Навигация по странице:
|
Я-к как сов-сть установок на себя. Р. Бернс представитель гуманистической психологии яконцепция изложена им в книге Развите Яконцепции и воспитание, где яконцепция описывается как динамическая система представлений человека о самом себе,
Р.Бернс – представитель гуманистической психологии. Я-концепция изложена им в книге «Развите «Я-концепции и воспитание», где Я-концепция описывается как динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самоцоенка, а также субъективное восприятие влиящих на данную личность внешних факторов.
|
Я-концепция – как совокупность установок на себя
(3 элемента установки)
|
Образ-Я
|
самооценка
|
Потенциальная поведенческая реакция
|
Представление индивида
о самом себе
|
Аффективная оценка
этого представления,
которая м. обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
|
Те конкретные действия, которые м.б. вызваны образом я и самооценкой.
|
3 основные модальности самоустановок:
Реальное Я
|
Зеркальное
(социальное) Я
|
Идеальное Я
|
Представления о том,
каков я на самом деле
|
Представления о том,
как меня воспринимают окружающие
|
Представления о том,
Каким я хотел бы быть
|
Установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные спобности, роли, свой актуальный статус
|
Установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие.
|
Установки ндивида, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы быть.
|
Физи-ческое
|
Соци-альное
|
Ум-ственное
|
Эмоцио-нальное
|
Физи-ческое
|
Соци-альное
|
Ум-ственное
|
Эмоцио-нальное
|
Физи-ческое
|
Соци-альное
|
Ум-ственное
|
Эмоцио-нальное
|
Составляющие Я-концепции (как установки):
Я-концепция
|
Когнитивная
составляющая
|
Оценочная
составляющая
(эмоционально-оценочная)
|
Поведенческая
составляющая
|
Представления индивида
о самом себе –
убеждение,
кот-ое м.б. как обоснованным, так и необоснованным
|
Эмоциональное отношение к этому убеждению
(т.е. представлению индивида
о самом себе)
|
Соответствующая реакция, которая в частности может выражаться в поведении
|
Эти представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, независмо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. При описании самих себя мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. При чем значимость элементов самоописания может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетание ее отдельных свойств. (Надежный, совестливый, общительный – абстрактные хар-стики).
|
Даже эмоционально нейтральные, на 1-ый взгляд, характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. (Даже объективные показатели – рост, вес, возраст, местожительство – имеют для разных людей разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции). Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они формально фиксируются в языковых значениях; также источником оценочных представлений индвида м.б. социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
*Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, кот-ое выражается в установках (позитивной или негативной), свойственных индивиду.
|
Тот факт, что люди не всегда себя ведут в соответствии со своими убеждениями, хорошо известе. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведениии модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или страха перед возможными последствиями.
|
Факторы формирования самооценки
|
Сопоставление реального Я
с образом идеального Я, т.е.
с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
|
Интериоризация социальных реакций на индивида
|
Идентичность
|
Формула Джемса:
Самооценка = реальные достижения индивида / его притязания.
Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот имеет высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв м/у этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Во многих психотерапевтических методиках: высокая оценка совпадения реального Я и идеального Я - важный показатель психического здоровья.
|
Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
|
Индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
|
Самооценка всегда носит субъективный характер
|
Функции Я-концепции
|
Достижение
внутренней согласованности
личности
|
Интерпретация опыта
|
Источник ожиданий индивида
|
Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером, психологи называют такое состояние когнитивным диссонасом. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепцияю Если новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит им – то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тель внутрь этого сбалансированного орагнизма. Когда отличие нового опыта – о себе не столь принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих его самоустановок. Противоречивый опыт м. усваиваться с помощью МПЗ, таких нр, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу.
Суть теории когнитивного диссонанса заключатеся в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающе противоречие, нр, с помощью рационализации. Из формулы самооценки Джемса вытекают 2 пути ее повышения: либо увеличив числитель, либо уменьшив знаменатель. «Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
|
Я-концепция определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. У чел-ка существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Если изначально у человека сформировать негативную Я-концепцию, то неважно насколько позитивным будет выглядеть отношение окружающих к его действиям и поступкам – он все равно может отреагировать отрицательно. Вот почему важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.
|
Я-концепция определяет ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.
Многие исследователи считают эту функцию центральной. (нр, Мак-Кэндлес рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном итоге его представлениями о себе) (Дети, кот-ым свойствено беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят:»Я знаю, что окажусь полным дураком» , с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Люди, уверенные в соственной значимости, ожидают, что и другие будут к ним относится таким же образом, и наоборот (Нр, дети, испытавшие материнскаую депривацию, обычно сомневаются в своей ценности, они заранее убеждены, что в невозможности установления тесных эмоциональных связей с близким человеком - начинают избегать всяких социальных контактов, т.к.всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся м/у ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророченства». Такие дети, ведут себя исходя из этой предпосылки, ллибо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих).
|
|
|
|