в педагогическом процессе в качестве помощ-ника учителя (помощь учителю в режимных процессах, подготовка фрагментов уроков и их проведение на различных учебных предметах; организация игровых перемен; подготовка и проведение воспитательного мероприятия; помощь в подготовке к родительскому собранию).
|
60
|
24
|
36
|
12 ч. / 20%
|
Дневник
педпрактики
Индивидуальный план
Отзыв
учителя (руководителя
педпрактики)
|
|
2.4. Знакомство с кабинетом начального образования (классной комнатой), изучение методического обеспечения педагогического процесса в начальной школе.
Участие в изготовлении
методических пособий,
дидактических материалов.
|
6
|
2
|
4
|
1,2 ч. / 20%
|
Дневник
педпрактики
Индивидуальный план
Отзыв
учителя
|
3
|
Заключительный этап:
3.1. Обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по педпрактике, выступление на
итоговой конференции.
|
6
|
2
|
4
|
1,2 ч. / 20%
|
Дневник
педпрактики
Индивидуальный план
Отчет по итогам педпрактики
|
|
3.2. Итоговая конференция по
педпрактике. Анализ резуль-татов педпрактики. Обмен опытом.
|
2
|
2
|
-
|
0,4 ч. / 20%
|
Участие в итоговой конференции,
«круглый стол»
по результатам
практики,
выступление на
конференции.
Электронная
презентация
материалов
педпрактики.
|
|
Всего
|
108
|
44
|
64
|
21, 6 ч. / 20%
|
Зачет
|
Примечание: к видам учебной работы на производственной практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
Содержание работы студента - практиканта
1. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы образовательного учреждения:
учебно-материальная база школьного образовательного учреждения;
основные направления деятельности педагогического коллектива;
внутренний распорядок дня и режим работы в образовательном учреждении.
2. Изучение:
основных видов профессиональной деятельности учителя начальных классов;
общего и интеллектуального развития учащихся;
творческого опыта работы учителя начальных классов.
3. Самостоятельная работа:
• изучение личности ребенка и составление его психолого-педагогической характеристики;
-
планирование учебной и воспитательной работы с детьми;
посещение уроков учителя и их самоанализ:
проведение фрагментов уроков;
изготовление дидактического материала;
организация внеклассной воспитательной деятельности;
работа с родителями;
ведение документации;
• проведение педагогического микроисследования с целью сбора материала для курсовой работы;
работа с учащимися в группе продленного дня;
выполнение разовых поручений учителя и других педагогов.
|
|
|