Навигация по странице:
|
педагогическая практика магистров. Рабочая программа для направления подготовки 071800. 68 Социальнокультурная деятельность
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия культуры и искусств
Факультет художественного творчества
Кафедра социально-культурной деятельности
«УТВЕРЖДАЮ»
председатель Совета факультета ХТ
_____________________Л.М. Тюренкова
М.П. подпись
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
рабочая программа
для направления подготовки 071800.68 «Социально-культурная деятельность»
профиль подготовки «История и теория социально-культурной деятельности»
квалификации «Магистр»
очной формы обучения
Барнаул 2011 г.
Обсуждена на заседании кафедры социально-культурной деятельности
«03» октября 2011 г. протокол № 3
Зав. кафедрой______________________А.Д. Плюснин
подпись
Утверждена Советом факультета художественного творчества
«02» ноября 2011 г. протокол № 3
Педагогическая практика: рабочая программа для направления подготовки 071800.68 «Социально-культурная деятельность» профиль подготовки «История и теория социально-культурной деятельности» квалификации «Магистр» / сост. Захарова Е.Ю., Цыганкова О.А.; Алт. гос. акад. культуры и искусств, каф. СКД – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ак. культуры и искусств, 2011г. – 44 с.
Рабочая программа педагогической практики представляет собой документ, определяющий основное содержание практических умений, навыков и профессиональных компетенций, которые должны приобрести студенты в исследовательской деятельности. Рабочая программа педагогической практики формулирует цели и задачи практики, место практики в профессиональной подготовке.
Составители: Захарова Е.Ю., доцент кафедры СКД
Цыганкова О.А., руководитель практики
Рецензент: Плюснин А.Д., зав. кафедрой СКД, доцент,
заслуженный работник культуры РФ
Содержание
Пояснительная записка
|
4
|
Цели и задачи педагогической практики
|
5
|
Место педагогической практики в структуре ООП ВПО
|
5
|
Формы проведения педагогической практики
|
6
|
Место и время проведения педагогической практики
|
7
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
прохождения педагогической практики
|
7
|
-
Структура и содержание педагогической практики
|
8
|
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике
|
13
|
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов на педагогической практике
|
14
|
Формы аттестации (по итогам практики)
|
15
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение
педагогической практики
|
16
|
11. Материально-техническое обеспечение педагогической
практики
|
19
|
Приложение А: Структура и содержание образовательных
технологий и оценочных средств
|
20
|
Приложение Б: План-конспект фрагмента занятия
|
32
|
Приложение В: План-конспект занятия
|
33
|
Приложение Г: Анализ занятия
|
34
|
Приложение Д: Форма дневника по практике
|
35
|
Приложение Е: Образец оформления индивидуального задания
|
36
|
Приложение Ж: Образец оформления титульного листа отчета по практике
|
37
|
Приложение З: Характеристика-отзыв на работу практиканта
|
38
|
Приложение И: Обязанности руководителей практик и магистрантов
|
40
|
Приложение К: Анкета для самооценки магистранта по итогам прохождения практики
|
41
|
Приложение Л: План выступление на итоговой конференции по научно-исследовательской практике
|
43
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 071800.68 «Социально-культурная деятельность» практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик:
научно-исследовательская;
научно-производственная (технологическая);
педагогическая.
Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
Распределение магистрантов по местам прохождения практик осуществляется кафедрой социально-культурной деятельности и закрепляется приказом ректора.
Практика осуществляются на основе договоров или писем-ходатайств от учреждений/организаций, которые предоставляют места для прохождения практики студентам.
С каждым учреждением, которое выступает в качестве базы практики, заключается индивидуальный договор. В договоре по организации практики оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики. Базы практики обязаны проводить обязательные инструктажи по технике безопасности и обеспечить студентам условия безопасной работы при прохождении практики.
За несколько дней до начала практики на кафедре Социально-культурной деятельности с магистрантами проводится организационное собрание, на котором объясняются цели и задачи практики, программа практики, план-график прохождения практики.
С момента начала прохождения практики на магистрантов распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
По окончании практики магистрант отчитывается о проделанной работе на итоговой конференции, по итогам которой выставляется дифференцированный зачет с оценкой.
Форма и вид отчетности (дневник, отчёт и т.п.) магистрантов о прохождении практики определяются Алтайской государственной академией культуры и искусств (см. Приложения).
Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистрантов.
Магистранты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Магистранты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из Академии как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом Алтайской государственной академией культуры и искусств.
1. Цели и задачи педагогической практики
Педагогическая практика имеет целью создание условий, позволяющих студентам приобрести практические навыки самостоятельной педагогической деятельности, овладеть основами педагогического мастерства.
Требования к профессиональной подготовленности студента определяют следующие задачи практики:
практическое ознакомление студентов с авторской методикой преподавания конкретного курса, обязательно входящего в базисный учебный план вуза;
изучение учебно-методической литературы, лабораторного и программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана.
разработка дополнительных методических и тестовых материалов для студентов в помощь преподавателю при ведении лекционных и семинарских занятий по курсу;
получение представления о современных образовательных информационных технологиях
формирование и решение задач, возникающих в ходе педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
осуществление контроля качества усвоения студентами учебного материала путём содержательного квалификационного анализа самостоятельных работ студентов 1-3 курсов очного формы обучения (рефератов, эссе, семестровых контрольных работ);
проведение педагогической работы с привлечением современных технологий;
проведение анализа результатов работы;
разработка научно-методических материалов по темам учебных дисциплин.
2. Место педагогической практики в структуре ООП ВПО
Педагогическая практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров и входит в блок научно-исследовательской работы.
При этом профессионально-образовательная программа магистерского уровня подготовки не ставит целью сформировать готового преподавателя, оно должно лишь обеспечить базу для проверки себя как преподавателя, создать условия для приобретения собственного опыта.
Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах.
Педагогической практике предшествует изучение дисциплин базового и вариативного компонентов ФГОС ВПО, а также курса по выбору студентов:
- Понятийно-терминологическая система теории социально-культурной деятельности;
- Теория социально-культурной деятельности как специализированная область педагогического знания;
- История и методология теории социально-культурной деятельности;
- Основы педагогической инноватики;
- Методика преподавания специальных дисциплин;
- История форм социально-культурного воспитания и другие.
Педагогическая практика взаимосвязана с дисциплинами профессионального цикла. Изучение данных дисциплин готовит студентов к освоению содержательной стороны преподаваемых в образовательных учреждениях дисциплин и помогает освоить психолого-педагогические основы преподавания и приобрести умения и навыки. Магистрант должен знать теорию, и технологию педагогического процесса, закономерности и методы осуществления образовательно-воспитательной деятельности.
Прохождение данной практики необходимо как предшествующее для профессионального цикла дисциплин.
3. Формы проведения педагогической практики
Формами проведения педагогической практики являются (пассивная) (2 недели) и активная (9 недель) практика, в ходе которой студенты выступают в роли педагога.
Формы проведения пассивной практики:
- участие магистрантов в установочной конференции по педагогической практике с участием руководителей практики, педагогов принимающей кафедры;
- посещение лекционных, семинарских и лабораторных занятий преподавателей по предмету своей специализации, работающих на курсе, закрепленном за магистрантом;
- разработка тематического плана по теме пробных и зачетных занятий;
- разработка планов воспитательных мероприятий в соответствии с утвержденными планами работы кафедры и факультета.
Формы проведения активной практики:
- разработка и оформление конспектов занятий;
- подготовка демонстрационных материалов, тестовых заданий, раздаточных материалов для проведения активных форм и методов, внеаудиторных форм обучения, коллективных зачетных мероприятий;
- участие в анализе занятий, проводимых другими магистрантами;
- ведение дневника, отражающего все моменты педагогической практики.
4. Место и время проведения педагогической практики
Магистранты проходят педагогическую практику на кафедре социально-культурной деятельности или других кафедрах Алтайской государственной академии культуры и искусств, а также на договорных началах в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях/учреждениях, осуществляющих педагогическую деятельность.
В период практики магистранты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедрах применительно к учебному процессу.
Руководство педагогической практикой возглавляется на одного из преподавателей кафедры, имеющего опыт педагогической работы в вузе.
Педагогическая практика проводится в 3 семестре в течение 8 недель без отрыва от учебных занятий по 24 часа в неделю (3 дня в неделю) в соответствии с утвержденным учебным планом, утвержденной программой педагогической практики, в соответствии с утвержденной индивидуальной программой, составленной студентом совместно с руководителем практики.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
прохождения педагогической практики
В результате прохождения педагогической практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
Общекультурные компетенции:
- быть способным совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
- быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);
- быть способным использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских, научно-производственных работ и творческих проектов, в управлении научным и творческим коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на её социально-психологический кли-
мат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);
- быть способным к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-6);
Профессиональные компетенции:
- быть готовым к преподаванию теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в учебных заведениях высшего, среднего профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства, а также историко-культурных и культурологических дисциплин в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразова-
тельных учреждениях (ПК-23);
- быть готовым к использованию дидактических, методических и других педагогических средств в соответствии с возрастными, личностно- психологическими, содержательными, социально-культурными особенностями организации учебно-воспитательного процесса (ПК-24);
- быть готовым к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса и проведению воспитательных мероприятий с различными категориями участников социально-культурной деятельности (ПК-25);
- быть способным к разработке полного комплекса методических материалов к дисциплинам, по которым ведет педагогическую деятельность (ПК-26).
В результате прохождения педагогической практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) знать современные технологии социокультурного проектирования; психолого-педагогические основы работы с различными возрастными группами; научно-методические приемы обеспечения технологических процессов в социально-культурной деятельности;
2) уметь использовать дидактические, методические и педагогические средства в соответствии с личностно-психологическими, содержательными и социально-культурными особенностями организации учебно-воспитательного процесса;
3) владеть навыками проведения занятий с применением интерактивных форм.
6. Структура и содержание педагогической практики
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 12 зачетных единицы, 432 часа (8 недель).
Практика магистрантов проводится в рамках общей концепции магистерской подготовки, предполагающей формирование профессиональных и коммуникативных умений, связанных с педагогической деятельностью, отражающей взаимодействие с людьми. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предусматривают развитие творческих подходов к общению со студентами, умения решать конфликтные ситуации и руководить группой людей. Кроме того, она способствует процессу социализации личности магистранта, переключению на совершенной новый вид - педагогическую деятельность, усвоению общественных норм, ценностей профессии, а также формированию персональной деловой культуры будущих магистрантов.
№
|
Разделы
(этапы)
практики
|
Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу
студентов и трудоемкость (в часах)
|
Форма
текущего
контроля
|
1
|
Подготовительный этап
|
Установочная конференция по практике
(2 часа)
|
Заполнение листа ознакомления и утверждение индивидуального плана работы
|
Инструктаж по технике безопасности
(2 часа)
|
Консультации магистров по отдельным вопросам организации педагогического процесса в Академии (8 часов)
|
Ознакомление с основными направлениями педагогической деятельности преподавателей кафедр Академии или преподавателей других ВУЗов (колледжей, техникумов и профессиональных училищ) (10 часов)
|
Составление плана работы на период практики (4 часа)
|
2
|
Основной
этап
|
Наблюдение за демонстрацией преподавателем-наставником методов и приемов организации различных видов учебной и внеаудиторной работы со студентами (70 часов)
|
Консультации с руководителем практики от кафедры,
Составление развернутого плана конспекта к каждому занятию.
|
Анализ и оценка педагогических действий педагога-наставника (30 часов)
|
Самостоятельная деятельность магистров по организации и проведение учебно-воспитательных мероприятий (180 часа)
|
Участие в работе заседания кафедры, школы школы-семинара педагогического мастерства (20 часов)
|
3
|
Завершающий
этап
|
Самоанализ проведенных занятий (28 часа)
|
Проверка
отчета,
публикации
|
Проведение зачетного занятия (4 часа)
|
Написание методических рекомендаций, лекций (26 часов)
|
Выступление на научной конференции
(4 часа)
|
Подготовка отчета (32 часа)
|
4
|
Итоговый
этап
|
Защита педагогической практики (2 часа)
|
Выставление дифференцированного
зачета
|
|
Всего:
|
432 часа
|
|
Содержание педагогической практики
|
|
|