Главная страница
Навигация по странице:

Развитие психологического образования на современном этапе



Скачать 346.71 Kb.
Название Развитие психологического образования на современном этапе
Дата 04.02.2018
Размер 346.71 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 1603-1000.docx.docx
Тип Курсовая
#31788
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (МГЭИ)

Кафедра

КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»

на тему: Развитие психологического образования на современном этапе

Студент

5 курса, факультета


Руководитель:

старший преподаватель









МИНСК 2016

Содержание


Введение ………………………………………………………………………

3

1.Теоретические аспекты развития психологического образования на современном этапе …………………………………………………………....

6

1.1 Развитие психологии в Республике Беларусь …………………………..

6

1.2 Изучение психологии в ведущих учебных заведениях Республики Беларусь ……………………………………………………………………….

9

1.2.1 Изучение психологии в УО «Белорусский государственный университет» ………………………………………………………………….

9

1.2.2 Изучение психологии в УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» ………………………………..

10

1.2.3 Изучение психологии в УО в «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» …………………………………………….....

11

1.2.4 Изучение психологии в УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» ………………………………………….

13

1.2.5 Изучение психологии в УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» ………………………………………..

14

1.2.6 Изучение психологии в УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина» …………………………………………….

15

1.2.7 Изучение психологии в УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» ……………………………………….

16

1.3 Развитие дошкольной психологии в Республике Беларусь …………...

17

2 Эмпирическое исследование эффективности деятельности педагога-психолога на примере работы в дошкольном учреждении ………………..

22

2.1 Методики и этапы исследования готовности воспитанников старшей группы дошкольного учреждения образования к обучению в школе ……

22

2.2 Результаты эмпирического исследования готовности воспитанников старшей группы дошкольного учреждения образования к обучению в школе …………………………………………………………………………..

23

Заключение ……………………………………………………………………

36

Список использованных источников ………………………………………..

38

Приложение А «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго ………………………..

42

Приложение Б «Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой………………………………..……………………………...

46

Приложение В Результаты диагностического исследования готовности к обучению в школе старшей группы ГУО «Ясли-сад № 403 г. Минска ….

51

Приложение Г Коррекционная программа, направленная на повышения уровня подготовленности к школе ………………………………………….

52



ВВЕДЕНИЕ
Одним из путей совершенствования системы обучения и воспитания детей, подростков и молодежи в Республике Беларусь является организация психологической службы образования, главная цель которой – психологическое здоровье детей, учащихся и студентов, наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости и обеспечение психологической готовности к жизненному самоопределению. Первым организатором психологической службы в нашей стране по праву можно назвать Л.С. Выготского. Его идеи стали определяющим маяком в развитии психологической службы в системе образования нашей страны. Успешному началу развития психологической службы и подготовки для нее практических психологов способствовали научно-практические разработки преподавателей-психологов высшей школы. Тематика их исследований имела практическую направленность: профессиональная ориентация и подготовка учащихся к труду (руководитель Ф.И. Иващенко), психология межличностных отношений в дошкольном и школьном возрасте (руководитель Я.Л. Коломенский), дифференцированное обучение (руководитель Л.Н. Рожина), подготовка студентов к воспитательной работе (руководители М.С. Клевченя, Г.М. Красневская) и др. [1;3;14;].

Реальные же условия для массового внедрения психологии в систему образования Республики Беларусь возникли только в 1988 году, когда началась подготовка практических психологов для учреждений образования. С 1 ноября 1988 г. решением коллегии Министерства просвещения СССР МГПИ им. М. Горького было поручено открыть специальный факультет переподготовки практических психологов для учреждений образования. С начала 90-х годов активно создается нормативно-правовая база деятельности психологов учреждений образования. Значительную помощь в ее создании оказали временные научные коллективы, созданные по инициативе Министерства образования (руководители Ю.Н. Карандашев, О.С. Попова, Н.А. Цыркун). Их наработки легли в основу многих документов, регламентирующих деятельность психологов. Таким образом, психологическая службы в системе образования постепенно стала переходить из экспериментального в нормальный, рабочий режим деятельности [15;24;36].

В системе образования сложилось понимание значимости деятельности педагога-психолога, идет работа по совершенствованию научно-методического, технического и организационного обеспечения его деятельности. Одно из подтверждений – ежегодное увеличение численности педагогов-психологов в учреждениях образования, несмотря на постоянный поиск системой образования возможности экономии средств и необходимости сокращения общей численности работников.

Наблюдается значительный разрыв между запросом практики и научно-методическими возможностями психологической службы профессионально ответить на этот запрос. Насколько качественно и быстро этот разрыв будет преодолен – зависит будущее психологической службы в системе образования.

К числу наиболее типичных проблем в работе педагогов-психологов можно назвать: увлеченность психодиагностикой в противовес другим направлениям работ, при этом используются гpoмоздкие, часто неадаптированные психологические методики; рабочая документация примитивна и часто избыточна, педагоги-психологи слабо изучают потребности учебно-воспитательного учреждения, также существуют сложности в организации рабочего места педагогов-психологов [2;11;14].

Для анализа развития психологического образования на современном этапе, отдельное внимание следует уделить деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении образования, так как это первый специалист занимающийся вопросами вхождения личности в окружающий мир. Основной целью, как детского психолога, так и в целом психологической службы образования, является обеспечение психологического здоровья детей, их разностороннего и гармоничного развития [13;25;26].

Психологическая деятельность в детском учреждении сложна, специфична и предъявляет высокие требования к специалисту данного профиля, что делает подготовку будущего психолога особенно важной.

Цель исследования: изучить развитие психологического образования на современном этапе.

Задачи исследования: изучить развитие психологии в Республике Беларусь; проанализировать процесс изучения психологии в ведущих учебных заведениях Республики Беларусь; обобщить развитие дошкольной психологии в Республике Беларусь; разработать и провести исследование готовности воспитанников старшей группы дошкольного учреждения образования к обучению в школе; обобщить и проанализировать результаты эмпирического исследования готовности воспитанников старшей группы дошкольного учреждения образования к обучению в школе.

Объект исследования: психологического образования на современном этапе.

Предмет исследования: деятельность педагога - психолога по подготовке дошкольников к обучению в школе.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод обобщения и систематизации фактов и явлений, метод структуризации фактического материала, метод тестирования, метод статистической обработки данных.

Методики исследования: «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, «Экспресс диагностика готовности к школе» Е.К. Вархотовой.

База исследования: 30 детей старшей группы ГУО «Ясли-сада № 403 г. Минска».

Теоретическая значимость заключается в расширении представления о развитие психологического образования на современном этапе.

Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в практической работе психолога.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Развитие психологии в Республике Беларусь
Исследование истории психологии в Республике Беларуси имеет ряд трудностей. Определенная сложность состоит также и в том, что часть архивных материалов республики погибли в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). К этому можно добавить, что до 1990 г. в работах по истории психологии СССР упоминания о белорусских ученых-психологах были редкими и носили фрагментарный характер.

Начало 20-х годов считалось периодом создания психологических институтов и лабораторий. В 30-е годы стала складываться командно-административная система и бюрократические методы управления народным хозяйством. В этих условиях социальный заказ на психологию был сведен к минимуму (в теории и практике). Появление в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило развитие психологии в трудное положение [15, с. 134].

Однако даже и в период 30-50-х годов психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней логике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчасти медицинской практикой.

В конце 50–70-х годов восстанавливаются или впервые появляются новые отрасли психологической науки: социальная, инженерная, историческая, этническая, космическая и др.

В 1947 г. на филфаке БГУ открылось отделение логики, психологии и русского языка. Однако, существование этой специализации оказалось недолгим: было сделано 5 выпусков, по одной группе на каждом курсе. Прекращение деятельности отделения логики, психологии и русского языка было вызвано постепенным вытеснением логики и психологии за рамки школьных программ, и преподаватели оказались невостребованными.

В 1956 г. создано общество психологов СССР. Белоруссия в числе первых советских республик оформила коллективное членство в этом обществе.

С конца 80-х гг. начинается развитие как теоретической, так и практической психологии. В 1974 г. начала работать «Служба знакомств», где прием вел психолог Я.Л. Коломинский. В марте 1986 года в г. Минске открылась городская хозрасчетная консультация «Брак и семья», психологические услуги в которой обеспечивались А.Н. Сизановым. В журнале «Рабочая смена» появились статьи-консультации психологов, проявившим интерес к практической психологии. Начал работать «Телефон доверия». Постепенно сложилась потребность в психологических услугах у населения, особенно когда в школах и педагогических вузах был введен с 1983 года курс «Этики и психологии семейной жизни». Многие ученые-психологи и преподаватели высшей школы включились в подготовку учебно-методических пособий для обеспечения этого курса (Я.Л. Коломенский, Д.И. Водзинский, А.В. Васильева, М.А. Григорович, А.А. Логинов, А.Н. Сизанов, А.И. Кочетов, В.И. Писаренко и др.), который в значительной степени отличался психологическим практическим содержанием [26;27;37].

02.11.1988 г. вышел указ о подготовке практических психологов для учебно-воспитательных учреждений. 26.03.1993 г. издается указ, который вводил высшее базовое психологическое образование.

В соответствии с приказами Министерства труда и Министерства образования с 1996 г. должность психолога (с 1998 г. педагога-психолога) введена в начальных, базовых и общеобразовательных школах. С 1998 г. должность педагога-психолога введена в отделы воспитательной работы с молодежью высших учебных заведений [15, с. 136].

Сегодня педагоги-психологи работают в учреждениях внешкольного воспитания и образования, в детских спортивных школах и оздоровительных лагерях. В настоящее время в стране имеется широкая сеть психологических услуг. Психологическая помощь детям и родителям оказывается в системе образования, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в социально-педагогических центрах, в детских социальных приютах, в территориальных центра социального обслуживания семьи и детей. Определенные виды социально-психолого-педагогической помощи детям, молодежи и семье оказывают также реабилитационные центры для детей с психофизическими заболеваниями, региональные службы социальной помощи молодежи и клубы молодой семьи.

При Союзе женщин работают кризисные центры для женщин и детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации, в том числе связанной с насилием [15, с. 144].

За последние двадцать лет психологи нашей республики с разными целями (обучение, обмен опытом, по линии ЮНЕСКО, научные конференции и т.д.) посетили Англию, Германию, США, Польшу, Голландию, Югославию, Афганистан, Кубу и ряд других стран.

Большую научно-методическую помощь психологам нашей республики в разное время оказывали известные российские ученые Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н Ф. Добрынин, М.И. Дьяченко, А.Г. Ковалев, К Н. Корнилов, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов и др.

Таким образом, не смотря на сложность и противоречивость развития психологической науки на территории Республики Беларусь, этот процесс проходит достаточно успешно. В подтверждение этому широкая сеть психологических услуг. Психологическая помощь детям и родителям оказывается в системе образования, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в социально-педагогических центрах, в детских социальных приютах, в территориальных центра социального обслуживания семьи и детей. Определенные виды социально-психолого-педагогической помощи детям, молодежи и семье оказывают также реабилитационные центры для детей с психофизическими заболеваниями, региональные службы социальной помощи молодежи и клубы молодой семьи.
1.2 Изучение психологии в ведущих учебных заведениях Республики Беларусь
Психологическая служба образовательного пространства стала реальностью. В образовательных учреждениях страны появвились специалисты, которым предстоит вместе с учителями, воспитателями и родителями решать практические задачи. Отправной точкой для реализации такой возможности стали ведущие высшие учебные заведения нашей республики.
1.2.1 Изучение психологии в УО «Белорусский государственный университет»
Кафедра психологии была образована в 1976 г. Первым заведующим кафедрой был Р.И. Водейко, кандидат психологических наук, доцент, почетный профессор кафедры психологии, который на протяжении 13 лет возглавлял кафедру психологии БГУ.

В годы становления психологического образования в университете на кафедре успешно работали С.Б. Бенедиктов, Л.А. Гуринович, Л.Н. Дичковская., И.А. Кулак, Г.М. Кучинский, А.К. Паншина, М.З. Яновский.

В 1993 году кафедра психологии вошла в состав философско-экономического факультета. В этом же году было создано отделение психологии, на котором осуществлялась подготовка профессиональных психологов по следующим специализациям: «Социальная психология» и «Медицинская психология».

Значительная заслуга в организации отделения психологии принадлежит доктору психологических наук, профессору Г.М. Кучинскому, который руководил кафедрой психологии с 1993 по 1999 год. 

В 1995 году при кафедре психологии была открыта и функционирует по настоящее время учебная лаборатория, на базе которой проводятся занятия по общей психологии, экспериментальной психологии, психофизиологии, психологии труда, практикумы и коллоквиумы. В эти годы на кафедре психологии работали доценты Л.С. Кравченко, А.М. Кухарчук, В.А. Поликарпов, С.П. Цуранова, С.С. Харин; преподаватели Н.Д. Алексеев, А.И. Исаенко, Г.А. Мазо, Л.П. Новицкая, С.В. Сивуха.

В 1999-2000 учебном году обязанности заведующего кафедрой исполняла кандидат психологических наук, доцент Л.С. Кравченко. В период с 2000 по 2005 г.г. кафедру психологии возглавлял доктор психологических наук, профессор И.А. Фурманов.

Сотрудников кафедры психологии отличает широта научных интересов, в частности они занимаются изучением психологических проблем поведения человека, феноменологии, этиологии и психотерапии детской агрессивности, механизмами психосоциальной адаптации (профессор И.А. Фурманов), диагностикой, коррекцией и реабилитацией детей с особенностями психофизического развития (профессор Е.С. Слепович), социально-психологическими аспектами интерперсонального воздействия (доцент Е.К. Агеенкова), проблемами психологии труда, инженерной психологии и эргономики, психологии управления (доцент Л.А. Вайнштейн), физиологическими основами поведения (доцент А.И. Кулак) [23].
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта