Главная страница
Навигация по странице:

Введение. Теоретические основы активного и интерактивного обучения



Скачать 0.85 Mb.
Название Теоретические основы активного и интерактивного обучения
Анкор Введение.docx
Дата 23.04.2017
Размер 0.85 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Введение.docx
Тип Документы
#1248
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Введение
Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные,  предприимчивые,  мобильные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. В результате возникла необходимость обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий.

Сегодня многие методические новации и инновации связаны с реализацией  интерактивного обучения, поскольку именно такое обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества.
Глава 1. Теоретические основы активного и интерактивного обучения

§1. История возникновения активных и интерактивных методов обучения
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции, среди которых был Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Сенеки, Квинтилиан, считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также в трудах Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Большую роль сыграла пропаганда игровых методов как основы активного обучения, и личное участие в создании и развитии игротехнического движения. Так возникли «Школы МАО», которые позволили ознакомить многих преподавателей с игровыми технологиями активного обучения, дать им первичные знания, навыки, «вооружить» первичным инструментарием.

В последние десятилетия ХХ в. проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, и были разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе.
§2. Методы обучения математике
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Поэтому при подготовке к уроку у учителей часто возникают трудности, так как они не могут выбрать наиболее эффективные методы. В связи с этим возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Наиболее распространенные классификации методов обучения представлены в учебниках….

В связи с введением новых стандартов основной школы на первый план выходит классификация методов обучения по уровню активности учащихся. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные, активные и интерактивные.

К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рис. 1). К ним относится рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение.

image2

Рисунок 1

Активные методы — методы, организующие самостоятельную работу учащихся (рис. 2). К ним относятся следующие методы: лабораторный метод, практический метод, работа с книгой, научно-исследовательская работа.

image3

Рисунок 2

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации (лекции с проблемным изложением, эвристическая беседа, уроки семинары, конференции, деловые игры, использование средств мультимедиа, технология полноценного сотрудничества, метод проектов). Использование интерактивных методов обучения позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность в процессе урока (рис. 3).

image4

Рисунок 3
§3. Активные и интерактивные методы обучения
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

  • вынужденная активность обучения;

  • самостоятельной выработкой решений обучаемым;

  • высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

  • преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

  • постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Наравне с активными методами обучения в образовательном процессе применяются интерактивные методы. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом,  понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная  на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

При использовании интерактивных форм учитель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой  формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один  учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

  • обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологичес-кое преподнесение учебного материала;

  • исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

  • способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  • Круглый стол (дебаты, дискуссия) — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

  • Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

  • Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

  • Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

  • Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

  • все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

  • каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

  • никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

  • все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

  • ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

  • повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

  • растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

  • меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.


§4. Игра как метод
Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1.  Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2.  Участники Конкурса– команды численностью 4 человека.

3.  Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4.  За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

  • «Морской бой» - излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

  • «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

  • «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

  • Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.
§5. Основные интерактивные методы обучения
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; интерактивная экскурсия; видеоконференция; социально-психологический тренинг; фокус группа; метод портфолио; метод проектов; сократический диалог; метод «Займи позицию»; групповое обсуждение; метод «Дерево решений»; метод «Попс-формула» и д.р.

5.1. Творческие задания

Творческие задания активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников. Наиболее часто в школе используются следующие виды творческих заданий: составление математических задач; составление математических кроссвордов; написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры; математические сочинения; доклады и рефераты; рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.

5.2. Обучение в малых группах

Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Здесь очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в малых группах — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Существует несколько условий для эффективной организации работы в малых группах. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик).

Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

5.3. Интерактивная экскурсия

Занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.

Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны.

В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

5.4. Видеоконференция

Методикой интерактивного занятия в форме видеоконференции является конференция. Визуализация и использование видеоконференцсвязи относится к использованию информационно- коммуникативных технологий в образовании.

Данный формат проведения встречи позволяет объединить участников не только из разных городов, но и из разных стран, что, безусловно, способствует обмену опытом.

5.5. Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг – это интерактивная форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии.

5.6. Фокус группа

Фокус группа – это сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер.

Длительность фокус группы обычно не превышает 2 часов. Фокус группы проводятся в специально оборудованных помещениях, оснащенных записывающей аудио и видео техникой, совмещенных с комнатой для скрытого наблюдения за процессом дискуссии.

5.7. Метод портфолио

Метод Портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы. Каждый ученик самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную и творческую копилку. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий такая копилка формируется либо на сайте учебного заведения, либо в социальных сетях.

5.8. Метод проектов 

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

В данном методе учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

5.9. Сократический диалог 

Сократический диалог построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании.

Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.

5.10. Методика «Займи позицию»

Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, предполагающего взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против отмены смертной казни?»). Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:

  • Абсолютно за

  • Абсолютно против

  • Скорее за

  • Скорее против

  • Полностью согласен

  • Полностью не согласен

  • Скорее согласен

  • Скорее не согласен

Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции.

Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Использование этой методики позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

5.11. Групповое обсуждение 

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого ученики должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается совместно с учителем групповое решение.

5.12 Методика «Дерево решений»

1. Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.

2. Построение «дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:

Проблема: …

Вариант 1: …

Вариант 2: …

Вариант 3: …

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

5.13. Методика «Попс-формула»

1. Использование методики «ПОПС – формула» позволяет помочь студентам аргументировать свою позицию в дискуссии.

2. Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …


§6. Активные и интерактивные методы обучения как средство формирования УУД
Урок – это постоянно меняющаяся форма обучения.

Основой современного урока, согласно ФГОСу второго поколения, является системно-деятельностный подход.

Цель деятельностного подхода – развитие личности ученика на основе освоения УУД.

Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.

Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).

Задача современного учителя заключается не только в том, чтобы дать детям необходимые знания, но и научить применять их на практике, так как быстрое механическое запоминание материала ведет к скорому его забыванию.

Существуют следующие виды УУД:

  • Личностные;

  • Общеобразовательные;

  • Регулятивные;

  • Коммуникативные.

К личностным универсальным учебным действиям относят:

  • действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  • действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

  • формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задает вопросы);

  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • формирование желания выполнять учебные действия;

  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника;

  • личностная мотивация учебной деятельности;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.

К познавательным универсальным учебным действиям относят

    1. Обще учебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    1. Универсальные логические действия

  • имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

  • способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

  • составныелогические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

  • овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия это:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

  • формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

  • формирование умения работать в парах и малых группах;

  • формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут

  • учитывать позицию собеседника (партнера);

  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

  • адекватно передавать информацию;

  • отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

К регулятивным универсальным учебным действиям относят:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • коррекция;

  • оценка;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученикисмогут:

овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Выделяют 3 способа формирования УУД в учебном процессе:

  • Формирование УУД как цель;

  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

  • УУД определяют эффективность образовательного процесса.

Средствами формирования УУД являются:

  • Учебное сотрудничество;

  • Совместная деятельность;

  • Разновозрастное сотрудничество;

  • Проектная деятельность обучающихся (как форма сотрудничества);

  • Дискуссия;

  • Тренинги;

  • Общий прием доказательства;

  • Рефлексия;

  • Педагогическое общение.

Все выше перечисленные средства относятся к активным и интерактивным методам обучения. Таким образом, активные и интерактивные методы обучения являются средством формирования УУД в образовательном процессе.

Глава 2. Методика активного и интерактивного обучения математике

§1. Методические разработки с использованием активных методов обучения
На сегодняшний день целью образования становится развитие личности ребенка. Возрастает объем изучаемого материала. В связи с этим на учителей возлагаются все более серьезные задачи. Новые требования предъявляются не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. В связи с этим возникла необходимость перехода от традиционных методов обучения к активным и интерактивным методам.

    1. Лабораторный метод

Одним из примеров активного метода обучения является лабораторный метод. В его основе лежит самостоятельное проведение исследований и экспериментов учащимися. Рассмотрим, как применяется данный метод в 9 классе при изучении правильных многоугольников.
  1   2   3   4
написать администратору сайта