Навигация по странице:
|
Рабочая программа спортивной подготовки отделения дартс муниципального бюджетного образовательного учреждения
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДЮСШ № 2
«Межшкольный стадион»
____________ С.В. Володченко
«_____» ______________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спортивной подготовки
отделения - ДАРТС
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей
Детско-юношеской спортивной школы № 2
«Межшкольный стадион»
г. Екатеринбург 2012
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Учебно-тематический план, 16
группа начальной подготовки, 1 год обучения
3. Учебно-тематический план, 23
группа начальной подготовки, 2 год обучения
4. Учебно-тематический план, 28
Учебно-тренировочная группа, 1 год обучения
5. Учебно-тематический план, 34
Учебно-тренировочная группа, 2 год обучения
6. Учебно-тематический план, 41
Учебно-тренировочная группа, 3 год обучения
7. Учебно-тематический план, 47
Учебно-тренировочная группа, 4 год обучения
8. Учебно-тематический план, 52
Группа спортивного совершенствования,
1 год обучения
9. Учебно-тематический план, 58
Группа спортивного совершенствования,
2 год обучения
10. Учебно-тематический план, 63
Группа спортивного совершенствования,
3 год обучения
11. Требования к уровню подготовки учащихся 68
12. Перечень учебно-методического обеспечения 72
13. Список литературы 73
14. Сведения об авторе 74
15. Аннотация 75
16. Приложение 1. Программный материал для 76
практических занятий
17. Приложение 2. Требования к уровню 91
физической подготовки учащихся
18. Приложение 3. Описание тренажеров 93
Пояснительная записка
Среди видов двигательной активности, завоевавших популярность среди широких слоев населения России, в настоящее время выделяется дартс – молодой вид спорта, появление которого относится к 90-м годам прошлого столетия. К настоящему времени целостная система подготовки дартсменов на государственном уровне практически не оформилась вопреки повышенному интересу к дартсу как виду спорта, которым могут заниматься абсолютно все: женщины и мужчины, дети и взрослые, люди с серьезными физическими недостатками. В этом отношении дартс, в силу своей простоты, экономичности, компактности, является привлекательным и интересным для людей самого разного темперамента и уровня подготовки, позволяет проводить спортивные тренировки даже в домашних условиях и выступать в спортивных соревнованиях.
Дартс содержит огромное количество преимуществ: улучшает координацию движений, стабилизирует работу сердечно-сосудистой системы; запоминание вариантов игровых комбинаций развивает память и логическое мышление; зелено-красно-бело-черная расцветка мишени – успокаивает зрение; постоянное переключение зрения с дротика на мишень положительно влияет на глаза. При систематическом занятии этим видом спорта формируется устойчивость к длительным стрессовым нагрузкам, развиваются сильные лидерские качества. Воспитывается воля к победе, трудолюбие, развивается выдержка, настойчивость и дисциплинированность.
В силу данных обстоятельств дартс предстает как важное средство развития физического потенциала человека и наряду с другими выступает полноправным видом спорта. В активе специалистов по данному виду спорта имеются отдельные методические рекомендации, материалы публикаций относительно опыта обучения и тренировки дартсменов. Это актуализирует проблему разработки программы подготовки дартсменов от новичка до спортсмена высокого класса.
Программа для ДЮСШ по дартсу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральным Законом от 13.01.96г. №12-ФЗ, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.09.95г. №233, методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 03.07.2006г. (во исполнение приказа Росспорта №394 от 26.06.2006г.), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму.
При разработке программы использованы результаты научных исследований по вопросам подготовки спортсменов, практические рекомендации спортивной медицины, теории и методики физического воспитания, педагогики, физиологии, гигиены, психологии.
В настоящее время аналогов данной программы не существует. Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей и является первым региональным документом, содержащим научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе.
Учебный план, рассчитанный на 9-летнее обучение, предусматривает традиционные для детско-юношеских спортивных школ виды подготовки (разделы). В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных ее этапах, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств, особенностей занимающихся.
При системном подходе процесс подготовки в ДЮСШ рассматривается в многолетнем аспекте с учетом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий.
Цель программы:
Воспитание гармоничной, разносторонне развитой, социально активной личности средствами дартса, как вида спорта.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы и ориентирован на решение следующих задач:
-содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья занимающихся;
- развитие интеллекта занимающихся, их способности к самопознанию;
- развитие волевых качеств;
- развитие общей культуры занимающихся;
-подготовка дартсменов высокой спортивной квалификации;
-подготовка инструкторов и судей по дартсу.
Программа содержит разделы, в которых освещены задачи и материал по видам подготовки (теоретической, физической, технической, психологической, тактической), средства и формы подготовки, систему контрольных нормативов и упражнений, восстановительных мероприятий.
Программный материал изложен в соответствии с утвержденным режимом учебно-тренировочной работы детско-юношеских спортивных школ.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства юных дартсменов.
Организационно-методические особенности многолетней подготовки юных дартсменов.
Занятия в ДЮСШ по дартсу могут проводиться с отступлением по возрасту, как в одну, так и в другую сторону: в ряде случаев необходимо делать исключения при выполнении занимающимися требований, предъявляемых как учащимся более старших возрастных групп, а для квалифицированных спортсменов – более высоких результатов на соревнованиях.
Продолжение занятий в школе и перевод учащихся на следующий этап обучения осуществляется по решению педагогического (тренерского) совета и оформляется приказом директора ДЮСШ.
Этапы многолетней подготовки.
Подготовка дартсменов в спортивной школе рассчитана на 9 лет. На протяжении этого периода спортсмены проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Этап подготовки
|
Год обучения
|
Возраст учащихся для зачисления, лет
|
Количество часов в неделю
|
Длительность занятий (час)
|
Начальной подготовки
|
1-й
|
9-10
|
6
|
2
|
2-й
|
9-10
|
9
|
2-2,5
|
Учебно-тренировочный
|
1-й
|
10-11
|
12
|
2-2,5
|
2-й
|
11-12
|
12
|
2-2,5
|
3-й
|
12-13
|
18
|
1-3
|
4-й
|
13-14
|
18
|
1-3
|
Спортивного совершенствования
|
1-й
|
14-15
|
24
|
1-4
|
2-й
|
15-16
|
28
|
1-4
|
3-й
|
15-16
|
28
|
1-4
|
В следующей таблице приведены примерные нормы минимальной соревновательной нагрузки на различных этапах работы.
Минимальное количество соревнований, необходимое для выполнения нормативных требований программы
Группы
Год обучения
|
НП
|
УТ
|
СС
|
1
|
2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
Количество соревнований (в часах)
|
10
|
12
|
20
|
20
|
30
|
40
|
60
|
66
|
66
|
Данные, приводимые в таблице, на этапах подготовки в группах начальной подготовки и в учебно-тренировочных группах планируются для всей группы, на этапе подготовки в группах спортивного совершенствования включаются в индивидуальные планы занимающихся.
Многолетняя подготовка в дартсе строится на основе следующих методических положений:
Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.
-
Строгое соблюдение общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования.
Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.
Неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается объем средств специальной физической подготовки (СФП) (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается объем средств общей физической подготовки (ОФП).
Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.
Следование принципу постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок в работе с детьми, правильное их планирование с учетом периодов полового созревания. Всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на этапах многолетней тренировки соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям спортсмена.
Основными формами организации учебно-тренировочной работы на всех этапах подготовки учащихся в ДЮСШ являются: теоретические и практические занятия, работа по индивидуальным планам (для занимающихся в группах спортивного совершенствования), соревнования, инструкторская и судейская практика, медико-восстановительные мероприятия и медицинский контроль, тестирование (контрольно-переводные испытания), тренировочные занятия в оздоровительно-спортивных лагерях, учебно-тренировочные сборы.
Годичный учебно-тренировочный цикл делится на три периода: подготовительный, соревновательный (основной) и переходный, каждый из которых имеет специфические задачи, структуру и содержание.
Подготовительный период. Общеподготовительный этап ориентирован на создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы; специально подготовительный – создание условий для непосредственного становления спортивной формы (акцент на всестороннюю физическую подготовку, изучение техники и тактики игры).
Соревновательный (основной). Задачей данного периода является сохранение и упрочение спортивной формы как основы обеспечения высоких спортивных результатов наряду с изучением и совершенствованием техники и тактики.
-
Переходный период. В ходе переходного периода реализуются задачи, связанные с обеспечением реабилитации организма после значительных нагрузок подготовительного и соревновательного периодов, активного отдыха спортсменов, самостоятельных занятий по заданию тренера.
Особенно следует обращать внимание на детализацию структуры годичного цикла дартсменов высокой квалификации, т.к. планирование и содержание тренировочного процесса для этой категории занимающихся в ДЮСШ имеет специфику, связанную с индивидуальным планированием, принципами периодизации тренировочного процесса, годичным циклом подготовки, характером тренировочного процесса, интенсивностью как условием эффективности тренировочного процесса, объемами и оптимальным сочетанием нагрузок и т.п.
Периоды подготовки в рамках годичного цикла учебно-тренировочного процесса обусловлены календарем спортивных мероприятий; в соответствии с задачами периодов составляются графики распределения учебных часов и учебные планы.
В процессе обучения на всех этапах подготовки осуществляется постоянный контроль за уровнями физической, спортивно-технической, тактической подготовленности спортсмена. В управлении подготовкой спортсменов эффективной является система контрольных нормативов как важнейший структурный компонент учебного плана и основная форма организации учебно-тренировочной работы.
Условия зачисления учащихся на соответствующий этап подготовки
Этап: учебные группы
|
Критерии зачисления
|
Начальной подготовки:
- 1 год обучения
|
Желающие заниматься дартсом и не имеющие медицинских противопоказаний
|
- 2 год обучения
|
Выполнившие контрольные нормативы по ОФП
|
Учебно-тренировочный:
- 1 год обучения
|
Выполнившие норматив 1 юношеского разряда и контрольные нормативы по ОФП и СФП
|
- 2 год обучения
|
Выполнившие 3 разряд и контрольные нормативы по ОФП и СФП
|
- 3 год обучения
|
Выполнившие 2 разряд и контрольные нормативы по ОФП и СФП
|
- 4 год обучения
|
Выполнившие 1 разряд и контрольные нормативы по ОФП и СФП
|
Спортивного совершенствования:
- 1 год обучения
|
Выполнившие норматив КМС и контрольные нормативы по ОФП и СФП
|
- 2 год обучения
|
Подтвердившие норматив КМС и контрольные нормативы по ОФП, плюс динамика роста результатов
|
- 3 год обучения
|
Выполнившие норматив МС России
|
|
|
|