Навигация по странице:
|
Развитие речи. Развитие речи. Описание внешности человека Цели
Развитие речи. Описание внешности человека
Цели: дать понятие о словесном портрете; развивать воображение учеников, навыки описания картин; закрепить навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение; наблюдения над текстом; конструирование диалога; словарная работа, самостоятельная работа.
Ход уроков
I. Лингвистическая разминка
Составить словосочетания с причастиями, родственными глаголам: опаздывать, привинтить, ознакомиться, читать, бегать, бежать, решить, решать.
Осложненное задание: 1-й вариант составляет словосочетания, в которых причастие является главным словом, 2-й вариант - зависимым.
II. Проверка домашнего задания
Взаимопроверка упражнения 73.
III. Слово учителя
Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы делаем это, когда пытаемся рассказать кому-нибудь о человеке, который ему не знаком.
В течение двух уроков мы попробуем усовершенствовать наше умение описывать внешность.
С чего мы начинаем описание? Обычно с лица человека. Недаром существуют выражения: «потерять лицо», «не потерять лица», «не ударить лицом в грязь». Именно лицо прежде всего говорит о человеке.
А что главное в лице? Глаза, их называют «зеркалом души», по ним можно определить настроение человека, характер, даже его намерения.
Важную роль в описании внешности играет фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, что он много времени проводит сидя. А может, он стесняется своего высокого роста? Худой человек или полный, подтянутый или расхлябанный - все это расскажет нам о его здоровье, характере, привычках.
Многое скажет нам одежда человека, его манера одеваться. Опрятно одетый, аккуратный человек располагает к себе окружающих. Недаром говорят: по одежке встречают. Не забудем и вторую часть пословицы: по уму провожают. Хорошо, если в человеке, как сказал Чехов, «всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Мимика, жесты, манера говорить тоже очень важны. По ним можно узнать, открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся.
Итак, описание внешности не только передает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.
IV. Беседа
Описание внешности играет важную роль в характеристике литературных героев. Описания внешности каких героев вы помните? Постарайтесь восстановить в памяти портреты героев.
V. Устное рисование
Упражнение 77:
1. Устное описание героини картины В.И. Хабарова «Портрет Милы» (ученики дополняют друг друга).
2. Составление и запись диалога.
3. VI. Выполнение упражнений
1. Упражнение 78: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.
Комментарий. Причастия и их роль в предложениях: спавший, размытых (определения), усеян, пущена(сказуемые).
Средства связи первого предложения со вторым: повтор слов (парень), второго с третьим: местоимение (парень- он).
2. Упражнение 79: выразительное чтение, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
3. Упражнение 80: выразительное чтение, обсуждение проблемного вопроса: «Правильно ли поступают те, кто по внешности судит о внутренних качествах человека, о его характере?»; устное выполнение («по цепочке»).
4. Упражнение 81: сопоставление текстов; письменное выполнение по вариантам с последующей взаимопроверкой.
5. Упражнение 82: самостоятельная работа.
VII. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с. 36), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.
Благородный, великодушный, возвышенный, высокий, святой, священный, рыцарский.
VIII. Подготовка к домашнему сочинению
1. Слово учителя.
Ваша задача - создать описание внешности знакомого вам человека: взрослого или вашего ровесника. Постарайтесь показать через внешность черты характера человека, проследить за изменениями во внешности: в лице, фигуре, одежде в разных жизненных ситуациях; выразите свое отношение к описываемому человеку.
2. Составление плана сочинения, обсуждение.
3. Написание набросков, черновиков сочинения.
4. Консультации учителя.
Домашнее задание
Написать сочинение с описанием внешности человека.
|
|
|