|
Речкунов. Осень. Произведение Осень написано для смешанного четырехголосного хора (С. А. Т. Б.), так как совместное звучание мужских и женских голосов наиболее точно передает его образ
Произведение «Осень» написано для смешанного четырехголосного хора (С. А. Т. Б.), так как совместное звучание мужских и женских голосов наиболее точно передает его образ. Данное произведение исполняется без сопровождения, то есть a’capellа, что дает возможность исполнять его более чувственно и воздействовать на слушателя всеми красками придающие объемность, широту и возвышенность звучания.
В первую очередь этому способствует гомофонно-гармоническая фактура, широкое расположение и большой диапазон голосов.
Сопрано:
Альт:
Тенор:
Бас:
Общий
диапазон :
Данным произведением композитор показывает осень, как что-то непостоянное и в то же время вечное. А удается ему это при помощи таких средств музыкальной выразительности, как динамика. Динамика в произведении играет очень важную роль. В представленном произведении она крайне непостоянная. Начинается песня с f, но уже во втором такте наблюдается постепенный уход на последующее p. Далее динамика приобретает волнообразную форму.
Начиная с р, переходя на рр и заканчивая на ррр. Такое развитие динамики передает замирание, постепенную остановку времени. Резким изменением динамики и последующим ее наростанием от f до f f выделяется кульминация.
Осень – спокойное и умиротворенное время года, что удачно отобразил Речкунов при помощи темпа и его изменения, а именно ritenuto, что придает произведению затаенность, успокоение и замирание, усиливающееся за счет фермато над паузами и в конце над последним аккордом.
Но в представлении композитора, осень – это не только спокойное и размеренное время года, но порой взволнованное (довольно ярко представлено в кульминации сменой темпа, динамики и акцентов), непостоянное (передается это ритмом: пунктирный ритм, долгие длительности).
В последней фразе раздвоение альтов и басов, замедление, а на последнем аккорде фермато и dim. Все это создает еще более обширное звучание, и сам звук как будто растворяется, точно время останавливается и замирает в преддверии чего-то нового и чудесного.
Основная тональность, в котортой написано данное произведение, f-moll. Помимо основных знаков альтерации наблюдаются и встречные:
Тесситура удобная для всех голосов. Интонационные трудности могут возникнуть при исполнении скачков, например:
Общее дыхание совпадает со строением фраз. Внутри фраз дыхание цепное.
При певческом исполнении следует обратить внимание на распевание голосов. Музыка должна быть плавной, но взволнованной, это необходимо для создания ранее описанного образа.
Задача руководителя – добиться минимального ущерба в вокальной партии:
Основное звучание legato;
Выдерживать длинные ноты.
Фразировка является одним из выразительных средств в создании образа. При фразировке необходимо добиваться более крупного охвата музыкальной мысли. Дирижер должен тщательно организовывать ансамблевую работу хора:
Работать над дыханием;
Выстраивать динамический ансамбль между партиями;
Работать на характером и образом музыкального произведения.
Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Вся музыка должна создавать образ изменчивой, обманчивой осени – природы, готовящейся ко сну, но в ожидании новой жизни.
Произведение «Осень» предполагает большую работу исполнительского плана, требует эмоциональной отзывчивости дирижера. Оно может исполняться как профессиональным, так и хорошо подготовленным самодеятельным хором.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Глазовский Государственный Педагогический институт имени В.Г.Короленко»
АННОТАЦИЯ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Осень
Музыка М. Речкунова
Слова А. Фета
Студентки 411 группы
Симановой Вероники Викторовны
Класс дирижирования
Московкиной Светланы
Вячеславовны
Глазов 2010
|
|
|