Эмоциональный интеллект
Вопреки расхожему мнению, высокие показатели IQ совсем не являются гарантией карьерного успеха...
Способности человека в наш век стоят дорого. Ну скажите, кто бы из нас не мечтал быть талантливым, одаренным и гениальным? Ведь все это может принести нам не только уважение со стороны окружающих, но и нечто более материальное. Например, прибавку к зарплате. Ни для кого не секрет, что работодатели предпочитают нанимать тех, у кого "ушки на макушке". Соображайте побыстрей, берите инициативу в свои руки, доверяйте интуиции - и вы покорите любого босса. Кстати говоря, вопреки расхожему мнению, высокие показатели IQ, то бишь неплохие умственные способности отнюдь не являются гарантией карьерного успеха. То есть соображать - необходимо, но не достаточно. Как показали исследования последних лет, ничуть не меньшую роль играют ваша уживчивость, неконфликтность, общительность. А это означает, что традиционная фраза "коммуникабелен, умею работать в команде" - это не формальный довесок к вашему резюме, а одна из основных характеристик вас как "рабочей силы".
Несколько десятилетий назад психологи штата Масачусетс провели несложное наблюдение. В качестве "подопытных кроликов" выступили 450 американских мальчишек. Две трети из них отличались высоким IQ и выросли во вполне благополучных семьях. Оставшаяся треть ребят еще в детстве столкнулась с семейными проблемами и не отличалась задатками гениев, то есть показатели IQ в этом случае были более, чем средними. Как показала встреча 15 лет спустя, их жизненный успех далеко не напрямую зависел от показателей IQ. Гораздо более важными оказались умение сопротивляться стрессу и привычка оставаться оптимистом, невзирая на неудачи.
В 1995 году американец Даниель Гоулмен ввел термин "эмоциональный интеллект". Смысл, вложенный им в это понятие, был таким: "Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей". Вы возразите: "Прислушиваться к собственным ощущениям, конечно, полезно. "Познай себя"... Но при чем тут интеллект? Ведь этот термин обычно связывают с рациональными способностями человека, с его умением мыслить логически, со склонностью к математике..." Но обратимся к одной из классических интерпретаций термина "интеллект". Как гласит определение Давида Вечслера, "интеллект есть умение действовать целенаправленно, рационально и эффективно с целью достижения успеха в данных условиях". Стоит ли говорить, что такая трактовка подразумевает не только мыслительный процесс в строгом смысле этого слова, но и множество внеинтеллектуальных факторов.
Собственно, идея не нова. Еще в далекие 30-е годы Роберт Торндайк писал о "социальном интеллекте", говоря о людях, склонных к адаптивности. В 40-е исследователи из штата Огайо обратились к теме лидерства. Их основной задачей было выяснить, какими именно чертами характера природа наделяет наиболее талантливых руководителей. Как оказалось, чем выше ранг социального работника, тем больше требований его должность проявляет к эмоциональному интеллекту.
Впрочем, не стоит ударяться из крайности в крайность. Конечно, сколь угодно высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все "за" и "против" и делать выводы "головой". Однако при прочих равных лучше быть дружелюбным да с чувством юмора, чем иметь лишние 10-15 баллов IQ. Вообще говоря, когда говорят об эмоциональном интеллекте, то обычно подразумевают два аспекта. Речь идет о том, чтобы контролировать свои эмоции и о создании благоприятной эмоциональной атмосферы.
Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если человек наделен подобными качествами, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с учебой, работой и т.д. Наилучшей иллюстрацией к этому может послужить, наверное, знаменитый "зефирный тест", проведенный учеными из Стенфордского университета. С точки зрения любого здорового ребенка тест этот носил ярко выраженный характер издевательства. Ибо заключался он в том, чтобы как можно дольше сидеть перед столом со сладостями, ни к чему не притрагиваясь. Вскоре были выявлены рекордсмены самообладания, и, как ни смешно, именно они оказались наиболее успешными предпренимателями спустя десяток лет.
Контроль за эмоциями, как правило, заключается в том, чтобы не давать выплеснуться негативным впечатлениям. Речь идет о непрерывном психотреннинге, позволяющем поддерживать себя в хорошем настроении. Так, Мартин Селигман разработал целую концепцию "ученого оптимизма". Ее суть - в том, чтобы выместить абстрактное недовольство в случае неудачи конструктивной самокритикой. То есть, когда вас в очередной раз обломают, не восклицайте раздраженно: "Все плохо, эта жизнь - отстой!", а возьмите бумажку и проанализируйте собственные недочеты. Что было сделано, как надо, а что - не так? В результате у вас поубавится уныния, да, к тому же, в следующий раз вы будете осмотрительнее - ведь в вашем распоряжении будет новая информация.
Иногда - перед важным испытанием - стоит изначально настроиться на великолепный исход дела. Мысленно нарисуйте себе на лбу ярко-красную пятерку, когда идете на экзамен!
Кстати, этот момент стоит учитывать руководителям всех рангов: при благоприятных ожиданиях со стороны начальства производительность труда вырастает раза в полтора. Подтверждением тому - еще один эксперимент. На одном из треннингов по подготовке кадровых специалистов в число обучающихся включили профессионального актера. При работе с добровольцами, выступавшими в роли сотрудников, он целенаправленно изменял эмоциональный фон общения с "персоналом". В одном случае, он "заражал" их энтузиазмом, в другом - пугал угрюмостью, в третьем - демонстрировал верх раздражительности, в четвертом - вызывал поклонение, являя миру харизму... Ожидания себя оправдали: степень "слаженности" коллектива и скорость работы напрямую зависели от поддержки со стороны руководителя.
Напоследок стоит упомянуть о еще одной ипостаси эмоционального интеллекта. Эмпатия - способность "вживания" в другого. Если вы способны "впрыгнуть" в шкуру собеседника и лучше, чем он сам мог бы это выразить, понять, чего же он от вас ждет - успех обеспечен. Как показывает практика, из подобных людей выходят первоклассные менеджеры.
|