Навигация по странице:
|
психология. Психология профессионального образования предмет и методы исследования, история развития в России и за рубежом
Психология профессионального образования: предмет и методы исследования, история развития в России и за рубежом.
Психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Под термином "профессия" понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие "профессиональное образование" отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности.
Предметная область психологии профессионального образования включает в себя:
1)изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;
2)изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;
3)изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;
4)изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.
Психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности. Широко используется метод профессиографии (сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон).
Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Анализ литературы по проблеме истории образования в России позволяет выделить шесть периодов становления и развития профессионального образования: первый - со времен Киевской Руси до XVII века; второй - XVII век - 1917 год; третий - 1917 - 1940 годы; четвертый - 1941 - 1945 годы; пятый - 1945 - 1970 годы; шестой - 70-90-е годы - начало XXI века.
1 период: со времен Киевской Руси до XVII века. Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле. В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.
2 период: XVII век - 1917 год. Анализ видов и содержания профессионального образования России в период с XVII века до 1917 года дает нам основание считать, что:
-в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена в этот период создавались предпосылки для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения;
-количество профессиональных учебных заведений отставало от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства;
-нормативная документация об открытии и функционировании каждого вида учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования отсутствовала;
-продолжалось дальнейшее совершенствование организационных, методических, содержательных и других аспектов всех типов учебных заведений, а также их системы в целом.
3 период: 1917 - 1940 годы. 1) проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет; 2) широкого развития профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.
4 период: 1941--1945 годы. В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные действия по отношению к средним специальным учебным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров.
5 период: 50-70-е годы XX века. В послевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений.
6 период: 70-90-е годы XX века - XXI века. В этот период ставилась государственная задача - повысить роль человеческого фактора в научно-техническом прогрессе. Поэтому одной из ключевых проблем подготовки квалифицированных специалистов являлось прогнозирование, которое позволило бы устранять возникавшие трудности, оперативно отражать быстро изменяющиеся требования производства к личностным и профессиональным качествам специалистов.
Что касается развития проф.образования за рубежом, то еще в 1774 г. Песталоцци организовал «Учреждение для бедных», где соединил обучение с производительным трудом. Также успешно осуществил свои педагогические эксперименты Р. Оуэн, создал образовательные школы для детей рабочих разного возраста. В одной из них девочек обучали шитью, вязанию, а мальчиков – садоводству и простейшим ремеслам. Английский мыслитель Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи. В конце XVIII в. возникает новая тенденция, в которой акцент делается на владение технологиями, оборудование, инструментами. Развитие профессиональной педагогики и психологии в США связано с зарождением научного подхода к организации труда и производства, вызванного внедрением новых технологий, конвейерной организации труда, необходимостью повышения производительности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
2. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. Фазы психического исследования.
Метод — это путь научного познания. Как писал один из основоположников советской психологии СЛ. Рубинштейн (1779—1960), этоспособ, посредством которого познается предмет науки.
Методика— это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.
Классификация методов психологии
Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения.
И.Б. Гриншпун, Г. Пирьова, С.Л. Рубинштейна- эти авторы разработали свои классификации, но мы разберем Классификацию Б.Г. Ананьева (1907—1972) одна из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций. Он выделяет 4 группы методов.
1 группа- организационныеметоды, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод «поперечных срезов»). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это «продольный срез» во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.
2 группа - эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.
Наблюдение— один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном поезда пейзажем, и за движением звезд с помощью новейшего телескопа. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола, и многого того, о чем написано выше. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях. Человек не знает, что за ним наблюдают, а потому «не подыгрывает» психологу хотя бы в данный момент, «в открытую».
Самонаблюдение(интроспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.
Экспериментявляется основным методом современной психологии, находится исторически у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду специфики своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании.
1. эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние.
2. экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать
3. управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление
4. полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.
Тест (испытание, проба) также используется в научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Существует множество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Тест можно рассматривать как предельно упрощенную модификацию экспериментального метода. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых.
Анкеты и различные вопросники — это всевозможные вариации тестов, составление, использование и интерпретация которых также требуют должного профессионализма. Здесь важна не только формулировка вопроса, но и очередность его предъявления.
Метод беседы также предполагает специальную подготовку психолога, свои правила проведения и поведения исследователя. Здесь идет индивидуальная психологическая работа.
Набор праксиметрических методов разработан преимущественно в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессио-грамм, психограмм.
Анализ продуктов деятельности используется во многих разделах психологии: от общей до возрастной и представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к «картине», нарисованной обезьяной.
Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.
3 группа- методы обработки полученных результатов. Это органичное единство количественного и качественного, содержательного анализа.
4 группа - интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления или свойства.
Вывод. Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
Фазы психологического исследования
Во всяком научном процессе имеются определенные этапы, фазы, которые тесно взаимосвязаны, образуя содержательную систему. Эти фазы моделируют известную этапность человеческого мышления, которое в психологии называют единственным процессом с «открытым, разомкнутым началом».
1 этап. Формулировка проблемы, обозначение целей и задач применительно к той психологической феноменологии, которая должна быть изучена ввиду своей теоретической или практической значимости. Далее составляется подробный план исследования (организация и хронология).
2 этап. Формулирования рабочей гипотезы, т.е. некоторого предположительного объяснения причин изучаемых явлений и закономерностей. Гипотеза — это как бы ожидаемый результат, который вовсе не обязательно подтвердится в исследовании. Но гипотеза совершенно необходима для каждого научного исследования..
3 этап. Исполнение, т.е. собственно проведение научного исследования: теоретического или эмпирического. Это этап сбора фактического материала, его упорядочивания, оформления, дополнения.
4 этап. Самый трудоемкий, это обработкаполученных результатов, их анализ, обсуждение, сопоставление, интерпретация. Здесь обобщаются данные, делаются выводыи заключение, подводятся общие итоги и формулируются новые вопросы и проблемы.
Каждое психологическое исследование требует тщательной организации, профессионализма исполнителя ввиду сложности решаемых задач, ответственности выводов, комплексности и междисциплинарности. Психические феномены подвержены влиянию огромного количества факторов, необходимость учета и изучения которых составляет не только науку, но в определенном смысле искусство эффективного исследования.
Основные моменты или правила проведения исследования, соблюдение которых является совершенно обязательным:
Необходимость предварительного планирования, которое включает в себя подбор и апробацию комплекса методов и методик, выделение переменных, составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента испытуемых или необходимого количества измерений, алгоритм математической обработки
личностьисследователя оказывает непременное влияние на ход и результаты работы. Психолог является таким же участником эксперимента, как и испытуемый.
подбор испытуемыхпредставляет особую исследовательскую задачу. Группа обследуемых должна быть репрезентативна, т.е. достаточно полно, достоверно представлять собой некий бесконечно большой контингент людей (генеральную совокупность), о свойствах которых мы собираемся судить на основании исследования.
место проведения исследования должно обеспечивать максимальную изоляцию исполнителей от внешних и внутренних помех, отвечать известным требованиям комфорта, непринужденности, санитарно-гигиеническим и эстетическим условиям;
техническое оснащение.главное в исследовании — это адекватность технического вооружения решаемым задачам, используемым методам, уровню анализа получаемых результатов;
четкая инструкция, направляющая, регламентирующая их действия, распределяющая функции.
протоколисследования, в который заносятся получаемые результаты, также готовится еще на стадии планирования.
обработка полученных эмпирических данных требует от психолога владения соответствующими приемами математической статистики.
3. Понятие о психике. Стадии развития психики. Отличие психики человека от психики животных.
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания.
Стадии развития психики существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства ( 3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).
|
|
|