Просвещение в России второй половины XVIII века.
Русские «вольтерьянцы»
XVIII век – век Просвещения, в Россию идеи Просвещения пришли с Запада Необходимым условием становления национального самосознания является взаимодействие культур. Петровские реформы создали условия для усвоения достижений западной цивилизации. Однако в первой половине XVIII в. русская мысль находилась в зависимости от западной. Формирование русского просветительства как самостоятельного течения общественно-политической мысли началось с 60-х гг. XVIII в. Однако русская версия просветительской идеологии имела свои акценты.
Идеи французских просветителей Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778), Дидро (1713-1784), Руссо (1712-1778) представляли собой начало формирования либеральной идеологии.
Основание либеральной идеологии составила теория «естественных прав» личности. Люди от природы равны в своем праве на жизнь, счастье, свободу, собственность. «Интересы индивида признаны либеральной идеологией в качестве высших интересов, а ценности личности – высшими ценностями. Свобода личности объявлялась… абсолютной ценностью. Либеральная идея свободы как универсальной ценности вплотную подошла к христианскому пониманию свободы как внутренне осмысленного состояния человека (свобода внутри человека…). Свобода… начинается со свободы выбора. Границей свободы личности, государства… становится такая ситуация, при которой начинает ущемляться свобода другой личности (этнической, религиозной группы), социально-политической культуры»1.
К либерализму относятся идеи самоценности индивида и его ответственности за свои действия; частной собственности как условия индивидуальной свободы, свободный рынок, предпринимательство; разделение властей, правовое государство с принципом равенства всех граждан перед законом; гарантия основных прав и свобод личности, всеобщее избирательное право и т. д.
Основные идеи Просвещения – идея безграничного совершенствования человека, вера в разум и его способность понять истину о мире, идея развития просвещения, вера в способность пересоздать человека и общество по законам разума. Гуманистические традиции Ренессанса и Просвещения формировались в оппозиции к средневековой христианской религиозности и провозглашали эмансипацию человеческой личности от разного рода надличностных авторитетов, как на земле, так и на небе2.
Либеральные идеи проникали в Россию из Европы. Потребовалось около столетия формального принятия образцов и традиций западной культуры, чтобы это формальное принятие перешло в творческое развитие.
Екатерина II поставила задачи, несовместимые в условиях России, - укрепить Российскую империю и насадить в стране начала либерализма3. Екатерина смогла создать себе репутацию «философа на троне». Вступив на престол, она почти сразу же завела переписку с Вольтером. Она переписывалась с ним с 1763 г. до его смерти в 1778 г. Она стремилась поощрять интерес общества к новым политическим идеям.
Екатерина II не намеревалась приобщать к просвещению простой народ. По мнению А.И. Герцена, она не знала народа и принесла ему только зло. От народа она требовала только повиновения. Она писала московскому генерал-губернатору, что «простого народа учить не следует; если он будет иметь столько же познаний, как вы и я, то не станет уже нам повиноваться, как повинуется теперь» («Правда о России, рассказанная кн. П.В. Долгоруковым. Париж, 1861. С. 460). По мнению Герцена, Екатерина II принесла с собою в императорский дворец известное изящество, светскость и хороший вкус, чего не было до нее и что оказало благотворное влияние на высшие слои общества.
Пушкин заметил, что государство – единственный европеец в России. Вступив на путь контакта с Европой, оно не могло избежать просвещения из нужд военных, промышленных и политических. А просвещение ведет к свободе4. Герцен видел трагический парадокс правительственного просвещения нации: «Плетью гонят нас к просвещению, плетью наказывают слишком образованных…»5.
Источником русского Просвещения была европейская культура.
Особенности русского Просвещения.
1. Оно заявило о себе гораздо позже, чем в Европе (с 60-х гг. XVIII в.).
2. Достижения Европы воспринимались как позитивный опыт, который необходимо учитывать в своей деятельности. Европейская культура считалась эталоном, примером для подражания. Это можно объяснить отсталостью России.
3. Выразителями идеологии Просвещения в России стала дворянская интеллигенция (на Западе – буржуазия). В России самодержавие было гарантом сохранения привилегий дворянства и крепостного права, поэтому большинство дворян стояло на защите самодержавия. Масса дворянства не восприняла политические идеи западных просветителей.
4. Русское Просвещение сначала выступало в форме идеологии абсолютизма. Екатерина II заявила, что благо подданных обеспечивается государем. Самодержавие было заинтересовано в формировании новой культуры. Екатерина II разделяла некоторые идеи Просвещения. Самодержавие в меру своих интересов позволяло заботиться о распространении некоторых просветительских идей и о создании новой культуры. При этом власть стремилась контролировать деятельность «вольнодумцев». Она считала себя в праве вершить ними свой собственный суд. Екатерина II была уверена, что Россия погибла бы, если бы вся власть не находилась в ее руках.
Власть контролировала русскую общественную мысль, не позволяя транслировать на все общество радикальные идеи. (Репрессиям подверглись Новиков, Радищев). Екатерина II ограничивала распространение тех идей Просвещения, которые сама не разделяла. Она была заинтересована в переосмыслении просветительских идей.
5. Русское Просвещение второй половины XVIII в. не было радикальным. В России не было политических свобод, самодеятельность общества была ограничена, не признавалась ценность личности, поэтому идеи западного Просвещения не могли быть реализованы. Они оставались «чистой теорией».
6. Западные просветительские идеи в России были переосмыслены до неузнаваемости. Русское Просвещение лишь отчасти совпадало по своим идеям с западноевропейским.
Современные исследователи считают, что «просвещенный абсолютизм» был не более, чем парадным фасадом восточного абсолютизма. Он был украшен либеральной риторикой. Однако либеральная риторика имела своим объективным результатом легальное распространение просветительских идей.
С идеями Просвещения были знакомы только представители верхнего слоя дворянства. Формы французской вежливости уживались с грубоватостью, которая была национальной чертой русских. Почти все екатерининские вельможи, по мысли Герцена, были вольтерианцами или масонами. В России в последние десятилетия XVIII в. было модным слыть «вольтерианцем». «Вольтерианство» в России понималось как вольнодумство вообще. Вольтер был воспринят исключительно поверхностно. Идеи Вольтера и Руссо в России были поняты искаженно.
(Вольтер [1694-1778] верил в колоссальные возможности человеческого разума. Человек в своей жизни должен руководствоваться своими интересами. Вне человека нет морали, понятия о добре и зле. Каждый человек стремится к личному счастью. И это стремление естественно, справедливо, разумно. Но счастливым в одиночку быть нельзя. Поэтому каждый разумный человек ради собственного же блага должен заботиться о благе общем. Он отвергал бессмертие души. Вольтер отстаивал равенство всех граждан перед законом, защищал частную собственность. Он выдвинул идею «просвещенной монархии».)
(Руссо [1712-1778] был противником социального неравенства, в котором он усматривал корень зла и бедствий человечества. Противник деспотизма, сторонник общественного договора, не верил в возможность «просвещенной монархии»; признавал частную собственность. Руссо развивал идею «естественного человека», сердечного и доброжелательного от природы, не испорченного цивилизацией.)
Главной чертой русской версии просветительской идеологии осталось стремление к осознанию свободы человека, его достоинства и значения в мире. Однако идея совершенствования личности была воспринята лишь отдельными мыслителями. Большинство же «вольтерианцев» не утруждали себя размышлениями о свободе и достоинстве личности. Екатерининские вельможи считали естественной свою рабскую зависимость от государя и рабскую зависимость крепостных от своих владельцев. Они не восприняли призыва к перерождению личности.
Для современной историографии характерно признание прогрессивной роли государства в истории России XVIII века. Правительство в эпоху Екатерины II содействовало цивилизации общества. Ранее в советской историографии утверждалось, что самодержавие второй половины XVIII в. превратилось в консервативную силу и уже препятствовало прогрессивному развитию страны. Европеизация образа жизни стала модой. Зависимость светского общества от культурной политики власти дала неожиданные результаты. Сначала царский двор вынужден был подчиниться воле государя и приобрести европейский вид. Требование знать языки и учиться наукам было предъявлено властью высшему обществу. «На кого прежде всего пало бремя тягостной, но необходимой реформы? Разумеется на двор. Двору стало подражать богатое дворянство, этому мелкое дворянство, этому и разночинцы, а теперь купцы и мещане. Если теперь образовываются по убеждению в пользе и необходимости образования, то тогда учились просто из моды, чтоб не отстать от высших себя». Мода, по мнению Белинского, побуждала общество идти вперед тихим отстранением старого и заменой его новым. Соответствие прихотям моды Белинский не воспринимал как исключительно ничтожное, пустое занятие. Модно одетый человек может обладать глубоким умом. «Моде обязаны мы всеми удобствами нашей жизни. Следуя моде, представители общества стали интересоваться европейской культурой.
В царствование Екатерины II были созданы условия для просвещения общества, но образование еще было европейским по содержанию. В то время лишь один слой общества можно было назвать европейски образованным – это высшее дворянство, имевшее доступ ко двору. При Екатерине II вельможество было единственным просвещенным слоем общества. Уровень эрудиции высшего дворянства был недостаточным для того, чтобы самостоятельно оценивать культурные явления, и образованные люди одинаково восторженно относились ко всем произведениям иностранных авторов. «И XVIII век отразился только на одном вельможестве…». Высшее дворянство екатерининского времени зависело по своему положению от императорского двора. Другие слои дворянства и городского населения были слабо вовлечены в цивилизационное движение.
В XVIII в. преобладало некритическое усвоение культуры Запада. И хотя вторая половина XVIII в. вошла в русскую историю как время Просвещения, русский XVIII век значительно отличался от европейского XVIII века, поскольку для русских образованных людей это было время ученичества. Пушкинский образ русского вельможи XVIII века – богатый образованный человек, видевший цель жизни в самой жизни. Он много путешествовал по европейским странам. Он стремился к роскоши, веселой жизни. Вельможа, получив чины, в праздности предавался музам в поисках красоты. Державин писал о стремлении екатерининских вельмож к наслаждению и пирам.
Во второй половине XVIII в. сформировалось первое поколение русской интеллигенции – вольтерианцы. Дворяне испытали мощное влияние Запада, но это влияние не пробудило его к творческой деятельности. Не увлеченные гражданской деятельностью, не имевшие устойчивых духовных интересов, они обрекли себя на праздный образ жизни. Праздность погубила дворянство. В екатерининские времена, когда в стране не было развитой общественной и культурной жизни, сильные, цельные натуры были не нужны, поэтому они развились «в уродство» - культурных людей, не нашедших себя в жизни. Большинство дворян жили праздно. «В России люди, подвергнувшиеся влиянию этого мощного западного веяния, не вышли историческими людьми, а людьми оригинальными. Иностранцы дома, иностранцы в чужих краях, праздные зрители, испорченные для России западными предрассудками, для Запада русскими привычками, они представляли какую-то умную ненужность и терялись в искусственной жизни, в чувственных наслаждениях и в нестерпимом эгоизме»6.
Во второй половине XVIII века началось формирование русской интеллигенции – слоя образованных людей, создающих новые ценности, идеалы, учения, куртины мира, воздействующих на мировоззрение людей. По указу 1783 г. было разрешено открывать частные типографии всем желающим. Указ создал условия для развития независимой журналистики. Журналистика стала одной из форм самодеятельности общества. Власть признала право общества на интеллектуальную и литературную жизнь. Интеллигенция стала творческой влиятельной силой общества. С интеллектуальной деятельностью интеллигенции связано формирование национального самосознания. С 1783 года по сентябрь 1796 года в Петербурге открылось 13 типографий, в Москве – 13, в провинции – 11. Многие журналы оказались недолговечными, но журналы вполне не зависели от правительственной опеки.
Истинных последователей французских просветителей в России было немного. Их надо отличать от «вольтерианцев», усвоивших выборочно отдельные идеи Вольтера. В своей деятельности русские просветители были движимы глубоким чувством любви к отечеству. Просветители были убеждены, что каждый должен служить общему благу. Выразителем общего блага мыслился государь. Отечество, Государь, Великая Россия в общественном сознании слились в единое понятие. Служба Отечеству, Государю, Великой России стала гражданской и моральной нормой жизни культурных людей. Видными представителями русского Просвещения были историк, юрист и переводчик Академии наукА.Я. Поленов (1738-1816); преподаватель инженерной школы, служащий Сената Я.П. Козельский (1728-1794); профессора Московского университета Д.С. Аничков (1733-1788), С.Е. Десницкий (?-1789); И.А. Третьяков (1735-1799; публицист, издатель Н.И. Новиков (1744-1818); поэт-баснописец И.А. Крылов (1769-1844); писатель А.Н. Радищев (1849-1802).
Николай Иванович Новиков (1744-1818)
Он был журналистом, книгоиздателем, писателем. По своим взглядам был просветителем, масоном. Происходил из дворян. Родился в Москве в семье отставного моряка. Новиковы принадлежали к средним помещикам (400 д.м.п.) В 1744 г. семья переселилась в подмосковное имение Авдотьино. Родители жили по-старинке: читали Часослов и Псалтырь, дети воспитывались на основе домостроевских традиций. В воспитании большое место уделялось религии. Под влиянием христианства сформировались нравственные ценности Н. Новикова. В зрелые годы Новиков нередко повторял: первым моим учителем был Бог». Когда Иван Васильевич Новиков узнал об открытии в Москве университета, он решил послать своего сына в университет. Николай проявлял интерес к учению. В 1757 г. Николая приняли во французский класс гимназии при Московском университете, где он учился 3 года. В университете царил культ книги. По средам и субботам студенты и гимназисты получали доступ к фондам университетского книгохранилища. При университете существовала книжная лавка. Ее хозяин датчанин Вевер выписывал книжные новинки из Европы. В гимназии Московского университета учились вместе с Новиковым братья Фонвизины. Впоследствии Денис Иванович Фонвизин стал драматургом (автор «Недоросля»). Павел Иванович Фонвизин стал директором Московского университета. На склоне лет Денис Фонвизин вспоминал, что дети учились «весьма беспорядочно, причиной тому была ребяческая лень, а с другой – нерадение и пьянство учителей». Помимо людей случайных в университете работали и настоящие педагоги. Университет давал хорошее знание иностранных языков, прежде всего французского. Отличался успехами во французском языке и Новиков.
Когда тяжело заболел его отец, Николай уехал в имение Авдотьино. При этом он забыл предупредить университетское начальство о своем отъезде из Москвы. Он был исключен из гимназии университета в 1760 г. за «леность и нехождение в классы». Новикову было обидно, но он не счел нужным исправить положение.
Всю жизнь Новиков занимался самообразованием. К моменту исключения из университета Новикову было 16 лет. Согласно традиции, он еще с детства был записан в лейб-гвардии Измайловский полк и числился в отпуске для получения образования.
В 1762 г. Петр III всем дворянам, числившимся в отпусках, приказал явиться в свои полки. В 1762 г. Новиков прибыл в Петербург. Екатерина II отблагодарила Измайловский полк за поддержку 28 июня 1762 г., когда она осуществила дворцовый переворот. Солдат Новиков получил первый унтер-офицерский чин. Гвардейцы имели много времени для досуга. В полку поощрялись литературные и научные интересы. Новиков, как он сам писал, «занимался чтением, переводами, науками». Военная служба его не привлекала. Занимаясь самообразованием, Новиков стал одним из самых тонких ценителей русской и иностранной литературы. Литературным занятиям Новикова содействовали его друзья и знакомые, сами много читавшие. В 1767-1768 гг. Новиков выполнял обязанности протоколиста в Уложенной комиссии. В 1769 г. Новиков вышел в отставку. Новиков был обаятельным человеком. Современники писали, что Новиков был одарен удивительным даром красноречия.
С 1766 г. Новиков занялся изданием книг, взяв деньги в долг. Новиков разделял идеи французских просветителей. Он был фанатически убежден в огромном просветительском значении журналов и книг. С 1769 по 1770 г. он издавал сатирический журнал «Трутень», в 1770 г. журнал «Пустомеля», 1772-1773 гг. «Живописец», 1774 г. «Кошелек». Его сатирические журналы вызвали в обществе огромный интерес. Объектами сатиры Новикова были жестокие помещики, придворные чины, светские щеголи. Новиков был не только издателем, но и автором статей. Журналы стоили довольно дорого, они приносили Новикову значительный доход. Журналы пользовались такой популярностью, что их переписывали от руки. Их читателями были не только дворяне, но и купцы, мещане. Екатерина II была читательницей журналов Новикова. До поры до времени она предпочитала не замечать дерзких выпадов Новикова. Она открыла перед ним двери Эрмитажной библиотеки. Новиков публиковал древние рукописи. Когда в журналах Новикова зазвучала критика политики императрицы, Екатерина II приказала установить цензурный контроль за журналами Новикова. Из-за цензурных ограничений журналы теряли свою остроту, снижался интерес к ним читателей.
Огромной заслугой Новикова было издание книг русских и западных писателей, французских просветителей, ученых. Новиков взял в аренду типографию при Московском университете. Его типография издала более 1000 наименований книг, в том числе переводы работ Руссо, Вольтера, Монтескье, Свифта, Шекспира и др. Одна треть книг, изданных в России в то время, были опубликованы Новиковым.
Новиков был сторонником теории общественного договора. Он считал, что государство должно заботиться о благе общества. Он верил в благотворную деятельность «просвещенного монарха», который управляет на основе мудрых законов. Он был противником самовластия, беззакония, тирании. Он не считал, что общество должно слепо повиноваться монарху. Он выступал за независимость мнения общества от правительства, свободу общественной инициативы. Общественной мнение должно препятствовать узурпации власти монархом. Необходимо развитие просвещения, нравственное воспитание людей, развитие науки, искусства. Новиков разделял идею естественного равенства людей, считал, что сословное деление общества морально калечит людей. По его мнению, человек должен трудиться на благо отечества.
Новиков осуждал крепостничество с нравственных позиций. Он призывал помещиков быть милосердными, не наказывать своих крестьян. Он наивно полагал, что путем просвещения помещиков и крестьян, их нравственного воспитания можно добиться установления доброжелательных отношений между ними. Помещиков надо перевоспитать, тогда они будут разумными, честными, добрыми и сами освободят крестьян. Новиков предпочитал мирное преобразование общества.
В 1792 г. по приказу Екатерины II Новиков был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость. Причиной ареста стала его деятельность в масонской ложе. Екатерина II получила донос, в котором говорилось о попытках масонов найти себе покровителя в лице цесаревича Павла Петровича. Императрица опасалась дворцового переворота.
В доме Новикова и его книжных лавках был произведен обыск. Были обнаружены запрещенные мистические сочинения. Это послужило основанием для ареста. В ходе следствия не удалось найти доказательства связей московских масонов с французскими якобинцами. Екатерина II решила не предавать Новикова суду и приказала отправить его в крепость. Она полагала, что это заставит других масонов отказаться от своей деятельности. Никто, кроме Карамзина, не осмелился защитить Новикова. Масоны были высланы в свои родовые имения. Из библиотек, книжных лавок было изъято 18500 запрещенных книг, изданных Новиковым, книги были сожжены. Семья Новикова была разорена. После смерти Екатерины II Павел I через три дня приказал освободить Новикова.
Наибольшим радикализмом отличались идеи Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Он родился в Саратовской губернии в дворянской семье, обладавшей большими земельными владениями. Получил хорошее домашнее образование в патриотических традициях. Он закончил Пажеский корпус и юридический факультет Лейпцигского университета. Постоянно занимался самообразованием. Изучал историю античных государств, труды английских и французских политических писателей нового времени, овладел древними и новыми европейскими языками. Служил в Петербургской таможне. В 1775 г. вышел в отставку и занялся литературным трудом. Свой личный долг перед отечеством он усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавным произволом.
В 1790 г. Радищев опубликовал свое главное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором рассказал о тяжелом положении крестьян и жестоком отношении к ним помещиков. Екатерина II приказала арестовать Радищева как государственного преступника. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. Он был лишен чинов, орденов, дворянского достоинства. После смерти Екатерины Радищев был возвращен Павлом из Сибири.
В духовно-нравственных исканиях Радищев следовал идеям французского Просвещения. Он вводил в новую культуру ценность свободы человека. Его воззрение основывалось на теории естественных прав личности и теорию общественного договора. Если государство нарушает права человека, то человек может выйти из подчинения государству. Самодержавие Радищев оценивал как «наипротивнейшее человеку состояние», не верил в возможность обретения на троне просвещенного монарха. Истина страшна для него и он будет всеми силами скрывать от народа правду. Крепостное право он характеризовал как попрание естественных прав человека, оно деморализует и дворян, и крестьян. Он считал, что злом является именно крепостное право, а не помещики. Замена одного помещика на другого ничего не изменит. Радищев не отрицал возможность отмены крепостного права путем реформы. Но он признавал право крестьян на революцию в том случае, если его естественные права будут нарушаться. Социальным идеалом Радищева было общество свободных равноправных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Радищев не был сторонником общественных форм собственности. Привилегии дворян нужно отменить. Дворянство надо уравнять в правах с другими сословиями. Табель о рангах надо ликвидировать, бюрократию сократить и поставить под контроль представительного органа. Наилучшей политической организацией считал республику. Концепцию разделения властей не признавал. Отстаивал принцип равенства всех граждан перед законом. Пушкин назвал Радищева политическим фанатиком, заблуждающимся, но действующим с удивительной самоотвержением и какой-то рыцарскою совестливостью. Идеи Радищева нашли отражение в теоретической и практической деятельности декабристов.
Просветительские идеи оказали влияние на формирование новой дворянской культуры, лучшей чертой которой стал интерес к внутреннему миру человека, науке, искусству.
1 Тонких Владимир Алексеевич, Ярецкий Юрий Львович. История политической и правовой мысли России. – М.: Владос, 1999. – С. 160. (382 с.)
2 Щукин В.Русское западничество... С. 116, 149.
3 Жидков В.С. Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб., 2001. С. 241.
4 Кантор В.К. Герцен: русское искусство… - С. 12.
5 Герцен А.И. Т. 2. – С. 398.
6 Там же.
|